Научная статья на тему 'Проектирование образовательных систем с заданными свойствами в международной образовательной сети'

Проектирование образовательных систем с заданными свойствами в международной образовательной сети Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ / ПРОЕКТЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЫ TEMPUS / КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / INTERNATIONAL EDUCATIONAL NET / TWO-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / PROJECTS OF EUROPEAN TEMPUS PROGRAM / COMPETENCE-CONTEXT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курылев А. С.

В статье рассматриваются концептуальные подходы, используемые странами Европы в качестве основы проектирования образовательных систем с заданными свойствами. Проектирование образовательных программ с учетом лучшей международной практики включает разработку структуры компетенций и состава модулей магистерских программ. Описывается «дорожная карта» реализации системы двойного диплома по магистерской программе по экологии (мобильность студентов в проекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курылев А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPUS). The article presents concept approaches that are used in Europe as a basis for educational systems with specified characteristics. Design of educational programs on the basis of the best international experience includes working out the structure of competencies and the contents of master programs modules. The attention is given to the "Road map" of realization of the system of double degree in master programs in ecology (student mobility in TEMPUS program).

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательных систем с заданными свойствами в международной образовательной сети»

Педагогика высшей школы

А.С. Курылев

Проектирование образовательных систем с заданными свойствами в международной образовательной сети

В статье рассматриваются концептуальные подходы, используемые странами Европы в качестве основы проектирования образовательных систем с заданными свойствами. Проектирование образовательных программ с учетом лучшей международной практики включает разработку структуры компетенций и состава модулей магистерских программ. Описывается «дорожная карта» реализации системы двойного диплома по магистерской программе по экологии (мобильность студентов в проекте TEMPUS).

Ключевые слова: международная образовательная сеть, двухуровневая система высшего образования, проектирование образовательных систем с заданными свойствами, проекты европейской программы TEMPUS, компетентностно-кон-текстный подход.

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования существенно сокращает циклы подготовки специалистов для инновационного экономического развития страны, наращивания взаимодействия с европейскими государствами и университетами в реализации интеграционных процессов, которые продуктивны для внедрения лучшей практики, формирования условий мобильности преподавателей и студентов, межуниверситетского международного сотрудничества в сфере включенного обучения и систем «двойного диплома». Этому способствует реализация проектов европейской программы TEMPUS. Они значительно расширяют взаимодействие в международной образовательной сети европейских и российских университетов в сфере модернизации и разработки принципиально новых модульных образовательных программ, ориентированных на результаты обучения на основе компетент-ностно-контекстного подхода [1; 2].

Выполнение проекта TEMPUS «Совершенствование магистерских программ по экологии Волго-Каспийского бассейна» консорциумом российских технических университетов Астрахани, Волгограда, Саратова, Самары, Казани и четырех европейских университетов: Штутгарта (Германия), Варшавы (Польша), Пармы (Италия), Барселоны (Каталонский политехнический университет, Испания), показало целесообразность

и необходимость формирования заданных свойств образовательной системы подготовки магистров, способных решать проблемы устойчивого развития различных регионов России и Европы, направленные на достижение глобального результата в сфере комплексного развития территорий и лучшего качества жизни.

Формируется действительно новая образовательная система, которая базируется на научных и методических достижениях технических университетов, направлена на решение проблем экологии отдельных территорий, обеспечивает разработку и реализацию комплекса экологических магистерских программ на основе единой модульной структуры на условиях сопоставимости дипломов в международной образовательной сети.

Поэтому заданными свойствами проектируемой образовательной системы в международной образовательной сети определены следующие:

- образовательная система подготовки магистров по экологии разрабатывается и реализуется университетами совместно;

- формирование компетенций обеспечивает фундаментальность и прак-тикоориентированность программы, востребованность магистра;

- структура, состав и размер модулей согласованы университетами;

- оценка результатов обучения обеспечивает контроль качества и способность магистра к международной сертификации квалификации;

- обеспечена российская и международная аккредитация;

- разработана система совместного обучения магистров, проводится включенное обучение по отдельным модулям, достигается сопоставимость дипломов в рамках программ двойных дипломов. Проектирование образовательных программ с учетом лучшей международной практики включает, прежде всего, разработку структуры компетенций и состава модулей магистерских программ с заданными результатами обучения. Этим обосновывается структура и сопоставимость образовательных программ, обеспечивается описание программ в системе терминов БСТ8 и признание периодов обучения в другом университете Европы или России в среде международной образовательной сети [3]. Вопросы сопоставимости образовательных программ, следовательно, и дипломов, пожалуй, одно из главных проблемных направлений взаимодействия в сети, т.к. структуру компетенций, состав и содержание модулей необходимо рассматривать через призму требований дублинских дескрипторов Европейской рамки квалификаций.

Для магистерских программ определяется высокий уровень достижений выпускников, которые должны демонстрировать оригинальность подходов при разработке и/или применении идей, часто в рамках исследовательского контекста; применение знаний и способность

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

решать проблемы в новых контекстах и в рамках междисциплинарных контекстов; способность интегрировать знания для решения сложных проблем и формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом социальной и этической ответственности; умение четко и непротиворечиво сообщать свои выводы и использованные при этом знания и обоснования для специалистов и других сфер; навыки, позволяющие продолжать обучение самостоятельно и автономно.

При проектировании совместных программ в международной сети университетов наиболее важным является общее понимание содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения, формулируемых работодателями и академическим сообществом.

Эффективным инструментом для проектирования программ может быть принята методика Tuning, обеспечивающая единство подходов по настройке образовательных структур с интеграцией компетенций; технологий контекстного обучения; оценки результатов обучения; определения трудозатрат на образовательный процесс по профилю подготовки магистров; гарантии качества высшего образования.

Изложенные выше концептуальные подходы стали основой решения комплекса задач, связанных с разработкой объединенной и отдельных магистерских программ в консорциуме технических университетов, образующих в рамках проекта TEMPUS международную образовательную сеть. Определена и разработана модульная структура магистерской программы, включающая разделы:

- экологическая технология как профессия и система образования;

- образовательные цели магистерской программы;

- квалификационный уровень, описание дублинских дескрипторов, европейской и российской национальной рамок квалификаций;

- результаты обучения по основным общим и предметным профессиональным компетенциям;

- образовательная стратегия и профиль программы;

- критерии и система оценки компетенций и результатов обучения;

- структура и состав модулей, требования к преподавательскому составу;

- структура производственных и исследовательских практик;

- система подготовки и защиты выпускной работы, мониторинг качества. При разработке учебного плана магистерских программ по экологии наиболее важным было перейти от дисциплинарной структуры к модульной, принимая модуль как крупную самодостаточную структурированную часть процесса обучения, имеющую четкий набор результатов обучения и критерии оценки их достижения. Такой подход требу-

ет построения основных модулей магистерской программы с объемом от 5 зачетных единиц (кредитов) и более, например, 5, 10, 15 зачетных единиц. В преподавании крупных модулей могут участвовать несколько преподавателей, становится оправданным выделение одной зачетной единицы на комплексный экзамен, использующий для оценки результата современные методики и технологии, внешних экспертов.

При реализации магистерских программ в международной образовательной сети такие модули изучают на отдельном факультете, они успешно встраиваются в учебный процесс европейских университетов. При дисциплинарном построении учебного плана с размером микромодулей от 2 до 4 зачетных единиц реализация совместных программ невозможна и программы не сопоставимы с европейскими, что является непреодолимым препятствием для мобильности студентов.

В составе заданных свойств образовательной системы в международной образовательной сети магистерские программы должны обеспечить включенное обучение студентов с выходом на программы двойного диплома. Для достижения такого результата разработана «дорожная карта» реализации системы двойного диплома по магистерской программе «Экология и природопользование» (мобильность студентов в проекте TEMPUS), предусматривающая три шага действий.

Первый шаг - подготовительный, включает следующие действия: согласование учебных планов, выделение модулей, соответствующих учебным планам университетов-партнеров; оценка объемов зачетных единиц (кредитов) учебного процесса в университетах-партнерах; согласование двухсторонних соглашений; принятие решений учеными советами университетов-партнеров о признании курсов и кредитов.

Второй шаг - выбор модели и результата обучения, включает два направления: обучение по отдельным модулям и обучение по системе двойного диплома.

1. Обучение по отдельным модулям: объем учебного процесса в университете Европейского Союза (ЕС) от 5 до 30 кредитов; защиты отдельных курсовых работ в университетах ЕС; итоги обучения в университете ЕС - сертификат по отдельным модулям; подготовка и защита дипломной работы в университете России с выдачей европейского приложения к диплому.

2. Обучение по системе двойного диплома: объем учебного процесса в университете ЕС до 60 кредитов; защита до 50% курсовых работ в университете ЕС; подготовка и защита дипломной работы (проекта) в университетах России и ЕС по согласованной теме; два диплома - университетов России и Европы.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Третий шаг - набор и совместное обучение, учитывает требования и российскую практику набора на магистерские программы, особенности организации совместного обучения. Набор: объявление о наборе; правила набора, включая знание иностранного языка; согласование содержания испытательных материалов; зачисление. Обучение (очное и заочное): мобильность студентов; мобильность преподавателей; дистанционное обучение.

«Дорожная карта» должна учитывать проблемы студенческой мобильности и выделять вопросы для преодоления возникающих рисков при достижении эффективного результата обучения в международной образовательной сети: стоимость мобильности, достаточность финансирования; определение количества студентов в мобильности, язык обучения; начало реализации и период обучения для студентов; продолжение обучения после проекта (востребованность, финансирование, конкурентноспособность выпускников-магистров).

Учет европейских условий реализации совместных магистерских программ формирует новые заданные свойства образовательной системы в международной образовательной сети, методология проектирования которой должна быть основана на компетентностно-контекстном подходе как перспективной педагогической системе.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Компетентностно-контекстный подход к модернизации гуманитарного образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. В. Д. Нечаева, А.А. Вербицкого, В.М. Монахова. М., 2010. С. 18-26.

2. Вербицкий А.А., Курылев А.С., Ильязова М.Д. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 66-71.

3. Олейникова О.Н. Программа TEMPUS в Российской Федерации // Вестник высшей школы. Alma mater. 2010. № 9. С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.