Научная статья на тему 'Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО'

Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1666
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибова Людмила Николаевна

В статье теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебно-методическая база, дидактические нормативы, структура и этапы процесса проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING PROGRAMS OF ACADEMIC DISCIPLINE BASED GEF SPO

This paper theoretically proved and developed invariant model of designing the training modules of the new format, the main components are: the external and internal factors, educational facilities, teaching standards, structure and stages of the design process.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО»

УДК 371.3

Л.Н. ГРИБОВА, к.п.н., доц., НГПУ им.К. Минина, e-mail: pedagogika@vgipu.nnov.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НА ОСНОВЕ ФГОС СПО

L.N. Gribova

DESIGNING PROGRAMS OF ACADEMIC DISCIPLINE BASED GEF SPO

В статье теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебно-методическая база, дидактические нормативы, структура и этапы процесса проектирования.

Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, профессиональная компетенция, компетентностно-ориентированная программа учебной дисциплины.

This paper theoretically proved and developed invariant model of designing the training modules of the new format, the main components are: the external and internal factors, educational facilities, teaching standards, structure and stages of the design process.

Keywords: module-competence approach, expertise, konmetentnostno-oriented curriculum

Информационная эпоха, в которой мы живем, ставит преподавателей перед необходимостью пересмотра традиционных форм и методов работы, переосмысления содержания образования. Развитие сфер науки, общества, новых технологий идет столь стремительно, что полученные знания довольно быстро утрачивают свою актуальность, устаревают, нуждаются в обновлении. На современном этапе знаниевый подход в образовании не способен оставаться ведущим, как это было раньше. В обиход вошел термин «период полураспада знаний», обозначающий промежуток времени, за который знания устаревают на 50%. В сфере высоких технологий этот период составляет всего полтора-два года. В других отраслях он может достигать пяти-восьми лет. Но наблюдается стойкая тенденция сокращения данного периода времени.

Теперь в качестве образовательных целей мы признаем компетентностью знания, развитие аналитических и творческих способностей, умение ориентироваться в информационном потоке, мобильность. Злободневна проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно добывать и усваивать постоянно изменяющуюся информацию, развитие таких способностей, которые бы и после завершения образования обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научнотехнического прогресса и темпов развития общества.

В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин ставятся на сам процесс познания, эффективность которого всецело зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит от того, что изучается (содержание образования) и как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гума -нистических условиях, с опорой на психические процессы или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Вопросы формирования содержания профессионального образования отражены в трудах Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, К.Я. Вазиной, В.В. Краевского, В.С. Леднева, М.И. Махмутова, А.М. Новикова, В.М. Соколова, Л.Г. Семушиной и других ученых.

Модернизация профессионального образования в логике стандартов третьего поколения ставит задачи пересмотра роли образовательных программ в контексте формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.

Проблема проектирования содержания профессионального образования в компентностном формате является естественной и объективной потребностью современного этапа модернизации образования и обусловлена следующими факторами:

- переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной;

- развитием экономики и социальной сферы, науки и запросами техники, современных технологий;

- повышением требований к подготовке специалистов в условиях динамичной изменчивости рынка труда;

- необходимостью разработки нового содержания учебных программ в связи с введением ФГОС третьего поколения в педагогическую практику.

Переход на компетентностно-ориентированные государственные образовательные стандарты обусловил необходимость разработки компетентностно-ориентированных учебных программ.

В ходе исследования данной проблемы нами теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебнометодическая база, дидактические нормативы, структура и этапы процесса проектирования, в целом обеспечивающая реализацию содержания программы учебной дисциплины (рисунок 1).

Проектирование программы учебной дисциплины нового формата осуществляется на основе инновационного модульно-компетентностного подхода в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. И с учетом принципов преемственности, системности, целостности учебной программы, комплексного подхода в формировании компетенций, модульного построения учебной программы, гибкости, научности и практико-ориентированности, междисциплинарности и интеграции, минимальной достаточности, опоры на знания, умения, компетенции и др. [1]

Целью современного образования является подготовка специалиста, владеющего основными видами профессиональной деятельности, которые включают общие и профессиональные компетенции по специальности в рамках обучения по ОПОП.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи программы: определение места дисциплины в системе подготовки

специалиста; определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и результатов обучения; определение форм и методов контроля и оценки результатов обучения.

Компетентностно-ориентированные программы имеют новую структуру, нацелены на результаты образования в виде освоенных компетенций и умений, усвоенных знаний и выполняют следующие функции: нормативную, прогностическую, целеполагания,

информационную, процессуальную, контрольно-диагностическую, оценочную, оперативнодинамическую [2].

Сравнительный анализ показал, что в структуре программы учебной дисциплины второго и третьего поколений много общего, но имеются и существенные различия.

Содержание пояснительной записки программы старого формата носит рекомендательный характер и его заполнение зависит от личности преподавателя. В паспорте новой структуры четко определяется место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), регламентируются цели и задачи учебной дисциплины (УД) как результаты её освоения.

П

р

о

ф

е

с

с

и

о

н

а

л

ь

н

ы

е

к

о

м

п

е

т

е

н

ц

и

и

Цель:

Внешние разработать программу

факторы учебной дисциплины

—► нового формата

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Подходы ФГОС Цели и задачи программы УД Функции программы УД Принципы проектирова- ния

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

Основная профессиональная образовательная программа Базисный и рабочий учебные планы Примерная программа по дисциплине Макет программы учебной дисциплины

ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Индикаторы и показатели ФГК Требования ОУ к разработке программы учебной дисциплины Техническая и содержательная экспертиза

СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1 этап Анализ ФГОС СПО и учебного плана по специальности 2 этап Заполнение раздела «Паспорт рабочей программы дисциплины» 3 этап Заполнение раздела «Структура и содержание учебной дисциплины» 4 этап Заполнение раздела «Условия реализации программы дисциплины» 5 этап Заполнение раздела «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»

О

б

щ

и

е

к

о

м

п

е

т

е

н

ц

и

и

РЕЗУЛЬТАТ

Компетентностно-ориентированная программа учебной дисциплины

Рисунок 1 - Модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата «Вестник Мининского университета» № 3 - 2013

Стандартом среднего профессионального образования второго поколения регламентированы Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые фактически и задают качественный уровень освоения содержания образования по циклам дисциплин и учебным дисциплинам.

Федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют требования к уровню освоения дисциплины в понятиях «уметь» и «знать», которые выступают одновременно целями и результатами освоения учебной дисциплины. Знания и умения, как цели и задачи учебной дисциплины направлены на развитие (формирование) тех или иных общих и профессиональных компетенций.

Учебно-методическими документами, регламентирующими образовательный процесс по учебной дисциплине, выступают: основная профессиональная образовательная

программа по специальности, базисный и рабочий учебные планы по специальности, примерная программа по дисциплине, макет программы учебной дисциплины нового формата.

В ходе исследования на основе анализа требований к структуре и содержанию программы учебной дисциплины определены федеральные и локальные дидактические нормативы, раскрывающие ограничения и академические свободы при проектировании программы учебной дисциплины. К ним относятся: индикаторы и показатели Федерального государственного контроля, требования образовательного учреждения к разработке программы учебной дисциплины, внешняя и внутренняя техническая и содержательная экспертизы.

В соответствии с новой редакцией п.2 Федерального закона «Об образовании» предметом федерального государственного контроля (далее - ФГК) качества образования является оценка соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям ФГОС. (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ) [3].

Основные направления ФГК:

- оценка соответствия структуры и содержания ОПОП требованиям ФГОС;

- оценка состояния образовательного процесса на соответствие требованиям

ФГОС;

- экспертиза качества освоения обучающимися и выпускниками ОПОП в соответствии с ФГОС.

Подходы к отбору инструментария для проведения процедур ФГК:

- инструментарий представлен системой индикаторов и показателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- индикатор - крупные, обобщенные комплексные характеристики предмета

ФГК;

- для каждого индикатора выделяются показатели - объективные основные структурные элементы индикатора, первичные характеристики предмета ФГК, выявление и анализ которых составит необходимую и достаточную основу для достоверного вывода о состоянии качества СПО в образовательном учреждении [15].

В контексте нашего исследования наибольшую ценность представляет анализ индикаторов и показателей первого направления ФГК.

Индикатор - обеспечение соответствия обязательной части ОПОП образовательного учреждения требованиям ФГОС - позволяет осуществить анализ ОПОП ОУ в части требований к общим и профессиональным компетенциям, практическому опыту, знаниям и умениям обучающихся и выпускников, структуры ОПОП, содержания обязательной части ОПОП, включая наименование циклов, разделов, учебных дисциплин, профессиональных модулей и их объемные параметры.

Показатель индикатора: анализируются рабочие программы в соответствии с ФГОС.

Образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех учебных дисциплин и профессиональных модулей (ПМ) четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям - ФГОС п.7.1.:

- наличие в рабочих программах УД и ПМ требований к результатам освоения обязательной части ОПОП в части общих компетенций и профессиональных компетенций -ФГОС п.5.1, 5.2/ п.5.3, 5.4;

- наличие в рабочих программах УД требований к умениям и знаниям согласно УД обязательной части ОПОП - ФГОС табл.3/табл.5;

- наличие в рабочих программах ПМ требований к практическому опыту, умениям и знаниям согласно ПМ обязательной части ОПОП - ФГОС табл.3, табл.5.

Необходимо отметить, что в примерных программах дисциплин отсутствуют компетенции, образовательное учреждение самостоятельно вводит их в рабочие программы, ориентируясь на раздел ФГОС - требования к результатам освоения ФГОС.

Таким образом, можно выделить следующие пределы ограничений при разработке рабочей программы учебной дисциплины, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта:

- образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять состав дисциплин и профессиональных модулей и (или) содержание рабочих программ учебных дисциплин, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии, с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом по специальности;

- обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

- обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

- должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

При проектировании рабочих программ по учебной дисциплине образовательное учреждение располагает следующими возможностями: использовать объем времени,

отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения.

При проектировании рабочих программ по учебной дисциплине преподаватель располагает следующими возможностями:

- по-своему раскрывать содержание основных разделов и тем, опираясь на научные школы и учебные пособия, которые он считает целесообразными.

Исходя из своих соображений (логика науки, межпредметные связи, необходимость более быстрой подготовки студентов к практике и др.), преподаватель может устанавливать последовательность изучения учебного материала. Распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, разрабатывать перечень лабораторных работ и практических занятий, выбирать темы для самостоятельного изучения студентами, конкретизировать требования к знаниям и умениям студентов, выбирать, исходя

из стоящих перед учебной дисциплиной задач, технологии обучения и контроля подготовленности студентов по предмету;

- самостоятельно определять соотношение теоретической и практической подготовки по дисциплине, время и интенсивность изучения учебной дисциплины, соотношение аудиторной и самостоятельной работы, выбирать формы контроля и промежуточной аттестации.

В ходе исследования нами разработан пошаговый алгоритм проектирования программы учебной дисциплины, состоящий из пяти этапов:

1 этап - анализ ФГОС СПО и учебного плана по специальности;

2 этап - заполнение раздела «Паспорт рабочей программы дисциплины»;

3 этап - заполнение раздела «Структура и содержание учебной дисциплины»;

4 этап - заполнение раздела «У словия реализации программы дисциплины»;

5 этап - заполнение раздела «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины».

Каждый этап включает порядок действий и методические рекомендации по их осуществлению.

Проектирование программы начинается с первого этапа, который, как правило, преподаватели реализуют не полностью.

Данный этап - анализ ФГОС СПО и учебного плана по специальности включает три действия: анализ ФГОС СПО, анализ учебного плана по специальности, оформление титульного листа учебной программы.

Анализ ФГОС СПО предполагает следующие действия:

-изучить требования к результатам освоения дисциплины («уметь», «знать»);

-изучить требования к результатам освоения тех профессиональных модулей («иметь практический опыт», «уметь», «знать»), профессиональные компетенции, которые указаны в качестве ориентиров при изучении данной дисциплины;

-произвести сравнительный анализ требований к результатам освоения дисциплины и профессионального модуля, чтобы конкретизировать, детализировать результаты изучения дисциплины. Данная работа позволит включить в содержание дисциплины тот необходимый материал, который потребуется при освоении модуля и будет направлен на формирование профессиональных компетенций.

Одним из основных контрольных показателей реализации ФГОС по дисциплине является конкретизация степени участия данной дисциплины в формировании общих и профессиональных компетенций.

В связи с чем необходимо конкретизировать требования ФГОС СПО к результатам изучения дисциплины. Для этого мы рекомендуем ввести новое приложение к рабочей программе УД в виде таблицы «Конкретизация результатов освоения дисциплины».

Таблица «Конкретизация результатов освоения дисциплины» необходима для того, чтобы правильно разработать содержание программы учебной дисциплины.

Эта таблица позволит определить:

-содержание и вид учебных занятий;

-название лабораторных работ и/или практических занятий;

-потребность в необходимом оборудовании для их проведения (ориентировочно);

-темы занятий, необходимые для формирования перечисленных в ФГОС знаний, и избежать включения «лишних» тем в содержание дисциплины и, как следствие, дублирования тем с содержанием профессиональных модулей.

Если в дисциплине и профессиональном модуле имеются одинаковые или очень схожие элементы результатов изучения («уметь», «знать»), то необходимо так продумать темы, чтобы не происходило дублирование материала.

В случае если в дисциплине нет часов на лабораторные работы и/или практические занятия, то необходимо для формирования умений выбрать активные формы проведения занятий, например, урок-семинар, деловая игра, урок-презентация, конференция и др., т.е. такие виды, которые позволят у студентов сформировать умения.

Необходимо отметить важное теоретическое положение, характерное для учебных программ среднего профессионального образования (СПО) в отличие от учебных программ высшего профессионального образования (ВПО). Дисциплины СПО готовят студентов к последующему освоению профессиональных компетенций в профессиональных модулях, т.е. содержание дисциплины необходимо построить таким образом, чтобы темы или лабораторные (практические) работы были ориентированы на профессиональные компетенции.

Таким образом, принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин, реализующих ФГОС СПО, состоит в их компетентностной ориентации, вытекающей из принятой концепции образовательных стандартов третьего поколения.

Назначение учебной дисциплины - подготовка студентов к овладению профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

Разработанная модель имеет инвариантный характер и может быть использована для проектирования дисциплины любого цикла учебного плана начального и среднего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер, Э.Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф.Зеер // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. - Екатеринбург; Березовский, 2011.

2. Реморенко, И.М. Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования / И.М.Реморенко [Электронный ресурс]. - Ц^: www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/04/npo-spo1.doc.

3. Гунявина, Н.Л. ФГОС как предмет федерального государственного контроля качества НПО и СПО / Н.Л.Гунявина [Электронный ресурс]. - Ц^: www.fa.ru.

© Грибова Л.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.