Педагогика высшей школы
А.С. Курылев
Проектирование образовательных систем с заданными свойствами в международной образовательной сети
В статье рассматриваются концептуальные подходы, используемые странами Европы в качестве основы проектирования образовательных систем с заданными свойствами. Проектирование образовательных программ с учетом лучшей международной практики включает разработку структуры компетенций и состава модулей магистерских программ. Описывается «дорожная карта» реализации системы двойного диплома по магистерской программе по экологии (мобильность студентов в проекте TEMPUS).
Ключевые слова: международная образовательная сеть, двухуровневая система высшего образования, проектирование образовательных систем с заданными свойствами, проекты европейской программы TEMPUS, компетентностно-кон-текстный подход.
Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования существенно сокращает циклы подготовки специалистов для инновационного экономического развития страны, наращивания взаимодействия с европейскими государствами и университетами в реализации интеграционных процессов, которые продуктивны для внедрения лучшей практики, формирования условий мобильности преподавателей и студентов, межуниверситетского международного сотрудничества в сфере включенного обучения и систем «двойного диплома». Этому способствует реализация проектов европейской программы TEMPUS. Они значительно расширяют взаимодействие в международной образовательной сети европейских и российских университетов в сфере модернизации и разработки принципиально новых модульных образовательных программ, ориентированных на результаты обучения на основе компетент-ностно-контекстного подхода [1; 2].
Выполнение проекта TEMPUS «Совершенствование магистерских программ по экологии Волго-Каспийского бассейна» консорциумом российских технических университетов Астрахани, Волгограда, Саратова, Самары, Казани и четырех европейских университетов: Штутгарта (Германия), Варшавы (Польша), Пармы (Италия), Барселоны (Каталонский политехнический университет, Испания), показало целесообразность
и необходимость формирования заданных свойств образовательной системы подготовки магистров, способных решать проблемы устойчивого развития различных регионов России и Европы, направленные на достижение глобального результата в сфере комплексного развития территорий и лучшего качества жизни.
Формируется действительно новая образовательная система, которая базируется на научных и методических достижениях технических университетов, направлена на решение проблем экологии отдельных территорий, обеспечивает разработку и реализацию комплекса экологических магистерских программ на основе единой модульной структуры на условиях сопоставимости дипломов в международной образовательной сети.
Поэтому заданными свойствами проектируемой образовательной системы в международной образовательной сети определены следующие:
- образовательная система подготовки магистров по экологии разрабатывается и реализуется университетами совместно;
- формирование компетенций обеспечивает фундаментальность и прак-тикоориентированность программы, востребованность магистра;
- структура, состав и размер модулей согласованы университетами;
- оценка результатов обучения обеспечивает контроль качества и способность магистра к международной сертификации квалификации;
- обеспечена российская и международная аккредитация;
- разработана система совместного обучения магистров, проводится включенное обучение по отдельным модулям, достигается сопоставимость дипломов в рамках программ двойных дипломов. Проектирование образовательных программ с учетом лучшей международной практики включает, прежде всего, разработку структуры компетенций и состава модулей магистерских программ с заданными результатами обучения. Этим обосновывается структура и сопоставимость образовательных программ, обеспечивается описание программ в системе терминов БСТ8 и признание периодов обучения в другом университете Европы или России в среде международной образовательной сети [3]. Вопросы сопоставимости образовательных программ, следовательно, и дипломов, пожалуй, одно из главных проблемных направлений взаимодействия в сети, т.к. структуру компетенций, состав и содержание модулей необходимо рассматривать через призму требований дублинских дескрипторов Европейской рамки квалификаций.
Для магистерских программ определяется высокий уровень достижений выпускников, которые должны демонстрировать оригинальность подходов при разработке и/или применении идей, часто в рамках исследовательского контекста; применение знаний и способность
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
решать проблемы в новых контекстах и в рамках междисциплинарных контекстов; способность интегрировать знания для решения сложных проблем и формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом социальной и этической ответственности; умение четко и непротиворечиво сообщать свои выводы и использованные при этом знания и обоснования для специалистов и других сфер; навыки, позволяющие продолжать обучение самостоятельно и автономно.
При проектировании совместных программ в международной сети университетов наиболее важным является общее понимание содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения, формулируемых работодателями и академическим сообществом.
Эффективным инструментом для проектирования программ может быть принята методика Tuning, обеспечивающая единство подходов по настройке образовательных структур с интеграцией компетенций; технологий контекстного обучения; оценки результатов обучения; определения трудозатрат на образовательный процесс по профилю подготовки магистров; гарантии качества высшего образования.
Изложенные выше концептуальные подходы стали основой решения комплекса задач, связанных с разработкой объединенной и отдельных магистерских программ в консорциуме технических университетов, образующих в рамках проекта TEMPUS международную образовательную сеть. Определена и разработана модульная структура магистерской программы, включающая разделы:
- экологическая технология как профессия и система образования;
- образовательные цели магистерской программы;
- квалификационный уровень, описание дублинских дескрипторов, европейской и российской национальной рамок квалификаций;
- результаты обучения по основным общим и предметным профессиональным компетенциям;
- образовательная стратегия и профиль программы;
- критерии и система оценки компетенций и результатов обучения;
- структура и состав модулей, требования к преподавательскому составу;
- структура производственных и исследовательских практик;
- система подготовки и защиты выпускной работы, мониторинг качества. При разработке учебного плана магистерских программ по экологии наиболее важным было перейти от дисциплинарной структуры к модульной, принимая модуль как крупную самодостаточную структурированную часть процесса обучения, имеющую четкий набор результатов обучения и критерии оценки их достижения. Такой подход требу-
ет построения основных модулей магистерской программы с объемом от 5 зачетных единиц (кредитов) и более, например, 5, 10, 15 зачетных единиц. В преподавании крупных модулей могут участвовать несколько преподавателей, становится оправданным выделение одной зачетной единицы на комплексный экзамен, использующий для оценки результата современные методики и технологии, внешних экспертов.
При реализации магистерских программ в международной образовательной сети такие модули изучают на отдельном факультете, они успешно встраиваются в учебный процесс европейских университетов. При дисциплинарном построении учебного плана с размером микромодулей от 2 до 4 зачетных единиц реализация совместных программ невозможна и программы не сопоставимы с европейскими, что является непреодолимым препятствием для мобильности студентов.
В составе заданных свойств образовательной системы в международной образовательной сети магистерские программы должны обеспечить включенное обучение студентов с выходом на программы двойного диплома. Для достижения такого результата разработана «дорожная карта» реализации системы двойного диплома по магистерской программе «Экология и природопользование» (мобильность студентов в проекте TEMPUS), предусматривающая три шага действий.
Первый шаг - подготовительный, включает следующие действия: согласование учебных планов, выделение модулей, соответствующих учебным планам университетов-партнеров; оценка объемов зачетных единиц (кредитов) учебного процесса в университетах-партнерах; согласование двухсторонних соглашений; принятие решений учеными советами университетов-партнеров о признании курсов и кредитов.
Второй шаг - выбор модели и результата обучения, включает два направления: обучение по отдельным модулям и обучение по системе двойного диплома.
1. Обучение по отдельным модулям: объем учебного процесса в университете Европейского Союза (ЕС) от 5 до 30 кредитов; защиты отдельных курсовых работ в университетах ЕС; итоги обучения в университете ЕС - сертификат по отдельным модулям; подготовка и защита дипломной работы в университете России с выдачей европейского приложения к диплому.
2. Обучение по системе двойного диплома: объем учебного процесса в университете ЕС до 60 кредитов; защита до 50% курсовых работ в университете ЕС; подготовка и защита дипломной работы (проекта) в университетах России и ЕС по согласованной теме; два диплома - университетов России и Европы.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Третий шаг - набор и совместное обучение, учитывает требования и российскую практику набора на магистерские программы, особенности организации совместного обучения. Набор: объявление о наборе; правила набора, включая знание иностранного языка; согласование содержания испытательных материалов; зачисление. Обучение (очное и заочное): мобильность студентов; мобильность преподавателей; дистанционное обучение.
«Дорожная карта» должна учитывать проблемы студенческой мобильности и выделять вопросы для преодоления возникающих рисков при достижении эффективного результата обучения в международной образовательной сети: стоимость мобильности, достаточность финансирования; определение количества студентов в мобильности, язык обучения; начало реализации и период обучения для студентов; продолжение обучения после проекта (востребованность, финансирование, конкурентноспособность выпускников-магистров).
Учет европейских условий реализации совместных магистерских программ формирует новые заданные свойства образовательной системы в международной образовательной сети, методология проектирования которой должна быть основана на компетентностно-контекстном подходе как перспективной педагогической системе.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Компетентностно-контекстный подход к модернизации гуманитарного образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. В. Д. Нечаева, А.А. Вербицкого, В.М. Монахова. М., 2010. С. 18-26.
2. Вербицкий А.А., Курылев А.С., Ильязова М.Д. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 66-71.
3. Олейникова О.Н. Программа TEMPUS в Российской Федерации // Вестник высшей школы. Alma mater. 2010. № 9. С. 7-9.