Научная статья на тему 'Проектирование новых тематических экспозиций в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси'

Проектирование новых тематических экспозиций в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование новых тематических экспозиций в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси»

уголовное наказание. Лучше любоваться ими в природных условиях. Это такие виды, как: Asphodeline lutea (L.) Rchb., Colchicum umbrosum Steven., Leucojum aestivum L., Crataegus pojarkovae Kossych., С. karadaghensis Pojark., C. tournefortii Griseb., С. sphaenophylla Pojark., С. meyeri Pojark., С. taurica Pojark., Adonis vernalis L., Pyrola rotundifolia L., Sideritis taurica Steph. ex Willd., Ruscus aculeatus L., Verbascum orientale (L.) All., Crocus angustifolius Weston., Convallaria majalis L., Bellis sylvesris Grillo., Glaucium flavum Crantz., Juniperus sabina L., Paeonia tenuifolia L., Galanthus plicatus M. Bieb., Scilla bifolia L., Vitex agnus-castus L., Glycyrrhiza glabra L., Taxus baccata L., Cyclamen coum Mill., Satureja taurica Velen., Sternbergia colchiciflora Waldst. & Kit.

УДК 635.9

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЭКСПОЗИЦИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОМ БОТАНИЧЕСКОМ САДУ НАН БЕЛАРУСИ

Валицкая Г.С., Пузанкевич Е.Г.

Центральный ботанический сад НАН Беларуси, г. Минск, Беларусь,

e-mail: VGS1953@mail.ru

Центральный ботанический сад (ЦБС) является крупнейшим в Беларуси, а также среди ботанических садов СНГ. Коллекции живых растений сада насчитывают около 14 тысяч видов, подвидов, форм и сортов декоративных, лекарственных, пряно-ароматических, кормовых, древесно-кустарниковых, оранжерейных и других растений мировой флоры. Центральный ботанический сад НАН Беларуси - уникальный природный объект и памятник ландшафтной архитектуры ХХ века. Перед ЦБС стоит задача создания тематических экспозиций и коллекций растений с учетом современных требований ландшафтного дизайна, формирования среды ботанического сада как уникального объекта природы с разнообразными функциями научно-исследовательской и культурно-просветительской работы, а также места отдыха жителей и гостей столицы. В рамках концепции ландшафтной организации территории сада в настоящее время осуществляется разработка дизайн-проектов новых тематических экспозиций, среди которых: «Альпинарий, как локальная ландшафтная экспозиция горных флор», «Японский сад», «Сад в тени» - коллекция теневыносливых многолетников, «Сад красивоцветущих кустарников», «Регулярный сад им. Жилибера, совмещенный с экспозицией-коллекцией вьющихся растений», «Сад мхов и лишайников».

Стремление создать уникальную ботаническую экспозицию «Альпинарий, как локальная ландшафтная экспозиция горных флор» в ЦБС, привело нас к всестороннему исследованию устройства и создания альпинариев в лучших садах, парках и ботанических садах. В поисках основных закономерностей построения экспозиции, при изучении лучших произведений садово-паркового искусства, мы ставили собственную творческую задачу - разработка оригинального, многофункционального, выразительного пространства ботанической экспозиции, которая будет соответствовать уровню и современной науки и современного дизайна.

Отбор ассортимента растений (211 основных рекомендуемых видов) принимался на основании многолетних исследований, проводимых специалистами ботанических садов Москвы, Петербурга и Минска, исследований, посвященных изучению биологии альпийских растений, изучению их таксономического состава, требований к условиям окружающей среды.

Альпинарий спланирован как «пейзажный каменистый сад», построенный по образу естественной горной местности, представляющий группировку 6 типов альпинариев, вписанных в общий рельеф, с элементами ландшафтной планировки в виде дорожек, подпорных стенок, водоема и каскада, видовых площадок, каменистых лестниц. Основой и важным элементом новой экспозиции «Альпинарий» является существующий сложный рельеф участка, укрепленный в дальнейшем различными каменистыми массивами, блоками, подпорными стенками, террасами, осыпями и площадками для экспонирования различных видов альпийских растений, распределенных по шести ботанико-географическим зонам:

- растения горной флоры Западной Европы, Альп, Пиренеев и Карпат - 67 видов растений, представленных в виде композиции «Горный склон с альпийской лужайкой»;

- растения горной флоры Северной Америки - 18 видов растений - композиция «Архитектурный рокарий»;

- растения горной флоры Сибири - 38 видов растений - композиция «Горная долина»;

- растения горной флоры Дальнего Востока - 30 видов растений - композиция «Горный ручей»;

- растения горной флоры Кавказа, Крыма и Средиземноморья - 78 видов растений - композиция «Горный склон»;

- растения горной флоры Средней Азии - 64 вида растения - композиция «Каменистая гряда».

История развития европейских ботанических садов неотделима от истории интродукции и акклиматизации растений. В связи с этим рассмотрение процесса ввоза иноземных растений позволяет отчетливо наметить несколько периодов в истории развития европейских ботанических садов и истории развития садоводства, одним из которых является период интродукции растений японо-китайской флоры.

Своеобразие японского сада привлекает многочисленных любителей природы, паркового пейзажа, художников и мастеров садово-паркового искусства. Идея создания экспозиции «Японский сад» в ботаническом саду возникала неоднократно. Экспозиция «Японский сад» представит традиционные приемы садово-паркового искусства юго-восточного региона (Японии) и ассортимент растений Дальневосточной флоры и Японских островов. Экспозиция разрабатываетсяс учетом традиций японского садово-паркового искусства, новейших и традиционных строительных технологий и материалов, характерных для территорий, воссоздающих природные микроландшафты. Локальные зоны экспозиций свяжут между собой пешеходные дорожки, площадки, лестницы, мостики, «сухие русла из гальки», типичные элементы садовой архитектуры (МАФ) японского сада.

Художественная зрелищность экспозиции может быть дополнена использованием рельефа местности - низинная часть лощины, занятая водоемом и болотистыми участками, представит экспозиции мхов, возвышенная часть, с гигантскими валунами - обитающими на них лишайниками. Участки под кронами деревьев займут коллекции травянистых теневыносливых растений и папоротники. Видовой состав древесно-кустарниковой растительности будет представлен 50-60 таксонами. Дорожечно-тропиночная сеть, выполненная из природных материалов (деревянные трапы и настилы, плоские камни, гравийные осыпи) соединит отдельные зоны сада, проводя маршрут осмотра по нескольким террасам.

Япония - царство хвойных растений. Традиционно любимым и почитаемым деревом в Японии являются сосны. Для японцев сосна является символом долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Сосна - это основное структурное дерево японских садов. Именно сосны в первую очередь подвергаются специальной формовке

с целью создания задуманного образа, соответствующего эстетике японского сада. Методика формовки растений в саду подобна той, что используется для создания бонсай.

В садах Японии способ формирования деревьев отличен от западного: в европейских садах мы видим растения, сформированные чаще всего в виде геометрических фигур, спирали, скульптуры. Но поскольку сад в Японии - это имитация природного пейзажа, то и дерево здесь формируется как естественно растущее, но выросшее в сложных климатических и природных условиях. Существует целая школа японской культуры формовки растений в стиле «ниваки», которая успешно изучается и осваивается специалистами европейских и российских питомников. В составе новой тематической экспозиции «Японский сад» растения в стиле «ниваки» займут ключевые композиционные точки.

Получается, что кроме декоративных качеств самих растений (цветение, форма кроны, декоративность листьев и пр.) нужны и другие действующие акценты, в том числе из арсенала садово-паркового искусства. Необходимы дополнительные приемы «живописания пространства», переключения внимания посетителя в период, когда растения перестают быть декоративны или ушли на покой с помощью приемов ландшафтного дизайна на другие акценты, садовые сценарии, тематические сюжеты. Это могут быть небольшие садики и композиции типа «японский сад», «английский миксбордер», «французский партер», «итальянское патио», «мексиканский уголок» и пр. Эти экспозиции создадут постепенный логический или «системный» переход от тропических и субтропических растений в Оранжереях ботанического сада к растениям интродуцентам открытого грунта и далее к растениям в естественных куртинах местной флоры сада.

В каждой нашей экспозиции преследуется цель не просто пополнить коллекционные фонды, но и показать мир растений в различных ипостасях, продемонстрировать множественность их полезных качеств для многочисленных хозяйственных направлений жизнедеятельности человека, где растения имеют определяющую роль, в совокупности с рукотворной красотой пейзажей Ботанического сада.

УДК: 712.4(476)

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ БЕЛАРУСИ

Гаранович И.М.

ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси», e-mail: Bel.dendr@gmail.com

Современный этап истории развития Беларуси имеет существенные отличия и во многом определяет цели и задачи зеленого строительства. Существенно возросла роль страны в мировом пространстве, расширились международные связи, масштабы сотрудничества. Социально ориентированная политика диктует определенные приоритеты в экономике. Изменился менталитет людей, отношение к историческим и государственным ценностям, к экологии. Возрастает роль идеологии. Все это делает нас другими к восприятию многих факторов действительности, в т.ч. и озеленения как одной из составляющих комфортного проживания, устойчивого инновационного развития. Инвестиции в озеленение - это вклад в будущее, в укрепление здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.