Научная статья на тему 'Проектирование реляционной базы данных для мероприятий повышения квалификации в области энергоресурсосберегающих технологий'

Проектирование реляционной базы данных для мероприятий повышения квалификации в области энергоресурсосберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
320
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASES / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ECONOMY OF ENERGY RESOURCES / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DESIGN STAGES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кошкина Л.Ю., Емельянов В.М., Кошкина К.В.

Спроектирована база данных по мероприятиям повышения квалификации в области энергоресурсоберегающих технологий, позволяющая вносить и выдавать данные о мероприятиях повышения квалификации, информацию о лекторах, участниках мероприятий, вести учет количества и состав участников, получать данные о выдаче сертификатов, вести журнал расходования средств, выделяемых на мероприятие. Для проектирования базы данных используется метод ER-диаграмм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование реляционной базы данных для мероприятий повышения квалификации в области энергоресурсосберегающих технологий»

УДК 621.396; 681.51

Л. Ю. Кошкина, В. М. Емельянов, К. В. Кошкина

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕЛЯЦИОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: базы данных, проектирование, энергоресурсосбережение, повышение квалификации.

Спроектирована база данных по мероприятиям повышения квалификации в области энергоресурсоберегающих технологий, позволяющая вносить и выдавать данные о мероприятиях повышения квалификации, информацию о лекторах, участниках мероприятий, вести учет количества и состав участников, получать данные о выдаче сертификатов, вести журнал расходования средств, выделяемых на мероприятие. Для проектирования базы данных используется метод ER-диаграмм.

Keywords: databases, design stages, economy of energy resources, professional development.

Database on actions ofprofessional development in the field of a resource of economy, data on actions, information on the lecturers, participants allowing to enter and print to hold the account of quantity and structure of participants to obtain data on certificates to hold the account offunds of actions. For design of a database the method of ER-charts is used.

Повышение квалификации — учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых

общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией.

Ежегодно в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» проводится большое количество образовательных научных мероприятий (школ, семинаров, конференций и т.д.). Для чтения лекций, проведения научных школ в области энергоресурсосберегающих процессов и оборудования в биотехнологии приглашаются ведущие специалисты и учёные из России, а также Ближнего и Дальнего зарубежья. Слушатели стажировок и школ знакомятся с ноу-хау и инновационными разработками, их возможным применением, а также устанавливаются творческие контакты со специалистами, работающими в области энерго- и ресурсосбережения.

С целью снижения временных затрат доступа к информации и систематизации материалов по мероприятиям повышения квалификации, а также повышения эффективности деятельности ВУЗа, качества подготовки специалистов, повышения оперативности управления, планирования и использования всех ресурсов ВУЗа создана база данных. Основная задача создания базы данных - производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

В созданной базе данных хранится информация по стажировкам и повышению квалификации внутри и за пределами страны, включая все формы переподготовки сотрудников вуза (научные школы, семинары и т.д.) по следующим темам:

- энергоресурсосберегающие биотехнологии и технологии в пищевой промышленности,

- энергоресурсосберегающие физические, химико-технологические процессы и производства, конструкции, машины, механизмы для их осуществления, информационные системы для автоматизации технологических процессов;

- математические методы оптимального проектирования (синтеза) химико-технологических процессов и систем;

- современные инструментальные программные средства для решения задач математического моделирования и оптимизации химико-технологических процессов и систем;

- инновационное образование в области подготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей экономики;

- управленческие, социально-экономические и правовые аспекты развития индустрии высоких технологий;

- коммуникации в профессиональной деятельности.

Вопросам разработки автоматизированных систем учёта и инвентаризации результатов научно-технической деятельности и результатов интеллектуальной деятельности на общероссийском уровне в последнее время уделяется много внимания. Такие системы разработаны и внедрены на государственном уровне [1, 2].

В настоящее время для академических институтов таких типовых решений не предложено. Поэтому одним из важных аспектов решения поставленной задачи является разработка и создание электронных баз данных внутреннего учёта и мониторинга результатов интеллектуальной деятельности университета [3, 4].

Для успешной реализации

автоматизированных информационных систем (АИС) необходимо, прежде всего, подумать об их информационной основе — базе данных (БД). Это означает, что нужно серьёзно и внимательно отнестись к анализу предметной области и проектированию логической модели данных. Ведь плохо спроектированная база данных будет

порождать ошибки, которые могут повлечь за собой самые серьёзные последствия для деятельности организации. И напротив, хорошо спроектированная база данных позволит создать систему, оперативно поставляющую корректную информацию для обеспечения информационных потребностей всех категорий пользователей и принятия правильных и эффективных решений [5].

Исследование предметной области, позволяет сделать вывод об актуальности разработки базы данных для мероприятий по повышению квалификации в области энергоресурсосберегающих технологий.

Целью проектирования базы данных по повышению квалификации в области энергоресурсосберегающих технологий является хранение в электронном виде информации об участниках, мероприятиях, местах проведения, организаторах, контрактах.

Задачами создания базы данных являются:

- внесение данных о мероприятиях по повышению квалификации и их участников,

- учет количества участников мероприятий, получение данных о выдаче сертификатов о повышении квалификации,

- ведение журнала расходования бюджетных средств, выделенных на мероприятие,

- получение сведений о лекторах и списка лекторов на мероприятии,

- получение перечня контрактов, выполняемых в данный момент или в период указанного интервала времени,

- получение сведения об участии указанного сотрудника или категории сотрудников в мероприятиях за определенный период времени,

- получение данных о численности и составе участников мероприятий в целом,

- получение процента прошедших повышение квалификации сотрудников от общего количества людей в подразделении.

Инфологическая модель базы данных представляет собой описательную модель предметной области, семантически определяющую в ней сущности и связи.

Для проектирования базы данных используется метод ER-диаграмм. Метод не требует знания основ теории реляционных структур данных, простота алгоритма позволяет использовать метод в программных средствах автоматизации

проектирования, таких как Erwin, Rational Rose и других.

Формируется набор предварительных отношений с указанием первичного ключа для каждого отношения. Это делается на основе следующих правил формирования отношений на основе диаграмм ER-типа. Правила формирования отношений основываются на степени связи между сущностями (1:1, 1:М, М:1, М:М), класса принадлежности экземпляре сущностей.

Правило 1. Если степень бинарной связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей обязательный, то формируется одно отношение.

Первичным ключом этого отношения может быть ключ любой из двух сущностей.

Правило 2. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности одной сущности обязательный, а второй - необязательный, то под каждую из сущностей формируется по отношению с первичными ключами, являющимися ключами соответствующих сущностей. Далее к отношению, сущность которого имеет обязательный КП (класс принадлежности), добавляется в качестве атрибута ключ сущности с необязательным КП.

Правило 3. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей является необязательным, то необходимо использовать три отношения. Два отношения соответствуют связываемым сущностям, ключи которых являются первичными в этих отношениях. Третье отношение является связным между первыми двумя, поэтому его ключ объединяет ключевые атрибуты связываемых отношений.

Правило 4. Если степень связи между сущностями 1:М (или М:1) и класс принадлежности М-связной сущности обязательный, то достаточно формирование двух отношений (по одному на каждую из сущностей). При этом первичными ключами этих отношений являются ключи их сущностей. Кроме того, ключ 1-связной сущности добавляется как атрибут (внешний ключ) в отношение, соответствующее М-связной сущности.

Правило 5. Если степень связи 1:М (М:1) и класс принадлежности М-связной сущности является необязательным, то необходимо формирование трех отношений. Два отношения соответствуют связываемым сущностям, ключи которых являются первичными в этих отношениях. Третье отношение является связным между первыми двумя (его ключ объединяет ключевые атрибуты связываемых отношений).

Правило 6. Если степень связи М:М, то независимо от класса принадлежности сущностей формируются три отношения. Два отношения соответствуют связываемым сущностям и их ключи являются первичными ключами этих отношений. Третье отношение является связным между первыми двумя, а его ключ объединяет ключевые атрибуты связываемых отношений [6, 7].

Выделяются сущности с указанием возможных первичных ключей: МЕРОПРИЯТИЯ (Наименование мероприятия, ...), ЛЕКТОРА (ФИО лектора, .), ДОКЛАДЫ (Наименование доклада, ...), УЧАСТНИКИ (ФИО участника, .), ОРГАНИЗАЦИИ (Наименование организации, ...), СТОИМОСТЬ (Код контракта, .), МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ (Адрес проведения, .), СОТРУДНИКИ (Код сотрудника, ..), СЕРТИФИКАТЫ (Номер сертификата, .).

Для более подробной характеристики вводится обязательность (полнота) связи или класс принадлежности сущности, который может принимать два значения: обязательный и необязательный. Обязательный, если каждый экземпляр одной сущности связан с каким-либо

экземпляром другой сущности, и необязательный, если экземпляр может оказаться несвязанным с экземпляром другой сущности [7].

Данные для ER-диаграммы: МЕРОПРИЯТИЯ(М, Н) проходят на(М, Н)МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ (правило 6);

ЛЕКТОРА(1, Н)дают(М, Н)ДОКЛАДЫ (правило 5); УЧАСТНИКИ (М, Н)присутствуют(М, Н)МЕРОПРИЯТИЯ (правило 6); УЧАСТНИКИ(М, Н)слушают(М, Н)ДОКЛАДЫ (правило 6);

УЧАСТНИКИ (М, Н)получают(М, Н) СЕРТИФИКАТЫ (правило 6); ОРГАНИЗАЦИИ(М, Н)готовят(М,

Н)МЕРОПРИЯТИЯправило (6); МЕРОПРИЯТИЯ(1 ,Н)имеют(1, Н)СТОИМОСТЬ (правило 2).

Формируются предварительные отношения для каждой связи в соответствии с указанными выше правилами.

Для связи проходят (правило 6): МЕРОПРИЯТИЯ (Наименование мероприятия, ...), МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ (Адрес проведения, .), МЕРОПРИЯТИЯ _ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ (Наименование мероприятия, Адрес проведения).

Для связи дают (правило 5): ЛЕКТОРА (ФИО лектора, .), ДОКЛАДЫ (Наименование доклада, ...), ДОКЛАДЫ _ЛЕКТОРА (Наименование доклада, ФИО лектора, ...).

Для связи присутствуют (правило 6): УЧАСТНИКИ (ФИО участника, .), МЕРОПРИЯТИЯ (Наименование мероприятия, ...), УЧАСТНИКИ_ МЕРОПРИЯТИЯ (ФИО участника, Наименование мероприятия, ...).

Для связи слушают (правило 6): УЧАСТНИКИ (ФИО участника, .), ДОКЛАДЫ (Наименование доклада, ...), УЧАСТНИКИ_ ДОКЛАДЫ (ФИО участника, Наименование доклада, ...).

Для связи получают (правило 6): УЧАСТНИКИ (ФИО участника, .), СЕРТИФИКАТЫ (Номер сертификата, ...), УЧАСТНИКИ_ СЕРТИФИКАТЫ (ФИО участника, Номер сертификата, ...).

Для связи готовят (правило 6): ОРГАНИЗАЦИИ (Наименование организации, ...), МЕРОПРИЯТИЯ (Наименование мероприятия, ...), ОРГАНИЗАЦИИ_ МЕРОПРИЯТИЯ (Наименование организации, Наименование мероприятия, ...).

Для связи имеют (правило 2): МЕРОПРИЯТИЯ (Наименование мероприятия, ...), СТОИМОСТЬ (Код контракта, ...).

Далее в полученные предварительные отношения добавляются не ключевые атрибуты. R1: МЕРОПРИЯТИЯ (Наименование

мероприятия, Дата начала, дата окончания), R2: МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ (Адрес проведения,

индекс, страна, населенный пункт), R3: МЕРОПРИЯТИЯ _ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ (Наименование мероприятия, Адрес проведения),

R4: ЛЕКТОРА (ФИО лектора, телефон, e-mail,

должность, степень, звание, место работы), R5: ДОКЛАДЫ (Наименование доклада, направление, время начала, время окончания, презентация, перевод), R6: ДОКЛАДЫ _ЛЕКТОРА (Наименование

доклада, ФИО лектора), R7: УЧАСТНИКИ (ФИО участника, должность,

подразделение, организация), R8: УЧАСТНИКИ_ МЕРОПРИЯТИЯ (ФИО

участника, Наименование мероприятия), R9: СЕРТИФИКАТЫ (Номер сертификата,

Наименование мероприятия, дата выдачи), R10: УЧАСТНИКИ_ СЕРТИФИКАТЫ (ФИО

участника, Номер сертификата), R11: ОРГАНИЗАЦИИ (Наименование

организации, индекс, страна, адрес, телефон, сайт, КБК, ОКВЭД, ОКДП, ОКАТО), R12: ОРГАНИЗАЦИИ_ МЕРОПРИЯТИЯ

(Наименование организации, Наименование мероприятия), R13: СТОИМОСТЬ (Код контракта,

Наименование мероприятия, источник финансирования, требования).

Даталогическая модель представляет собой совокупность реляционных таблиц и их связей согласно вышеуказанным отношениям.

В качестве инструментария разработки выбрана среда Microsoft Access, Данное приложение представляет собой профессиональную программу управления базами данных. С ее помощью можно накапливать и систематизировать разнообразную информацию, искать и сортировать объекты согласно выбранным критериям, конструировать удобные формы для ввода данных и генерировать на основании имеющихся записей всевозможные отчеты.

Созданная база данных позволяет вносить и выдавать данные о мероприятиях повышения квалификации, информацию о лекторах, ученых, специалистах, участниках мероприятий, вести учет количества и состав участников, получать данные о выдаче сертификатов, удостоверений, вести журнал расходования средств, выделяемых на мероприятие и т.д. Спроектированы программы и средства интерфейса (экранные формы, отчеты), обеспечивающие выполнение запросов к данным.

Преимущества созданной базы данных- это контроль за перемещением и эволюцией документа, регламентация доступа и способ работы пользователей с различными документами и их отдельными частями, уменьшение расходов на управление за счет высвобождения людских ресурсов, занятых различными видами обработки бумажных документов, снижение бюрократической волокиты за счет маршрутизированного перемещения документов, жесткого контроля за порядком и сроками прохождения документов, быстрое создание новых документов из уже существующих.

Литература

1. Государственный учёт результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://т1е1рго/ех1есЬ.га.

2. О Федеральной автоматизированной информационной системе (АИС) государственного учёта результатов интеллектуальной деятельности [Электронный ресурс] / ФГУ «ФАПРИД». - Режим доступа: http://www.faprid.ru/pages.php/id-8.

3. Информационная система для поддержки фундаментальных и прикладных исследований в институтах РАН / С.М. Алдошин, Е.С. Амосова, В.М. Волохов, В.Е. Туманов // Сб. тр. пятой междунар. научно-практ. конф. «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности». 28-30 апреля 2008. Т. 12. Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, образование. - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2008. - С. 5-6.

Информационно-аналитическая система внутреннего учёта результатов научно-технической

деятельности в институте РАН / С.М. Алдошин, В.М. Волохов, В.Е. Туманов, А.С. Рыков, А.И. Прохоров // Приложение к журналу «Открытое образование». Матер. XXXVI Международной конференции и дискуссионного научного клуба «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе». IT + SE'09. Майская сессия. Украина. Крым. Ялта - Гурзуф. 20-30 мая 2009. -Ялта, 2009. - С. 133-134.

Шарипова Н.Н. Теория и практика проектирования баз данных: учеб.пособие. / Н.Н. Шарипова. -Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2006. - 384 с. Мирошниченко Г.А. Реляционные базы данных: практические приёмы оптимальных решений./ Г.А. Мирошниченко- СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 400 с.: ил.

Преснякова Г.В. Проектирование интегрированных реляционных баз данных/ Г.В. Преснякова. - М.: КДУ: СПб.: Петроглиф, 2007. - 224 с.: ил, табл.

© Л. Ю. Кошкина - канд. техн. наук, доцент каф. химической кибернетики КНИТУ, student_kontrol@mail.ru; В. М. Емельянов - д-р техн. наук, профессор, зав. каф. химической кибернетики КНИТУ, emelianov@front.ru; К. В. Кошкина - студент КНИТУ.

© L. Y. Koshkina - Associate Professor of Department of Chemical Cybernetics, KNRTU, student_kontrol@mail.ru; V. M. Emelyanov - Doctor of Technical Science, Professor of Department of Chemical Cybernetics, KNRTU, emelianov@front.ru; K. V. Koshkina - Student of the KNRTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.