Научная статья на тему 'Проектирование рисунков переплетений для ремизных и жаккардовых тканей смешанных структур'

Проектирование рисунков переплетений для ремизных и жаккардовых тканей смешанных структур Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
693
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ / ЖАККАРДОВЫЕ ТКАНИ / УТОЧНЫЙ ГОБЕЛЕН / РЕМИЗНЫЕ ТКАНИ / СМЕШАННЫЕ СТРУКТУРЫ / LOOM / TECHNOLOGY / WARP / WEFT / WEAVING / DESIGN / STRUCTURE / WEFT TAPESTRY / WEAVE / REMISE FABRICS / JACQUARD FABRICS / MIXED STRUCTURES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Казарновская Г.В.

Работа посвящена проектированию ремизных и жаккардовых тканей смешанных структур с целью улучшения их художественно-колористического оформления. В структуре одной ткани предложено использовать участки однослойного, двухслойного, полого, в два с половиной слоя, гобеленового, репсового строения, что позволяет создать в ткани современный объемный рисунок. Структура уточного гобелена в рисунок двухслойных жаккардовых тканей введена впервые, при этом разработаны модельные переплетения с короткими и длинными уточными перекрытиями, которые позволяют получить в ткани чистые цветовые эффекты, принадлежащие цвету нитей утка. Сочетание различных структур в ткани применено в ассортименте ремизных и жаккардовых платьево костюмных, жаккардовых мебельно декоративных тканей и штучных изделий, которые успешно внедряются в производство на РУПТП «Оршанский льнокомбинат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of Weave Pattern for Remise and Jacquard Fabrics of Mixed Structures

The work is devoted to the design of remise and jacquard fabrics of mixed structures in order to improve their artistic and color design. It is proposed to use single-layer, two-layer, hollow, two and a half layers, tapestry, reps structure for producing a modern three-dimensional pattern in the fabric. The structure of the weft tapestry in the pattern of two-layer jacquard fabrics was introduced for the first time. The model weaves with short and long weft overlappings are developed. It allows obtaining pure color effects in the fabric. The combination of various structures in the fabric is applied in the assortment of the remise and jacquard dress-suit, jacquard furniture and decorative fabrics and piecework.

Текст научной работы на тему «Проектирование рисунков переплетений для ремизных и жаккардовых тканей смешанных структур»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РИСУНКОВ ПЕРЕПЛЕТЕНИЙ ДЛЯ РЕМИЗНЫХ И ЖАККАРДОВЫХ ТКАНЕЙ СМЕШАННЫХ СТРУКТУР

DESIGN OF WEAVE PATTERN FOR REMISE AND JACQUARD FABRICS OF MIXED STRUCTURES

Г.В. Казарновская*

Витебский государственный технологический университет

УДК 677.025.568.66 G. Kazarnovskaya*

Vitebsk State Technological University

РЕФЕРАТ

ABSTRACT

РЕМИЗНЫЕ ТКАНИ, ЖАККАРДОВЫЕ ТКАНИ, СМЕШАННЫЕ СТРУКТУРЫ, МОДЕЛЬНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ, УТОЧНЫЙ ГОБЕЛЕН

REMISE FABRICS, JACQUARD FABRICS, MIXED STRUCTURES, WEAVE, TECHNOLOGY, WARP, WEFT, LOOM, WEAVING, DESIGN, STRUCTURE, WEFT TAPESTRY

Работа посвящена проектированию ремизных и жаккардовых тканей смешанных структур с целью улучшения их художественно-колористического оформления. В структуре одной ткани предложено использовать участки однослойного, двухслойного, полого, в два с половиной слоя, гобеленового, репсового строения, что позволяет создать в ткани современный объемный рисунок.

Структура уточного гобелена в рисунок двухслойных жаккардовых тканей введена впервые, при этом разработаны модельные переплетения с короткими и длинными уточными перекрытиями, которые позволяют получить в ткани чистые цветовые эффекты, принадлежащие цвету нитей утка.

Сочетание различных структур в ткани применено в ассортименте ремизных и жаккардовых платьево-костюмных, жаккардовых мебель-но-декоративных тканей и штучных изделий, которые успешно внедряются в производство на РУПТП «Оршанский льнокомбинат».

The work is devoted to the design of remise and jacquard fabrics of mixed structures in order to improve their artistic and color design.

It is proposed to use single-layer, two-layer, hollow, two and a half layers, tapestry, reps structure for producing a modern three-dimensional pattern in the fabric. The structure of the weft tapestry in the pattern of two-layer jacquard fabrics was introduced for the first time.

The model weaves with short and long weft over-lappings are developed. It allows obtaining pure color effects in the fabric.

The combination of various structures in the fabric is applied in the assortment of the remise and jacquard dress-suit, jacquard furniture and decorative fabrics and piecework.

V.

Одной из актуальных задач, стоящих перед текстильной отраслью Республики Беларусь, является создание конкурентоспособных тканей бытового назначения, которые по своим эстетическим свойствам составили бы альтернативу лучшим мировым аналогам.

Особое внимание в этой связи стоит уделять

развитию ассортимента тканей сложных структур. Техническое перевооружение парка ткацкого оборудования на крупнейших текстильных предприятиях: РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Камволь» - это база, на которой возможно осуществить производство сложных по структуре и художественно-колористическому

* E-mail: galina_kazarnovskaya@mail.ru (G. Kazarnovskaya)

оформлению тканей.

Работа посвящена проектированию переплетений ремизных и жаккардовых тканей, в рисунке которых используется несколько видов структур с различным числом основных и уточных нитей: однослойные, полутораслойные, двухслойные с соединением слоев нитями слоев по контуру заданного узора, двухслойные, в два с половиной слоя, уточные гобелены. Наличие такого количества структур в одной ткани позволяет придать рисунку объемность, рельефность.

В ремизном ткачестве на ткацких станках фирмы PicanoL с ремизоподъемной кареткой на 20 или 24 ремизки возможно выработать ткани смешанных структур. Наиболее эффектные рисунки получаются чередованием участков однослойного и полого строения. В качестве мотива узора в костюмных тканях используется продольная полоса или клетка, реже попереч-

ная полоса. Выбор переплетений в различных элементах узора влияет на величину уработки нитей основы, что влечет за собой наличие в заправке ткацкого станка одного или двух навоев. При однонавойной заправке для выравнивания уработок в продольной полосе на однослойных участках целесообразно использовать переплетения с длинными перекрытиями в раппорте, поскольку плотность по основе в слое увеличивается в два раза по сравнению с участками полого строения, где основы и утки располагаются в двух слоях. На полых участках могут быть размещены переплетения с короткими перекрытиями. Размеры вертикальных полос зависят от вида проборки основных нитей в ремиз: при рядовой - размеры полос ограничены числом ремизок в заправке, при сводной - прерывной это ограничение снимается.

На рисунке 1 представлен заправочный ри-

Рисунок 1 - Заправочный рисунок ткани в продольную полоску: а - на базе полотняного переплетения, б - однослойное просвечивающее переплетение

ТЕХНОЛОГИЯ и ОБОРУДОВАНИЕ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ

сунок ткани в продольную полоску, в одной из которых используется двухслойное строение с перевязкой по контуру заданного узора (полос) на базе полотняного переплетения (рисунок 1 а), во втором - однослойное просвечивающее переплетение (рисунок 1 б). Проборка сводная прерывная: в первом и во втором сводах по 12 ремизок; в каждом своде пробора рядовая, раппорт проборки равен двум. При одинаковом числе повторений раппорта проборки в каждой полосе, их размер в ткани различен: полоса полого строения вдвое уже полосы однослойного строения. Выбор просвечивающего переплетения в одной из полос неслучаен: наличие коротких перекрытий на границе полос способствует усилению объемности полосы полого строения. В основах и утках ткани могут использоваться нити одинакового цвета, при двухцветных основах и утках эффект продольной полосы усиливается цветом: полая полоса - чистого цвета, однослойного - смешанного, ткань - двулице-вая, одна сторона по цвету является негативным изображением другой стороны.

Для исключения перезаправки ткацкого станка, связанной с новым видом проборки в каждом своде, при использовании в качестве мотива узора клетки, в диаметрально противоположных элементах которой расположены одинаковые переплетения (рисунок 2), достаточно в первом полого строения и втором - однослойного строения, то есть элементах, расположенных друг над другом, выбрать переплетения с равными или кратными раппортами по основе.

Так, при сохранении проборки основных нитей в ремиз, представленной на рисунке 1, для выработки клетки достаточно в первом и третьем элементах в слоях ткани использовать полотняное переплетение, саржу 1/2, 2/1 или

полурепс уточный 2/1; во втором и четвертом элементах сохранить просвечивающее переплетение. На рисунке 3 представлен рисунок переплетения в клетку.

Ассортимент жаккардовых тканей сложных структур разнообразен: это платьево-костюм-ные, пальтовые, мебельно-декоративные ткани; штучные изделия. Структура этих тканей как правило однородна, выявление цветовых эффектов достигается использованием различных переплетений на внешних сторонах ткани и цветных нитей в основах и в утках. Наиболее распространенными являются ткани, в строении которых участвуют две системы нитей основы и утка различных цветов. Для получения устойчивой структуры платьево-костюмных, пальтовых тканей используются двухслойные переплетения с различными способами соединения слоев: «сверху-вниз», «снизу-вверх», комбинированный. В ассортименте мебельно-декоративных тканей, штучных изделий чаще других используют соединение слоев перемещением нитей основы и утка из слоя в слой по контуру заданного узора. В декоративном покрывале, рисунок которого разработан дипломницей кафедры дизайна и моды УО «ВГТУ» Бетеня А.В., присутствуют два вида двухслойных переплетений: полое и с соединением слоев по способу «сверху-вниз», когда в соединении участвуют основа верхнего слоя и уток нижнего. Рисунок покрывала - это двухцветная монокомпозиция, характеризующаяся наличием фона, на площади которого размещен графический рисунок из геометрических и цветочных форм (рисунок 4).

В строении ткани - две основы черного и белого цвета и два утка черного и белого цвета. Несмотря на то, что в рисунке всего два цвета - белый и черный, в покрывале предло-

Г

Л

Рисунок 2 - Мотив узора клетки

У

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2017, № 2 (33)

ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ

жено использовать три ткацких эффекта: два для белого и один для черного.

Для фона ткани разработано двухслойное переплетение: на внешних сторонах ткани рогожка 2/2, соединение слоев по способу «сверху-вниз» (рисунок 5 а); для тонких графических линий белого и черного используется полое строение на базе полотняного переплетения (рисунок 5 б).

Полое или мешковое строение в рисунке позволило придать ему рельефность и выделить на плоском фоне. Покрывало получило высокую оценку на художественном совете РУПТП «Оршанский льнокомбинат» и в настоящее время находится в производстве.

Мебельно-декоративные ткани играют важ-

ную роль в интерьере, являясь акцентом, поэтому проектирование их структур требует особого подхода. Разработанная структура ткани включает в себя два вида переплетения: в два с половиной слоя и уточный гобелен. Для реализации переплетения в два с половиной слоя один из утков по плотности в нитях на один сантиметр необходимо разделить пополам, первая половина нитей располагается на внешней стороне верхнего слоя, переплетаясь с одной из основ каким-либо переплетением, вторая половина нитей располагается в ткани прямолинейно, не переплетаясь ни с одной из основ, образуя так называемый средний слой. Второй уток переплетается со второй основой в нижнем слое. На рисунке 6 а представлен продольный разрез тка-

Л

Рисунок 5 - Рисунок переплетений: а - фона, б - тонких графических линий

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2017, № 2 (33)

ни, на внешних сторонах которой использовано полотняное переплетение. Уток № 1 разделен на два слоя, в каждом из которых по две нити, в нижнем слое четыре нити утка № 2; соотношение между утками № 1 и № 2 - один к одному. На рисунке 6 б, 6 в показано переплетение утка № 1 с основой № 1 в верхнем слое и подъемы этой же основы при прокладывании утка № 1 в среднем слое, соответственно. На рисунках 6 г, 6 д - переплетение утка № 2 с основой № 2 в нижнем слое и подъемы основы № 1 при прокладывании утка № 2, соответственно. На рисунке 6 е представлено модельное переплетение, раппорт которого по основе равен 4, по утку - 8.

При использовании в основе и утке № 1 нитей одного цвета, в основе и утке № 2 нитей другого цвета и только полотняного переплетения в рисунке жаккардовой ткани возможно получить три цветовых эффекта: два чистых цвета и один смешанный при переплетении нитей одного и разного цвета.

Уточный гобелен создает в ткани только чистые цветовые эффекты, принадлежащие нитям утка. Впервые предложено в жаккардовой ткани использовать структуру уточного гобелена наря-

ду с другими. Поскольку уработка основных нитей, которые делятся на прижимную и коренную, различна, уточный гобелен должен быть равномерно распределен в узоре, что способствует выравниванию уработок основных нитей. На рисунке 7 представлен продольный разрез (а) и модельное переплетение (б) для двухуточного гобелена.

В гобелене роль прижимной основы выполняет основа № 1, которая переплетается с утками репсом основным 2/2; роль настилочной - основа № 2. На внешних сторонах ткани будут цветовые эффекты, принадлежащие уткам № 1 и № 2. Двухуточный гобелен при сохранении в качестве прижимной и настилочной тех же основ, но при смене утков на внешних сторонах, создает в ткани второй цветовой эффект. Чистота цветовых эффектов зависит от длины уточного перекрытия при прочих равных условиях: одинаковой линейной плотности уточных нитей в слоях, плотности по утку. Разработано модельное переплетение (рисунок 8 а), в котором утки перекрывают семь основных нитей (рисунок 8 б), а не четыре, как в переплетении на рисунке 7 б.

Рисунок 7 - Двухуточный гобелен: а - продольный разрез, б - модельное переплетение

Рисунок 8 - Двухуточный гобелен: а - модельное переплетение, б - поперечный разрез

ч.

Часто в жаккардовых тканях для лучшего прочтения рисунка вводят обводку отдельных элементов. В тканях, имеющих в строении две системы основных и уточных нитей, в обводку вводится репсовое переплетение. Одна из основ выполняет роль коренной или настилочной, вторая - прижимной. Утки также делятся на коренной и прижимной. На рисунке 9 представлен продольный разрез (а) и модельное переплетение (б), создающее в ткани рубчиковый эффект.

Уток № 1 и основа № 2 выполняют роль коренных, уток № 2 и основа № 1 - прижимных. Модельное переплетение имитирует полотняное, в ткани же получается поперечный цветной рубчик.

На рисунке 10 представлены костюмная и мебельная ткани смешанной структуры, включающей двухслойное, в два с половиной слоя, полое и репсовое переплетения.

Рисунок 9 - Рубчиковый эффект: а - продольный разрез, б - модельное переплетение

Рисунок 10 - Костюмная и мебельная ткани смешанной структуры

Ткани смешанных структур могут выпускаться как гладкокрашенными, так и цветными, в том и другом случаях прочтение рисунка обеспечивается фактурной ткани, созданной различными видами переплетений.

Таким образом, разработанные рисунки переплетений, сочетающие в себе различные по структуре участки: однослойные, двухслойные, полые, в два с половиной слоя, гобеленовые, репсовые - позволяют создать в ткани современ-

ную фактуру, придать рельефность, объемность рисунку. При проектировании ремизных тканей смешанных структур разработаны рекомендации по размещению в мотиве узора однослойных и полых переплетений для выравнивания уработок по сводам. Ассортимент жаккардовых платьево-костюмных, мебельно-декоративных тканей, штучных изделий смешанных структур и успешно внедряется на РУПТП «Оршанский льнокомбинат».

Л

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ REFERENCES

ИСТОЧНИКОВ

1. Казарновская, Г. В., Кириллова, И. Л., (2012), Проектирование костюмных тканей с использованием котонированного льна, Вестник Витебского государственного технологического университета, Витебск, 2012, № 22, С. 53.

2. Казарновская, Г В., (2012), Исследование структуры слуцких поясов, Вестник Витебского государственного технологического университета, Витебск, 2012, № 23, С. 40.

3. Казарновская, Г. В., Самутина, Н. Н., Абрамович, Н. А., (2014), Автоматизированные методы проектирования ремизных и жаккардовых тканей, Витебск, 2014, 262 с.

1. Kazarnovskaya, G. V., KîriLLova, I. L., (2012), Design suiting fabrics and Linen kathiravan [Proektirovanie kostyumnykh tkaney s ispoLzovaniem kotonirovannogo Lna], Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta - VestnikofVitebskState Technological University, Vitebsk, 2012, № 22, P. 53.

2. Kazarnovskaya, G. V., (2012), Investigation of the structures of SLutsk beLts [IssLedovanie struktur sLutskikh poyasov], Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta - Vestnik of Vitebsk State Technological University, Vitebsk, 2012, № 23, P. 40.

4. Казарновская, Г. В., Мандрик, А. В., (2017), Двухслойные пледы по мотивам слуцких поясов, Материалы докладов 50 международной НТК преподавателей и студентов, посвященной году науки, Витебск, 2017. Т. 2, С. 62.

3. Kazarnovskaya, G. V., Samutina, N. N., Abramovich, N. A., (2014), Automated design methods remesnik and jacquard fabrics [Avtomatizirovannye metody proektirovaniya remiznykh i zhakkardovykh tkaney], Vitebsk, 2014, 262 p.

4. Kazarnovskaya, G. V., Mandrik, A. V., (2017), Two-ply blankets on the motives of Slutsk belts [Dvukhsloynye pledy po motivam slutskikh poyasov], Conference materials of 50 international scientific-technical conferences of teachers and students dedicated to the year of science, Vitebsk, vol. 2, P. 62.

Статья поступила в редакцию 30.10. 2017г.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.