Научная статья на тему 'Проектирование результатов освоения учебной дисциплины в вузе'

Проектирование результатов освоения учебной дисциплины в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФГОС 3++ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

Статья посвящена анализу проблем подготовки педагогических кадров в контексте проектирования результатов освоения дисциплин в вузе, оценки качества образования, менеджмента управления педагогическим процессом. Определено, что проектирование результатов освоения учебных дисциплин в вузе особый вид деятельности, при котором ее субъект (педагоги) посредством решения управленческих задач реализует определенную технологию (механизм) по организации учебного процесса, развития компетенций, личностно-профессиональных способностей обучающихся (будущих специалистов), приобретению и накоплению практического опыта профессиональной деятельности. Представлен опыт магистерской образовательной программы «Проектный менеджмент в образовании» Педагогического института по проектированию результатов освоения дисциплины «Инновационные процессы в образовании»; разработаны разноуровневые задания поискового исследовательского характера, позволяющие развивать у магистрантов умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей (реконструктивный уровень); навыки интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения (творческий уровень), а также самостоятельность, инициативность, способность и склонность к самообразованию будущего специалиста, продуктивного и востребованного на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results projection of educational discipline's development in higher education institution

The article is devoted to the analysis of the problems of training teachers in the context of designing the results of mastering disciplines at a university, assessing the quality of education, and managing the pedagogical process. It is determined that the design of the results of mastering disciplines in a university is considered as a special type of activity in which its subject (teachers) implements a certain technology (mechanism) for organizing the educational process, developing competencies, personal and professional abilities of students (future specialists) by solving managerial tasks, the acquisition and accumulation of practical experience in professional activities. The experience of the master's educational program “Project Management in Education” of the Pedagogical Institute for the design of educational results in the process of studying the discipline “Innovative processes in education”; multilevel tasks of a search research nature have been developed, which allow developing master's skills in synthesizing, analyzing, generalizing factual and theoretical material with the formulation of specific conclusions, establishing causal relationships (reconstructive level); skills to integrate knowledge of various fields, to argue their own point of view (creative level), as well as independence, initiative, ability and inclination to self-education of a future specialist, productive and in demand in the modern labor market.

Текст научной работы на тему «Проектирование результатов освоения учебной дисциплины в вузе»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 378

И. С. Алексеева

Проектирование результатов освоения учебной дисциплины

в вузе

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем подготовки педагогических кадров в контексте проектирования результатов освоения дисциплин в вузе, оценки качества образования, менеджмента управления педагогическим процессом. Определено, что проектирование результатов освоения учебных дисциплин в вузе - особый вид деятельности, при котором ее субъект (педагоги) посредством решения управленческих задач реализует определенную технологию (механизм) по организации учебного процесса, развития компетенций, личностно-профессиональных способностей обучающихся (будущих специалистов), приобретению и накоплению практического опыта профессиональной деятельности. Представлен опыт магистерской образовательной программы «Проектный менеджмент в образовании» Педагогического института по проектированию результатов освоения дисциплины «Инновационные процессы в образовании»; разработаны разноуровневые задания поискового исследовательского характера, позволяющие развивать у магистрантов умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей (реконструктивный уровень); навыки интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения (творческий уровень), а также самостоятельность, инициативность, способность и склонность к самообразованию будущего специалиста, продуктивного и востребованного на современном рынке труда.

Ключевые слова: результаты освоения дисциплин в вузе, проектирование педагогического процесса, общепрофессиональные компетенции, ФГОС 3++, разноуровневые задания.

I. S. Alekseeva

Results projection of educational discipline's development in higher education institution

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problems of training teachers in the context of designing the results of mastering disciplines at a university, assessing the quality of education, and managing the pedagogical process. It is determined that the design of the results of mastering disciplines in a university is considered as a special type of activity in which its subject (teachers) implements a certain technology (mechanism) for organizing the educational process, developing competencies, personal and professional abilities of students (future specialists) by solving managerial tasks, the acquisition and accumulation of practical

АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: alekseevais2010@mail.ru

ALEKSEEVA Irina Stepanovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor department of pedagogics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

experience in professional activities. The experience of the master's educational program "Project Management in Education" of the Pedagogical Institute for the design of educational results in the process of studying the discipline "Innovative processes in education"; multilevel tasks of a search research nature have been developed, which allow developing master's skills in synthesizing, analyzing, generalizing factual and theoretical material with the formulation of specific conclusions, establishing causal relationships (reconstructive level); skills to integrate knowledge of various fields, to argue their own point of view (creative level), as well as independence, initiative, ability and inclination to self-education of a future specialist, productive and in demand in the modern labor market.

Keywords: results of mastering the disciplines at the university, designing the pedagogical process, general professional competencies, FSES 3 ++, multilevel tasks.

Введение

Результаты освоения учебных дисциплин являются одним из основополагающих компонентов обучения в вузе, основанных на усвоении знаний и достижений современной науки, формировании компетенций, приобретения опыта деятельности, коммуникаций, обеспечивающих становление личности будущего специалиста. В основе определения результатов образования традиционной педагогики находится знаниево-ориентированный подход, при котором у обучающихся формируется система научных знаний, практических умений и навыков [1]. Современная дидактика высшей школы при определении результатов освоения учебных дисциплин придерживается компетентностного, практико-ориентированного, системно-дея-тельностного подходов, в основе которых лежит освоение обучающимися прежде всего опыта деятельности (познавательного, коммуникативного, организационного, творческого, эмоционально-ценностного и т.д.), ведущего в конечном итоге к формирующимся компетенциям, необходимым в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Методологические основания

Методологические основания представлены исследованиями проблем содержания образования с точки зрения целостности образовательного процесса (В.В. Краевский и др.) [2]; теории личности и развивающего обучения (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.) [3, 4]; потребности личности в саморазвитии (О.С. Газман и др.) [5]; компетентности педагога (Н.В. Кузьмина и др.) [6].

В своих исследованиях отечественные ученые В.А. Болотов, Г. А. Бордовский, М.Л. Левицкий, А.П. Тряпицына, А.Д. Николаева, Е.А. Барахсанова раскрывают проблемы подготовки педагогических кадров в контексте проектирования результатов педагогического процесса, оценки качества образования, менеджмента управления, информационных технологий и циф-ровизиции процесса обучения [7-12]. По мнению авторов, подготовка специалистов в педагогическом вузе предполагает качественное преобразование содержания образования, начиная с принципов и уровней построения содержания, критериев отбора и источников формирования содержания образования, педагогических и информационных технологий, проектирования результатов освоения и т.д.

Мы согласны с О.Н. Тузовой, К.В. Кириченко, в исследовании которых значительное место в подготовке и становлении будущих специалистов отведено накоплению опыта практической деятельности, профессиональному совершенствованию и приобретению мастерства [13]. Авторы И.В. Гладкая, А.Л. Третьяков характеризуют проектирование результатов учебной и исследовательской деятельности студентов на основе решения важных целей и задач в контексте направленности и вариативной деятельности, а именно: развитие познавательных умений и навыков обучающихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить [14]. Проблема проектирования результатов освоения содержания образования О.В. Крежевских представлена с позиции модели личности транспрофессионала или мультипрофессионала на основе интерпрофессионализма как универсального механизма, обеспечивающего «максимально возможную адаптацию к будущим изменениям и ситуации неопределенности, вызванной неясностью границ профессиональных

функций, конвергентностью технологий, а также многокачественным и широким полипрофессиональным коммуникационным пространством» [15].

Проектирование результатов освоения учебной дисциплины

В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом результаты освоения содержания образования формируются на основе системно-деятельност-ного подхода, при котором обучающиеся в процессе собственной учебно-познавательной, в том числе практико-ориентированной деятельности, овладевают общепрофессиональными компетенциями. Ключевыми категориями (групп) универсальных компетенций ОПК в рамках нового ФГОС 3++ определены: научные основы педагогической деятельности - ОПК-8; нормативные основания профессиональной деятельности - ОПК-1; разработка основных и дополнительных образовательных программ - ОПК-2, ОПК-4; совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся - ОПК-3; контроль и оценка формирования результатов образования - ОПК-5, ОПК-6; взаимодействие с участниками образовательных отношений - ОПК-7.

Целевые задачи представлены не сколько суммой знаний и умений, а компетенциями, приобретаемыми и накапливаемыми обучающимися в период обучения в вузе. Именно компетенции (результаты образования), развивающие самостоятельность, инициативность, способность и склонность к самообразованию, исследованиям представляют основу для формирования будущего специалиста, продуктивного и востребованного на современном рынке труда.

В нашем исследовании проектирование результатов освоения учебной дисциплины в вузе рассматривается как особый вид деятельности, при котором ее субъект (педагоги) посредством решения управленческих задач реализует определенную технологию (механизм) по организации процесса развития компетенций, личностно-профессиональных способностей обучающихся (будущих специалистов), приобретению и накоплению практического опыта профессиональной деятельности.

В рамках образовательной программы «Проектный менеджмент в образовании» у магистрантов Педагогического института появляются способности выполнять в единстве собственно педагогическую, научно-исследовательскую и проектную деятельность в результате изучения таких дисциплин, как «Стратегическое развитие образовательных систем на основе проектного менеджмента», «Экспертно-проектный менеджмент в образовании», «Инновационные процессы в образовании», «Проектирование научно-методической работы в образовательной организации», «Управление качеством образования» и др.

Так, результатами освоения дисциплины «Инновационные процессы в образовании» являются знания о современных инновационных процессах в образовании, выступающих движущей силой модернизации российской школы; умения применять инновационные подходы при разработке образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов; проектировать образовательное пространство, использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; владение способностями руководить исследовательской работой обучающихся; осуществлять профессиональную деятельность для социально-экономического, инновационного развития Севера-Востока России и циркумполярного мира.

В ходе освоения изучаемой дисциплины магистранты закрепляют знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий практико-ориентированных, исследовательских заданий самостоятельной работы.

Самостоятельная работа включает этапы:

1) углубленный анализ научно-методической литературы: ознакомление с программой курса и учебными пособиями; конспектирование и проработка лекционного материала, дополнение указанными источниками основной литературы, дополнительной литературы, при необходимости самостоятельный её подбор; составление терминологического словаря; самостоятельная подготовка сообщений к семинарским занятиям,

2) выполнение заданий поискового исследовательского характера, разноуровневых заданий реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей (решение задач, составление аналитической таблицы); творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения (реферативный обзор, обсуждение, дискуссия, составление кейсов).

Аналитическая таблица представляет наиболее систематизированное, обобщённое, наглядное представление по исследуемой теме, иллюстрацию выводов по результатам проведенного анализа. Например, в аналитическом обзоре (таблице) модуля 1 «Теория и методология инноваций в образовании» студент приводит примеры, иллюстрирующие направления развития образования в современном мире, включая сопоставительный анализ за рубежом, в РФ и РС (Я) (возможно с учетом личного профессионального опыта). Приводимые примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения. На основе анализа работ, выполненных ранее отечественными и иностранными исследователями, магистрант оформляет таблицу.

Реферативный обзор модуля 2 «Инновационные процессы в образовании» представляет собой систематизированные сведения и научные обобщения о состоянии, тенденциях и прогнозе развития, включает в себя описание, анализ, оценку и обобщение, определяет перспективы и тенденции инновационных процессов в образовании. Подготовку обзора образовательных практик магистранты осуществляют соответственно собственным научным интересам и исследованиям, при этом представляют критерии отбора лучших образовательных практик. В качестве источников информации могут быть использованы сайты образовательных организаций (общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, ссузов, вузов), научные и методические журналы, собственный профессиональный опыт. К реферативному обзору прикладывается библиографический список, выполненный по требованиям.

Заключение

Таким образом, исходя из исследуемой нами проблемы проектирования результатов освоения учебной дисциплины в процессе изучения предмета «Инновационные процессы в образовании» разработаны разноуровневые задания поискового исследовательского характера, позволяющие развивать у магистрантов умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей (реконструктивный уровень); навыки интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения (творческий уровень), а также самостоятельность, инициативность, способность и склонность к самообразованию будущего специалиста, продуктивного и востребованного на современном рынке труда.

Литература

1. Мордовская А.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / А.В. Мордовская. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 104 с.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

3. Бондаревская Е.В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Известия Волгоградского педагогического университета. -2016. № 3 (107). - С. 4-14.

4. Якиманская И.С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3. - № 1. - С. 32-38.

5. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. - Л.: Знание, 1985. - 32 с.

7. Болотов В.А. Размышления о реформе педагогического образования // Наука и профессиональное образование: коллективная монография / Под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. - М.: Экон-информ, 2013. - 331 с.

8. Бордовский Г.А. Основные закономерности, принципы, и тенденции развития высшего профессионального педагогического образования / Непрерывное педагогическое образование. - Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

9. Левицкий М.Л., Геворкян Е.Н. Предпосылки повышения эффективности экономических механизмов в образовании // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 7. - С. 12-16.

10. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2014. - № 3 (40). - С. 4-12.

11. Николаева А.Д., Филин С.А., Алексеева И.С. Формирование инновационного мировоззрения современного педагога в контексте становления новой системы ценностей и смены технологических укладов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 6. - № 9. - С. 28-38.

12. Klochkov V.P., Barakhsanova E.A., Krotova I.V., Rybakova G.R., Malkova T. V. Indicadores dicotómicos del modelado de compatibilidad de información educativa // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. - 2019. - Т. 6. - № S8. - P. 11.

13. Тузова О.Н., Кириченко К.В. Проблема профессионального становления молодых специалистов в современных исследованиях // В сборнике: «Актуальные проблемы психологии в образовании» сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. науч. ред. А.В. Прялухина. - Мурманск, 2019. - С. 244-249.

14. Гладкая И.В., Третьяков А.Л. Становление профессиональной экспертной деятельности в системе высшего образования: монография / И.В. Гладкая, А.Л. Третьяков. - М.: ИИУ МГОУ, 2018. - 168 с.

15. Крежевских О.В. Модель личности мультипрофессионала и транспрофессионала в области дошкольного образования: к проблеме результатов интерпрофессионального образования // Актуальные проблемы психологического знания. - 2018. - № 4 (49). - С. 61-72.

References

1. Mordovskaya A.V. Modern educational technologies: textbook / A.V. Mordovian. - Yakutsk: NEFU Publishing House, 2014. - 104 p.

2. Kraevsky V.V. General principles of pedagogy: Uch. for stud. higher ped student Head - M.: Publishing Center "Academy", 2008. - 256 p.

3. Bondarevskaya E.V. The experience of methodological reflection of the activities of a scientific school // Bulletin of the Volgograd Pedagogical University. -2016. - No3 (107). - P. 4-14.

4. Yakimanskaya I.S. Izucheniye lichnosti uchenika v obrazovatel'nom protsesse // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya. - 2010. - T. 3. - № 1. - P. 32-38.

5. Gazman O.S. Non-classical education: From authoritarian pedagogy to pedagogy of freedom. - M.: MIROS, 2002. - 296 p.

6. Kuzmina N.V. Abilities, giftedness, talent of a teacher / N.V. Kuzmina. - L.: Knowledge, 1985. - 32 p.

7. Bolotov V.A. Reflections on the reform of teacher education // Science and Professional Education: Collective Monograph / Ed. I.P. Smirnova, E.V. Tkachenko, S.N. Chistyakova. - M.: Econ-inform, 2013. - 331 p.

8. Bordovsky G.A. The basic laws, principles, and development trends of higher professional pedagogical education. / Continuing teacher education. - Vol. Xvi. Theoretical Foundations of a multilevel science teacher education: Collective monograph. - St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2002.

9. Levitsky M.L., Gevorkyan E.N. Preconditions for increasing the efficiency of economic mechanisms in education // Vocational Education. Capital. - 2013. - No. 7. - P. 12-16.

10. Tryapitsyna A.P., Pisareva S.A. Sovremennyye metodologicheskiye podkhody k issledovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya // Akademicheskiy vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslykh RAO. - 2014. - № 3 (40). - P. 4-12.

11. Nikolayeva A.D., Filin S.A., Alekseyeva I.S. Formirovaniye innovatsionnogo mirovozzreniya sovremennogo pedagoga v kontekste stanovleniya novoy sistemy tsennostey i smeny tekhnologicheskikh ukladov // Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya. - 2018. - T. 6. - № 9. - P. 28-38.

12. Klochkov V.P., Barakhsanova E.A., Krotova I.V., Rybakova G.R., Malkova T. V. Indicadores dicotómicos del modelado de compatibilidad de información educativa // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. - 2019. - Т. 6. - № S8. - P. 11.

13. Tuzova O.N., Kirichenko K.V. Problema professional'nogo stanovleniya molodykh spetsialistov v sovremennykh issledovaniyakh // V sbornike: «Aktual'nyye problemy psikhologii v obrazovanii» sbornik

nauchnykh statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. nauch. red. A.V. Pryalukhina. - Murmansk, 2019. - P. 244-249.

14. Gladkaya I.V., Tretyakov A.L. Formation of professional expert activity in the system of higher education: monograph / I.V. Smooth, A.L. Tretyakov. - M.: IIU MGOU, 2018. - 168 p.

15. Krezhevskikh O.V. The personality model of a multi-professional and a trans-professional in the field of preschool education: to the problem of the results of inter-professional education // Actual problems of psychological knowledge. - 2018. - No. 4 (49). - S. 61-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.