Научная статья на тему 'Проектирование программного обеспечения формирования эффективных команд для реализации бизнес - проектов по принципу Парето'

Проектирование программного обеспечения формирования эффективных команд для реализации бизнес - проектов по принципу Парето Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
156
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЕКТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ КОМАНД / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТЫ / ПРИНЦИП ПАРЕТО

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гибадуллина Э.А.

Рассматривается вопрос о формировании оптимальных (эффективных) команд для реализации бизнеспроекта. Проблема выбора лучшей команды (по всем качествам) для реализации им проекта часто возникает на практике. В статье приводится научно-обоснованная методика выбора команды для реализации бизнеспроекта, с учетом эмоционального и технического интеллектов, а также экспертных оценок сложности проектов. Приводятся результаты работы программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование программного обеспечения формирования эффективных команд для реализации бизнес - проектов по принципу Парето»

2. Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Разработка рациональной структуры тягового электропривода трамвая в среде моделирования электроэнергетических объектов программы MATLAB. // Мехатроника, автоматизация, управление. 2015. Т. 16. № 2. С. 111-116.

3. Логачева А.Г., Вафин Ш.И., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Влияние количества фаз статора на нагрев электродвигателя.// Электро. Электротехника, электроэнергетика, электротехническая промышленность. 2014. № 3. С. 28-32.

4. Сафин А.Р., Мисбахов Р.Ш., Гуреев В.М. Обоснование рациональной схемы управления тяговым электроприводом трамвая на основе разработки имитационной модели. // Электроника и электрооборудование транспорта. 2014. № 3. С. 19-22.

5. Литвиненко Р.С., Павлов П.П., Гуреев В.М., Мисбахов Р.Ш. Выбор альтернативного варианта разрабатываемого транспортного средства с использованием метода анализа иерархий. // Транспорт: наука, техника, управление. 2015. № 2. С. 21-25.

6. Гибадуллин Р.Р., Цветков А.Н., Мисбахов Р.Ш., Денисова Н.В. Разработка испытательного стенда для электрических машин возвратно-поступательного действия, работающих в тяжелых условиях. // В сборнике: Энергетика и энергосбережение: теория и практика. Сборник материалов I всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 37.

© А.М. Гафуров, Р.М. Калимуллина, Л.И. Гимадеева, 2016

УДК 62-05

Э.А.Гибадуллина

студентка КНИТУ факультета дизайна и программной инженерии, г. Казань, РФ E-mail: rainy_happiness@bk.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ КОМАНД ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС - ПРОЕКТОВ ПО ПРИНЦИПУ ПАРЕТО

Аннотация

Рассматривается вопрос о формировании оптимальных (эффективных) команд для реализации бизнес-проекта. Проблема выбора лучшей команды (по всем качествам) для реализации им проекта часто возникает на практике. В статье приводится научно-обоснованная методика выбора команды для реализации бизнес-проекта, с учетом эмоционального и технического интеллектов, а также экспертных оценок сложности проектов. Приводятся результаты работы программного обеспечения.

Ключевые слова

Бизнес-проект, формирование эффективных команд, эмоциональный и технический интеллекты, принцип

Парето.

Проблема возникает, когда в проектной организации имеется множество специалистов с разным набором значений показателей технического и эмоционального интеллектов. Необходимо из них выбрать N специалистов, чтобы создать команду, которая наиболее эффективно может реализовать определенный бизнес-проект. При этом эксперт в зависимости от сложности проекта указывает: 1) чему равно значение N, т.е. сколько специалистов должны входить для реализации проекта; 2) выбрать N специалистов среди проектировщиков, которые наилучшим образом подходят по своему интеллекту для реализации проекта.

Составляющие интеллекта

В работе интеллект рассматривается как инструмент, который дан человеку для решения проблем. Эффективность деятельности во многом зависит от уровня развития интеллекта. Каждый человек обладает своим уровнем и спецификой развития технического и эмоционального интеллектов.

Технический интеллект (ТИ)

На методологическом уровне каждый человек решает проблему по одному и тому же универсальному алгоритму. На рис.1. приводится этот алгоритм, по которому решение проблемы состоит из трех взаимосвязанных операций [1-4].

1.Операция по формализации проблемы. При этой операции человек формулирует проблему в известные ему задачи. 2. Операция по конструированию (планирования) решения, полученных в первом пункте задач. 3. Операция по исполнению (реализации) этого плана на практике.

Рисунок 1 - Инвариативная схема решения проблем инженером

Таким образом, решение любой проблемы проходит через 3 стадии: 1 -формализация проблемы, для которой нужно определенный уровень А формализационных способностей, 2 - конструирование (алгоритм поиска) решения задач, для которого нужны B конструктивные способности, 3 - реализация алгоритма на практике, для которого нужны С исполнительские способности. Как следует из рис.1. чем сложнее проблема, тем выше должны быть уровни развития АВС - способностей и глубже усвоенные знания в определенной полноте (параметр POL) и целостности (параметр CHL) [6,11].

В такой модели эффективность решения человеком проблемы корреляционно (KF) зависит (как минимум) от шести параметров:

Э = KF (A, B, C, POL, CHL, S) [7-8]

Где через A, B, C - соответственно обозначены формализационные, конструктивные и исполнительские способности человека, POL и CHL- полнота и целостность усвоенных им знаний, S -сложность решаемой проблемы. Также можно сказать, чем больше значение параметров A, B, C, POL, CHL у человека, тем больше эффективность, а чем сложнее проблема, тем ниже (рис.2). В целом набор этих значений характеризует уровень развития технического интеллекта.

Рисунок 2 - Оценка уровня развития технического интеллекта в рамках компетенции.

Эмоциональный интеллект (ЭИ)

Эмоциональный интеллект -это комплекс способностей человека, который участвует не только в понимании и осознании собственных эмоций, но и эмоций, мотивацию, желания других людей. Люди, которые имеют высокий уровень интеллекта, легче добиваются своих поставленных целей в окружающем мире. Пусть модели эмоциональный интеллект состоит из 5 блоков: способности мотивации, самореализации, самосознания, эмпатии и социальные способности. Каждый блок способностей включает в себя множество критерий. На рис.4. выделены самые необходимые качества сотрудника для успешной работы в бизнес команде.

Следует отметить, что технический и эмоциональный интеллекты взаимосвязаны между собой и проявляются в деятельности как инструмент по разрешению проблем из разных предметных областей и разной сложности [9].

Рисунок 3 - Модель состава эмоционального интеллекта на человека

Рисунок 4 - Диаграмма уровней развития (качества) эмоциональных способностей индивида значимых для внутренней деятельности ЭИ.

Рисунок 5 - Диаграмма уровней развития (качества) эмоциональных способностей индивида значимых для внешней деятельности ЭИ.

Правила формирования бизнес-команд

Объединим диаграммы технического и эмоционального интеллектов в единую диаграмму и в результате, например, имеем такую карту (рис.6).

Рисунок 6 - Объединенная карта технического и эмоционального интеллектов.

В свою очередь эксперт, исходя из сложности проекта, высказал мнение, что проектант должен иметь следующую карту (рис.7). В целом задача сводится к тому, что нужно выбрать людей, которые наиболее эффективно подходят под экспертную оценку.

Рисунок 7 - Экспертное заключение

Производится ранжирование этих данных по предложенным критериям. Согласно методу Парето лучшим является тот вариант, который по всем показателям был бы не хуже первого, а хотя бы по одному показателю лучше него. На рис. 8 представлен алгоритм выбора лучшего по Парето.

Этот алгоритм включает в себя следующие действия:

1) Определяются исходные данные тестируемых;

2) Формируется матрица эффективности первого ранга на первой стадии анализа;

3) Определяются номера тестируемых первого ранга;

4) Осуществляется проверка наличия неисследованных альтернатив;

5) Производятся 2-4 этапы. В матрице эффективности доминируемые тестируемые расположены слева от альтернатив первого ранга;

6) Формируется решение первого ранга;

7) Осуществляется проверка соответствия результатов тестируемых на априорные требования, проводящей анализ. В случае выявления противоречий производится корректировка показателей, и расчет повторяется;

8) Принимается решение о продолжении либо окончании процедуры ранжирования;

9) Формируются матрица последующих рангов;

10) Среди элементов вновь полученной матрицы определяются решения следующих рангов (2-6 этапы);

11) По результатам всех этапов формируется итоговое решение.

Таким образом, учитывая все эти способности набирается команда для реализации бизнес-проекта, которая намного сильнее чем отдельно взятый инженер, т.е. получается эффект синергии.

Рисунок 8 - Алгоритм выбора лучшего по принципу Парето

Алгоритм построения таблиц предпочтений может быть легко реализован на компьютере, что существенно упрощает применение метода на практике [10,12].

Пример реализации программного продукта

По алгоритму выбора лучшего по Парето была написана программа на языке Object Pascal версии Delphi XE8. Покажем правильность работы этого программного продукта на следующем примере. В примере из 5 сотрудников необходимо выбрать двух проектировщиков для одного проекта и одного для другого для реализации проекта, который проходит экспертизу. В таблице представлены все входные данных сотрудников.

Таблица

Исходные данные студентов и априорное требование

Петров Сидоров Иванов Антропов Морозов Экспертное Экспертное

А.А. А.П. И.Р. К.В. А.А. заключе-ние заключе-ние

для 1-го для 2-го

проекта проекта

А способность 5 6 7 5 4 5 5

B способность 8 7 8 4 6 6 4

С способность 6 9 6 5 5 7 5

POL 7 10 4 3 7 8 3

CHL 3 9 5 4 8 6 6

Целеустремленность 4 8 3 6 6 9 7

Инициативность 6 5 4 2 5 3 5

Оптимизм 5 4 5 3 7 4 4

Самоконтроль 2 6 2 5 4 2 1

Сознательность 8 3 8 6 3 5 2

Приспосабливаемость 4 1 3 7 4 5 3

Эмоциональная 3 2 7 5 2 4 6

осведомленность

Точная самооценка 8 9 2 3 1 6 7

Уверенность в себе 6 8 3

4 4 7 5

Понимание других 5 5 1 7 5 6 2

Развитие других 4 4 4 3 6 4 3

Поддержка других 4 3 6 2 7 8 2

Работа в составе группы 8 2 8 1 8 5 2

Сотрудничество и 7 1 9 4 8 3 2

взаимодействие

Коммуникатив-ность 6 5 8 3 6 4 2

Данная программа определила, что к первому проекту подходят следующие сотрудники: Сидоров А.П., Петров А.И., а ко второму проекту- Антропов К.В. На рис.9. и рис.10. представлены карты эмоционального и технического интеллекта команд.

Рисунок 9 - Карта эмоционального и технического интеллекта 1-й команды.

16

15

М

12 ц 10

20

2

5

7

6

1.А способность

2. В способность

3.С способность

4. POL

5. CHL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Целеустремленность

7. Инициативность

8. Оптимизм

9. Самоконтроль

10. Сознательность

11. Приспосабливаемость

12. Эмоциональная осведомленность

13. Точная самооценка

14. Уверенность в себе

15. Понимание других

16. Развитие других

17. Поддержка других

18. Работа в составе группы

19. Сотрудничество и взаимодействие

20. Коммуникативность

Рисунок 10 - Карта эмоционального и технического интеллекта 2-й команды.

Таким образом, по алгоритму выбора лучшего по Парето выбираются оптимальные команды для реализации бизнес-команд.

Список использованной литературы:

1. Нуриев, Н.К. Подготовка инженеров в дидактических системах нового поколения / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, А.Н. Титов, Е.В. Пашукова // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2011.- V.14. - N 4. - С. 386-403. - ISSN 14364522

2. Старыгина, С.Д. Подготовка инженера в метрическом компетентностном формате в рамках профессионально-ориентированной дисциплины / С.Д. Старыгина, Н.К. Нуриев, Л.Н. Журбенко // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2008. - V.11. -№ 3. - С. 296-318. ISSN 1436-4522

3. Гибадуллина, Э.А. Организация в компетентностном формате базы учебных задач по дисциплине «Вычислительная математика» / Э.А. Гибадуллина // Наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Часть 1. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 139-144.

4. Нуриев, Н.К. Проектирование дидактических систем нового поколения с использованием облачных технологий / Н.К. Нуриев, С.Д.Старыгина, Г.М. Ильмушкин, Н.К. Шайдуллина // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2013. - V. 16. - № 4. - С. 412-429. ISSN 1436-4522

5. Гибадуллина, Э.А. Алгоритм организации бизнес-команд для реализации проекта/ Э.А. Гибадуллина // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 138-141.

6. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Методика организации бизнес - команд инженеров по Парето / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина //Вестник Казанского технологического университета-2010-№12-с.244-249.

7. Нуриев Н.К. Модель подготовки инженера на основе компетентностного подхода и принципа природосообразности (монография) // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2009. - V.12. - №1. - C.329-390. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

8. Нуриев, Н.К. Дидактическая инженерия: проектирование техногенной образовательной среды быстрого развития / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, А.Н. Нуриев, О.Н. Зайцева - Материалы VII Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2015» (ИКТ в образовании: технологические, методические и организационные аспекты их использования) - Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2015 - C. 429-435.

9. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К. Дидактическая инженерия как метрико-ориентированная методология инженерного образования // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и

общество (Education Technology & Society)" - 2014 (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html) - V.17. -N 3. - С. 569 - 582 c. - ISSN 1436-4522.

10. Лапаев Д.Н., Мирясов Г.М. Методика ранжирования промышленных предприятий по совокупности показателей // журнал "Экономической теории" -2009г.

11. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гибадуллина Э.А. Оценка компетентности через качества владения компетенцией/ Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, Э.А. Гибадуллина// Международный научный журнал «Символ науки»- №>7/2015-с.145-147-К^ 2410-700X.

12. Гибадуллина Э.А. Алгоритм формирования эффективных команд по правилу Парето для реализации бизнес-проектов/Э.А.Гибадуллина//Сборник статей Международной научно-практической конференции (18 ноября 2015 г., г.Екатеринбург)-ч.2.-Уфа:РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.-с. 68-78 с.-ISBN 978-5-90678198-7.

© Э.А. Гибадуллина, 2016

УДК 621.391:007.52

И.О. Голиков

ведущий инженер-программист, аспирант кафедры «Электроснабжения», Орловский государственный аграрный университет, г. Орел, Российская Федерация

КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ

Аннотация

Статья посвящена проблеме передачи данных о состоянии электрических сетей построенных согласно концепции Smart Grid, в частности проблеме подбора и использования каналов передачи данных информации по напряжению в составе системы адаптивного автоматического регулирования напряжения в условиях сельской местности.

Ключевые слова

Технологии связи, регулирование напряжения, передача информации, Smart Grid, PLC-технология, Wi-Fi, GSM, модем, СААРН, система адаптивного автоматического регулирования напряжения.

Разработка интеллектуальных сетей согласно концепции Smart Grid является приоритетным научно технических направлением, о чем говорится в [1, с.54]. Отличительной чертой умных сетей является больше число датчиков анализирующих состояние электрических сетей и наличие рабочих органов дающих возможность управлять ее параметрами, позволяя минимизировать или вовсе исключить необходимость деятельность человека в работе системы, обеспечивая полную автономность системы. Трудно представить интеллектуальную сеть, как целую систему без связи компонентов этой сети каналом связи и обмена данными между ними. Учитывая важность этого вопроса, необходимо произвести анализ существующих технологий по передаче данных на расстояния. При этом требования предъявляемые к каналам связи прежде всего зависят в полной мере от того как, где и для передачи каких данных будет использоваться канал связи.

Работа системы адаптивного автоматического регулирования напряжения (далее СААРН) подразумевает под собой передачу данных о действующем напряжении потребителей в центральный блок СААРН. При этом датчики находятся на удалении друг от друга. Как известно, что протяженность линий электропередач напряжением 0,38кВ может достигать в некоторых случаях до 3 км, что является негативным моментом при условии, что в идеале протяженность не должна превышать 500м. Учитывая это можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.