Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / рабочая программа / проектирование / процесс / extracurricular activities / work program / design / process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Дарья Сергеевна

В статье изложены нормативные основы и сущностные характеристики внеурочной деятельности в современной школе, обосновано авторское определение понятия «проектирование рабочей программы внеурочной деятельности», раскрыто содержание основных этапов проектирования авторской рабочей программы «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёва Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A WORK PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article outlines the normative foundations and essential characteristics of extracurricular activities in a modern school, substantiates the author’s definition of the concept of “designing an extracurricular work program”, reveals the content of the main stages of designing the author’s work programDesign and research activities in primary school”.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.17805Лг^у.2023.4.2 ПЕДАГОГИКА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.С. Воробьёва Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье изложены нормативные основы и сущностные характеристики внеурочной деятельности в современной школе, обосновано авторское определение понятия «проектирование рабочей программы внеурочной деятельности», раскрыто содержание основных этапов проектирования авторской рабочей программы «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

Ключевые слова: внеурочная деятельность; рабочая программа; проектирование; процесс

DESIGNING A WORK PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

D.S. Vorobyova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article outlines the normative foundations and essential characteristics of extracurricular activities in a modern school, substantiates the author's definition of the concept of "designing an extracurricular work program ", reveals the content of the main stages of designing the author s work program "Design and research activities in primary school".

Keywords: extracurricular activities; work program; design; process

Внеурочная деятельность играет всё более значимую роль в современной системе общего среднего образования, т.к. она дополняет основное содержание образования и позволяет разнообразить учебный процесс. Благодаря качественному проектированию (с учетом всех этапов и апробированных методик) и применению рабочих программ внеурочной деятельности в процессе обучения обеспечивается развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них навыков самостоятельной и коллективной работы, социальной адаптации и коммуникации.

Проблемы содержания и организации внеурочной деятельности рассматриваются в работах Коваленко И.М., Солопова Е.Н., Шапиро А.А., Шереметьева И.И., Денисенко М. и др. учёных, в которых осуществлён анализ роли внеурочной деятельности в развитии учебной мотивации и социально-эмоциональных компетенций. Активно изучаются различные формы и методы организации внеурочной деятельности, включая использование информационных и коммуникационных технологий, проектной деятельности и др. Тем не менее все еще существуют недостаточно исследованные аспекты, например, связанные с проектированием рабочих программ внеурочной деятельности. Цель статьи - выявление содержания понятия и этапов проектирования рабочей программы внеурочной деятельности.

Методология нашего, как и многих других исследований проблем проектирования в образовании, как отмечает В.З. Юсупов «представляет собой его организацию в логике проектного подхода» (Юсупов, 2022: 220) и является «областью научного знания об исходных принципах и средствах исследования и организации продуктивной деятельности индивидуального или коллективного субъекта этого процесса, нацеленной на разработку проекта изменения существующего или создания нового объекта (Юсупов, 2021: 100). В качестве такого объекта в настоящей статье выступает рабочая программа внеурочной деятельности. Методы исследования - содержательный анализ документов, сравнительный анализ научных источников, систематизация полученных результатов, включённое наблюдение.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) «внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программ начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов из перечня предлагаемых Организацией», которая определяет «чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программ начального общего образования» ФГОС НОО определяет объём внеурочной деятельности: «до 1320 часов за 4 года обучения» (Федеральный..., Электр. ресурс, 2021).

В современной образовательной практике объём еженедельных занятий внеурочной составляет до 10 часов и включают различные формы занятий, которые подбираются с учетом потребностей обучающихся и реализацией индивидуального подхода в соответствии с локальными актами общеобразовательных учреждений.

В МБОУ СОШ №26 ГОЩ, где мы работаем, внеурочная деятельность нацелена на развитие творческого потенциала учеников: внеурочные занятия в различных областях искусства, таких как музыка, театр, литература и изобразительное искусство, помогают ученикам развивать свои творческие способности и интересы. На формирование социальных навыков: участие в коллективных проектах и мероприятиях, таких как спортивные игры, конкурсы, экологические акции и волонтерская деятельность, помогает ученикам развивать социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, лидерство и эмпатия. На поддержку интересов и потребностей учеников: внеурочная деятельность позволяет ученикам выбирать занятия в соответствии со своими интересами и потребностями, что способствует их индивидуальному развитию и самореализации. На развитие культурного и духовного потенциала учеников: внеурочная деятельность может включать в себя занятия, направленные на развитие духовности и культуры учеников, такие как изучение национальных традиций, искусства и религии. На подготовку учеников к будущей профессиональной деятельности на ранних этапах развития: внеурочная деятельность может включать в себя занятия, направленные на подготовку учеников к будущей профессиональной деятельности, такие как курсы по программированию, математике, физике, медицине и т.д.

В целом, цель внеурочной деятельности в школе заключается в том, чтобы помочь ученикам раскрыть свой потенциал в условиях активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, развить навыки и умения, поддержать их интересы и потребности, а также подготовить их к будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе.

В рамках структуры внеурочной образовательной деятельности особое внимание уделяется возможным формам ее организации, направленным на личностное развитие учащихся, расширение их кругозора, приобретение новых навыков и умений. В школе № 26 городского округа Щелково внеурочная деятельность организуется в следующих формах:

1. Тематический классный час в формате актуальных на сегодняшний день занятий «Разговор о важном», которые организованы как отдельное мероприятие в школьном расписании. Главной целью таких занятий является формирование у участников навыков конструктивного и эмпатического общения, развитие критического мышления и способности к анализу социальных проблем. Занятия проводятся в форме круглых столов, дискуссий, дебатов, игр-симуляций, которые позволяют участникам активно участвовать в обсуждении и выражении своих мыслей и идей. Темы для обсуждения достаточно разнообразны: от социальных проблем до культурных различий, от вопросов экологии до межличностных отношений. Важным аспектом занятий «Разговор о важном» является создание атмосферы доверия и уважения к мнению других участников, где каждый может свободно высказываться и слушать других. Безусловную важность представляет собой формирование у школьников ценностного отношения к своей родине, а также уважения к ее уникальной и неповторимой истории и культуре, в целом, становление российской гражданской идентичности.

2. Участие детей в туристско-краеведческой деятельности -эффективный формат внеурочных занятий, проводимых в школе №26 городского округа Щелково и закрепленных разработанной рабочей программой «Юный турист». Подобная программа объединяет все аспекты воспитания: гражданское, патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое. Кроме того, она помогает значительно расширить кругозор учащихся и способствует их интеллектуальному развитию. Некоторые элементы подобной деятельности дети могут получить еще в детском саду, но для того, чтобы закрепить и продолжить развитие этого навыка, в начальной школе необходимо создать соответствующие условия. Вследствие чего школьная туристско-краеведческая деятельность направлена на то, чтобы дети «столкнулись» с окружающей природной и социальной средой, с жизнью, продолжали проявлять свою активную позицию во внешней среде. В объединениях дети могут освоить премудрости пешеходного туризма, а также научиться первоначальным навыкам и умениям в процессе экскурсий и походов с преподавателем, а также индивидуальных прогулок вне школы (с сопровождением родителей). Такая программа объединения направлена на развитие у детей стремления к познанию, настойчивости, ответственности и взаимовыручки, здоровому и активному образу жизни.

3. Кружки по научным исследованиям и, в частности, познавательная внеурочная деятельность в формате углубленных занятий по математике, направленных на развитие общего математического мышления и логического склада ума. Среди дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ школы, стоит отметить программу «Занимательная логика, мир цифр». Подобная программа имеет большое значение для развития детей, т.к. приобретение математических представлений играет важную роль в формировании умственных действий, которые необходимы для понимания окружающего мира и решения практических задач в жизни. Она призвана развивать пространственные и зрительные представления у дошкольников, а также улучшать их математические способности через разнообразные задания. Занятия по данной программе помогают детям получить первоначальные знания в математике, развить мотивацию к учебе и сформировать универсальные учебные действия, которые важны для интеллектуального развития. Программа включает в себя обучение в форме активных дискуссий и рассуждений о числах, сравнении и группировке предметов, а также формирование представлений о форме, размере, количестве, пространстве и времени (Внеурочная деятельность..., 2015).

4. Формат занятий внеурочной деятельности «Мир технических открытий» -так же активно реализуется на практике и отвечает задачам по формированию у детей 1-2 классов интереса к технике и технологии, развитию технического мышления, творческих способностей, умения работать в команде и решать практические задачи. Программа предусматривает различные формы активности, в том числе: эксперименты и простые опыты, посредством которых дети знакомятся с основными принципами работы различных устройств и механизмов, изучают физические и химические явления, создают различные изделия с помощью конструкторов. Более того, в рамках программы дети знакомятся с историей технического развития региона, посещают местные производственные предприятия, музеи техники и другие интересные места.

Таким образом, формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся. Они призваны сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

В инструктивном документе под названием «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672) констатируется, что «эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект) (Методические..., Электр. ресурс).

Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством пе-

дагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведенного основной образовательной программой, и представляется в виде завершенного учебного исследования или объекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и пр.).

Результаты выполнения проекта должны отражать:

- навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, сфор-мированность критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов» (Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, 2017).

ФГОС НОО определяет, что рабочая программа внеурочной деятельности -это «методический документ, определяющий организацию образовательного процесс по определённому учебному предмету, учебному курсу» (Федеральный., Электр ресурс). В соответствии с ФГОС НОО рабочая программа внеурочной деятельности, должна включать в себя содержание учебного предмета, планируемые результаты его освоения, тематическое планирование, а также содержать указание на форму проведения занятий (Там же).

Составление рабочей программы внеурочной деятельности относится к области педагогического проектирования, эффективность которого в значительной степени определяется, как отмечают В.З. Юсупов и С.В. Капин сформированно-стью «универсальной проектной компетентности как интегративной характеристики субъекта, выражающейся в его способности и готовности на основе освоенных междисциплинарных знаний, умений, навыков, опыта и личных качеств разрабатывать и реализовывать проекты в различных сферах» (Юсупов, Капин, 2019: 350).

Эта компетентность является залогом качества проектирования рабочей программы внеурочной деятельности, под которым мы понимаем процесс предварительной разработки и представления в методическом документе установленной

формы описания содержание образования по выбранному участниками образовательных отношений учебному предмету или курсу, планируемых результатов его освоения, тематического плана, формы организации предстоящей совместной деятельности педагога и обучающихся.

Разработанные на федеральном уровне примерные рабочие программы внеурочной деятельности размещены на портале «Единое содержание общего образования». Среди них две программы проектной деятельности: Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление» (основное общее образование) и Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биология 5-9 класс. Проектно-исследовательская деятельность» (основное общее образование).

Однако, многие актуальные, например, для начальной школы примерные рабочие программы внеурочной деятельности пока не разработаны. В частности, отсутствует программа по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали авторскую рабочую программу под названием «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе». Её проектирование осуществлялось в несколько этапов

Первый этап предусматривал сбор и анализ источников проектирования рабочей программы. Мы использовали упомянутые выше ФГОС НОО, другие нормативные правовые документы; методические рекомендации по проектированию по содержанию и организации внеурочной деятельности; размещённые на федеральном портале «Единое содержание общего образования». Одновременно мы изучали научную литературы по теме экспериментальной работы, анализировали опыт разработки и реализации программ внеурочной деятельности, опыт учителей начальных классов по проектированию и применению программ обучения младших школьников проектной деятельности. Важное значение сыграл анализ нашего собственного опыта участия в реализации проекта «Мир технических открытий» с детьми первого и второго классов школы № 26 городского округа Щелково.

Второй этап был нацелен на анализ потребностей обучающихся в проектной деятельности. На данном этапе нами были рассмотрены потребности и интересы детей, обучающихся в третьем классе. В частности, был выявлен запрос на разнообразную деятельность в процессе внеурочных занятий, которые предоставили бы учащимся возможность работать с разными материалами и использовать различные навыки и умения. Вследствие чего было решено, что данную потребность стоит удовлетворить путем двухстороннего взаимодействия школы и семьи, в частности, организации разносторонних мероприятий в рамках программы «Юный турист», которая предполагает активность учащихся как внутри, так и вне школьной организации с родителями, обеспечивая тем самым поддержку эмоционального благополучия как детей, так и взрослых. Была учтена потребность в социальном взаимодействии посредством наблюдения за совместной ра-

ботой учеников в группах, которая протекала с большим интересом и энтузиазмом в рамках занятий «Мир технических открытий».

Третий этап был нацелен на выбор конкретных методов с учетом интересов и потребностей учащихся, а также возможностей нашей школы и педагогов. В частности, при поддержке школьного руководства и с участием родительского коллектива были осуществлены поездки в музеи тематической направленности. Например, в процессе работы над проектной деятельностью по программе «Мир технических открытий» за третий год обучения нами был посещен музей занимательных наук Экспериментаниум, что поспособствовало развитию у учащихся интереса к науке и технике. В музее ученики ознакомились с различными интерактивными экспонатами, которые позволили им узнать о науке и технике в интересной и увлекательной форме. К тому же посещение способствовало развитию их критического мышления, умения анализировать и объяснять научные явления.

Заключительный этап был посвящен выработке оценки эффективности программы. На этом этапе нами была осуществлена проверка того, насколько точно программа отвечает личностным и метапредметным результатам.

Личностные результаты нашей программы - это изменения в личностной сфере учеников, связанные с их развитием, формированием личностных качеств и умений, повышением мотивации к обучению и саморазвитию. К личностным результатам, которых удалось достичь, можно отнести развитие коммуникативных и творческих способностей, формирование умения работать в коллективе, повышение самооценки и самопринятия, развитие уверенности в себе и т.д. Что касается метапредметных результатов, то здесь основная задача была направлена на формирование универсальных учебных действий, которые не относятся к конкретным учебным предметам в расписании, но при этом важны для успешного обучения и развития личности. К таким результатам можно отнести, например, умение формулировать и решать проблемные задачи, умение планировать свое время и работать с информацией, умение анализировать и обобщать полученные знания, развитие творческого мышления и т.д.

В данной статье были рассмотрены основные аспекты проектирования рабочей программы внеурочной деятельности для начальных классов. Доказано, что проектирование рабочей программы является процессом разработки системы учебных задач и целей для обеспечения эффективного обучения детей. Выделены этапы проектирования, включающие анализ требований, определение целей и задач, выбор методов и форм обучения, оценку эффективности программы. Специфика организации учебного процесса в начальных классах также должна учитываться при проектировании рабочей программы, что важно для создания учебного процесса, который будет соответствовать потребностям и интересам детей и выполнять запрос родителей. Таким образом, в результате проектирования рабочей программы внеурочной деятельности для начальных классов можно создать эффективную систему обучения, которая будет вызывать особый интерес у школьников и способствовать развитию у них навыков и умений в различных областях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях (2015) М.: Народное образование, - 320 с.

Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 (2017) //Гарант.ру. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71670346/ (дата обращения 19.03.2023).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2023) [Электронный ресурс] //Гарант.ру. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400807193/ (дата обращения 19.03.2023).

Юсупов В.З., Капин С.В. (2019) Универсализация проектной компетенции будущего педагога на основе междисциплинарного подхода // II Моисеевские чтения: Культура как фактор национальной безопасности: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 26 июня 2019 г. / под ред. А.В. Костиной, В.А. Лукова. - М.: МосГУ, 517 с. - С. 346-355.

Юсупов В.З. (2021) Методологические основания социального проектирования духовно-нравственного воспитания студентов вуза // вызовы: XVII Международная научная конференция, МосГУ, 25-27 ноября 2021 г.: доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского. М.: МосГУ, С. 99-105.

Юсупов В.З. (2022) Проектный подход как основа повышения квалификации преподавателей колледжа в решении задач практической подготовки студентов // Знание. Понимание. Умение. № 3. М.: МосГУ, С. 219-232.

Воробьёва Дарья Сергеевна, обучающаяся 2-го курса магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Педагогика и психология высшей школы» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Vorobyeva Darya Sergeevna, a 2nd-year graduate student in the field of "Psychological and pedagogical education", profile "Pedagogy and Psychology of higher school" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-74-59. Email: [email protected]

Для цитирования:

Воробьёва Д.С. Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников». 2023. № 4. С. 9-16. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.