Научная статья на тему 'Проектирование полифункционального учебно-методического комплекса по финансовым вычислениям в профильной школе'

Проектирование полифункционального учебно-методического комплекса по финансовым вычислениям в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE TEACHING / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / TEACHING AND METHODICAL COMPLEX / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / OPTIONAL COURSE / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / ELECTIVE COURSE / СПЕЦКУРС / SPECIALIZED COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушева Н. В.

В целях совершенствования учебного процесса в условиях профильного обучения автором представлены основные этапы проектирования полифункционального учебно-методического комплекса по финансовым вычислениям, способствующего усилению прикладной направленности преподавания математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF POLYFUNCTIONAL TEACHING AND METHODICAL COMPLEX IN FINACICAL CALCULATING IN PROFILE SCHOOL

In order to perfect the tuition process in terms of profile teaching the author represents basic stages of designing polyfunc-tional teaching and methodical complex in financial calculating, promoting intensification of applied direction in teaching ma-thematics.

Текст научной работы на тему «Проектирование полифункционального учебно-методического комплекса по финансовым вычислениям в профильной школе»

сложнее, чем при традиционном обучении и требует от преподавателя более высокой степени мастерства.

Экспериментальная работа, являясь одним из видов самостоятельной работы, позволяет учащимся исследовать предметы и явления в искусственно созданных условиях, проводить раздельно анализ и синтез, глубже проникать в сущность предметов и явлений, объективно вскрывать их взаимосвязи и материальные причины, делать определенные выводы после изучения явлений.

Необходимо отметить и тот факт, что в большинстве случаев при выполнении учениками экспериментальных работ в классе на первый план выступает только содержательная сторона работы. Это происходит потому, что у школьников не возникает необходимости задумываться над тем, как лучше построить работу, какие использовать приборы, материалы и вещества, в какой последовательности выполнить работу, где взять табличные данные, как оформить работу и т.п.

Такое положение вещей не только не способствует формированию у школьников умения самостоятельно организовать деятельность, но и может создать благоприятную почву для выработки умений работать на готовом материале. Например, в условиях проведения фронтальной лабораторной работы в классе творчество учащихся может быть ограничено инструкцией и временными рамками. С другой стороны, происходит сокращение часов, выделяемых на предметы естественно-научного цикла, и это при возрастании требований к уровню знаний, умений и навыков выпускников школ. Поэтому необходимо обратить внимание на экспериментальные работы, которые можно было бы проводить вне школьных рамок, например, в учреждениях дополнительного образования (УДО) и в домашних условиях. Такие экспериментальные работы можно отнести к разряду внеклассных, но в отличие от домашних экспериментальных работ они будут иметь специфику, определяемую возможностями учреждений дополнительного образования. Классификация таких внеклассных экспериментальных работ может быть проведена по следующим основаниям:

• по дидактическим целям и задачам внеклассные экспериментальные работы можно разделить на следующие группы: изучение нового учебного материала (приобретение новых знаний); повторение, обобщение, систематизация ранее изученного учебного материала; формирование экспериментальных умений учащихся и их применение; комбинированные работы, имеющие несколько дидактических целей;

• по характеру познавательной деятельности учащихся, степени их самостоятельности: репродуктивные, частично-поисковые, продуктивные и продуктивно-творческие. Названия этих групп работ даны в соответствии с названиями уровней познавательного интереса, формируемого в процессе внеклассной экспериментальной

работы, позволяющей рассматривать внеклассные экспериментальные работы с точки зрения методов обучения, определять их место в системе знаний, рационально подбирать необходимое учебное оборудование;

• по содержанию учебного материала: качественные, связанные только с наблюдением явлений и процессов, и количественные, в которых выполняются наблюдения и измерения. Между различными видами таких работ нет резкой границы. Например, в работах по изучению физических законов учащиеся выполняют наблюдения физических явлений, измеряют физические величины, знакомятся с устройством измерительных приборов, методами измерения физических величин, выясняют зависимость между физическими величинами;

• по способу руководства (инструктажа): работы, выполняемые при устном объяснении преподавателя и по письменным инструкциям. Устное руководство обычно осуществляют на начальном этапе применения данных работ, когда у учащихся еще нет необходимых экспериментальных знаний и умений. По мере их развития устный инструктаж заменяется письменными инструкциями, которые помогают учащимся работать самостоятельно в индивидуальном темпе. При дальнейшем развитии экспериментальных умений и навыков учащихся детализация инструкций может уменьшаться и им предоставляется большая самостоятельность при выполнении работ;

• по форме организации: индивидуальные и групповые. В основе своей внеклассные экспериментальные работы представляют индивидуальную форму работы. Учащийся при этом по-своему подходит к выполнению задания, что способствует проявлению его способностей, самостоятельности. Некоторые работы учащиеся могут выполнять в домашней обстановке, объединившись в малые группы по 2-4 человека (это может быть связано либо с целью проведения домашней экспериментальной работы, либо с наличием или отсутствием подручных средств или материалов для ее выполнения);

• по продолжительности выполнения: кратковременные и долговременные. Кратковременные работы могут быть по длительности от нескольких минут до нескольких часов, долговременные могут проводиться в течение нескольких суток или месяцев. Некоторые кратковременные работы можно представить как элементы долговременных работ, которые объединены общей дидактической целью.

Внеклассные экспериментальные работы должны иметь взаимосвязь с изучаемым на уроках учебным материалом, а количество работ должно определяться степенью значимости того или иного понятия, закономерности или практического умения. Заметим, что простое механическое увеличение числа экспериментальных работ должного результата не дает.

УДК 37.016:51+338.2 ББК 74.262.9

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВЫМ ВЫЧИСЛЕНИЯМ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.В. Вахрушева, ст. преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Российского государственного торгово-экономического университета (Краснодарский филиал), [email protected]

В целях совершенствования учебного процесса в условиях профильного обучения автором представлены основные этапы проектирования полифункционального учебно-методического комплекса по финансовым вычислениям, способ-

ствующего усилению прикладной направленности преподавания математики.

Ключевые слова: профильное обучение, проектирование, учебно-методический комплекс, факультативный курс, элективный курс, спецкурс.

DESIGNING OF POLYFUNCTIONAL TEACHING AND METHODICAL COMPLEX IN FINACICAL CALCULATING IN

PROFILE SCHOOL

Vakhrusheva N. V.

In order to perfect the tuition process in terms of profile teaching the author represents basic stages of designing polyfunc-tional teaching and methodical complex in financial calculating, promoting intensification of applied direction in teaching mathematics.

Keywords: profile teaching, designing, teaching and methodical complex, optional course, elective course, specialized course.

В современном обществе, в условиях его информатизации, экономическая и компьютерная грамотность каждого человека становится залогом успешного продвижения в профессиональной деятельности и разрешения экономических вопросов в повседневной жизни. Изменяющиеся финансовые взаимоотношения и появление новых информационных технологий ставят школу перед необходимостью готовить учащихся к тому, чтобы они могли ориентироваться в разнообразных формах рыночной экономики, умели выполнять несложные с финансовой точки зрения расчеты для оценки всевозможных вариантов финансовых последствий и определения доходов и рисков финансовых операций. Иначе говоря, с точки зрения общего образования должна совершенствоваться прикладная направленность преподавания математики.

В результате проведенного нами опроса учителей математики, работающих в условиях профильного обучения на старшей ступени общего образования в школах Краснодарского края, выявлены наиболее часто встречающиеся затруднения в их практике, сводящиеся к тому, что имеется дефицит курсов, рассматривающих прикладные задачи математики в соответствии с выбранным профильным направлением, а также сложности в создании новых курсов и соответствующего методического обеспечения. С учетом этих положений и реализовывалось профильное проектирование разработанного нами учебно-методического комплекса для постановки учебного курса «Финансовые вычисления». Оно включает три этапа: предпроектный, конструирования и оценочный.

На предпроектном этапе определяется проблема, ставится цель и задача, проводится диагностика, форматируется проект, определяется место курса в педагогической системе и выбранной научной области, ставятся цели, задачи и требования к усвоению курса. Побуждающим мотивом служило желание показать учащимся практическое приложение математики в области экономики, в частности, в финансово-кредитных, страховых операциях. При этом возникла идея разработать курс для старших классов профильного обучения, который предоставил бы возможность на основе базовых знаний по математике показать применение математического аппарата в решении экономических задач, а также включить в него информационную технологию обработки числовых данных. Вследствие чего был проведен анализ состояния современного образования при переходе на профильное обучение и выделена одна из проблем - слабое обеспечение профильного обучения учебно-методическими комплексами курсов, в частности, рассматривающими прикладные аспекты математического образования в соответствии с профессиональной направленностью.

Для выявления интересующих областей деятельности среди школьников нами была составлена анкета, содер-

жащая 40 различных наименований объектов деятельности. Она была предложена в гимназии № 18 г. Краснодара учащимся IX классов (125 человек), а также их родителям (107 человек). При опросе школьникам необходимо было отметить те объекты деятельности, о которых они хотели бы узнать подробнее, обучаясь в Х-Х1 классах, а родителям - высказать их мнение по этому вопросу. В результате выявлено, что вопросы кредитования, страхования, инвестиций, а также работа с компьютером интересовали учащихся в следующем процентном отношении: 48%, 34%, 24%, 98%; родителей же - 63%, 58%, 40%, 100% соответственно. На основании проведенного анкетирования и была установлена актуальность выбранного нами направления курса. При этом была выявлена необходимость создания учебно-методических комплексов курсов для профильного обучения на старшей ступени общего образования, предусматривающих их многоцелевое использование в ситуациях, различающихся числом часов, выделяемых на изучение курса, уровнем подготовки учащихся, предпочтениями учителя и т.д.

В этой связи для форматирования учебного курса «Финансовые вычисления» был выбран критерий многоуров-невости. Согласно ему компоновка содержания курса осуществляется по трем возрастающим уровням сложности: А, В и С.

Уровень А - ориентирован на получение знаний и умений для использования их в жизнедеятельности; рассчитан на учащихся, желающих удовлетворить свои познавательные интересы в определенной области. Форма обучения -факультативный курс.

Уровень В - ориентирован на получение знаний и умений для использования их в практической деятельности и для успешного изучения смежных дисциплин в высших учебных заведениях на уровне факультатива или дисциплины по выбору. Форма обучения - элективный курс.

Уровень С - ориентирован на получение знаний и умений для непосредственного использования их в профессиональной деятельности и успешного изучения смежных дисциплин специализации в высших учебных заведениях. Форма обучения - спецкурс.

Тем самым, установлено место курса в организационной структуре общеобразовательного учреждения - факультативный курс; элективный курс; спецкурс. На этой основе разработан и единый учебно-методический комплекс по финансовым вычислениям, чем и обусловлено его полифункциональное назначение.

В целом при изучении курса «Финансовые вычисления» достигаются следующие цели:

- образовательная: сформировать представление по применению теоретических знаний математики в изучении новых понятий, связанных с экономическими задачами определенного вида, расширить знания по применению математических понятий (проценты, арифметическая и

геометрическая прогрессии, логарифмы, степени с рациональными показателями и т. д.);

- развивающая: повышение уровня вычислительной и алгоритмической культуры, развитие творческих способностей для продолжения образования, для самостоятельной деятельности в работе с научной литературой, а также в составлении и решении задач финансовой направленности, формирование профессиональных и деловых качеств;

- воспитательная: развивать социально-ориентированные элементы индивидуальности учащегося, формировать активную творческую деятельность в обучении, стимулировать деятельность, направленную на саморазвитие, аккуратность и точность в расчетах, ознакомить с областями деятельности общества, в которых используются финансовые вычисления.

Таким образом, курс по финансовым вычислениям, независимо от того, на каком уровне происходит его освоение, способствует реализации идей профильного обучения на старшей ступени общего образования, так как имеет возможность осуществлять внутрипрофильную специализацию, удовлетворять познавательные интересы учащихся в области экономики, поддерживать одну из основных дисциплин, изучаемых в школе, - математику в ее практическом приложении.

На этапе конструирования решаются следующие методические задачи: определяется объем курса, формируется тематическое содержание, выявляются критерии оценивания знаний, составляется примерное календарно-тематическое планирование, разрабатываются методические рекомендации учителю и определяется материально-техническое обеспечение курса.

При определении объема курса нужно исходить из количества недель учебного года (36 недель). Если спецкурс разрабатывается на один год, то объем по часам не должен быть выше 72 часов (2 часа в неделю), для элективного

курса - 36 часов (1 час в неделю). Если же обучение планируется на два года, то 144 и 72 часа соответственно. Для факультативного курса часы не регламентируются, но, как показывает практика, оптимальным считается проведение факультатива один раз в неделю и, следовательно, для одного года нужно строить планирование на 32 часа, а для двух лет - на 68 часов, так как при этом желательно не учитывать первую и последнюю неделю учебного года.

Формирование тематического содержания курса должно строиться согласно поставленным перед ним целям. В качестве основных принципов для отбора содержания курса по финансовым вычислениям были выбраны принципы практико-ориентированной, личностно-деятельностной, информационно-технологической, социальной направленности.

В процессе изучения учебного материала для определения степени его усвоения, а также для стимулирования учебной деятельности и своевременного устранения пробелов в знаниях проводится контроль обучения и его сравнение с установленными требованиями, предъявленными к курсу. Критерий для определения уровня усвоения знаний может быть: личностный (относительно самого ученика), сопоставимый (относительно других учащихся), нормативный (относительно установленных норм). Он осуществляется учителем (внешний), между учащимися (взаимный), самим учащимся (самоконтроль). Формы контроля могут быть в виде оценочной, зачетной, рейтинговой системы, а также в виде устного или материального (призы, грамоты) поощрения. Форма контроля и критерий усвоения программы определяется разработчиком курса и предоставляется отдельным документом в учебно-методический комплекс.

Для курса «Финансовые вычисления» выбранные формы и критерии оценивания представлены в следующей таблице.

Уровень курса Форма обучения Форма оценивания Критерий оценивания

А факультативный курс рейтинговая сопоставимый

В элективный курс зачетная личностный

С спецкурс оценочная Нормативный

В материально-техническом обеспечении общеобразовательного учреждения для курса «Финансовые вычисления» должен использоваться класс с ПЭВМ не ниже Intel Pentium-III (не менее 256 Mb RAM и 40 Gb HDD) c установленным программным обеспечением: MS Windows 98 или MS Windows XP, MS Office.

Завершение профильного проектирования учебно-методического комплекса разрабатываемого курса осуществляется на последнем этапе - оценочном. На нем происходит подведение итогов проектирования, анализ и оценка проведенной работы с позиции соответствия задуманному замыслу, предоставление собранного учебно-методического комплекса на рецензирование и экспертизу

на предмет их допуска к использованию в общеобразовательных учреждениях.

В ходе опытно-экспериментальной работы один из разработанных уровней, а именно уровень В (элективный курс), в 2006 году стал призером краевого заочного конкурса программ элективных курсов для учащихся Х-Х1 классов, участвовавших в эксперименте по введению профильного обучения. В настоящее время этот курс читается в гимназии № 18 г. Краснодара по всем трем уровням с использованием разработанного нами полифункционального учебно-методического комплекса по финансовым вычислениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.