Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ЭКСКУРСОВОД (ГИД)»'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ЭКСКУРСОВОД (ГИД)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
компетенции / проектный метод / дополнительное профессиональное образование / гид / экскурсовод / аттестация / методические рекомендации / профильное образование / расписание / практические занятия / competencies / project method / additional professional education / guide / tour guide / certification / methodological recommendations / specialized education / schedule / practical classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицына И.И.

В настоящее время в условиях возникновения новых возможностей российской экономики для внутреннего развития и выхода на новые экономические рынки становится особенно востребованной профессия гидов переводчиков. В то же время качество деятельности гидов оставляет желать лучшего, что обусловлено отсутствием профессиональной подготовки гидов-экскурсоводов. В статье исследуются требования к содержанию дополнительного профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», рассматривается порядок организации и осуществления данной образовательной деятельности на примере кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Птицына И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION, ON EXAMPLE OF PROFESSIONAL RETRAINING OF GUIDE

Currently, in the context of the emergence of new opportunities for the Russian economy for internal development and entry into new economic markets, the profession of guide translators is becoming especially in demand. At the same time, the quality of the guides' activities leaves much to be desired, due to the lack of professional training of tour guides.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ЭКСКУРСОВОД (ГИД)»»

УДК 37

Птицына И.И.

магистрант АДФ группы ОУИТО-22 Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск, Россия)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ЭКСКУРСОВОД (ГИД)»

Аннотация: в настоящее время в условиях возникновения новых возможностей российской экономики для внутреннего развития и выхода на новые экономические рынки становится особенно востребованной профессия гидов - переводчиков. В то же время качество деятельности гидов оставляет желать лучшего, что обусловлено отсутствием профессиональной подготовки гидов-экскурсоводов.

В статье исследуются требования к содержанию дополнительного профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», рассматривается порядок организации и осуществления данной образовательной деятельности на примере кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ.

Ключевые слова: компетенции, проектный метод, дополнительное профессиональное образование, гид, экскурсовод, аттестация, методические рекомендации, профильное образование, расписание, практические занятия.

Развитие экономики и общества требует от вузов перехода от традиционного к компетентностному подходу в обучении студентов, когда обучающиеся учатся овладевать совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимой для создания у них комплексного личностного ресурса, обеспечивающего

способности к эффективному взаимодействию с окружающим миром вообще и к эффективной профессиональной деятельности в особенности.

Одним из возможных инструментов реализации компетентностного подхода является проектный метод.

Сущность проектного метода состоит в самостоятельном решении студентами под наставничеством педагога конкретной практической задачи в области своей будущей профессиональной деятельности. В ходе решения задачи, поставленной в рамках проекта, у студентов формируются или совершенствуются и теоретические знания, и практические умения и навыки. Это обеспечивает ускоренное и эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций по направлениям подготовки.

В данных условиях одним из направлений проектной деятельности студентов становится особенно актуальным проектирование ими, под руководством опытных преподавателей, программ дополнительного профессионального образования по профилю их будущей профессии.

В настоящее время Северо-Восточный федеральный университет реализует больше 500 программ дополнительного профессионального образования для медработников, педагогов, госслужащих, юристов, менеджеров и других.

В современных условиях, в силу происходящих социально-экономических и политических изменений российской действительности, перед российским обществом возникают новые возможности для внутреннего развития и выхода на новые экономические рынки. Становится особенно востребованной профессия гидов - переводчиков. Бурный рост наблюдается среди частных гидов по востребованным туристам историческим и этническим местам и др., наблюдается качественные изменения экскурсий и форм их проведения. В то же время качество проведения таких экскурсий оставляет желать лучшего, что обусловлено отсутствием профессиональной подготовки гидов-экскурсоводов.

Сегодня около 70% российских специалистов в этой сфере не имеют базового профессионального образования. Особенно остро это ощущается в регионах. При этом многие крупные туроператоры не только самостоятельно осуществляют профессиональную подготовку своих сотрудников, не доверяя образовательным учреждениям, но и отказываются принимать на работу выпускников вузов с профильным образованием, мотивируя это их недостаточным уровнем подготовки, отсутствием практического опыта и навыков, завышенными ожиданиями и неадекватным поведением вчерашних студентов. Здесь налицо отсутствие взаимопонимания и тесного делового сотрудничества субъектов образовательного рынка и рынка труда.

Преодолевать негативные последствия этой ситуации сложно, но необходимо. Для вуза это означает необходимость совершенствования системы профессионального образования, переход к практико-ориентированному обучению, разработка новых образовательных программ для ДПО и внедрение новых методик преподавания.

Нормативной базой разработки программ дополнительного профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (утв. Приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 516 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм», зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2017 N 47223) [4],

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" [3].

- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Минобрнауки России от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн [5]. - Устав СВФУ,

- Локальные нормативные акты университета.

Статья 4.4. «Условия оказания услуги экскурсоводом (гидом). Аттестация экскурсовода (гида) Федерального закона от 24.11.1996 N 1Э2-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет, что «Экскурсовод (гид) вправе оказывать услуги только при условии прохождения ими аттестации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о туристской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Для прохождения аттестации в качестве экскурсовода (гида) соискатель должен соответствовать следующим требованиям:

- иметь среднее профессиональное образование или высшее образование,

- иметь дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) за исключением соискателей, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование в сфере туризма по программам, включающим в себя дисциплину (модуль) по оказанию экскурсоводами (гидами) соответствующих услуг».

Согласно Постановления Правительства РФ от 7 мая 2022 г. N 833 "Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов

(гидов), утверждено Положение об аттестации экскурсоводов (гидов), которое устанавливает порядок и критерии аттестации экскурсоводов (гидов), порядок и критерии аттестации экскурсоводов (гидов), оказывающих услуги на национальных туристских маршрутах, туристских маршрутах, проходящих по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации, специальные требования к ним, перечень документов, необходимых для аттестации. Таким

образом, с 1 июля 2023 года аттестация стала обязательной для всех экскурсоводов (гидов).

Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность и является обязательным для организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации или иные юридические лица) (далее совместно - организация).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Методические рекомендации по содержанию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), Министерства культуры РФ [5] предназначенные для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), определяют, что дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов)(далее - Программы) разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и на основе профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)».

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения для приобретения квалификации «экскурсовод (гид)» не менее 250 часов.

В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, выездные занятия, круглые столы, мастер-классы, консультации. Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения аудиторной работы в объеме не менее 96 часов, в том числе на практические занятия не менее 24 часов. При разработке и реализации Программ может применяться модульный принцип представления содержания образования. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Программы должны быть направлены на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной

деятельности экскурсоводов (гидов). Содержание Программ должно учитывать профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» [6].

Деятельность по организации курсов дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов),организует и координирует кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ. В рамках своей деятельности на базе кафедры спроектировано создание курсов дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов) для прохождения аттестации согласно Постановления Правительства РФ от 7 мая 2022 г. N 833 "Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов).

Цель реализации проекта: Формирование у обучающихся новых компетенций для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Экскурсовод (гид)» с целью прохождения аттестации. Слушатели курса получают знания, умения и навыки, которые участвуют в формировании новых компетенций в результате освоения программы, необходимые для выполнения вида профессиональной деятельности, предусмотренной квалификационными характеристиками по квалификации "Экскурсовод (гид)", согласно Постановления Правительства РФ от 7 мая 2022 г. N 833 «Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов).

Трудоемкость программы: 252 академических часа в течении 3 месяцев. Форма обучения: очно-заочная, с отрывом от работы. Форма итоговой аттестации: экзамен.

Выдаваемый документ о квалификации по итогам успешного освоения программы: диплом о профессиональной переподготовке.

Для участия в курсах дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), заинтересованные лица направляют в установленные сроки в адрес директора Учебно- методического центра заявку по утвержденной форме. Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» Института языков и

культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ с учетом поступающих заявок от предприятий туротрасли, а также запроса министерства туризма составляет график проведения курсов дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), в Учебно-методическом центре, контролирует его выполнение.

В случае если группа не была сформирована из-за недостаточного количества заявок, кафедра незамедлительно информирует об этом заинтересованных лиц, подавших заявки.

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ проводит подготовку учебно-методической документации (учебного плана, учебно-методического плана, программы дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), в соответствии с утвержденной дополнительной профессиональной программой. К разработке учебно-методической документации могут привлекаться сотрудники других отделов Учебно-методического центра, а также, по согласованию, представители заказчиков, специалисты организаций и предприятий, органов исполнительной и законодательной власти.

Организация курсов дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), включает три этапа:

1. Подготовительный,

2. Основной,

3. Заключительный.

Подготовительный этап начинается с разработки проекта учебного плана, учебной программы и расписания курсов по программе.

На подготовительном этапе производится:

- формирование группы слушателей (прием заявок по прилагаемой форме, подготовка списка группы),

- подготовка расписания,

- подбор профессорско-преподавательского состава курсов дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов),

- подготовка и тиражирование учебно-методических и организационных материалов.

Основной этап администрирования курсов дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), начинается с проведения лекций и практических занятий со слушателями.

На заключительном этапе Администратор формирует пакет отчетной документации о результатах проведения курсов дополнительной профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов).

Реализация проекта проводится в соответствии с Календарным планом проекта - единого, последовательного и согласованного документа, включающего результаты планирования всех функций управления проектом и являющийся основой для выполнения и контроля проекта. Разработка календарного графика работ основано на планировании развития и использования ресурсов, выстраивании организационной структуры проекта и академическими правилами управления процессами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №2 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ», 1996, 2 декабря, № 49);

2. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2022 г. N 833 "Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков" // Собрание законодательства Российской Федерации, 16 мая 2022 г. N 20 ст. 3298;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный N 29444) // "Российская газета" от 28 августа 2013 г. N 190;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. N 516 "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2017 г. Регистрационный N 47223) // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2017 г;

5. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков // https://culture.gov.ru/documents/metodicheskie-rekomendatsii-po-soderzhaniyu-dopolnitelnykh-professionalnykh-programm-professionalnoy/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.04.2024);

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 539н «Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» // СПС «Гарант», 2024. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70637152/ Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.04.2024);

7. Байбурова О.Р. Формирование конкурентоспособных обучающих программ в высшей школе для индустрии гостеприимства и туризма // Туризм и сервис. Подготовка кадров, проблемы и перспективы развития. М.: РГТУ, 2010. - С.25-40;

8. Брель О. Использование современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма (на примере Кейс-метода и технологии портфолио). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyhtehnologiy-v-podgotovke-kadrov-dlya-sfery-turizma-na-primere-keysmetoda-i-tehnologii-portfolio/viewer // Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.04.2024);

9. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное (Серия «Туризм и сервис»)- М.ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «МАРТ», 2009. -304с;

10. Иванова Л.В. Современные образовательные технологии в туризме. URL: http://www.azimut72.com/biblioteka/nasha-metodicheskayakopilka/news507.html // Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.04.2024);

11. Квартальнов В. А. Педагогика и туризм: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений турист. профиля / Рос. междунар. акад. туризма - Турист. ун-т. М.: Совет.спорт, 2000. - 334 с;

12. Мосалёв А. И. Базовые основы поведенческой экономики в сфере туризма // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмента, Т. 14, №1, 2020. - С. 16-21;

13. Морозов В.Ю., Поправкина А.А. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства России: традиционный и современный подходы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovkikadrov-v-sfere-turizma-i-gostepriimstva-v-rossii-traditsionnyy-isovremennyy-podhody Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.04.2024);

14. Плотникова В.С., Колесникова Н.В. Система непрерывного туристского образования на примере Республики Карелия URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4704 Режим доступа: свободный (дата обращения: 15.04.2024);

15. Сахарчук Е.С. Ведущие мировые тенденции в области туристского образования. URL: https://readera.org/vedushhie-mirovye-tendencii-voblasti-turistskogo-obrazovanija-140209447;

16. Титова Е.А. Туристское образование в России: проблемы и перспективы. URL: http: //tourlib. net/statti_touri sm/titova2. htm

Ptitsyna I.I.

Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)

DESIGNING PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION, ON EXAMPLE OF PROFESSIONAL RETRAINING OF GUIDE

Abstract: currently, in the context of the emergence of new opportunities for the Russian economy for internal development and entry into new economic markets, the profession of guide translators is becoming especially in demand. At the same time, the quality of the guides' activities leaves much to be desired, due to the lack of professional training of tour guides.

Keywords: competencies, project method, additional professional education, guide, tour guide, certification, methodological recommendations, specialized education, schedule, practical classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.