Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СУЩНОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / DESIGN / PEDAGOGICAL DESIGN / ESSENCE / THEORETICAL ASPECT / PEDAGOGICAL SCIENCE / SCIENTIFIC APPROACHES / DESIGN OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Статья посвящена обоснованию сущности таких категорий, как «проектирование», «педагогическое проектирование», «проектирование образовательного процесса». В работе рассмотрены подходы современных отечественных педагогов относительно определения сущности указанных категорий. На основе анализа мнений ученых в исследовании сформулированы дефиниции указанных педагогической категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING, PEDAGOGICAL DESIGNING, DESIGNING OF THE EDUCATIONAL PROCESS: SUBSTANTIATION OF THE ESSENCE OF CONCEPTS

The article is devoted to the substantiation of the essence of such categories as" design"," pedagogical design","design of the educational process". The paper considers the approaches of modern domestic teachers regarding the definition of the essence of these categories. Based on the analysis of the opinions of scientists in the study, the definitions of these pedagogical categories are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию сущности таких категорий, как «проектирование», «педагогическое проектирование», «проектирование образовательного процесса». В работе рассмотрены подходы современных отечественных педагогов относительно определения сущности указанных категорий. На основе анализа мнений ученых в исследовании сформулированы дефиниции указанных педагогической категорий.

Ключевые слова: проектирование, педагогическое проектирование, сущность, теоретический аспект, педагогическая наука, научные подходы, проектирование учебно-воспитательного процесса.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of the essence of such categories as" design"," pedagogical design","design of the educational process". The paper considers the approaches of modern domestic teachers regarding the definition of the essence of these categories. Based on the analysis of the opinions of scientists in the study, the definitions of these pedagogical categories are formulated.

Keywords: design, pedagogical design, essence, theoretical aspect, pedagogical science, scientific approaches, design of educational process.

Введение. Проблема проектирования в образовательной среде в последние годы привлекает все большее внимание исследователей и практиков.

Проектирование в отечественной педагогической науке рассматривается в двух основных аспектах:

- социально-педагогическом;

- дидактическом.

Анализ тенденций развития педагогической науки на современном этапе обосновывает потребность реализации детального анализа и творческого переосмысления достижений ученых в области педагогического проектирования с целью оптимального использования образовательных инноваций в системе образования.

Несмотря на наличие фундаментальных научных разработок ученых, посвященных проблемам проектирования, на сегодня все еще остается неохваченным ряд вопросов, связанных с теоретическими и методическими аспектами внедрения педагогического проектирования образовательного процесса.

В нынешнее время назревает необходимость создания целостной модели проектирования образовательного процесса, отражающей современные подходы и инновационные тенденции в развитии образования. Решение указанных проблем требует детального изучения категорий проектирования, педагогического проектирования и проектирования образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к изучению теоретических аспектов педагогического проектирования, обозначим изученность исследуемой проблеме в отечественной педагогической науке на современном этапе.

Анализ теоретических источников позволил выявить, что в современной отечественной педагогике освещены только общие вопросы теории педагогического проектирования. В частности в работах В.П. Беспалько, В.Ф. Взятышева, К.Л. Ильина, Л.Д. Махмутовой, В.А. Сластенина и др.

Методические аспекты процедуры проектирования образовательного процесса представлены в трудах А.В. Барановой (проектирование учебно-методических комплексов в общетехнической подготовке студентов); С.А. Нечаева (проектирование дидактической информационной среды и методика его использование в высшем профессиональном образовании); Ю.Г. Татура (системное проектирование высшего образования) и др.

Как известно, категория «проектирование» пришла в педагогику из технической сферы знания. В этой связи для изучения сущности и природы понятия целесообразно обратится к справочной литературе в рамках указанной сферы. Так, в словаре «Научно-технический прогресс» термин «проектирование» определяется как «тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, сформировалась в рамках деятельности по изготовлению новых изделий, машин и механизмов» [9, с. 219].

По нашему мнению, понятие «проектирование» гораздо шире, чем представлено в указанном определении, в частности в контексте педагогической литературы его семантический спектр весьма объемнее.

Мы разделяем подход Г.Е. Муравьевой, которая понимает проектирование как социокультурный феномен. Исследовательница выделила основные аспекты, формирующие многогранное представление о категории проектирования. В соответствии с ее видением проблемы, проектирование - это:

- деятельность по превращению природных явлений в искусственные предметы и процессы, которые удовлетворяют человеческие потребности;

- процесс создания представления об объекте, которого еще не существует;

- выбор способа действий, подготовительные действия;

- компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять разнообразные виды необходимой деятельности;

- отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию [8, с. 14].

На основе обобщения и осмысления указанных аспектов, Г.Е. Муравьева сформулировала следующее определение проектирования: «деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений» [8, с. 14].

Так, проектирование предполагает в идеальной форме результаты как материально-практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и внутреннего мира человека.

Классик дидактики И.Я. Лернер подчеркивал, что основная социальная функция образования - это передача опыта, который накоплен предыдущими поколениями [6].

Сегодня в подавляющем большинстве высших учебных заведений именно эта функция положена в основу конструирования содержания образования, а также учебных программ и учебников. То есть, во внимание берется специально отобранный объем знаний, умений и навыков, который базируется на аксиоме о том, что глубина понимания пропорциональна количеству изученного материала. Такой подход является экстенсивным и не ведет к личностно-ориентированного обучения.

Сегодня педагогическая наука требует нового подхода к методике организации образовательного процесса, когда сам учебный материал на основе педагогически-взвешенного проектирование становится не только предметом усвоения, а внешней составляющей образовательной средой для учебной деятельности. Поиск путей решения данных проблем привел к тому, что из инженерно-технической сферы понятие «проектирование» было привлечено в педагогическую науку. На современном этапе произошла адаптация к условиям новой научной среды и закономерная трансформация в понятие «педагогическое проектирование».

Так, в настоящее время проектирование рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает:

- образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные);

- содержание образования;

- педагогические технологии;

- управление педагогическим процессом;

- планирование и контроль развития образовательных организаций и др.

Сам термин «педагогическое проектирование» ввел в отечественный научный оборот А.С. Макаренко. Эту научную категорию он предлагал использовать только для организации воспитательного процесса. В частности, автор отмечал, что «педагогическое проектирование - это необходимый начальный момент в организации воспитательного процесса. Как нельзя без проекта построить дом, так нельзя и воспитать нужных людей, не имея представления о том, какие качества должны быть присущи. Лишь через проектирование можно включить воспитательные цели в организации объективного воспитания детей» [4, с. 68].

Сегодня можно говорить о наличии различных теоретических моделей педагогического проектирования и разнообразии подходов к его изучению, результатом которого является выделение оснований формирования нового понятийного аппарата, акцентирование спектра аспектов процесса проектирования.

Анализ теоретической литературы позволяет говорить о том, что в современной педагогике мнения ученых относительно сущности понятия «педагогическое проектирование». Так, отечественная педагогика на современном этапе своего развития рассматривает понятие «педагогическое проектирование» как:

- процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся и педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления [3];

- содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, осуществляемой на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях [11];

- деятельность, направленную на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях [10];

- предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [1];

- многошаговое планирование [2].

На основе анализа указанных подходов ученых мы полагаем, что понятие «педагогическое проектирование» целесообразно рассматривать в широком и узком смысле. Соответственно, под педагогическим проектированием в широком смысле следует понимать конструирование теоретических и нормативных моделей на основе еще более общей теории. Педагогическое проектирование в узком смысле определяет создание конкретных проектов, которые непосредственно направляют практическую учебную деятельность.

Сегодня все больше в педагогической науке обосновывается потребность проектирования образовательных систем и процессов.

Проектирование образовательного процесса как педагогическая проблема решается по-разному в отечественной науке. Обобщая мнения ученых, можно выделить два наиболее известных подхода определения назначения и сущности проектирования образовательного процесса.

Первый из них связывается с развернутым перспективным планированием. Такой подход к проектированию предусматривает составление календарного плана на длительный срок или планирования системы занятий по теме, подбор задач, самостоятельных, контрольных работ, средств наглядности.

Второй подход связан с собственно проектированием образовательного процесса (а не планированием). Сущность этого подхода заключается в предварительном аксиоматическом моделировании учебного процесса в виде группы аксиом, среди которых:

- аксиома параметризации процесса образования;

- аксиома целостности и цикличности учебно-воспитательного процесса;

- аксиома технологизации информационной модели педагогического процесса [7].

Как отмечает И.А Колесникова, педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса исторически обусловлено объективной необходимостью развития субъектов педагогической деятельности в конкретном учебном заведении. Исследовательница отмечает, что проектирование можно рассматривать как:

- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;

- научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

- форму порождения инноваций, которая характерна для технологической культуры;

- управленческую процедуру [5].

Выводы. Таким образом, в современной педагогической науке отмечен систематический и стойкий интерес к изучению теоретических и методических вопросов проектирования. Понятие «проектирование» было заимствовано педагогикой из инженерно-технической сферы и вследствие адаптации трансформировалось в термин «педагогическое проектирование». Сегодня технология проектирования достаточно широко используется в системе образования, в частности - это проектирование учебно-воспитательного процесса и образовательных систем.

Литература:

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

3. Болотов В.А. Педагогическое образование: есть ли шанс? // Директор школы 2012. - № 10(173). -С. 12-17.

4. Козлов И. Педагогический опыт А. Макаренко. - М.: Просвещение, 1987. - 68 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

7. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.

8. Муравьёва Г.Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов / Г.Е. Муравьева // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 14-21.

9. Научно-технический прогресс: словарь / [сост.: В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов]. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.

10. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Науч.-метод, пособие. -М.: АПК и ПРО, 2002. - 112 с.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. В работе отражены основные теоретические основы данного взаимодействия: цель, направления, принципы, правила и условия реализации. В работе обоснована актуальность и значимость взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: родители, учреждение дошкольного образования, педагог дошкольного образования, воспитание детей, семейное воспитание, взаимодействие, сотрудничество, формы, принципы, направления, условия.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of interaction between preschool educational organization and parents of preschoolers. The paper reflects the basic theoretical foundations of this interaction: the purpose, directions, principles, rules and conditions of implementation. The paper substantiates the relevance and importance of interaction between preschool educational organization and family in the conditions of implementation of the GEF PE.

Keywords: parents, preschool education institution, preschool education teacher, children's education, family education, interaction, cooperation, forms, principles, directions, conditions.

Введение. Изучение педагогической литературы последних лет позволяет говорить о повышении интереса исследователей к роли и значению родителей в системе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Повышенное внимание современной педагогики к семье объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, в частности: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.

Современные психолого-педагогические и социологические исследования свидетельствуют, что современная семья нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Одно из приоритетных мест среди этих специалистов отводится педагогам, работающим в дошкольных учреждениях и имеющих постоянные контакты с родительской общественностью.

На современном этапе взаимодействие семьи и организации дошкольного образования является обязательным условием гармоничного и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Эффективность построения взаимодействия педагогов дошкольного образования с семьей зависит от многих факторов и детерминант. В этой связи актуализируется потребность целенаправленного изучения теоретических основ изучаемого в данном исследовании взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Семья является важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка, основным институтом социализации, так как выступает средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей. В этой связи актуализируется потребность объединения усилий семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.