УДК 378
Расщепкина Наталья Афанасьевна
Доцент кафедры химии, кандидат химических наук Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева», rasshhepkina.natalja@ rambler.ru, Самара
Козлов Дмитрий Михайлович
Кандидат технических наук, профессор кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева», [email protected], Самара
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ
на инновационную профессиональную
ДЕЯТЕЛьНОСТь
Rasshchepkina Natalja Afanasievna
Candidate of Chemistry, Associate Professor S. P. Korolyov Samara State Aerospace University, [email protected], Samara
Kozlov Dmitry Mikhaylovich
Candidate of Technics, Associate Professor S. P. Korolyov Samara State Aerospace University, [email protected], Samara
DESIGNING EDUCATIONAL INNOVATIONAL
ACTIVITYORIENTED RESULTS OF TECHNICAL UNIVERSITY
Россия выбрала инновационный путь развития. Понятие «развитие» в отличие от понятия «изменение» не сводится к изменениям внутри системы. Оно предполагает, прежде всего, преобразование, причем непрерывное, любой системы. Человек, овладевая различными способами деятельности, ценностями и идеями, выработанными предшествующими поколениями, формирует себя, свой внутренний мир, распредмечивая созданное, а затем, разрешая возникающие противоречия, преобразует свой внутренний мир и окружающую среду и достигает новых результатов, обеспечивая непрерывное развитие.
Инновации, являющиеся результатом инновационной деятельности, разрешают противоречия и обеспечивают развитие социально-экономических систем в рыночной экономике. Достижения естественных, гуманитарных, математических, технических, экономических и других наук (новое знание) используются при создании нового практического средства (новшества).
Новшество получает общественное признание и становится инновацией (англ. innovation - нововведение), если его внедрение повышает эффективность использования ресурсов или удовлетворяет иные потребности человека, социально-экономических систем, которые меняются в ходе их развития.
Поэтому инновации компенсируют последствия деструктивных явлений рыночной экономики, например, таких как неудовлетворенный или потерянный рыночный спрос и потребительский интерес [1].
Отсюда ясно, что деятельность в любой сфере - от техники, экономики до образования, искусства - может быть инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы, продукты не ради новизны и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой общественной, рыночной востребованностью. Психологическая структура инновационной деятельности аналогична любой другой деятельности человека и включает: цель, мотив, анализ информации, планирование, принятие решений, средства достижения цели, профессиональные действия, результат, оценку и коррекцию результатов. Следовательно, в рамках любого направления высшего профессионального образования (ВПО) можно готовить выпускников (квалификационный уровень их может быть различным - бакалавр, магистр, специалист) к инновационной профессиональной деятельности. Отчетливое отображение этой задачи в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) позволит им стать одним из инструментов, способствующих переводу экономики России на инновационный путь развития. Результаты обучения выпускника в ФГОС представлены общекультурными и профессиональными компетенциями. По определению, заложенному в макете ФГОС, компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Приведенные в макете формы позволяют конкретизировать при разработке ФГОС знания, умения и компетенции. Какими компетенциями должны обладать выпускники, чтобы быть готовыми к инновационной профессиональной деятельности?
Инновационная деятельность имеет творческий характер, так как направлена на получение нового, оригинального, признанного обществом результата. Для обеспечения конкурентоспособности и востребованности продукции машиностроения специалисту нужно идентифицировать (отождествить) себя с тем, в чьих интересах он действует, то есть с потребителем, и найти ответы на следующие вопросы. Для чего новшество, или какую актуальную потребность нужно удовлетворить? - установить смысл новшества; какие возможности оно предоставляет? - выяснить ценность новшества. Только учитывая найденные ответы, специалист может сформулировать цели и задачи своей профессиональной деятельности направленной на создание и рыночную реализацию новшества. Иными словами, специалист в ходе инновационной профессиональной деятельности создает новшество, которое обладает не только качествами решения, предмета, процесса, действия, операции, но и такими качествами как смысл и ценность для потребителя. Последние определяют успех процесса социализации новшества или превращения новшества в инновацию, так как обеспечивают ему общественную, рыночную востребованность и внедрение.
Следовательно, чтобы добиться успеха в инновационной профессиональной деятельности компетентный специалист должен быть творческой личностью. Согласно Д. А. Леонтьеву проблема природы и сути творческих сил человека - это проблема самореализации, понимаемая как опредмечивание сущностных сил «... мотивом, которого выступает стремление продлить свое бытие как личности в других людях, транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения, а также через непосредственно производимые изменения в других людях (деяниях)» [2, с. 110]. Разделяя эту позицию Д. А. Леонтьева, считаем, что инновационную профессиональную деятельность можно рассматривать как способ реализации («опредмечивания») специалистом своей творческой индивидуальности. Открытие самого себя как особой реальности, обращение, в первую очередь, к себе в поисках возможностей развития, постановки и решения творческих задач - вот в чем суть подхода, используя который, по нашему мнению, в процессе обучения студент станет выпускником, готовым к эффективной инновационной профессиональной деятельности. Опыт самопознания, самоопределения, саморазвития, приобретенный специалистом в студенческие годы, необходим ему в осуществлении идентификации с потребителем, социализации новшеств.
На создание новшества и превращение его в инновацию, особенно в наукоёмких областях машиностроения, могут потребоваться не один год и значительные инвестиции. Специалист должен своевременно принимать необходимые решения в изменяющихся социально-экономических условиях, в том числе и неблагоприятных, и брать на себя ответственность за последствия принятых решений, извлекать позитивные уроки из ошибок и оперативно выправлять положение.
Эффективность работы специалиста в изменяющихся условиях определяется не только профессиональной компетентностью, но и его способностью сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций. Деятельность является внешним проявлением активности. Свободная саморе-гулируемая активность личности в заданных обстоятельствах, особенно, в неблагоприятных, по мнению Д. А. Леонтьева, является формой проявления личностного потенциала. Д. А. Леонтьев и соавт. понимают «личностный потенциал» как «интегральную системную характеристику индивидуальнопсихологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [3, с. 250]. Личностный потенциал связан не только с чертами характера, но и не в последнюю очередь с определёнными содержательными характеристиками личности (убеждениями, ценностями, смыслами). Личностный потенциал характеризует уровень личностной зрелости. Реализация личностного потенциала зависит от активности и направленности личности [3; 4]. Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны
единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее активности. Условия жизни человека могут способствовать и, напротив, препятствовать формированию его личностного потенциала. Личностный потенциал составляет основу возможных достижений в профессиональной подготовке и в последующей профессиональной деятельности, в том числе и инновационной. Личностная автономия, жизнестойкость, готовность к изменениям, осмысленность жизни, целеустремленность, толерантность к неопределенности и другие личностные переменные, которые, как полагают авторы работы [3], относятся к личностному потенциалу, могут способствовать, по нашему мнению, успеху личности в инновационной профессиональной деятельности.
Исследователей привлекает проблема определения личностных качеств, которыми должны обладать люди, способные к инновационной деятельности и поведению. «Мотивация к инновационной деятельности» понимается авторами работы [5, с. 11] как «интегральная характеристика человека». Она инициирует (порождает) инновационное поведение и включает две составляющие: 1) инновационный потенциал личности; 2) мотивационную готовность к инновационной деятельности.
Инновационное поведение согласно [5], - это поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов в тех точках жизненного пространства человека, в которых среда отвечает его возможностям (потенциалу), а человек готов их реализовать «здесь и теперь».
«Личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения», понимается В. Е. Клочко и Э. В. Галажинским [5, с. 10] как «инновационный потенциал человека». В его состав включены: 1) личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность, качества интеллекта, интеллектуальная инициатива; 2) компетенции, прежде всего такие, как проектная компетенция, коммуникативная компетенция, информационная компетенция; 3) витальность (особенности ценностносмысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни).
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, которая позволяет человеку превращать жизненные ситуации в новые для него возможности. Эта личностная переменная рассматривается психологами в качестве компонента личностного [3] и инновационного потенциалов [5].
Результаты исследования личностного профиля успешных предпринимателей в области высоких технологий, проведенного в 2008 г. Д. А. Леонтьевым и Е. Н. Рассказовой, и изучения жизнестойкости молодых людей,
вовлеченных в инновационную деятельность, которое выполнили в 2009 г. С. А Богомаз и Д. Ю. Баланев, показывают [6], что в обследованных группах значения всех показателей жизнестойкости существенно выше, чем в контрольных группах. Авторы работы [6] считают, что жизнестойкость человека является важным параметром инновационного потенциала. Компоненты инновационного потенциала будут еще уточняться и конкретизироваться, однако уже сейчас очевидно, что личностный потенциал служит основой для его формирования. За проблемой инициации инновационного поведения и деятельности стоит проблема самореализации человека.
Образовательная практика строится на нормах и закономерностях психического развития человека в том или ином возрастном периоде. Самая главная особенность студенческого возраста, по мнению ряда авторов, состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и образа «Я». В соответствии с разработанной периодизацией В. И. Слободчикова [7], студенческий возраст - это критический период. Период личностного, профессионального самоопределения на ступени индивидуализации. На базе мотивационной сферы человека формируется профессиональная направленность, которая представляет собой систему мотивов, побуждающих его к выполнению профессиональных задач и задач профессионального развития. В этот период происходит формирование личностного потенциала, компонентов инновационного потенциала.
Профессиональное обучение играет ключевую роль в профессиональном развитии и является стадией профессионального становления. Становление профессионала - это сфера социальной практики, где тесно переплетаются интересы общества и конкретного человека. Для конкретного человека, по мнению Ю. П. Поваренкова [8, с. 3], профессиональное становление - это «форма включения в социально-экономические процессы общества, способ развития, самореализации и самоактуализации, наконец, источник средств к существованию». В. И. Слободчиков отмечает, что «возраст - это форма развития» [7, с. 190]. В развитии процесс определяется временем (интервалом) и направлением (вектором). В образовании каждая форма развития определяется типом используемых средств, способами и технологиями деятельности. Специально организованная деятельность развития должна способствовать формированию личностного и инновационного потенциалов выпускников, мотивационной готовности к инновационной деятельности и выходу из одного возраста в другой.
Проведенный в статье анализ приводит к выводам: 1) студенческий возраст является наиболее благоприятным для формирования личностного и инновационного потенциалов, профессиональной направленности будущего специалиста; 2) в рамках любого направления высшего профессионального образования (ВПО) не только можно, но и нужно готовить специалистов к инновационной профессиональной деятельности; 3) для целенаправленной подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности в ФГОС должно быть уделено значительное внимание
становлению личностной зрелости, личностному росту, творческой самореализации студентов, формированию направленности на инновационную профессиональную деятельность, жизнестойкости, личностных качеств выпускников, таких как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, мотивация достижения, рефлексивность, креативность, интеллектуальная инициатива.
Личность - это не набор заданных качеств, а быть личностью значит занимать определенную позицию и проявлять свое отношение к миру и самому себе [9]. Однако анализ макета ФГОС, разработанных проектов или уже утвержденных Минобрнауки России к настоящему моменту ФГОС [10] показывает, что личность выпускника остается в «тени», она лишь подразумевается. Опыт, профессиональная одаренность и сформированные на их основе профессионально важные качества личности выпускника представлены в проектах ФГОС в виде набора компетенций, которые отражают главным образом инструментальную основу деятельности (исполнительную составляющую деятельности). Профессиональная направленность естественным образом связана с профессиональным самосознанием, основу которого составляет представление о себе или профессиональная Я-концепция (реальная, идеальная, антиидеальная и др.), система профессиональных самооценок и притязаний. Эти психические образования представляют собой побудительную и регулирующую составляющие деятельности. Функция побудительной составляющей заключается в определении своей позиции в профессиональной деятельности, в том числе и инновационной профессиональной деятельности, нахождении смысла в ней, желании реализовать себя в ней, а также в самопознании и понимании социально-нравственных требований и норм, предъявляемых к специалисту данной конкретной области. Функция регулирующей составляющей состоит в удержании себя в рамках предъявляемых требований и в сравнивании профессиональных альтернативных позиций и субъектов профессиональной деятельности, а как следствие - стимулирование саморазвития, самоорганизации, творческого подхода к учебной и профессиональной деятельности. Личностноответственное поведение проистекает из обретенного личностью самосознания, то есть мотивируется лишь внутренним духовным посылом. Реализация побудительной и регулирующей функций в единстве приводит к личностному росту, личностной зрелости. Поэтому необходимым условием эффективного психолого-педагогического воздействия на студента в образовательном процессе является учет всех составляющих деятельности. Развитие профессионального самосознания - ведущее условие становления студента, а затем и профессионала как субъекта профессионального пути. Однако побудительная и регулирующая составляющие деятельности выпускника в явном виде не представлены в макете, проектах или уже утвержденных ФГОС [10], так как в их основу положены прагматически ориентированные профессиональные функциональные модели (модели профессий). Поэтому личностному и профессиональному становлению
студентов в процессе профессиональной подготовки, по нашему мнению, будет уделяться недостаточное внимание.
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (СГАУ) создает новое междисциплинарное интегративное направление ВПО «Инновационное машиностроение» [11]. Задачи целенаправленной подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности и разработки проектов ФГОС названного направления высвечивают противоречие между необходимостью реализовать для их решения личностно ориентированный подход при проектировании ФГОС, в образовательном процессе и ограниченными возможностями, которые предоставляет макет ФГОС, в основу которого положен прагматически ориентированный компетентностный (функциональный) подход к образованию. Разрешение проблемы интеграции личностно ориентированного и компетен-тностного подходов к образованию связано, по нашему мнению, с необходимостью обеспечения педагогических условий не только для теоретической, деятельностной (профессиональной) подготовки, но и личностного и профессионального самоопределения (самодетерминации), самоактуализации (в смысле обретения автономности) и самореализации студентов. Результаты образования должны отражать опыт самоидентификации и саморазвития, творческой самореализации студентов в образовательном процессе.
В основу ФГОС положена функциональная модель или модель психической функциональной системы, которая согласно В. Д. Шадрикову описывает психологическую реальность. Процесс функционирования такой системы (психический процесс) обеспечивает достижение некоторого полезного результата. Отсюда «. способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [12, с. 113]. Если рассматривать компетенции как способности, то есть шире, чем определено в макете ФГОС, тогда в систему общекультурных компетенций бакалавра можно включить универсальные личностные способности: 1) определять профессиональную позицию; 2) выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития, профессиональной самореализации; 3) находить творческие решения социальных и профессиональных задач; 4) руководствоваться в своём поведении ценностями бытия (жизни), блага развивающейся личности, культуры, социального взаимодействия, производства, науки, значимостью своей профессии, инновационной деятельности.
Таким образом, профессиональную функциональную модель выпускника, положенную в основу макета и проектов ФГОС, целесообразно дополнить личностной функциональной моделью и отразить ее в компетентност-ной модели выпускника. Это позволит представить в результатах образования побудительную и регулирующую составляющие деятельности выпускника и нацелить учебные заведения на создание педагогических условий
подготовки студентов к инновационной профессиональной деятельности в процессе получения квалификации соответствующего уровня.
Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)». Проект РПН 3.1.1. 1120 «Разработка учебно-методического комплекса и экспериментальная отработка образовательной технологии подготовки элитного корпуса специалистов для инновационной деятельности в наукоемких высокотехнологичных отраслях машиностроения».
Библиографический список
1. Монастырный, Е. А. Термины и определения в инновационной сфере [Текст]/ Е. А. Монастырный // Инновации.- 2008.- N° 2. - Режим доступа: http://innov.eltech.ru.
2. Леонтьев, Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей [Текст]/ Д. А. Леонтьев //Психологический журнал. - М.: 1992. - Т. 13. - № 2. - С. 107-117.
3. Леонтьев, Д. А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала. [Текст]/Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: материалы межрегиональной научно-практической конференции (17-20 ноября 2005 г.) - М., 2005.- С. 259-260.
4. Марков, В. Н. Потенциал личности [Текст]/ В. Н. Марков, Ю. В. Синягин // Мир психологии. - 2000. - № 1. - С. 250-262.
5. Клочко, В. Е. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания [Текст]/ В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 6-12.
6. Богомаз, С. А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека [Текст]/ С. А. Богомаз, Д. Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32 - С. 23-28.
7. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
8. 8. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст]/ Ю. П. Поваренков; ун-т РАО. - М.: Издательство УРАО, 2002. - 160 с.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн; сост., авт. коммен. и послесл. Брушлинский. - СПб.: Питер, 1999. - 705 с.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov. ru/pro/fgos/.
11. Гречников, Ф. В. Инновационные подходы в подготовке специалистов для высокотехнологического машиностроения [Текст]/ Ф. В. Гречников, Л. А. Апарина, Г. Е. Белашевский, Д. М. Козлов, Н. А. Расщепкина и др. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2009. - 192 с.
12. Шадриков, В. Д. Способности, одаренность, талант [Текст]/ В. Д. Шад-риков //Развитие и диагностика способностей: сб. науч. тр.; отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков// АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1991. - 177 с.