Проектирование и производство летательнъхаппаратов, космические исследования и проекты
ситуациям и для охраны различных гражданских объектов [1].
В настоящее время БЛА занимают видное место среди авиационной техники в более чем 40 государствах. Разработано и производится более 300 моделей, из которых свыше 80 состоят на вооружении армий различных стран [2; 3].
В данной работе предложена методика расчета, которая включает в себя решение задач с заданными нагрузками, создание конечно-элементной модели, проведение аэродинамического и прочностного расчетов. Кроме того, разработанная методика расчета позволяет оценить напряженно-деформированное состояние не только этой конструкции БЛА, но и подобных ей.
В качестве прототипа параметрической трехмерной модели беспилотного летательного аппарата (см. рисунок) был выбран БЛА «Пчела-1Т», разработанный ОКБ им. О. С. Яковлева «Кулон». Данный аппарат воздушной разведки предназначен для наблюдения за полем боя в интересах тактических подразделений различных родов войск в реальном масштабе времени, в том числе для проведения разведки (поиск, обнаружение, облет, распознавание и определение координат) объектов удара, а также контроля результатов огневого удара.
Проведение подобных расчетов на этапе предварительных исследований позволит сократить количество натурных испытаний беспилотного летательного аппарата, а следовательно, значительно сократить затраты на подготовку его производства и изготовление.
Трехмерная модель БЛА
Библиографический список
1. Павлушенко, М. Беспилотные летательные аппараты: история, применение, угроза распространения и перспективы развития / М. Павлушенко, Г. Евстафьев, И. Макаренко. М. : Права человека, 2004.
2. AVIA.RU : информац. сервер рос. авиации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.avia.ru. Загл. с экрана.
3. АвиаПорт^и [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.aviaport.ru. Загл. с экрана.
M. A. Rutkovskaya, A. S. Malugin Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
MODELING THE UNMANNED AIRCRAFT
The procedure of the unmanned aircraft stresses calculation under aerodynamic loads is developed.
© Рутковская М. А., Малюгин А. С., 2009
УДК 629.78.01
Р. Ю. Скопцов
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НИЗКОЧАСТОТНОЙ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
Рассматриваются принципы проектирования низкочастотной бортовой кабельной сети модуля целевой аппаратуры космических аппаратов «Луч-5А» и «Луч-5Б». Предложено внедрение системы автоматизированного проектирования E3. Cable для проектирования бортовой кабельной сети ретранслятора.
В настоящее время в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» (далее - ОАО «ИСС») ведутся работы по созданию спутников-ретрансляторов
«Луч-5А» и «Луч-5Б». Отличительная особенность этих космических аппаратов (КА) состоит в том, что впервые за проектирование и создание модуля целевой аппаратуры отвечает ОАО «ИСС», в том
Решетневские чтения
числе и за проектирование и изготовление низкочастотной бортовой кабельной сети ретранслятора (НЧ БКС РТР).
Технология создания НЧ БКС РТР предусматривает на этапе проектирования трехмерное моделирование в системе CATIA V5. Результатом моделирования станет получение точного значения длин кабелей, наглядного отображения конфигурации кабельной сети на электронной модели КА. Условием для данного моделирования является получение системой CATIA V5 информации об электрических связях между оборудованием ретранслятора, что является прямым отображением идеологии сквозного проектирования. Данные электрические связи отражаются в виде таблиц связей, так как традиционный метод отображения информации в виде принципиальных электрических схем недопустим. При проектировании электрических связей для КА «Луч-5А» таблицы электрических соединений заполняются вручную, что является очень трудоемкой задачей с большой вероятностью совершения ошибки при заполнении таблиц. Затруднительным оказалось провести анализ кондуктивной электромагнитной совместимости НЧ БКС РТР, так как таблицы не дают наглядного видения электрических связей между приборами ретранслятора.
Специализированный комплекс программного обеспечения E3.Cable компании CIM-Team Technische Informatik GmbH отлично вписывается в
процесс проектирования НЧ БКС РТР как уникальный инструмент для описания структурно-функциональных связей проектируемого изделия, а также представления его межблочных кабельных соединений. Данное программное обеспечение позволяет создать электрические общие и принципиальные схемы с комплектом сопутствующей конструкторской документации, таблицы электрических связей, позволяет использовать выходные данные при анализе кондуктивной электромагнитной совместимости НЧ БКС РТР, получить точные длины кабелей после моделирования в системе CATIA V5.
Для преобразования электрических схем в таблицы связей в E3.Cable предусмотрено использование макросов-скриптов, написанных на языке Visual Basic Script. Дальше таблицы связей можно использовать для трехмерного моделирования НЧ БКС РТР в системе автоматизированного проектирования CATIA V5.
Таким образом, итогом внедрения E3.Cable станет более простое и качественное проектирование электрических связей между приборами модуля целевой аппаратуры, уменьшение времени на проектирование, минимизация ошибок при составлении таблиц связей. Информационный обмен между системами автоматизированного проектирования E3. Cable и CATIA V5 полностью соответствует идеологии сквозного проектирования.
R. Yu. Skopsov
JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk
DESIGNING OF THE LOW-FREQUENCY CABLE NETWORK OF USEFUL LOADING OF THE SPACE VEHICLE
Principles of designing of a low-frequency onboard cable network of the target equipment module of space vehicles «Loutch-5A» and «Loutch-5B» are considered. The system of automated designing E3. Cable for designing of an onboard cable network of a repeater is presented.
© Скопцов Р. Ю., 2009