Научная статья на тему 'Проектирование организационно-педагогических условий коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения филологических дисциплин'

Проектирование организационно-педагогических условий коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения филологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Ольга Владимировна

В статье анализируются результаты факторного анализа, факторов, влияющих на формирование коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование организационно-педагогических условий коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения филологических дисциплин»

Можно выделить следующие уровни использования математического аппарата в профессионально-ориентированных задачах строительства:

1 уровень - применение формулы или определения некоторого понятия как средства решения задачи (например, вычисление площадей различных геометрических форм);

2 уровень - решение задачи осуществляется уже на основе применения определенных методов, (например, оптимизационные задачи строительства);

3 уровень - для решения задачи предполагается использование аппарата нескольких дисциплин, таких как физика, теоретическая механика, информатика и т. д. (например, задача теплопередачи).

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что для того чтобы профессионально-ориентированные математические задачи в должной мере служили средством формирования профессиональных качеств личности инженера-строителя, необходимо организовать их систематическое и целенаправленное использование в процессе обучения математике [1].

Литература

1. Бочкарева О. В., Новичкова Т. Ю., Снежкина О. В., Ладин Р. А. Математические

задачи как средство формирования профессиональных качеств личности //

Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.

Проектирование организационно-педагогических условий коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения филологических дисциплин

Шевченко О. В.

Шевченко Ольга Владимировна /Shevchenko Olga Vladimirovna - преподаватель

французского языка, Ровенский государственный гуманитарный университет, г. Ровно, Украина

Аннотация: в статье анализируются результаты факторного анализа, факторов, влияющих на формирование коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Abstract: the article analyzes the results of the factor analysis of factors influencing the communicative competence of students of humanities.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, организационно-педагогические условия, факторный анализ.

Keywords: conditions, pedagogical conditions, organizational and pedagogical conditions, factor analysis.

Актуальность исследования организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студентов определяется необходимостью обоснования статистически значимых факторов влияния на предмет исследования. Проведенный анализ научной литературы, наблюдение за процессом преподавания филологических дисциплин в высшей школе, рефлексия опыта, форм и методов преподавания филологических дисциплин, в процессе профессиональной подготовки будущих гуманитариев, свидетельствует о необходимости обоснования системы организационно-педагогических условий формирования коммуникативной

компетентности студентов гуманитарных специальностей в процессе изучения филологических дисциплин.

Анализ научной литературы свидетельствует, что категория «условие» раскрывается исследователями из-за употребления понятий «обстоятельство», «требование», «влияние», «фактор», «путь», «направление», «предпосылка», «среда» возлагаемые в основу существования или развития определенных педагогических явлений, процессов или систем (Т. Ефремова, Н. Дьяченко, Р. Гурова и другие). Чаще всего условия рассматривают с позиций системного подхода, понимая под ней совокупность переменных факторов, объектов, процессов, отношений, необходимых для возникновения, существования или изменения исследуемого явления.

Поэтому целью статьи является применение факторного анализа как метода математической статистики для выделения системы статистически значимых организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей.

В научной литературе существует разделение педагогических условий на внешние (объективные) и внутренние (субъективные) [5]. При такой классификации организационно-педагогические условия относят к внешним, объективным, поскольку они проектируются и внедряются снаружи по отношению к субъектам образовательного пространства; они выступают внешней структурной оболочкой педагогических моделей и технологий, а также форм и методов обучения.

К. В. Касярум, рассматривая под педагогическими условиями систему обстоятельств, средств и мероприятий педагогического процесса, способствуют эффективной подготовке будущих специалистов, классифицирует их психологические, дидактические, методические, коммуникативные и организационные навыки [5]. При этом организационно-педагогические условия рассматриваются автором как совокупность операций по налаживанию деятельности студентов и преподавателей, направленных на достижение позитивных изменений в формировании профессиональных умений будущих специалистов.

В педагогике категория «организация» рассматривается как: 1) упорядочение образовательных процессов в соответствии с заданными критериями путем модификации их сущности, содержания и логики; 2) внутренне упорядоченная взаимодействие дифференцированных частей целого, а также совокупность процессов или действий, обеспечивающих улучшение такого взаимодействия [6]; 3) целевое объединение ресурсов для достижения определенной цели; 4) социальное образование с определенными границами, которое сознательно координируется и функционирует.

Таким образом, категория «организация», в контексте проблемы нашего исследования рассматривается как процесс, направленный на совершенствование существующей системы изучения филологических дисциплин с учетом коммуникативной компетентности как ожидаемого результата педагогических преобразований. В соответствии с этим определим содержание понятия «организационно-педагогическое условие».

Организационно-педагогические условия - компоненты организации учебно -воспитательного процесса, в частности, его цели, методы, формы и средства, отражающие структуру взаимосвязанную учебную деятельность преподавателей и студентов; особенности организации педагогических процессов, определяющих их результаты и объективно обеспечивают их достижимость (Н. Дьяченко) [4].

Основные функции проектирования и создания организационно-педагогических условий определяются их сущностью и содержанием; к ним относим: повышение эффективности профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей; обеспечение целостности образовательной среды изучения филологических дисциплин; содействие согласованию образовательных целей вузов путем обеспечения гармоничного развития студенческой молодежи; отображение

63

структуры коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей; согласования имеющегося учебного среды с таксономией целей высшего образования [3; 2].

А. Т. Ашеров и В. Г. Логвиненко определяют требования к формулировке педагогических условий: системность, структурированность, взаимозависимость, учет специфики профессиональной подготовки будущих специалистов [1].

Для формирования валидной системы организационно-педагогических условий используют метод факторного анализа, использование которого определяется комплексным характером предмета научного познания. В педагогических исследованиях факторный анализ выполняет функции выделения ключевых причин, влияющих на изучаемое явление; выделение наиболее значимых обобщенных факторов влияния и определения их роли, удельного веса и соподчинения [7]. Соответственно, факторный анализ представляет собой процедуру отбора весомых факторов из множества второстепенных, что позволяет спроектировать веские организационно-педагогические условия.

Было проведено интервьюирование по значимости различных факторов влияния на процесс формирования коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей среди преподавателей филологических дисциплин экспериментальных вузов. Таким образом, было выделено 25 факторов, которые респонденты гипотетически охарактеризовали как значимые для процесса формирования коммуникативной компетентности студентов. После чего для определения удельного веса каждого фактора в процессе формирования коммуникативной компетентности, а также установления коэффициентов корреляции между ними, респонденты оценили значимость каждого фактора по 5-ти бальной шкале.

Учет определенных организационно-педагогических условий в процессе изучения филологических дисциплин позволит влиять на процесс формирования коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей.

Литература

1. Ашеров А. Т. Методи i моделi оцшки педагопчного впливу на розвиток шзнавально! самостшносп студенлв / Ашеров А. Т., Логвшенко В. Г.: Укра1нська шженерно-педагопчна академiя. - Х.: У1ПА, 2005. - 164 с.

2. Вдовичин Т. Я. Обгрунтування оргашзацшно-педагопчних умов для забезпечення навчального процесу майбутшх фах1вщв у педагопчному ушверситеп / Т. Я. Вдовичин [Електронний ресурс]. Режим доступу: URL: http://lib.iitta.gov.ua/1135/1/

3. Голубова Г. В. Педагопчш умови розвитку обдарованосп студенпв [Електронний ресурс] / Голубова Ганна Василiвна. — Режим доступу: URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105345.doc.

4. Дяченко Н. О. Оргашзацшно-педагопчш умови формування вмшь розв'язувати педагопчш задачi у майбутшх викладачiв педагопки в умовах мапстерсько! подготовки / Н. О. Дяченко [Електронний тдручник] - Режим доступу: URL: https://nadiadyachenko.wordpress.com/2013/10/02/.

5. Касярум К. В. Формування комушкативно! компетенцп майбутшх викладачiв вищо! школи / К. В. Касярум // Збiрник наукових праць Уманського державного педагопчного ушверситету iменi Павла Тичини / Уман. держ. пед. ун-т iм. Павла Тичини. - Умань : Жовтий О. О., 2011. - Ч. 1. - С. 54-59.

6. Монастирський Г. Л. Теорiя оргашзацп: Навч.-метод. комплекс / Г. Л. Монастирський. - Тернопшь: Економiчна думка, 2007. - 84 с.

7. Подласый И. П. Педагогика [Електронний тдручник] / И. П. Подласый // Факторный анализ в дидактике. — Том. 1. — Режим доступу до журналу: URL: http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogika-tom1-podlasyiy-i.p.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.