Научная статья на тему 'Проектирование персонифицированной информационно-образовательной среды и оценивание качества магистерской подготовки технического вуза'

Проектирование персонифицированной информационно-образовательной среды и оценивание качества магистерской подготовки технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОГРАММЫ / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / PERSONIFICATION OF MASTER PREPARATION / CRITERIA OF ESTIMATION OF THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ю.С., Пак Н.И.

Работа посвящена проектированию персонифицированной информационно-образовательной среды для магистерской подготовки по программе «Электроэнергетические комплексы космических аппаратов». Представлена модель оценки эффективности магистерской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Ю.С., Пак Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF THE PERSONIFIED INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT AND ESTIMATION OF QUALITY OF MASTER PREPARATION OF TECHNICAL COLLEGE

Work is devoted to design of the personified information and education environment for master preparation according to the “Electrical Power Complexes of Spacecrafts” program. The model of assessment of efficiency of the master program is presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование персонифицированной информационно-образовательной среды и оценивание качества магистерской подготовки технического вуза»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 373.15

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Ю. С. Николаева, Н. И. Пак

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. им. Ады Лебедевой, 89 E-mail: nikolaeva_y_s@mail.ru

Работа посвящена проектированию персонифицированной информационно-образовательной среды для магистерской подготовки по программе «Электроэнергетические комплексы космических аппаратов». Представлена модель оценки эффективности магистерской программы.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, персонификация магистерской подготовки, критерии оценивания программы.

DESIGN OF THE PERSONIFIED INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT AND ESTIMATION OF QUALITY OF MASTER PREPARATION OF TECHNICAL COLLEGE

Yu. S. Nikolaeva, N. I. Pak

Astafyev Krasnoyarsk state pedagogical university 89, Ada Lebedeva Str., 660049, Krasnoyarsk, Russian Federation E-mail: nikolaeva_y_s@mail.ru

Work is devoted to design of the personified information and education environment for master preparation according to the "Electrical Power Complexes of Spacecrafts" program. The model of assessment of efficiency of the master program is presented.

Keywords: information and education environment, personification of master preparation, criteria of estimation of the program.

Результативность решения проблемы качества магистерской подготовки технического вуза в значительной степени зависит от условий постоянной и мотивированной информационной деятельности обучаемых и преподавателей. Необходимость проектирования информационно-образовательной среды (ИОС), обладающей персонифицированным характером связана с задачей повышения эффективности обучения магистрантов в условиях «цифровизации» экономики. При этом важно использовать валидные модели оценивания качества магистерской подготовки.

Целью работы является разработка концепции и на ее основе алгоритма проектирования и создания персонифицированной ИОС для организации индивидуализированной подготовки магистрантов технического вуза по программе «Электроэнергетические комплексы космических аппаратов», а также модели оценивания эффективности и результативности магистерской подготовки в условиях этой среды.

Ведущая идея работы заключается в использовании проективной стратегии создания и развития ИОС, в которой возможно не только систематическое накопление и упорядочение организационно-нормативных, учебно-методических материалов, но и проведение исследований эффективности информационного взаимодействия субъектов и результативности ее использования в реальной практике.

В основу концепции проектирования ИОС примем ряд дидактических принципов [1]:

1. Принцип целевой востребованности сервисов и контента информационной среды.

2. Принцип доступности и комфортности интерфейса ИОС.

3. Принцип проективности и опережающей модернизации учебного процесса.

4. Принцип адаптационности системы к индивидуальному пользователю.

5. Принцип высокой интерактивности среды.

6. Принцип нелинейности самообразовательной деятельности.

7. Принцип многообразия информационных источников и средств построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий студента.

Наиболее подходящим инструментом для создания индивидуальной траекторий обучения магистранта является технология дорожных карт [2]. Учебная дорожная карта по программе магистерской подготовки представляет индивидуальный проект достижения планируемых самим студентом целей и результатов обучения.

Обеспечение качества образовательной программы является обязанностью любого высшего учебного заведения [3].

Решетневские чтения. 2018

Оценочные процедуры качества разделяются на внешние и внутренние [4]. Модель оценки качества магистерской программы «Электроэнергетические комплексы космических аппаратов» включает в себя принципы управления качеством, реализацией и результативностью образовательной программы.

1. Управления качеством образовательной программы включает в себя:

Продажа образовательной программы Присуждаемые степени, формы обучения Прием студентов Организация учебного процесса Организация промежуточной оценки уровня достижения целей программы

Уровень преподавательского состава Воспитательная и внеучебная работа со студентами Востребованность выпускников Внешняя оценка образовательной программы

2. Реализация образовательной программы включает в себя:

Учебный план, рабочие программы дисциплин Методическое и информационное обеспечение Образовательные технологии, курсовые проекты и работы

Практическая подготовка, производственная практика

Научно-исследовательская работа студентов Информационно-образовательная среда и инфраструктура.

3. Результативность образовательной программы включает в себя:

Результаты межсеместровой аттестации студентов Творческая активность студентов Итоговая аттестация, выпуск специалистов (магистров)

Результативность образовательной программы достигается за счет процессов реализации и управления качеством ИОС. Все три принципа модели взаимосвязаны, реализуют системный подход, но имеют разный вес.

Иногда большое количество полученных и измеренных данных трудно интерпретировать, а некоторая информация является просто ненужной. Поэтому измерения необходимо вводить там, где они действительно нужны. Однако пока невозможно установить единый ряд критериев и стандартов для оценки качества учебных достижений и образовательных систем. Каждая заинтересованная в результатах учебного процесса сторона имеет свои собственные нормы и критерии качества [5].

Таким образом, в работе представлена концепция проектирования и создания персонифицированной информационно-образовательной среды для организации индивидуализированной подготовки магистрантов технического вуза по программе «Электроэнергетические комплексы космических аппаратов», а также модель оценивания эффективности и результативности магистерской подготовки в условиях этой среды.

Работа выполнена в рамках грантовой поддержки преподавателей магистерских программ Благотворительным Фондом В. Потанина.

Библиографические ссылки

1. Модель персонификации АСУ «Учебный процесс» в подготовке магистров / М. В. Лукьяненко, В. Р. Майер, Е. Г. Мягкова, Н. И. Пак // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева». 2017. № 4 (42). С. 78-88.

2. Организация студент-центрированного обучения студентов информатике на основе учебных дорожных карт / Н. М. Андреева, Н. И. Пак, Л. Б. Хегай, Е. В. Цыганкова // Нижегородское образование. 2017. № 1. С. 56-65.

3. Сироткин Г. В. Общие (типовые) показатели и критерии оценки качества деятельности и образования вуза // Технические науки - от теории к практике : сб. ст. по матер. XXXVII Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2014. № 8 (33).

4. Оценка качества образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/deprog/quality_edu (дата обращения: 09.09.2018).

5. Гейдарова Ф. Ф. Критерии и оценка качества образования [Электронный ресурс] // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы X Межд. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. 2017. Чебоксары, 2017. С. 93-98. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/116993/ discus-sion_platform (дата обращения: 09.09.2018).

References

1. Lukyanenko M. V., Maier V. R., Myagkova E. G., Pak N. I. [Model of personification ASU "Educational process" in training of masters]. Vestnik KGPU of V. P. Astafyev, 2017. No. 4 (42). P. 78-88.

2. Andreyeva N. M., Pak N. I., Hegay L. B., Tsygankova E. V. [The organization the student - the aligned training of students in informatics on the basis of educational road maps] / Nizhny Novgorod education. 2017. No. 1. P. 56-65.

3. Sirotkin G. V. The general (standard) indicators and criteria for evaluation of quality of activity and formation of higher education institution // Technical science - from the theory to practice : sb. the Art. on a mater. XXXVII international scientifically practical. conference. Novosibirsk : SibAK, 2014. No. 8 (33).

4. Assessment of quality of education. Available at: https://www.hse.ru/deprog/quality_edu (accessed: 09.09.2018).

5. Geydarova F. F. Criteria and assessment of quality of education // Pedagogics and psychology: topical issues of the theory and practice: materials X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / redkol.: O. N. Shirokov [et al.]. 2017. Cheboksary: TsNS "Interaktiv plus", 2017. P. 93-98. Available at: https://interactive-plus.ru/ru/article/ 116993/discussion_platform (accessed: 09.09.2018).

© Пак Н. И., Николаева Ю. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.