Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 4. С. 161-164.
УДК 336.226.46
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В БИОЭНЕРГЕТИКЕ
DESIGN OF TAX POLICY OF NATURAL RESOURCES USE IN BIOENERGETICS
Л.А. Родина L.A. Rodina
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Исследуется потенциал природных ресурсов регионов России на предмет развития и государственного регулирования такого вида альтернативной энергетики, как производство биотоплива. Изучается взаимозависимость ресурсно-экологической и экономической составляющих в аспекте государственной налоговой политики. Предложена разработка оригинальной методики регулирования отношений в сфере природопользования на основе налоговых инструментов. Результаты исследования будут иметь нормативно-методологическое и прикладное значение для налогообложения использования природных ресурсов в качестве обоснования новых налоговых норм, регламентирующих производство и потребление продукции альтернативного вида энергетики.
The article is devoted to the study of natural resource potential of Russian regions for development and government regulation of alternative types of energy: biofuels. The main object of study is the interdependence of resource and environmental and economic components in the aspect of state tax policy. Design involves the development of an original method for regulating relations in the sphere of nature on the basis of tax instruments. The results of the study will have regulatory and methodological and practical value for the taxation of natural resources as a justification of the new tax rules governing the production and use of alternative types of energy production.
Ключевые слова: налоги и налогообложение, налоговое регулирование, альтернативная энергетика.
Key words: tax and taxation, tax regulation, alternative energy.
Вступление в силу в 2005 г. Киотского соглашения по борьбе с парниковым эффектом явилось результатом длительных научных и практических исследований, направленных на поиск альтернативных видов энергетики в связи с угрозой активного и неконтролируемого исчерпания месторождений углеводородного сырья и невозобновимостью этих природных ресурсов по сравнению с длительностью человеческой жизни, поскольку новое месторождение углеводородного сырья формируется около 2-х млн лет [1].
Данная проблема усугубляется еще и по причине активного канцерогенного влияния промышленности на природный биобаланс. В результате этого негативного влияния большинство микроорганизмов, участвующих в органическом синтезе, погибают, затормаживая и без того длительные процессы.
Биоэнергетика рассматривается как один из наиболее эффективных вариантов решения проблем перехода на альтернативные виды энергетики.
При этом биотопливо производится на основе традиционного углеводородного сырья
с примесью растительных масел, преимущественно рапсового и кукурузного, дающих при сгорании сопоставимый объем энергии. Период реновации растительных ресурсов для биотоплива несопоставимо короче, чем углеводородного сырья - в некоторых зонах с низкими климатическими рисками возможно снятие двух-трех урожаев масличных культур для целей биоэнергетики.
Однако развитие биоэнергетики сопряжено не только с научно-техническими проблемами поиска оптимальных технологий производства энергии на новой сырьевой основе, но и необходимостью государственного регулирования этой сферы, особенно в части социально-экономической поддержки производителей и стимулировании потребителей биотоплива.
Мировая практика налогообложения производства и использования продукции альтернативной энергетики пока ограничена малыми временными рамками, однако российский опыт в этом вопросе практически не накоплен вовсе.
Следует отметить, что особенности налогообложения биотоплива по различным стра-
© Л.А. Родина, 2013
нам не отличаются разнообразием, характеризуясь или полным освобождением от налогов, или сниженными фиксированными ставками по сравнению с другими видами продукции.
Необходимость государственного, налогового регулирования производства и стимулирования потребления альтернативной энергетической продукции на текущий момент не столько приобретает характер экономической нужды, сколько направлено на решение проблем мирового масштаба.
Конкретизируя задачи государственной политики в этой сфере, важно понимать и обоснованно аргументировать стратегические шаги по формированию экономической и нормативно-правовой базы в сфере использования природных ресурсов для целей биоэнергетики.
В этой связи предлагается проект концепции налогообложения природных ресурсов в альтернативной энергетике на основе критериев социально-экономического обоснования промышленного природопользования.
В силу того, что российский опыт использования биотоплива не является первичным, целесообразно систематизировать зарубежный опыт становления и государственного регулирования использования природных ресурсов в биоэнергетике.
Таким образом, важно определить экономическую природу и сущность альтернативных видов энергетики с точки зрения экологической эффективности деятельности. Данный анализ имеет значение еще и в силу того, что экологический эффект от использования биотоплива, к сожалению, перекрывается экологическими рисками его производства при современном уровне технического и технологического оснащения биоэнергетики.
Опыт государственного регулирования производства биотоплива в Австрии, Швеции, Бразилии, Франции, Испании, Италии, Германии, Китае, США, Греции, Аргентине и других странах вполне репрезентативен. Более того, ориентируясь на опыт этих стран, можно избежать множества рисков, сопутствующих данному процессу, которые национальные экономики успешно преодолели и нейтрализовали.
Далее необходимо провести систематизацию выявленных особенностей налоговых механизмов стимулирования производства и потребления биотоплива. Именно системный подход к налоговому регулированию в биоэнергетике позволит и производителям, и потребителям биотоплива понять свои выгоды в разрезе общенациональных интересов России.
Логичным результатом систематизации зарубежного опыта становления и государственного регулирования использования природных ресурсов в биоэнергетике может являться разработка методологии адаптации зарубежного опыта государственного регулирования производства и потребления продукции альтернативной энергетики. Учитывая уже проведенные исследования, потребуется незначительная адаптация к экономическим, рыночным, ментальным и географическим условиям России.
Методику адаптации мирового опыта налогообложения биотоплива предлагается основывать на следующих базовых направлениях совершенствования налогового законодательства Российской Федерации в части биотоплива:
- определить понятие «качество биотоплива», обозначающее долю содержания этанола (например, не менее 5 %, не менее 10 %, не менее 20 %; чистый этанол);
- в соответствии с уровнем качества произведенного продукта присваивать ему кодовые номера, характеризующие соответствующую марку биотоплива;
- при содержании этанола до определенного уровня (например, до 49 % включительно) -данную марку биотоплива относить к продукту топливной промышленности, при большем содержании этанола (например, свыше 50 %) -как продукт сельскохозяйственной переработки;
- аналогичная идентификация может быть использована для определения налоговых обязательств производителя (например, для низко-этаноловых топлив - снижение ставок, для вы-сокоэтаноловых - освобождение от налогов);
- стимулирование пользователей биотоплива в части, например, транспортного налогообложения.
Второй этап проектирования целесообразно построить на оценке природного потенциала регионов России с точки зрения возможностей эффективного эколого-экономического природопользования.
В этой связи определение структуры природных ресурсов, используемых в производстве биотоплива, имеет целью выделить регионы, обладающие оптимальным ресурсным потенциалом биоэнергетики.
Сбор, анализ и обработка информации о количественном, качественном составе соответствующих природных ресурсов в регионе позволит построить карту соответствия для прогнозирования производственных мощностей в регионах и оценки рынка потребителей.
Определение критериев эффективного эколого-экономического природопользования
при производстве биотоплива является ключевой задачей второго этапа проектирования. Это объясняется тем, что конфликт интересов, к сожалению, не исключается посредством перехода на биотопливо. Поэтому экономические и экологические показатели биоэнергетики необходимо гармонизировать с акцентом на экологическую чистоту.
В рамках оценки природного потенциала регионов России с точки зрения возможностей эффективного эколого-экономического природопользования важное социально-экономическое значение имеет разработка методики прогнозного анализа и планирования использования сельхозугодий для целей биоэнергетики. Учет данного фактора имеет целью нейтрализовать риски использования сельхозугодий для промышленного засева земель масличными культурами в ущерб землепользованию для производства сельхозпродукции.
Третий этап проектирования концепции налогообложения природных ресурсов в альтернативной энергетике на основе критериев социально-экономического обоснования промышленного природопользования заключается в анализе существующей системы налогообложения природных ресурсов в альтернативной энергетике.
Осуществляя проработку налоговых норм Налогового кодекса РФ с учетом опыта налоговых систем зарубежных стран, регламентирующих налогообложение использования природных ресурсов при производстве биотоплива, следует выявлять специфические особенности определения налогоплательщиков, объекта налогообложения, расчета налоговой базы, налоговых ставок и льгот, вычетов по ключевым налогам российской налоговой системы.
Учитывая двойственный характер производства биотоплива как результата промышленного производства и как продукта сельскохозяйственной переработки, необходимо определение тенденций совершенствования налогового законодательства относительно биоэнергетики по следующим направлениям [2]:
- законодательство об использовании недр и налогообложение добычи полезных ископаемых (относительно входящего в основу биотоплива углеводородного сырья);
- земельное налогообложение (относительно земельных участков - сельскохозяйственных угодий, используемых для засева масличными культурами промышленного назначения);
- налогообложение транспортных средств (относительно движимого имущества, высту-
пающего в качестве основных средств при производстве биотоплива, а также относительно владельцев транспортных средств, переведенных на биоэтанол и биодизель);
- налогообложение в рамках соглашения о разделе продукции (относительно инвесторов, вкладывающих средства в развитие биоэнергетики в России, а также относительно месторождений углеводородного сырья, используемого в составе биоэтанола и биодизеля);
- по налогу на прибыль организаций и НДС (относительно производителей и продавцов биоэтанола и биодизеля);
- акцизное налогообложение (относительно контроля цен на биотопливо);
- налогообложение водных объектов (относительно специального водопользования при производстве биотоплива);
- специальное налогообложение в виде единого сельскохозяйственного налога (относительно биотоплива с высоким содержанием растительных масел как результата сельскохозяйственной переработки).
На четвертом этапе проектирования создаются предпосылки для формирования модели государственного регулирования производства альтернативной энергетической продукции.
В этой связи определяются налоговые и неналоговые механизмы регулирования производства биотоплива. Реализация данных механизмов может строиться на системе налоговых и социальных льгот для производителей биотоплива, а также активизации информирования о вынужденных мерах по замене традиционных видов топливной энергетики в силу исчерпаемости и невозобновимости углеводородных ресурсов.
Систематизация мер государственной поддержки и развития производства биотоплива имеет выраженный стимулирующий характер для производителей биотоплива и позволяет аргументированно пропагандировать новый вид топлива как решение мировых проблем ограниченности природных ресурсов.
Пятый этап проектирования концепции направлен на формирование модели государственного регулирования и стимулирования потребления альтернативной энергетической продукции.
В этой связи определение налоговых и неналоговых механизмов стимулирования потребления биотоплива имеет целью активизировать потребление биоэтанола и биодизеля в альтернативу традиционному топливу для транспортных средств. Реализация данных механизмов также сопряжена с предложением
налоговых и социальных льгот относительно потребления биотоплива.
Систематизация мер государственной поддержки потребителей биотоплива адресно направлена не только на прямое стимулирование потребления биодизеля и биоэтанола, но также и на гармонизацию спроса и предложения биотоплива.
Шестой этап проектирования концепции налогообложения природных ресурсов в альтернативной энергетике на основе критериев социально-экономического обоснования промышленного природопользования заключается в разработке проекта налоговых норм по использованию природных ресурсов в альтернативной энергетике.
Это центральный момент всей концепции по уточнению налоговых норм, регламентирующих налогообложение использования природных ресурсов относительно биоэнергетики.
Формирование пакета уточненных налоговых норм для налогообложения использования природных ресурсов при производстве и потреблении биотоплива имеет целью ввести в налоговое законодательство регулирующие инструменты относительно уже имеющегося на рынке ресурса, все еще неохваченного государственным контролем.
Следует констатировать, что такое положение нормативной базы рассматривается как тормозящий момент развития биоэнергетики в России. Если государство не обращает внимания на данную сферу с точки зрения, прежде всего, поддержки и льготирования для производителей и потребителей биотоплива, то самостоятельное развитие этой отрасли пока не приобрело масштабности. С другой стороны, недостаточное внимание государства к биоэнергетике потенциально дает рыночную свободу этой сфере, но, видимо, государственное регулирование в срезе государственной, налоговой поддержки гораздо важнее для альтернативной энергетики, чем типовые налоговые правила как к обычному виду предпринимательской деятельности.
В качестве конкретных научных результатов проектирования концепции налогообложения природных ресурсов в альтернативной энергетике на основе критериев социальноэкономического обоснования промышленного природопользования необходимо:
- разработать систему критериев использования и налогообложения природных ресурсов в альтернативной энергетике;
- систематизировать прецеденты государственного регулирования производства и потребления природных ресурсов в биоэнергетике с возможностью алгоритмизации применения готовых моделей для стандартных условий;
- сформировать паспорт природного потенциала региона для обоснования развития альтернативной энергетики с точки зрения производства и рынка сбыта продукции как в данном, так и в других регионах, в том числе, на экспорт;
- предложить проекты поправок в Налоговый кодекс РФ по НДС (гл. 21 НК РФ), акцизам (гл. 22 НК РФ), налогу на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ), водному налогу (гл. 25.2 НК РФ), налогу на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), специальному налоговому режиму для сельхозтоваропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ), транспортному налогу (гл. 28 НК РФ) и земельному налогу (гл. 31 НК РФ);
- разработать методические указания по специфике исчисления, уплаты и контроля налогов в Российской Федерации при производстве и потреблении биотоплива.
Таким образом, риски замедления и приостановления экономического, социального, геополитического развития России зависят в том числе от того, насколько оперативно и адекватно будет внедрен регулирующий механизм перехода на новые виды энергии. Налоговые условия для производителей и потребителей биотоплива необходимо разрабатывать как стимулирующий фактор развития и самой биоэнергетики.
1. Буланов А. Нефть и газ скоро станут не нужны // Эксперт. - 2011. - № 10 (744). -С.34-39.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в редакции соответствия Федеральному Закону от 23 июля 2013 г. № 251).