Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС-2021'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС-2021 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГ0С-2021 / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадуллина Анастасия Александровна, Кондрашова Мария Владимировна

На основе анализа особенностей проектирования воспитательной компоненты в образовательном учреждении и мониторинга внедряемых технологий в рамках Программы по воспитанию и социализации как нормативно-правового документа в статье рассматривается проблема внедрения обновленного ФГ0С-2021. Предлагается к обсуждению: алгоритм поэтапного проектирования программы, ориентированной на единство обязательных требований к условиям ее реализации; элементы технологий, содействующих приобретению знаний, способствующих формированию ценностного отношения к социальной реальности и получению опыта самостоятельного общественного действия; характеристика динамично развивающего образовательного пространства; требования к мониторингу готовности общеобразовательных организаций к реализации обновленных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадуллина Анастасия Александровна, Кондрашова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE PROCESS OF UPBRINGING AND SOCIALIZATION BASED ON MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TAKING INTO ACCOUNT THE UPDATED FSES-2021

The article discusses the problem of introducing updated federal educational standards (FSES-2021) based on an analysis of the design features of the educational component in the educational institution and monitoring the technologies being introduced within the framework of the Education and Socialization Program as a regulatory document. The article proposes for discussion the following: an algorithm for the phased design of a program focused on the unity of mandatory requirements for the conditions for its implementation; elements of technologies facilitating the acquisition of knowledge that contribute to the formation of a value attitude to social reality and the acquisition of experience of independent social action; characterization of a dynamically developing educational space; requirements for monitoring the readiness of educational institutions to implement updated standards.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС-2021»

Теория и методика обучения и воспитания

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-4-19-31

А.А. Ахмадуллина, М.В. Кондрашова

Школа № 1575,

125319 г. Москва, Российская Федерация

Проектирование процесса воспитания и социализации на основе современных образовательных технологий с учетом обновленных ФГОС-2021

На основе анализа особенностей проектирования воспитательной компоненты в образовательном учреждении и мониторинга внедряемых технологий в рамках Программы по воспитанию и социализации как нормативно-правового документа в статье рассматривается проблема внедрения обновленного ФГОС-2021. Предлагается к обсуждению: алгоритм поэтапного проектирования программы, ориентированной на единство обязательных требований к условиям ее реализации; элементы технологий, содействующих приобретению знаний, способствующих формированию ценностного отношения к социальной реальности и получению опыта самостоятельного общественного действия; характеристика динамично развивающего образовательного пространства; требования к мониторингу готовности общеобразовательных организаций к реализации обновленных стандартов.

Ключевые слова: ФГОС-2021, проектирование образования, образовательный процесс, мониторинг образования, качество образования, образовательные технологии

© Ахмадуллина А.А., Кондрашова М.В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Ахмадуллина А.А., Кондрашова М.В. Проектирование процесса воспитания и социализации на основе современных образовательных технологий с учетом обновленных ФГОС-2021 // Педагогика и психология образования. 2022. № 4. С. 19-31. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-4-19-31

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-4-19-31

A.A. Akhmadullina, M.V. Kondrashova

School No. 1575,

Moscow, 125319, Russian Federation

Designing the process

of upbringing and socialization

based on modern educational technologies

taking into account the updated FSES-2021

The article discusses the problem of introducing updated federal educational standards (FSES-2021) based on an analysis of the design features of the educational component in the educational institution and monitoring the technologies being introduced within the framework of the Education and Socialization Program as a regulatory document. The article proposes for discussion the following: an algorithm for the phased design of a program k focused on the unity of mandatory requirements for the conditions for ^ its implementation; elements of technologies facilitating the acquisition || of knowledge that contribute to the formation of a value attitude to social if o reality and the acquisition of experience of independent social action;

I— m

| x characterization of a dynamically developing educational space; requirements ^ x for monitoring the readiness of educational institutions to implement updated

° vo Key words: FSES-2021, design of education, educational process, monitoring of education, quality of education, educational technologies

§ I standards.

CITATION: AkhmaduUina A.A., Kondrashova M.V. Designing the process of upbringing and socialization based on modern educational technologies taking into account the updated FSES-2021. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 4. Pp. 19-31. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-4-19-31

Мир стремительно меняется. Будущее уже сегодня предъявляет новые требования к образованию через переход на новую образовательную парадигму, что вызвало внедрение обновленного ФГОС-2021, который начал действовать с 1 сентября 2022 г. Он зафиксировал качества и умения, навыки и способности, необходимые человеку в текущем столетии, которые включают инновационные и учебные, жизненные и профессиональные, информационные, медийные и компьютерные навыки, критическое и системное мышление, социальную ответственность, творчество и страсть к знаниям и т.д. (https://docs.cntd.ru/document/ 607175842).

Это событие актуализировало наше исследование и позволило провести анализ особенностей проектирования воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях и мониторинга внедряемых технологий в рамках программы по воспитанию и социализации как нормативно-правового документа.

Актуальность этого исследования заключается в том, что проблемы воспитания и социализации рассматриваются в качестве одних из главных задач, решаемых в процессе проектирования работы школы, а исследование мониторинга как средства управления качеством образовательных результатов в рамках заявленных в ФГОС-2021 государственных гарантий обеспечивает получение качественного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ и результатам их освоения (https://docs.cntd. т^оситеп^607175842).

В своем исследовании мы опирались на положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (далее -Стратегия), в основу которой заложены положения Конституции, феде- 2 ральных законов, указов Президента, постановлений Правительства и

и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (https:// | ™ docs.cntd.ru/document/420277810). В частности, один из главных законов х § «Об образовании в Российской Федерации» указывает на процесс вос- ^ | питания не только как часть образовательного процесса, но и как само- ю1 стоятельную деятельность.

го

с

Стратегия направлена на создание условий, обеспечивающих воспитание подрастающего и будущих поколений на основе учета особенностей современных детей, разработку и реализацию в воспитательном процессе социального и психологического контекста их развития, консолидацию семьи, общества и государства. Ее цель - выявление приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, базирующихся на консолидации гражданского общества и ведомств на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном). Поставленные задачи - создать условия для консолидации; обеспечить поддержку семейного воспитания и повысить педагогическую компетентность родителей; повысить эффективность воспитательной деятельности и социализации детей в системе образования; ресурсно, организационно, методически и результативно поддержать воспитательную деятельность; сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую эффективной социализации детей и т.д. (https:// docs.cntd.ru/document/902389617).

Среди приоритетных показателей выделяются: здоровая, счастливая, свободная, ориентированная на труд личность; высокий уровень духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; национальная самоопределенность, позиция личности по отношению к окружающей социальной действительности, знание и уважение государственного языка (русский язык), гимна, флага, герба и т.п.; уровень признания роли семьи и соблюдения прав родителей; степень сотрудничества всех субъектов системы воспитания.

В процессе обобщения опыта педагогического проектирования в образовательных учреждениях мы определили алгоритм разработки программы воспитания и социализации поэтапно (табл. 1).

При проектировании программы важно включить такие элементы целостной системы образования и воспитания, как: урочная деятельность (воспитательный аспект содержания учебных предметов) и формы ее организации (дискуссии, экскурсии, научные исследования, социальные проекты, ролевые игры и др.) [1]; внеурочная (культурная g практика во внеурочных воспитательных мероприятиях) и внешкольная J (социальная практика в общественно-значимых мероприятиях) деятель* | ность и формы их организации (экскурсии, кружки, секции, «круглые о о столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики) [6; 7]. А также семейное воспитание (организация совместной деятельности детей и родителей, привлечение родителей

m

к I X ш О. Т

Ju ю1 к организации различных видов деятельности, например, школьное

самоуправление, разработка школьных семейных заданий) [4].

Таблица 1

Организационные этапы проектирования Программы воспитания и социализации в общеобразовательных учреждениях

Этап Реализация Обязанности рабочей группы

1. Создание рабочей группы Составление плана действий и распределение обязанностей. Организация методического семинара, встреча с лидерским активом школы и родительской общественностью 1. Изучение нормативно-правовой документации 2. Привлечение педколлектива к внесению предложений по созданию программы 3. Анализ и оценка текущего состояния воспитательной работы в школе 4. Разработка концепции проектирования 5. Составление календарного плана (этапы, периоды, даты; логика дел и событий и т.д.)

2. Определение направления создания школьной программы Изучение школьной документации для получения объективных данных, характеризующих реально сложившуюся практику воспитательного процесса в общеобразовательной организации Определение: - целей и задач программы; - критериев и показателей оценки результатов воспитательной работы; - диагностических методик, определяющих уровни воспитанности и социализированности обучаемых на различных этапах реализации программы

3. Комплексный анализ деятельности школы Проведение анализа учебного плана, образовательной программы, концепции школы, ее ресурсов, контингента учащихся, их интересов, а также отчетов и административных распоряжений и т.п. Обобщение и систематизация информации с использованием методов опроса, наблюдения, бесед, анкетирования и тестирования учащихся (интересы и потребности), родителей (организация свободного времени в семье), педагогов (задачи, решаемые в профессиональной деятельности, мнение о состоянии школьной жизни и ее перспективах) и т.д.

М Теория и методика (-Л-1 обучения и воспитания

С

м 4

Теория и методика обучения и воспитания

Г

Окончание табл. 1

о о

Этап Реализация Обязанности рабочей группы

4. Моделирование процесса воспитания и социализации (привлекается творческая группа) Обсуждение, классификация, выделение главных идей для разработки модели и создания программы воспитания и социализации Изучение, обобщение и систематизация материалов коллективного поиска (цели, задачи, идеи, принципы, требования, приоритетные направления работы, виды деятельности детей, воспитательные средства)

5. Обсуждение и утверждение проекта Проведение расширенного педагогического совета по обсуждению модели программы воспитания и социализации (структура, разделы, авторские методики, предложения по его коррекции и др.) Привлечение педагогов, учащихся, родителей, представителей общественности, социальных партнеров

6. Обсуждение и утверждение программы воспитания и социализации Определение соответствия программы утвержденной модели следующим параметрам: постановка первостепенных задач; целесообразность внесения дополнений; назначение ответственных лиц и т.д. Сбор педагогов, родителей, детей, социальных партнеров для составления плана действия по реализации программы воспитания и социализации обучаемых

П)

а. ш 10 о

ю у

о.

3?

у

п

о 0

ю у

о

о 2

о м м

Д.В. Григорьев и П.В. Степанов выделяют три типа форм согласно уровням результатов, полученных при их использовании: содействующие приобретению социальных знаний; способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности; получению опыта самостоятельного общественного действия [2].

Отслеживание результатов работы по воспитанию и социализации обучаемых осуществляется систематически при проведении коллективных дел и мероприятий в школе или за ее пределами. В отдельных случаях вносятся коррективы как по результатам работы школы за учебный год, так и в течение всего учебного года по предложению детей и родителей.

Проектирование программы воспитания и социализации школьников - коллективный творческий процесс, который объединяет всех участников образовательного процесса, развивает их отношения и создает условия для дальнейшего плодотворного сотрудничества, обеспечивая субъектную позицию каждого члена коллектива общеобразовательной организации, сознательность и активность взрослых и детей в дальнейших совместных делах. Он нацелен на создание динамично развивающегося образовательного пространства, построенного на единстве учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания.

Г.А. Ковалёв предложил трехкомпонентную структуру школьной среды:

1) физическое окружение, составляющее архитектуру школьного здания, допустимость пространственных перемещений в них субъектов и продуктов их деятельности и т.п.;

2) человеческие факторы, включающие пространственную и социальную плотность субъектов в учебно-воспитательном процессе, учет возрастных, национальных и личностных особенностей учащихся и учителей и т.п.;

3) разработка и внедрение программы обучения, предполагающая

в рамках своего содержательного аспекта воспитание и социализацию я

обучаемых на основе системного и деятельностного подхода [Цит. |

по: 8]. ка ита

В.С. Ясвин, вслед за Г.А. Ковалёвым, проводя структурно-содер- ^ ^ жательный экспертный анализ школьной среды, заключает, что она | ™ включает три компонента: пространственно-предметный (физическое и ия окружение), социальный (человеческий фактор) и организационно-тех- ^ ш нологический (программа обучения), использующие различные педаго- ^ гические технологии [8; 9].

Таким образом, можно выделить следующие компоненты образовательного пространства с учетом инфраструктуры образовательной организации.

1. Школьная среда (пространственно-предметный компонент), ориентированная на создание воспитательной среды, благотворно влияющей на повышение уровня воспитания и социализации обучаемых. Основными показателями ее эффективности являются: наличие рекреационного решения для личностного взаимообмена; возможность участвовать в планировании общешкольных и коллективных творческих дел; пространства для размещения результатов проектов, творческих продуктов. Ее проектирование должно быть ориентировано на комплекс возможностей для развития личности как учащегося, так и педагога, включая воспитание и социализацию. Для этого образовательные организации могут корректировать образовательную среду, уточнять функции и полномочия учителей, воспитателей и администрации; вводить современные формы работы с родителями, создавать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по воспитанию и социализации обучающихся, определение базовых ценностных ориентиров в воспитании и социализации обучаемых и документально их закреплять, создавать дополнительные пространства для самореализации обучающихся, формировать социокультурную инфраструктуру, содействующую эффективной социализации детей.

2. Социальное окружение школы (человеческий фактор) объединяет представителей других школ, деятелей науки и культуры, представителей власти, общественности, которые привлекают к участию в общественно значимых акциях обучающихся, участвуют в обсуждении с обучающимися морально-нравственных, поведенческих, социальных проблем и т.д. Взаимодействие образовательной организации с семьей базируется на сотрудничестве с родителями (законными представителями) в процессе системного информирования и просвещения родителей с целью обеспечения условий для комфортного психологического климата в семье.

к 3. Общие образовательные программы, содержательный аспект кото-^ рых на основе системно-деятельностного подхода включает обеспечен-I | ные использованием современных педагогических технологий воспита-о ние и социализацию обучающихся (https://www.consultant.ru/document/ | х cons_doc_LAW_417899/).

^ § Начиная с апреля 2022 г. проводится мониторинг готовности к реализа-^ ции обновленных стандартов в общеобразовательных организациях, кото-Ju ю1 рый также требовал изучения этого процесса и отбор методик и инстру-

ментариев мониторинга воспитания и социализации обучающихся.

Любое оценочное мероприятие имеет четко зафиксированные функции. Первая из них - оценочная. Она позволяет определять уровень обученности/воспитанности/развития учащихся и оценивать результаты их учебной деятельности. Главное - установить и обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения общеобразовательной программы по предмету в процессе использования разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга. Вторая функция - диагностическая - призвана определить учителю успешность или неуспешность учения каждого школьника и в зависимости от обнаруженных результатов строить свою дальнейшую образовательную деятельность: внесение необходимых коррективов в осуществление образовательного процесса, включая изменение содержания обучения, пересмотр подхода к выбору методов обучения и воспитания или же принципиальную перестройку всей системы учебно-воспитательной работы. Следующая функция направлена на стимулирование интереса у учащихся к изучению определенного предмета, формирование их мотивации в его изучении и практическом использовании. И, наконец, обучающая функция. Она связана с тем, что любое оценивающее задание должно включать элемент новизны в содержательном и информативном плане и расширять опыт и познавательный кругозор учащихся.

Анализ стандартов школьного образования показывает, что они нормируют требования к качеству образования, т.е. соответствие последнего зафиксированным в стандартах нормативным требованиям к образовательным результатам и условиям их достижения (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.). Иначе говоря, речь идет о требованиях, с одной стороны, к образовательному результату и образовательному процессу, а с другой - к социальным и личностным ожиданиям в развитии и формировании коммуникативных и социально-личностных компетенций личности [3].

Таким образом, в контексте требований ФГОС можно четко представить показатели и признаки, на основании которых может быть дана оценка готовности общеобразовательной организации к предоставлению качественного образования: я

- условия реализации программ обучения (начальная школа, основная ^ школа, старшая школа) и их соответствие требованиям стандарта; | |

- ресурсное обеспечение образовательного процесса и их соответствие 5 о требованиям стандарта; ^ х

- реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащими- х §

я н

ся результаты освоения программ и их соответствие планируемым ^ результатам как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ^ ^

ресурсного обеспечения.

На первом этапе проведения мониторинговых исследований необходимо создать документальную базу для анализа и обобщения информации о состоянии основных образовательных результатов. С этой целью необходимо всесторонне изучить состояния качества образовательного процесса по предметам; получить объективную информацию о классе, содержании предмета, условиях и результатах его освоения; разработать алгоритм мониторинговых исследований; скоординировать деятельности всех субъектов мониторинга.

Собранная информация позволит обеспечивать руководителя процесса / педагога необходимыми данными для выбора адекватной модели обучения и воспитания средствами учебной дисциплины, управления деятельностью всех субъектов образовательной деятельности, а также спроектировать содержание программы с опорой на искомые результаты.

Объекты мониторинга могут быть разнообразными: индивидуальные образовательные достижения обучающихся; профессиональная компетентность учителей и их деятельность; качество организации образовательного процесса; материально-техническое обеспечение образовательного учреждения и т.д. [5].

Одним из критериев качества обучения по предмету является продвижение ученика в уровне владения знаниями в определенной области, а показателем данного продвижения - конкретные оценки знаний по предмету, полученные в ходе итоговых тестирований, приобретение практического опыта при участии во внешкольных мероприятиях, выполнении проектных заданий и т.д.

Оценка образовательных результатов может проводиться в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений; портфолио и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе можно применять как хорошо зарекомендовавшие себя технологии, используемые в школе, так и систему знаний, умений, навыков, ориентированную на обеспечение познавательной и практической к деятельности учащихся через использование инновационных, традици-^ онных форм и активных методов преподавания, широко внедряя про-I | ектный метод.

о о В процессе реализации проектного метода нами рекомендуются мето-^ х ды, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании ^ § активной познавательной деятельности школьников: проблемно-поис-^ ковые (беседы), обучающие дидактические игры и упражнения, твор-^ ^ ческие презентации, информационные источники (литературные, музыкальные и др.). В образовательном процессе младшей школы, например,

используется деятельностно-игровой подход на базе творческих, режиссерских, театрализованных игр, игр-импровизаций и т.д. Классификационный подход к играм включает их целевое назначение (дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие).

В обновленных ФГОС начального и основного общего образования остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.

В процессе совместной проектной деятельности школьники осваивают также связь с социальной действительностью, обучаются трудиться в сотрудничестве. Ее отличительной особенностью является формирование культуры межличностных отношений в общественно значимой деятельности.

Мониторинг способствует разработке предложений о расширении роли проектных заданий в обучении, т.к. этот педагогический метод обладает большим количеством преимуществ, к числу которых относятся условия для самостоятельной деятельности, формирование целостной системы действия, возможность самоутверждения, выражения собственного творческого потенциала и т.д.

Таким образом, мы отмечаем, что в процессе мониторинга ярко выделяются три процесса: исследование, оценка и прогнозирование, по результатам которых можно спрогнозировать дальнейшее развитие педагогического процесса.

Библиографический список / References

1. Булатова О.С. Искусство современного урока. М., 2007. [Bulatova O.S. Iskusstvo sovremennogo uroka [The art of the modern lesson]. Moscow, 2007.]

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М., 2011. [Grigorev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatelnost shkolnikov. Metodicheskiy konstruktor [Extracurricular activities of schoolchildren. Methodological constructor]. Teacher's manual. Moscow, 2011.]

3. Даниленко О.В., Ермакова И.В. Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования

ствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. х М., 2013. [Danilenko O.V., Ermakova I.V. Rezultaty vnedreniya instrumentariya ¡5 i protsedur otsenki kachestva nachalnogo obshchego obrazovaniya v sootvetstvii z s Federalnymi gosudarstvennymi obrazovatelnymi standartami [The results of the implementation of tools and procedures for assessing the quality

K x x <D

CL

of primary general education in accordance with Federal State Educational ¿u

Standards]. Moscow, 2013.]

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2000. [Rozhkov M.I., Bayborodova L.V. Organizatsiya vospitatelnogo protsessa v shkole [Organization of the educational process at school]. Textbook for students of higher educational institutions. Moscow, 2000.]

5. Рязанова Е.И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе // Актуальные задачи педагогики: Материалы VI Международной научной конференции. Чита, 2015. С. 93-96. [Ryazanova E.I. Monitoring the quality of foreign-language education at school. Aktualnye zadachi pedagogiki: Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Chita, 2015. Pp. 93-96. (In Rus.)

6. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). Псков, 2011. [Stepanov E.N. Metodicheskie sovety po organizatsii vneurochnoy deyatelnosti uchashchikhsya nachalnykh klassov (proekt) [Methodological advice on the organization of extracurricular activities of primary school students (project)]. Pskov, 2011.]

7. Тимофеев Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., 2015. [Timofeev D.V. Primernye programmy vneurochnoy deyatelnosti. Nachalnoe i osnovnoe obrazovanie [Sample programs of extracurricular activities. Primary and basic education]. Moscow, 2015.]

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. [Yasvin V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: From modeling to design]. Moscow, 2001.]

9. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда. М., 2010. [Yasvin V.A. Shkola kak razvivayushchaya sreda [School as a developing environment]. Moscow, 2001.]

Статья поступила в редакцию 15.06.2022, принята к публикации 03.09.2022 The article was received on 15.06.2022, accepted for publication 03.09.2022

Сведения об авторах / About the authors

Ахмадуллина Анастасия Александровна - учитель начальных классов, школа № 1575, г. Москва к Anastasia A. Akhmadullina - primary school teacher, school number 1575, ! Moscow

TO

2 x E-mail: n.rmnv@mail.ru

x ¡z ч: и

¡5 g Кондрашова Мария Владимировна - учитель начальных классов, школа

Ц х № 1575, г. Москва

Maria V. Kondrashova - primary school teacher, school number 1575, Moscow E-mail: mashulya.morozova.98@bk.ru

к x x ш О. т о ^ ш ю F о

Заявленный вклад авторов

А.А. Ахмадуллина - анализ нормативных документов по проблеме исследования, участие в подготовке текста статьи, поэтапное определение алгоритма разработки программы воспитания и социализации школьников, участие в подготовке текста статьи

М.В. Кондрашова - анализ нормативных документов по проблеме исследования, участие в подготовке текста статьи, поэтапное определение алгоритма разработки программы воспитания и социализации школьников, участие в подготовке текста статьи

Contribution of the authors

A.A. Akhmadullina - analysis of regulatory documents on the problem of research, participation in the preparation of the text of the article, a phased definition of the algorithm for developing a program for educating and socializing of schoolchildren, participation in the preparation of the text of the article

M.V. Kondrashova - analysis of regulatory documents on the problem of research, participation in the preparation of the text of the article, a phased definition of the algorithm for developing a program for educating and socializing of schoolchildren, participation in the preparation of the text of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

X

X

го

TO H

^ X

X с

и

о о

1— m

Ol

z X

X СК X

CK X

X Ol

^

О

Ш ю

F о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.