УДК 728.5 (571.15)
ПОМОРОВ СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, докт. архит., профессор, Pomorovs@ mail.ru
МОРОЗОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, аспирант, [email protected]
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,
656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРНОМ АЛТАЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В ОТДЫХЕ
Приведены результаты архитектурно-социологического исследования, направленного на выявление принципов проектирования рекреационных комплексов в Горном Алтае. На основе полученных данных определены предпочтительные формы отдыха, требования к расположению, вместимости, уровню комфорта рекреационных комплексов с учетом мнений разных социально-демографических групп населения.
Ключевые слова: рекреационные комплексы, социологический опрос, формы отдыха, уровень комфорта, вместимость.
POMOROV, SERGEY BORISOVICH, Dr.of arch. sc, prof Pomorovs@ mail.ru
MOROZOVA, NATALIA VLADIMIROVNA, P.G.
Altai State Technical University,
46 Lenin Avenue, Barnaul, 656038, Russia
DESIGNING THE RECREATIONAL COMPLEXES IN MOUNTAIN ALTAI TAKING INTO CONSIDERATION REQUIREMENTS OF THE POPULATION FOR REST
The authors describe the results of their architectural-sociological research aimed at determining the principles of planning the recreational complexes in Mountain Altai. The data received by the researchers allow them to specify the forms of recreation preferred by different social-demographic groups of population, and their requirements concerning the location, capacity and comfort level of recreational complexes.
Keywords: recreational complexes, public opinion poll, forms of recreation, comfort level, capacity
Алтайский край все больше привлекает туристов и путешественников. Повышенный интерес для развития сферы рекреации представляют горы и предгорья, расположенные вдоль южной границы. Эти территории входят в состав Южно-Алтайского эколого-экономического региона (ЮАЭЭР), основной целью организации которого, концептуально обозначенной, является расширение сферы туризма с одновременным развитием экологического сельского хозяйства. Регион энергично застраивается рек-
© С.Б. Поморов, Н.В. Морозова, 2010
реационными объектами. Однако состояние этих объектов не всегда удовлетворяет запросы отдыхающих.
В сложившихся условиях особое значение при проектировании рекреационных комплексов приобретают данные о рекреационных потребностях отдыхающих, которые выступают в качестве определяющего фактора. Этим обусловлена важность проведения специального архитектурно-социологического исследования, направленного на выявление рекреационных потребностей населения.
Исследование проведено с использованием наработанной методологической и теоретической базы [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Составлена исследовательская программа и разработана анкета, методической основой стал метод квотной выборки. Метод отражен во многих публикациях по прикладной социологии [2, 3], где подчеркивается, что он эффективен именно в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках генеральной совокупности. Достоинства метода - его высокая точность, из-за чего он широко применяется социологами в опросах общественного мнения.
В качестве главного направления анализа данных приняты признаки «возраст», «уровень дохода», «род занятий» отдыхающих. На основе открытой статистической информации каждая из категорий опрашиваемых разбита на группы.
В категории «уровень дохода» выделено 4 группы с разным уровнем дохода в семье (на основе признака «доход на душу члена семьи»): доход пониженный; доход средний; доход повышенный; доход высокий.
В категории «род занятий» выделено 6 социальных групп: учащиеся (студенты вузов, колледжей и т. п.); рабочие, младший технический и обслуживающий персонал; служащие (в т. ч. административная интеллигенция, чиновники); творческая, техническая и массовая интеллигенция; руководители предприятий, предприниматели; пенсионеры.
При проведении архитектурно-социологического исследования выделены следующие основные блоки вопросов: время и формы отдыха; место отдыха; виды и формы рекреации, учреждения отдыха и обслуживания.
Формы отдыха были распределены по группам занятий: летний период; зимний период; у воды и на воде; в парках, лесах, окрестностях. По результатам исследования составлены таблицы по приоритетам.
Предпочтения при выборе летних форм отдыха. В вопросе анкеты был сделан акцент на выявление предпочтений при занятии активными видами отдыха. Ответы респондентов представлены в табл. 1.
Отдыхающих в Горном Алтае, прежде всего, интересуют следующие спортивные занятия: волейбол, большой теннис и баскетбол. Отсюда в планировочных решениях рекреационных комплексов следует предусматривать соответственные спортивные площадки.
В категории «возраст» в группе от 40 до 54 и старше около 30 % респондентов воздержались от ответа, так как не занимаются обозначенными видами отдыха. В строке «дополнительно» ими были отмечены следующие предпочитаемые занятия: прогулки, пешие путешествия, сплавы, купание.
Таблица 1
Летние и зимние формы отдыха (общие данные)
Летние формы отдыха № места Зимние формы отдыха № места
Волейбол 1 Катание на снегоходах 1
Большой теннис 2 Горные лыжи 2
Баскетбол 3 Катание на лошадях 3
Картинг 4 Беговые лыжи 4
Пейнтбол 5 Катание на коньках 5
Прыжки с парашютом 6 Катание на санках 6
Футбол 7 Катание на собачьих упряжках 7
Лапта, городки 8 Катание на сноуборде 8
Предпочтения при выборе зимних форм отдыха. В зимнее время предпочтение респонденты отдают катанию на снегоходах, горных лыжах и прогулкам на лошадях.
В категории «возраст» в группе от 40 до 54 около 18 % респондентов воздержались от ответа на основную часть вопроса, а в группе от 55 и старше затруднились ответить около 50 % опрошенных.
Предпочтения при выборе форм отдыха у воды и на воде. Предпочтения отдыхающих при отдыхе у воды и на воде представлены в табл. 2.
Таблица 2
Формы отдыха у воды и на воде, в лесах и окрестностях (общие данные)
Формы отдыха у воды № Форм отдыха в лесах №
и на воде места и окрестностях места
Купание 1 Прогулки в лесах 1
Солнечные ванны 2 Спокойный отдых на лоне 2
природы
Сплавы по реке 3 Местный туризм (в окрестностях) 3
Катание на лодках, катамаранах 4 Экскурсионные поездки 4
Прогулки по берегу 5 Велосипедные прогулки 5
Игра в мяч на пляже 6 Сбор грибов, ягод 6
Водные аттракционы 7 Конные прогулки 7
Любительское рыболовство 8 «Джип-сафари», прогулки на вертолете 8
Дайвинг 9 Аттракционы 9
Альпинизм 10
Пара- и дельтапланеризм 11
Охота 12
Респонденты отметили, что любят купаться, загорать, а также сплавляться по горным рекам. Также достаточное количество голосов отдано за катание на лодках, катамаранах и игру в мяч на пляже.
Поскольку для современного отдыхающего круг досуговых занятий достаточно широк, а природные условия ЮАЭЭР таковы, что на территории одного комплекса возможна организация разнообразных как летних, так и зимних форм отдыха, перспективным является создание многофункциональных комплексов с широкой программой проведения досуга.
Предпочтения при выборе форм отдыха в лесах и окрестностях. В анкете респондентам был задан вопрос о том, где они проводят большую часть дня при отдыхе в Горном Алтае: на территории комплекса отдыха и туризма или за её пределами? Полученные ответы свидетельствуют о том, что около 71 % горожан проводят большую часть дня за пределами комплекса.
С увеличением возраста отдыхающих увеличивается процент респондентов, предпочитающих проводить большую часть дня за пределами застроенной территории. Если в группе до 29 лет - это 68 %, в группе от 30 до 39 -62 %, то в группе от 40 до 54 - 72 %, а в группе старше 55 лет - уже 86 %.
На территории комплекса большую часть дня проводят 65 % опрошенных в группе «служащие», 82 % в группе «пенсионеры».
В категории «статус» с увеличением дохода заметно увеличение количества горожан, проводящих большую часть дня на застроенной территории. В группе с пониженным уровнем дохода проводят на территории комплекса 22 % респондентов, с очень высоким уровнем дохода - 37 %.
Предпочтения отдыхающих при выборе форм отдыха в лесах и окрестностях представлены в табл. 2 (общие данные). Наиболее популярны прогулки в лесах, спокойный отдых на лоне природы, местный туризм. Привлекают экскурсионные поездки по Алтаю и велосипедные прогулки.
Отдыхающие, как видим, проводят большую часть дня за пределами территории комплекса, а значит, именно там для них важно наблюдать природные достопримечательности, не измененные рекреационной деятельностью. Ввиду этого, наверное, желательна застройка рекреационных комплексов на наименее выразительных и ценных участках горного ландшафта.
В анкете содержался ряд вопросов, касающихся мнения отдыхающих относительно предпочтительных типов спальных корпусов, размеров рекреационных комплексов, необходимых учреждений обслуживания.
Типы спальных корпусов. По результатам опроса отданы предпочтения следующим типам жилых корпусов: на 1-м месте - летний домик (около 26 %), на 2-м месте - коттедж, на 3-м месте - одно-двухэажный благоустроенный корпус (около 23 %), на 4 месте - палатка (около 18 %) (рисунок).
Такие типы жилья, как многоэтажные корпуса (2 %), летние однодвухэтажные корпуса неблагоустроенные (3 %), трех-четырехэтажные корпуса (4 %) не пользуются популярностью среди горожан. Отдыхающих интересуют такие типы жилища, которые позволяют им чувствовать более тесное взаимодействие с природной средой.
Учитывая мнения респондентов в зависимости от возраста, можно увидеть определенные особенности. Летний домик для жилья пользуется наибольшим
спросом в группе горожан старше 55 лет (около 42 %). В коттедже предпочитают отдыхать около 31 % респондентов в возрасте до 29 лет, это больше, чем в других группах категории. Одно-двухэтажные благоустроенные корпуса чаще всего отмечают отдыхающие в возрасте от 30-39 лет (33 %). Популярность отдыха в палатках колеблется от 12 до 22 % (возраст от 40 до 54 лет; 55 лет и старше).
Примеры жилых корпусов на территории Горного Алтая:
а - 4-этажный корпус (гостиница) комплекса «Парк-отель Ая»; б - 2-этажный неблагоустроенный корпус комплекса «Империя туризма; в - 2-этажный благоустроенный корпус комплекса «Алтан»; г - летний домик комплекса «Империя туризма»; д - палатка на территории комплекса «Берель»
В категории «уровень дохода» в группе с пониженным уровнем дохода наибольшим спросом пользуется летний домик (29 %), палатка (29 %).
Респонденты со средним уровнем дохода предпочитают коттедж (28 %), летний домик (24 %), палатку (18 %). Одно-двухэтажные благоустроенные корпуса в группах с пониженным и средним уровнем дохода практически не пользуются популярностью.
Среди опрошенных с повышенным уровнем дохода успехом пользуются одно-двухэтажные благоустроенные корпуса (26 %), коттедж (21 %), палатка (21 %); также популярны летние домики (28 %).
В группе с высоким уровнем дохода отмечено наибольшее количество респондентов (7 %), предпочитающих многоэтажный корпус.
В группе руководителей отмечается достаточно высокий процент респондентов, предпочитающих трех-четырехэтажные корпуса (18 %). Это больше, чем во всех остальных категориях опрошенных.
В категории «статус» среди пенсионеров отмечено наибольшее количество проголосовавших за палатку (45 %) как предпочтительный вид временного проживания в Горном Алтае.
Величина комплексов отдыха и туризма. Как показывают результаты социологического исследования, горожане отдают предпочтение малым комплексам отдыха (до 100 мест) - 73 %. В комплексах вместимостью от 100 до 300 человек готовы отдыхать 17 % опрошенных. В крупных (от 300-1000 мест) - 5 % и очень больших комплексах отдыха (от 1000 мест и более) - 5 %, здесь готова отдыхать, как видим, незначительная часть респондентов.
В возрастной группе до 29 лет отдыху в малом рекреационном комплексе отдают предпочтение меньшее число респондентов, чем в других возрастных группах (около 57 %). Отмечено, что примерно 25 % опрошенных в этой возрастной группе хотели бы отдыхать в средних по величине комплексах. Крупные и очень большие комплексы отдыха предпочли по 9 % респондентов в возрасте до 29 лет, что больше, чем в других группах категории.
Большинство респондентов с пониженным уровнем дохода выбирают отдых в комплексах вместимостью до 100 человек (около 89 %), очень большие рекреационные комплексы непопулярны среди горожан этой группы, в то время как 18 % респондентов с высоким уровнем дохода хотели бы отдыхать в комплексах вместимостью более 1000 мест.
Наибольшее количество опрошенных, предпочитающих отдыхать в очень больших рекреационных комплексах, выявлено в категории «статус» в группе «руководитель» (около 22 %). Также среди учащихся отмечено повышенное число желающих отдыхать в очень больших комплексах отдыха (около 12 %). В рассмотренных группах за крупные комплексы проголосовало больше респондентов, чем в других, среди руководителей - 11 %, а среди учащихся - 12 %. Пенсионеры предпочитают отдыхать в малых комплексах отдыха (около 85 %).
Создание только малых комплексов может привести к нежелательным последствиям. Строительство таких объектов на территориях, куда направлены основные потоки туристов (например, район оз. Ая), вызывает необратимые процессы в природной среде. Отрицательной стороной является излишне высокая концентрация малых и средних рекреационных комплексов на ограниченных территориях. Дублирование в каждом из них собственных учреждений обслуживания требует дополнительных территорий, организации дополнительных транспортных и пешеходных путей.
Строительство как малых, так и очень больших рекреационных комплексов имеет свои достоинства и недостатки. С учетом пожеланий отдыхающих в Горном Алтае необходим поиск таких планировочных решений, которые бы позволили обеспечить рекреантам уединение и покой, общение с природой при строительстве комплексов отдыха и туризма разных типов.
Учреждения обслуживания. При анализе вопросов, касающихся сервиса в рекреационных комплексах, были определены основные требования к его уровню. Надо отметить, что для более полного представления о современных тенденциях по этой проблематике необходимы дополнительные исследования.
Пожелания отдыхающих по организации сервиса в Горном Алтае отражены в табл. 3. Таблица составлена по приоритетам, в колонке «место» отдыхающие распределили по значимости типы учреждений, с их точки зрения, необходимые при отдыхе.
Таблица 3
Потребность в учреждениях обслуживания (общие данные)
Назначение учреждения, сооружения, площадки, устройства Тип учреждения, сооружения, площадки, устройства Место
Питание Открытые площадки для самостоятельного приготовления пищи 1
Столовые 2
Бистро, закусочные, буфеты 3
Кафе-бары 4
Элитные кафе и рестораны (национальная кухня, кухня стран мира) 5
Рестораны 6
Торговля Минимаркеты 1
Киоски 2
Гипермаркеты 3
Транспортное обслуживание Автостоянки, парковки индивидуального транспорта 1
Станции технического обслуживания индивидуального транспорта 2
Пассажирские канатные дороги 3
Вертолетные станции 4
Бытовое обслуживание Банкоматы 1
Камеры хранения 2
Прачечные 3
Информационное обслуживание Интернет-кафе 1
Переговорные пункты 2
Представительства турагентств 3
Культурное обслуживание Танцплощадки 1
Выставочные залы 2
Ночные клубы 3
Кинотеатры 4
Концертные залы 5
Спорт, туризм, развлечения Пункты проката спортивного инвентаря 1
Открытые спортплощадки, бассейны 2
Пункты организации экскурсионных, туристских маршрутов 3
Аттракционы 4
Окончание табл. 3
Назначение учреждения, сооружения, площадки, устройства Тип учреждения, сооружения, площадки, устройства Место
Крытые спортзалы, бассейны 5
Детские игровые комнаты, сады 6
Детские, взрослые спортивные школы 7
Лечебно-профилактическое обслуживание Травмпункты 1
Центры здоровья 2
Центры красоты 3
Предпочтительные комплексы отдыха и туризма. По результатам опроса определены наиболее популярные комплексы отдыха и туризма у населения. Для горожан важен факт наличия естественных водных объектов в непосредственной близости от места отдыха. Наиболее популярные комплексы отдыха в Горном Алтае - это прибрежные комплексы, среди них особой привлекательностью пользуются (общие данные): «Бирюзовая Катунь» - 43 %; «Золотое озеро» - 12 %; «Парк-отель Ая» - 11 %; «Берель» -10 %; «Катунь» - 7 %.
Данное исследование не является исчерпывающим, но оно может стать поводом и стимулом для ряда более детальных социологических исследований, что, в свою очередь, позволит составить более полную картину процессов, происходящих в сфере рекреации. Учитывая тот факт, что специфика отдыха в горах и предгорьях Алтайского края недостаточно изучена, результаты работы, по нашему мнению, могут представлять интерес для архитекторов-проектировщиков, а также для других специалистов, работающих в сфере туристического бизнеса.
Библиографический список
1. Жилая ячейка в будущем / Б.Р. Рубаненко, К.К. Карташова, Д.Г. Тонский [и др.] ; под ред. Б.Р. Рубаненко, К.К. Карташовой. - М. : Стройиздат, 1982. - 198 с.
2. Основы прикладной социологии / под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. - М. : Интер-пракс, 199б. - 184 с.
3. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов, В.В. Семенова. - М. : Книжный дом «Университет», 1998. - 59б с.
4. Поморов, С.Б. Второе жилище: тенденции развития (итоги архитектурно-социологического исследования) / С.Б. Поморов. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2002. - 210 с.
5. Лобанов, Ю.Н. Отдых и архитектура. Будущее и настоящее / Ю.Н. Лобанов. - Л. : Стройиздат, 1982. - 200 с.
6. Карташова, К.К. Формирование архитектурно-планировочной структуры городского жилища на социально-демографической основе : автореф. дис. ... докт. архит. - М., 1986. - 46 с.