ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 21.01.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Вишневский1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
NEW ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SERVICE MODEL FOR DISADVANTAGED HEALTH GROUPS
PhD, Associate Professor V.A. Vishnevsky1 PhD, Associate Professor N.V. Peshkova1
1 Surgut State University, Surgut
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - обоснование особенностей проектирования образовательного процесса по физической культуре и спорту для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на основании оценки их нейрогуморального и психофизиологического статуса. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 25 студентов-первокурсников Сургутского государственного университета, имеющих ограничения в состоянии здоровья. Оценка приспособительных реакций на вегетативном уровне осуществлялась на основе изучения вариабельности сердечного ритма с использованием диагностического комплекса «ORTOExpert» и программного продукта «Science». Проводился ритмограммы сердца в покое и в ортостатической пробе. Диагностика психофизиологических свойств выполнялась с помощью прибора для системной диагностики человека «Активациометр универсальный АЦ - 9К». Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о противоречивом и разнородном состоянии вегетативного, нейрогуморального и психофизиологического статуса студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что предполагает необходимость реализации индивидуального подхода в процессе физического воспитания. При этом особое значение приобретают активные методы обучения, которые позволяют добиваться большей осознанности и включенности обучающихся в процесс формирования и саморазвития культуры здоровья.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды; нейрогуморальная регуляция; психофизиологический статус.
Annotation
Objective of the study was to analyze benefits of a new academic physical education and sport service model for the disabled and disadvantaged health groups based on the neurohumoral regulation and psycho-physiological status tests and analyses.
Methods and structure of the study. We sampled for our study - run at Surgut State University - first-year undergraduate and specialty students (n=25) qualified with the disabled and disadvantaged health groups and therefore, certified for exemptions from practical physical education classes based on entrance medical examinations There vegetative-level adaptabilities were analyzed using the vegetative-vascular reactions profiling ORTOExpert Test system with Science software toolkit. We made statistical and spectral analysis of the quiescent and orthostatic hearth rhythmograms and psycho-physiological status using Universal Activator AC-9K Test system.
Results and conclusion. The study found the vegetative, neurohumoral regulation and psycho-physiological statuses of the disabled people and those with disadvantaged health being rather diverse and, hence, these health groups are in need of special individualized rehabilitative physical education service models -with a special priority to active training methods plus reasonable health awareness, motivational, self-reliant training and health culture building elements.
Keywords: disabled and disadvantaged health groups, neurohumoral regulation; psvcho-phvsiological status.
Введение. Сложная демографическая ситуация и негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения объективно создали базу для роста численности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [2, 3, 6].
Вместе с тем теоретико-методологическое, кадровое, программное и организационно-методическое обеспечение работы с этой группой обучающихся в вузе далеко от рационального [1, 3, 5]. Это влечет за собой ряд проблем и противоречий, связанных с явно недостаточной технологической проработкой процесса, отсутствием механизмов индивидуализации оздоровительных, реабилитационных, профилакти-
ческих и тренировочных программ [2, 4]. Пока, к сожалению, не сложилась целостная система формирования и саморазвития культуры здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также их физической культуры личности [3-5].
Цель исследования - обоснование особенностей проектирования образовательного процесса по физической культуре и спорту для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на основании оценки их нейрогуморального и психофизиологического статуса.
Методика и организация исследования. В исследовании, проведенном в Сургутском государственном универ-
№3 • 2021 Маот I March
http://www.teoriva.ru
ситете, приняли участие студенты-первокурсники нефизкультурных направлений бакалавриата и специалитета с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды (согласно медицинскому заключению освобождены от практических занятий по физической культуре), всего 25 человек, отнесенных к различным нозологическим группам. Оценка приспособительных реакций на вегетативном уровне осуществлялась на основе изучения вариабельности сердечного ритма с использованием диагностического комплекса «ORTOExpert» и программного продукта «Science». Проводился статистический и спектральный анализ ритмограммы сердца в покое и в ортостатической пробе. Диагностика психофизиологических свойств выполнялась с помощью прибора для системной диагностики человека «Активациометр универсальный АЦ-9 К».
Результаты исследования и их обсуждение. Данные, полученные в процессе исследования, свидетельствуют о том, что изучаемая группа студентов крайне неоднородна по своим характеристикам (табл. 1).
Только у 24 % выборки наблюдается сбалансированность симпатических и парасимпатических влияний, оптимальный стресс-индекс, нормальная активность энергометаболического уровня и гуморального канала регуляции. Большая часть группы (56 %) представлена условными симпатотони-ками, имеющими, с одной стороны, признаки доминирования симпатических влияний по данным статистического анализа ритмограммы (SDNN, Amo, X, rMSSD, SI, ЧСС), а с другой стороны, по результатам спектрального анализа низкий общий уровень нейрогуморальной регуляции (TP), недостаточную активность энергометаболического уровня (VLF) и гуморального канала регуляции (Mr, MO). Столь же противоречивы и показатели условных ваготоников (20 0%), которые на фоне признаков крайней ваготонии (SDNN, Amo, X, rMSSD) и низкой мобилизации (SI), по данным статистического анализа, имеют крайне высокие цифры общей мощности спектра (TP) и активности надсегментарного уровня вегетативной нервной системы (VLF) и одновременное усиление симпатических (LF) и парасимпатических (HF) влияний по результатам спектрального анализа.
В итоге при оценке степени напряжения регуляторных систем организма было выявлено: нормальное состояние систем организма - 12 %; регуляция с увеличенным влиянием парасимпатического отдела - 20 %; регуляция с увеличенным влиянием симпатического отдела - 32 %; напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния парасимпатического отдела - 4 %; напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния симпатического отдела - 8 %; напряжение систем регуляции за счет рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов - 24 %.
При оценке функциональных резервов организма в реакции на активную ортостатическую пробу нормальный переходный процесс и адекватную реакцию продемонстрировали 48 % студентов, у 20 % была выявлена увеличенная реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу, у 8 % - значительно увеличенная, а у 24 % - сниженная. Представленные данные свидетельствуют о том, что основная доля студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре, в принципе с учетом выявленных индивидуальных особенностей вполне могут заниматься лечебной физической культурой.
Получение профессионального образования в вузе сопряжено с необходимостью выполнения требований стандарта на фоне сложного состояния организма данной группы студентов. Это предъявляет особые требования к формированию индивидуального стиля учебной деятельности. В его основе кроме учета состояния здоровья лежат психофизиологические показатели. Результаты изучения некоторых из них представлены в табл. 2.
Несмотря на средний в целом уровень психофизиологических показателей, мы вновь вынуждены констатировать серьезные индивидуальные вариации.
В Сургутском государственном университете в рамках методико-практических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» для студентов-первокурсников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (согласно медицинскому заключению освобожденных от практических занятий) предусмотрена разработка индивидуальной физкультурно-оздоровительной программы, которая
Таблица 1. Результаты статистического и спектрального анализа ритмограммы сердца у студентов-первокурсников, освобожденных от практических занятий по физической культуре
□ и
£ г. CL
ч—
о
OJ и
2 CL ' -о с га
О (U .с Н
Показатели M±a Симпатотоники n = 14 Эйтоники n = 6 Ваготоники n = 5
Общий уровень нейрогуморальной регуляции
SDNN, с 0,040±0,016 0,074±0,006 0,119±0,025
TP мс2 2335±1202 6671±1461 20923±5933
Состояние симпатического отдела
Amo, % LF, мс2, % 52,14±15,31 29,83±4,66 21,40±3,97
785±525 65,3±12,9 2769±1009 58,6±12,7 9525±5750 70,28±3,4
Состояние парасимпатического отдела
X, с rMSSD, с HF, мс2, % 0,21±0,07 0,342±0,045 0,498±0,076
0,038±0,022 0,087±0,019 0,121±0,037
473±391 34,7±12,9 1912±750 41,3±12,7 3806±1749 29,8±3,4
Вегетативный баланс
LF/ HF, у.е. 2,29±1,28 1,64±0,94 2,39±0,40
Состояние энергометаболического уровня
VLF, мс2 1077±890 1990±623 7591±3605
Гуморальный канал регуляции
Mr, с 0,756±0,126 0,806±0,102 0,913±0,067
MOr, с 0,757±0,118 0,825±0,121 0,862±0,093
Стресс-индекс
SI, у.е. 190,7±97,3 55,1±15,9 25,8±7,1
ЧСС, уд/мин 81±12 75±9 66±4
92
http://www.teoriya.ru
№3^ 2021 Март | March
Таблица 2. Состояние психофизиологической сферы первокурсников, освобожденных от практических занятий по физической культуре
Показатели M±a Баллы Уровень
Время простой двигательной реакции, мс 286±46 13,8±7,8 средний
Точность в реакции на движущийся объект, у.е. 32,1±14,7 17,9±6,2 выше среднего
Показатель времени переключения внимания, с 168,8±88,5 13,1±8,0 средний
предполагает ряд взаимосвязанных этапов: диагностический, этап разработки и проектирования, публичная защита созданной программы.
Работа над программой начинается с оценки уровня сформированности и саморазвития культуры здоровья студента с учетом мотивационно-ценностного, когнитивного, ориентировочного, операционального компонентов и опыта оздоровительной деятельности. Выявляется место здоровья в системе жизненных приоритетов студента, уровень знаний в этой области, способность определять стратегию оздоровительной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и имеющихся проблем, степень владения различными оздоровительными технологиями, имеющийся реальный опыт деятельности. С учетом полученных результатов, выявляются проблемные компоненты культуры здоровья, разрабатываются практические рекомендации по формированию стратегии физкультурно-оздоровительной деятельности.
Далее студенты приступают к разработке профилактической части программы. Определяются факторы риска для здоровья относительно наиболее распространенных заболеваний, затем выявляются риски применительно к ведущим функциональным системам организма и формулируется стратегия рационального медицинского поведения. С учетом сложных природно-климатических условий Югры, оценивается метеочувствительность студентов, выделяются ведущие метеосимптомокомплексы и разрабатывается система мероприятий по профилактике метеочувствительности.
Важнейшей составляющей этого раздела является подготовка реабилитационной части программы, предполагающей описание «патологического» потенциала, оценку реабилитационного потенциала и формулировку реабилитационного прогноза. Эта информация с учетом показаний и противопоказаний для использования физических упражнений служит основой для разработки индивидуальных реабилитационных комплексов упражнений, которые апробируются под контролем преподавателя на методико-практических занятиях.
Оптимизация двигательного режима начинается с определения биологического возраста, темпов и гармоничности физического развития, уровня и гармоничности физической подготовленности, осанки, типа и гармоничности телосложения, функционального состояния, а также пороговая, тренировочная и пиковая ЧСС, выбирается оптимальная форма оздоровительной физической культуры, разрабатываются программы коррекции телосложения и функционального состояния.
Важной составляющей программы является раздел «Психофизиологическая саморегуляция», студенты оценивают предрасположенность к стрессу, стрессоустойчивость, наличие коронарного типа поведения и акцентуированных черт характера, реактивную и личностную тревожность, определяют свою стратегию поведения в ситуациях психоэмоционального стресса и ее последствия для отдельных функциональных систем организма, выявляют подсознательные механизмы психологической защиты, выбирают методы, рекомендуемые наукой, для улучшения психического здоровья. Аналогичным образом разрабатываются и другие разделы программы. К примеру, построение рациональной организа-
ции жизнедеятельности осуществляется с учетом индивидуальных биоритмов и хронотипа студента.
Итогом курса является защита проекта «Индивидуальная физкультурно-оздоровительная программа», которая осуществляется в два этапа - теоретической (публичной) защиты проекта и практической демонстрации разработанных студентом индивидуально-ориентированных реабилитационных комплексов физических упражнений.
Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о противоречивом и разнородном состоянии вегетативного, нейрогуморального и психофизиологического статуса студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что предполагает необходимость реализации индивидуального подхода в процессе физического воспитания. При этом особое значение приобретают активные методы обучения, которые позволяют добиваться большей осознанности и включенности обучающихся в процесс формирования и саморазвития культуры здоровья.
Литература
1. Карпинский А.А. Организация работы со студентами, освобожденными от практических занятий по физвоспитанию / А.А. Карпинский, Л.Г. Гардагина, Н.И. Карпинская и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170).
- С. 128-131.
2. Мамонова О.В. Физическое воспитание студентов с особыми образовательными потребностями: классификационный подход / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова // Известия ТулГУ. Физическая культура. спорт. - 2018. - № 4. - С. 56-62.
3. Сафонова Ж.Б. К вопросу распределения студентов специальной медицинской группы для занятий физической культурой / Ж.Б. Сафонова, И.Н. Шевелева, В.Г. Кугаевских и др. // Омский научный вестник. - 2014. - № 3 (129). - С. 146-149.
4. Суркова Л.В. Организация учебного процесса физического воспитания в вузе для студентов специальной группы / Л.В. Суркова // Акмеология. - 2012. - С. 153-156.
5. Токарева А.В. Подходы к формированию специальных медицинских групп в вузах России / А.В. Токарева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012.
- С. 176-180.
References
1. Karpinskiy A.A., Gardagina L.G., Karpinskaya N.I. et al. Organizatsiya raboty so studentami, osvobozhdennymi ot prakticheskikh zanyatiy po fizvospitaniyu [Organization of work with students exempted from practical physical education classes]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 4 (170). pp. 128-131.
2. Mamonova O.V., Shutova T.N. Fizicheskoe vospitanie studentov s osobymi obrazovatelnyimi potrebnostyami: klassifikatsionny podkhod [Physical education of students with special educational needs: classification approach]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kultura. sport. 2018. No. 4. pp. 56-62.
3. Safonova Zh.B., Sheveleva I.N., Kugaevskikh V.G. et al. K voprosu raspredeleniya studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy dlya zanyatiy fizicheskoy kulturoy [On distribution of special health group students for physical education lessons]. Omskiy nauchny vestnik. 2014. No. 3 (129). pp. 146-149.
4. Surkova L.V. Organizatsiya uchebnogo protsessa fizicheskogo vospitaniya v vuze dlya studentov spetsialnoy gruppy [Organization of academic physical education process for special health group students]. Akmeologiya. 2012. pp. 153-156.
5. Tokareva A.V. Podkhody k formirovaniyu spetsialnykh meditsinskikh grupp v vuzakh Rossii [Approaches to special health group formation in Russian universities]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2012. pp. 176-180.
6. Pankratovich T.M. Health-impaired students' socializing education concept based on individual education trajectories / T.M. Pankratovich, E.M. Golikova, P.P. Tissen // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. - 2017. - № 4. - pp. 44-45
№3 • 2021 Март | March
http://www.teoriva.ru