Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическое образование / проектирование образовательной среды / формальное образование / неформальное образование / самостоятельная учебная деятельность / professional and pedagogical education / design of educational environment / formal education / non-formal education / independent educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.А. Князьков, Л.А. Филимонюк, Г.И. Харченко

Изучены ключевые аспекты процесса проектирования образовательной среды неформального профессионально-педагогического образования. Для этого в начале статьи раскрывается суть понятий «неформальное образование» и «формальное образование». Далее рассматриваются основные особенности среды, в которой осуществляется неформальное профессионально-педагогическое образование. Затем исследуются наиболее существенные характеристики этой среды, которые следует принимать в расчёт по ходу её проектирования. Приводятся основные факторы, каковые следует учитывать в ходе разработки такой среды. Демонстрируется педагогический потенциал неформального профессионально-педагогического образования, каковой с необходимостью должен быть учтён при проектировании соответствующей образовательной среды. Рассмотрение этих сторон проектирования образовательной среды производится в связи с ведущими трендами развития российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.А. Князьков, Л.А. Филимонюк, Г.И. Харченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-FORMAL PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The non-formal pedagogical education educational environment designing key aspects are studied. To do this, the essence of the “informal education” and “formal education” concepts is revealed at the article’s beginning. The environment in which informal professional and pedagogical education is carried out main features are considered. The most significant characteristics of this environment are investigated, which should be taken into account in the course of its design. The main factors that should be taken into account during such environment development are given. The non-formal pedagogical education pedagogical potential is demonstrated, which must necessarily be taken into account when designing an appropriate educational environment. Consideration of the educational environment design is carried out in connection with the leading trends in the Russian society development.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Библиографический список

1. Кичева И.В., Асанова Е.Н., Свинторжицкая И.А. Методологические аспекты формирования социокультурной компетентности. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Пятигорск: ПГУ: 204-207.

2. Латышина Д.И. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2010.

3. Лезина В.В. Историко-педагогическая ретроспектива национально-языковой образовательной политики в поликультурном обществе Северного Кавказа: монография. Пятигорск: ПГУ, 2019.

4. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002.

5. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 г № 201. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/

6. Национальная доктрина образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г № 751. Available at: https://gart62.npi-tu.ru/assets/ АЫ123/1.%20Национальная%20доктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%202025%20года^

7. Национальный проект «Образование». Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2018 г № 204. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017. № 1642 (редакция от 27.02.2023). Available at: https://base.garant.ru/71848426/

9. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Российской Федерации от 031.03.2022. № 678-Р Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/

10. Стратегия развития воспитания. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р. Available at: http://static.government.ru/ media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью Федерального Закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Федеральный закон «от 14.09. 2022 от 24 сентября 2022 № 371 - ФЗ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008

12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

References

1. Kicheva I.V., Asanova E.N., Svintorzhickaya I.A. Metodologicheskie aspekty formirovaniya sociokul'turnoj kompetentnosti. Materialy XII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Pyatigorsk: PGU: 204-207.

2. Latyshina D.I. Osnovy islamskojkultury. 4-5 klassy: uchebnoe posobie dlya obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2010.

3. Lezina V.V. Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva nacional'no-yazykovoj obrazovatel'noj politiki v polikul'turnom obschestve Severnogo Kavkaza: monografiya. Pyatigorsk: PGU, 2019.

4. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya», 2002.

5. O Koncepcii nacional'noj obrazovatel'noj politiki Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 3 avgusta 2006 g. № 201. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/

6. Nacional'naya dokirina obrazovaniya. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751. Available at: https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/l%20 Nacional'naya%20doktrina%20obrazovaniya%20Rossijskoj%20Federacii%20do%202025%20goda.pdf

7. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie». Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii Putina V.V. ot 7 maya 2018 g. № 204. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie

8. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya». Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.12.2017. № 1642 (redakciya ot 27.02.2023). Available at: https://base.garant.ru/71848426/

9. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Rasporyazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 031.03.2022. № 678-R. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/

10. Strategiya razvitiya vospitaniya. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 № 996-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

11. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» i stat'yu Federal'nogo Zakona «Ob obyazatel'nyh trebovaniyah v Rossijskoj Federacii». Federal'nyj zakon «ot 14.09. 2022 ot 24 sentyabrya 2022 № 371 - FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Статья поступила в редакцию 27.07.23

УДК 378

Knyazkov G.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: g.knyazkov@inbox.ru Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@mail.ru

Kharchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: 14101956@rambler.ru

DESIGNING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-FORMAL PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION. The non-formal pedagogical education educational environment designing key aspects are studied. To do this, the essence of the "informal education" and "formal education" concepts is revealed at the article's beginning. The environment in which informal professional and pedagogical education is carried out main features are considered. The most significant characteristics of this environment are investigated, which should be taken into account in the course of its design. The main factors that should be taken into account during such environment development are given. The non-formal pedagogical education pedagogical potential is demonstrated, which must necessarily be taken into account when designing an appropriate educational environment. Consideration of the educational environment design is carried out in connection with the leading trends in the Russian society development.

Key words: professional and pedagogical education, design of educational environment, formal education, non-formal education, independent educational activity

Г.А. Князьков, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: g.knyazkov@inbox.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, доц., проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

ГАОУ ВО «Нееинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Нееинномысск, E-mail: filimonuk.l@mail.ru

Г.И. Харченко, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,

E-mail: 14101956@rambler.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучены ключевые аспекты процесса проектирования образовательной среды неформального профессионально-педагогического образования. Для этого в начале статьи раскрывается суть понятий «неформальное образование» и «формальное образование». Далее рассматриваются основные особенности среды, в которой осуществляется неформальное профессионально-педагогическое образование. Затем исследуются наиболее существенные

характеристики этой среды, которые следует принимать в расчёт по ходу её проектирования. Приводятся основные факторы, каковые следует учитывать в ходе разработки такой среды. Демонстрируется педагогический потенциал неформального профессионально-педагогического образования, каковой с необходимостью должен быть учтён при проектировании соответствующей образовательной среды. Рассмотрение этих сторон проектирования образовательной среды производится в связи с ведущими трендами развития российского социума.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, проектирование образовательной среды, формальное образование, неформальное образование, самостоятельная учебная деятельность

Актуальность темы статьи определяется двумя ведущими тенденциями в развитии современного российского общества. К ним относятся:

- информатизация всех сфер его жизни (О.В. Абаева, А. Галеб, М.В. Дю-жакова, Е.А. Князев, А. Козыбай, А.Е. Тажигулова);

- существенная интенсификация большинства экономических, социальных и культурных процессов (Е.С. Аскомовец, М.В. Дюжакова, М.В. Жуколина, О.Ю. Зайцева, С.В. Пазухина).

Вышеуказанные тренды в развитии социума способствуют изменению требований, предъявляемых ко многим его членам [1, с. 77]. Не в последнюю очередь сказанное касается педагогических работников [2, с. 17-18]. В структуре их компетентности возрастает важность надпрофессиональных компетенций. Последние представляют собой универсальные знания, умения, навыки, качества и способности педагога, обеспечивающие его конкурентоспособность и скорейшую адаптацию к новым условиям осуществления профессиональной и другой деятельности [3, с. 122] Таким образом, именно они в дальнейшем позволят выпускникам педагогических вузов эффективно функционировать не как трансляторам готовых знаний, но как наставникам, указывающим своим ученикам путь к их получению в практически безграничных информационных потоках [4, с. 19].

Повысить эффективность формирования вышеуказанных черт профессионального портрета у лиц, осваивающих соответствующие направления подготовки, с большой вероятностью позволит обращение к возможностям неформального образования [5, с. 37]. В свою очередь, их рассмотрение ставит вопрос о проектировании такой образовательной среды, которая в большей степени будет способствовать реализации этих возможностей [6, с. 139].

Отсюда следует, что цель нашей статьи - освещение ключевых аспектов процесса проектирования образовательной среды неформального профессионально-педагогического образования.

С поставленной целью коррелируют задачи:

- раскрыть суть понятия «неформальное образование», соотнеся его с термином «формальное образование»;

- охарактеризовать основные особенности среды, в которой осуществляется неформальное профессионально-педагогическое образование;

- рассмотреть наиболее существенные характеристики этой среды, которые следует принимать в расчёт по ходу её проектирования;

- привести основные факторы, каковые следует учитывать в ходе разработки такой среды;

- продемонстрировать педагогический потенциал неформального профессионально-педагогического образования, каковой с необходимостью должен быть учтён при проектировании соответствующей образовательной среды.

При решении вышеперечисленных задач авторами применялись следующие методы исследования:

- рефлексия собственного педагогического опыта;

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Её научная новизна заключается в выявлении соотношения между понятиями «неформальное образование» и «формальное образование».

Теоретическая значимость состоит в определении ключевых особенностей среды, в которой осуществляется неформальное профессионально-педагогическое образование.

Практическая значимость заключается в демонстрации различных составляющих его педагогического потенциала.

Понятия «формальное образование» и «неформальное образование» отражают два типа организации обучения и воспитания будущих педагогов. Их изучение позволило выделить ряд существенных черт, по которым данные дефиниции отличаются друг от друга (табл. 1).

Выделенные черты различия позволяют нам с определённой долей уверенности говорить о следующих характеристиках неформального образования:

- функциональный характер содержания, его связь с особенностями локальной социокультурной среды [7, с. 5-6];

- способность своевременно реагировать на процессы, происходящие в ней [1, с. 80-81];

- специфика целей, которые зачастую устанавливаются на краткосрочную перспективу, ограничиваются географически либо контекстуально (Э.С. Бабаева, Е.И. Бражник, О.С. Ройтблат, Н.Н. Суртаева);

- генерация программ при обязательном учёте конкретных, заранее определённых потребностей обучающихся;

- достаточный уровень приспособляемости и гибкости содержания, приёмов и методов [3, с. 120];

- неоднородность целевых групп (Е.И. Бражник, С.П Вершловский, И.В. Паврилова, А.И. Пазизова, М.Р. Илакавичус, О.С. Ройтблат);

- широкие возможности для структуризации, систематизации и мониторинга образовательной деятельности;

- в ряде случаев - эпизодический и краткосрочный характер реализуемых форм активности [8, с. 50];

- широкое использование труда преподавателей-добровольцев или внештатных сотрудников;

- привлечение представителей сторонних организаций на платной основе или добровольных началах;

- часто - самоокупаемость;

- широкий диапазон участников [9, с. 23].

С описанными выше особенностями неформального образования связаны характеристики среды, в которой оно осуществляется [10, с. 197]. Традиционно в педагогической науке и практике термин «образовательная среда» трактуется как один из важнейших компонентов социокультурного пространства (Н.Б. Крылова, Н.А. Спичко, М.Н. Сираева). Внутри неё обеспечиваются условия для взаимодействия и интеграции различных образовательных процессов и их субъектов [11, с. 11]. При этом обучающийся становится важным звеном в структурировании и упорядочивании культурных связей с обществом. Он приобретает компетенции, ключевые с точки зрения самостоятельной реализации учебной, позднее - профессиональной и других видов деятельности (Н.Б. Крылова, В.И. Панов, С.В. Тарасов, В. А. Ясвин).

Образовательная среда генерируется непосредственно в ходе деятельности участников образовательных отношений с целью создания системы педагогических условий, влияний и возможностей, обеспечивающих формирование мотивации и раскрытие индивидуальных способностей и склонностей каждого обучающихся [12, с. 45]. Возвращаясь к среде, в которой реализуются программы неформального образования, отметим следующие её черты, наиболее важные с точки зрения решения задач нашего исследования:

- персонифицированный характер [5, с. 38];

- открытость;

- сочетание элементов неформального и формального образования [2, с. 18].

Современное состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет говорить о ряде наиболее существенных психолого-педагогических характеристиках, отличающих образовательную среду неформального образования (табл. 2).

При проектировании образовательной среды, в которой компетенции будущих учителей будут формироваться средствами неформального образования, необходимо в первую очередь учитывать такой фактор, как возможность мак-

Таблица 1

Признак Формальное образование Неформальное образование

Место реализации образовательных программ вуз, колледж Может реализовываться вне пространства ОО, зачастую осуществляется в общественных организациях и движениях, секциях, кружках, клубах или центрах [8, с. 51-52]

Характер образования Обязательный Добровольный

Цель Формирование у студентов системы необходимых знаний, умений и навыков [6, с. 20] Удовлетворение интереса обучающихся к какой-либо проблематике, при необходимости - ликвидация связанных дефицитов в их профессиональном портрете [3, с. 123]

Черты различия между формальным и неформальным образованием

Таблица 2

Психолого-педагогические характеристики среды н еформального образования будущих педагогов

Характеристика Описание

Выбор Позволяет всесторонне исследовать учебный материал, изучать и оценивать его, вносить оперативные корректировки в содержание

Субъектность Все участники учебно-воспитательного процесса рассматриваются в качестве его субъектов, соответственно, образования - как субъектное взаимодействие [9, с. 23]

Исследование На всём протяжении процесса обучения будущие педагоги находятся в состоянии исследования и рефлексии на прикладном, чувственном, интеллектуальном и других уровнях. Таким образом, основу процесса их профессиональной подготовки составляют непосредственные открытия, происходящие в реальном времени (В.И. Горовая, Н.А. Антонова, И. Пригожин, А.А. Радугин, К.А. Радугин, И. Стенгерс, Л.Н. Харченко)

Личная заинтересованность участников Предполагает организацию обучения на основе личных интересов каждого студента, при этом основное внимание уделяется их личностному развитию [6, с. 142]

симально разнообразить содержание образовательного процесса, его формы и методы [6, с. 140]. Они должны в наибольшей степени соответствовать разнообразным индивидуальным образовательным потребностям и возможностям обучающихся [4, с. 17]. Непринятие данного фактора в расчёт может привести к необратимым деформациям хода учебно-воспитательного процесса, с одной стороны, профессиональных и личностных характеристик будущих педагогов, с другой [5, с. 39].

Второй фактор, который следует учитывать при проектировании такой системы, - необходимость обеспечения её открытости. Последнюю мы можем определить как способность воспринимать и учитывать актуальные изменения среды и образовательных потребностей обучающихся [10, с. 196-197].

Учёт вышеприведённых факторов с высокой вероятностью позволит обеспечить эффективное формирование у студентов элементов культурно-образовательного и социально-педагогического мышления, необходимых для их успешной профессиональной деятельности в дальнейшем (Т.В. Мухлаева, В.И. Панов, Н.Б. Крылова, Н.А. Спичко, С.В. Тарасов). При этом образовательная среда будет выступать в качестве культурно-образовательного пространства с приоритетом следующих ценностей:

- гуманистические;

- нравственные;

- духовные (РВ. Бугров, С.Е. Каптерев, А. Хамадаш).

Кроме того, правильно организованная среда неформального профессионально-педагогического образования позволит создать условия для интенсификации интерсубъективного процесса образования и актуальных трансформаций субъективности [13, с. 390-391].

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аспекты методологического потенциала неформального профессионально-педагогического образования

Аспекты Характеристика

Инструментальный Связан со способностью неформального образования выступать в качестве действенного инструмента, применимого при проектировании образовательных программ или сред [11, с. 13]

Мировоззренче-ско-аксиологический Идеи неформального обучения являются действенным средством интеллектуально-духовного обогащения субъектов образовательных отношений

Эвристический Связан со способностью неформального обучения выступать в качестве исходной базы для разработки новых концепций педагогического проектирования различных образовательных сред [12, с. 45]

Вышеизложенное позволяет нам говорить о психолого-педагогическом потенциале программ неформального образования. Конкретно, при проектировании среды, в которой будет осуществляться их реализация, следует учитывать большую степень развития у обучающихся стремления к самореализации. Последняя достигается за счёт предоставления им более широких возможностей для самостоятельной деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса [11, с. 11-12]. В этой связи следует также учесть интенсификацию процесса формирования навыков самообучения и расширения возможностей будущих профессионалов для непрерывного образования в дальнейшем [10, с. 198].

Говоря о методологическом потенциале неформального профессионально-педагогического образования, мы можем выделить три его аспекта (табл. 3).

Технологический же потенциал неформального педагогического образования определяет следующие его возможности при проектировании и формировании образовательных сред:

- установление преемственности в развитии у будущих учителей системы необходимых профессиональных и надпрофессиональных знаний, умений и навыков [13, с. 390];

- взаимопроникновение компетенций, относящихся к области одних дисциплин, в другие;

- придание более системного характера совокупности формируемых профессиональных и личностных компетенций;

- установление между субъектами образовательных отношений взаимодействия в русле субординации и координации [10, с. 199].

Развивающий потенциал неформального образования позволяет рассматривать развитие обучаемых как дифференциацию целого, главные задачи которой состоят в следующем:

- выделение функций и актов поведения;

- их новая интеграция [13, с. 392].

Рассмотрев процесс проектирования образовательной среды неформального профессионально-педагогического образования, следует подвести итоги исследования.

Таким образом, мы можем заключить, что в структуре компетентности современного педагогического работника существенно возросла важность знаний, умений и навыков, носящих надпрофессиональный характер. Достаточный уровень развития последних в будущем позволит выпускникам педагогических вузов эффективно осуществлять профессиональную деятельность в качестве не трансляторов готовых знаний, но наставников, указывающих своим ученикам путь к их получению в практически безграничных информационных потоках.

Повысить эффективность формирования вышеуказанных черт профессионального портрета у лиц, осваивающих соответствующие направления подготовки, с большой вероятностью позволит обращение к возможностям неформального образования. Это, в свою очередь, ставит вопрос о проектировании такой образовательной среды, которая в большей степени будет способствовать реализации подобных возможностей.

Дефиниции «формальное образование» и «неформальное образование» отражают два типа организации обучения и воспитания будущих педагогов. Их изучение позволило выделить ряд существенных черт, по которым приведённые понятия отличаются друг от друга. С отличительными чертами неформального образования связаны особенности среды, в которой оно осуществляется.

Кроме того, мы с определённой долей уверенности можем говорить о ряде наиболее существенных психолого-педагогических характеристиках, отличающих образовательную среду неформального образования. К ним относятся выбор; субъектность; исследование; личная заинтересованность участников.

Занимаясь проектированием образовательной среды, в которой компетенции будущих учителей будут формироваться по ходу освоения программ неформального образования, необходимо в первую очередь учитывать такой фактор, как возможность максимально разнообразить содержание образовательного процесса, его формы и методы. Второй фактор, который следует учитывать при проектировании такой системы, - необходимость обеспечения её открытости. Последнюю мы можем определить как способность воспринимать и учитывать актуальные изменения среды и образовательных потребностей обучающихся.

Вышеизложенное позволяет нам говорить о психолого-педагогическом потенциале программ неформального образования. Конкретно, при проектировании среды, в которой будет осуществляться их реализация, следует учитывать, большую степень развития у обучающихся стремления к самореализации. Говоря о методологическом потенциале неформального профессионально-педагогического образования, мы можем выделить его инструментальный, миро-воззренческо-аксиологический и эвристический аспекты. Технологический же потенциал неформального педагогического образования определяет следующие его возможности при проектировании и формировании образовательных сред: установление преемственности в развитии у будущих учителей системы необходимых профессиональных и надпрофессиональных знаний, умений и навыков; взаимопроникновение компетенций, относящихся к области одних дисциплин в другие; придание более системного характера совокупности формируемых профессиональных и личностных компетенций; установление между субъектами образовательных отношений взаимодействия в русле субординации и координации. Развивающий потенциал неформального образования позволяет рассматривать развитие обучаемых как дифференциацию целого.

Библиографический список

1. Нерадовская О.Р Неформальные профессиональные сообщества и группы повышения квалификации педагогов системы общего образования: отличительные признаки. Научно-педагогическое обозрение. 2018; Выпуск 2 (20): 76-82.

2. Жукова Т.А. Стратегические ориентиры проектирования региональных образовательных программ подготовки педагогов в условиях динамичности этнокультурных процессов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 17-19.

3. Кагакина Е.А., Харлампенков Е.И., Чекалина Т. А., Устимова О.В. Формирование компетенций студентов вузов как логистический процесс. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011; № 17-2: 117-125.

4. Димова Е.В. Поколение digital natives: опыт обучения педагогов актуальным направлениям работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 17-19.

5. Тишина А.И. Неформальная образовательная среда и её психолого-педагогический потенциал в самообразовании учителя. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 3 (64): 37-39.

6. Харченко Л.Н., Бабаева Э.С., Харченко Н.К. Педагогический потенциал учебных программ, интегрирующих формальное и неформальное образование. Kant. 2014; № 4: 137-142.

7. Макарский А.М., Самсонова Н.Е. Неформальное образование: современные подходы. Думский Вестник: теория и практика дополнительного образования. 2018; № 1 (11): 5-9.

8. Акманбетов Б.Д. Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов. Педагогическая наука и практика. 2019; № 2 (24): 50-53.

9. Лингевич О.В. Подготовка студентов педагогического вуза к организации внеурочной деятельности. Управление образованием: теория и практика. 2021; № 3: 18-25.

10. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Валеев А.С. К вопросу о функциях педагогической деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 64-4: 196-199.

11. Залуцкая С.Ю., Никонова Н.И. Профессионально ориентированное обучение студентов педагогического профиля: технология рекламирования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 10-13.

12. Везетиу Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 44-47.

13. Тимошкина Н.А. Современные подходы к изложению педагогических тем в условиях пандемии COVID -19. Modern Science. 2021; № 3-2: 387-392. References

1. Neradovskaya O.R. Neformal'nye professional'nye soobschestva i gruppy povysheniya kvalifikacii pedagogov sistemy obschego obrazovaniya: otlichitel'nye priznaki. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2018; Vypusk 2 (20): 76-82.

2. Zhukova T.A. Strategicheskie orientiry proektirovaniya regional'nyh obrazovatel'nyh programm podgotovki pedagogov v usloviyah dinamichnosti 'etnokul'turnyh processov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 17-19.

3. Kagakina E.A., Harlampenkov E.I., Chekalina T.A., Ustimova O.V. Formirovanie kompetencij studentov vuzov kak logisticheskij process. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; № 17-2: 117-125.

4. Dimova E.V. Pokolenie digital natives: opyt obucheniya pedagogov aktual'nym napravleniyam raboty po formirovaniyu u detej doshkol'nogo vozrasta navykov bezopasnogo povedeniya v informacionnom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 17-19.

5. Tishina A.I. Neformal'naya obrazovatel'naya sreda i ee psihologo-pedagogicheskij potencial v samoobrazovanii uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 3 (64): 37-39.

6. Harchenko L.N., Babaeva 'E.S., Harchenko N.K. Pedagogicheskij potencial uchebnyh programm, integriruyuschih formal'noe i neformal'noe obrazovanie. Kant. 2014; № 4: 137-142.

7. Makarskij A.M., Samsonova N.E. Neformal'noe obrazovanie: sovremennye podhody. Dumskij Vestnik: teoriya ipraktika dopolnitel'nogo obrazovaniya. 2018; № 1 (11): 5-9.

8. Akmanbetov B.D. Realizaciya zdorov'esberegayuschih tehnologij v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti studentov. Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2019; № 2 (24): 50-53.

9. Lingevich O.V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k organizacii vneurochnoj deyatel'nosti. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2021; № 3: 18-25.

10. Sajgushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Valeev A.S. K voprosu o funkciyah pedagogicheskoj deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 64-4: 196-199.

11. Zaluckaya S.Yu., Nikonova N.I. Professional'no orientirovannoe obuchenie studentov pedagogicheskogo profilya: tehnologiya reklamirovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 10-13.

12. Vezetiu E.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej k realizacii pedagogicheskogo proektirovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 44-47.

13. Timoshkina N.A. Sovremennye podhody k izlozheniyu pedagogicheskih tem v usloviyah pandemii COVID -19. Modern Science. 2021; № 3-2: 387-392.

Статья поступила в редакцию 21.06.23

УДК 378

Aslakhanova S.A., senior teacher, Department of Regional Economy Management, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: kafedra_terek@mail.ru

PRINCIPLES OF FORMING THE READINESS OF FUTURE MANAGERS FOR TEAM INTERACTION. The success of a manager's managerial activity is largely determined by his readiness for team interaction. In order for this skill to manifest itself stably under any difficult external conditions, modern specialists need to form it at the stage of professional specialization. In view of the above, the modern system of higher education should develop a special system of principles for training managers. In order for the didactic rules for the formation of team building skills not to contradict each other, it becomes relevant to introduce a unified system of methodological requirements for all participants in the educational process. Methodology. As a guiding basis for the study, the researcher considers it necessary to accept the results of the work of R.M. Belbin. First of all, attention is drawn to his approaches to describing the main functional roles of the team, as well as the rules for organizing its activities. Results. The main achievement of the scientific work is the clarification of such principles for the formation of the readiness of future managers for team interaction, such as: target certainty; consistency of behavior patterns; predictability of the results of joint activities and the integrativity of educational impacts. As part of the conclusion, the prospect of further research on the topic of scientific work is revealed.

Key words: future managers, principles of training, formation of professional readiness of specialists, team building process, methodological ideas of R.M. Belbin

С.А. Аслаханова, ст. преп., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, E-mail: kafedra_terek@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К КОМАНДНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Успешность управленческой деятельности менеджера во многом определяется его готовностью к командному взаимодействию. Чтобы указанный навык мог стабильно проявляться при любых сложных внешних условиях, современным специалистам необходимо сформировать его на этапе профессиональной специализации. Ввиду изложенного современная парадигма высшего образования должна выработать особую систему принципов обучения менеджеров. Для того чтобы дидактические правила формирования навыков командообразования не противоречили друг другу, актуальным становится введение единой системы методологических требований для всех участников образовательного процесса. В качестве руководящей основы нашего исследования считаем необходимым принять результаты работ РМ. Белбина. В первую очередь было обращено внимание на его подходы относительно описания основных функциональных ролей команды, а также правил организации её деятельности. Основным достижением нашей научной работы стало уточнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.