Научная статья на тему 'Проектирование модели и методики развития информационно-аналитической компетентности курсантов и слушателей военно-инженерного института'

Проектирование модели и методики развития информационно-аналитической компетентности курсантов и слушателей военно-инженерного института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ / COMPETENCE APPROACH / MODEL OF DEVELOPMENT AND DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Валерия Игоревна

В статье представлены результаты педагогического исследования, направленного на комплексное развитие составляющих информационно-аналитической компетентности будущего офицера-инженера в процессе обучения в военно-инженерном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Валерия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a model and technique of informative analytical competence development in cadets and students of military engineering school

In the article results of pedagogical research directed on complex development of components of informative analytical competence of a future officer engineer during training in military engineering high school are submitted.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели и методики развития информационно-аналитической компетентности курсантов и слушателей военно-инженерного института»

УДК 378.147 : 355/359 В. И. ОМЕЛЬЧЕНКО

Омский танковый инженерный институт

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ИНСТИТУТА

В статье представлены результаты педагогического исследования, направленного на комплексное развитие составляющих информационно-аналитической компетентности будущего офицера-инженера в процессе обучения в военно-инженерном вузе. Ключевые слова: компетентностный подход, модель развития и диагностики.

Происходящие изменения в отечественной системе образования, связанные с переходом к новому ком-петентностному подходу в профессиональном образовании, предполагающему формирование «системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля» [1] непосредственным образом затрагивают систему военно-профессионального образования, совершенствование которой осуществляется одновременно с модернизацией Вооруженных сил и в тесной взаимосвязи с мероприятиями по развитию отечественной системы образования.

Анализ психолого-педагогической и военно-педагогической литературы, работ исследователей по проблемам формирования профессиональной компетентности будущих офицеров, а также анализ основных тенденций модернизации системы военного образования, показывает, что в современных условиях востребована модель не узкопрофессиональной подготовки выпускника ввуза, ориентированного на определенную специальность, а модель выпускника интегрального (компетентностного) типа. В новой модели цели, содержание и результаты подготовки должны формироваться в компетентностном виде с учетом динамических изменений в военно-профессиональной деятельности и не ограничиваться узкопрофессиональной сферой их применения. Главным ориентиром в военном образовании становится подготовка специалиста широкого профиля, компетентностного профессионала. Компетентностный подход в военном образовании рассматривается как система требований к организации образовательного процесса ввуза, способствующего практико-ориентирован-ному характеру военно-профессиональной подготовки военных специалистов, усилению роли их самостоятельной работы по решению боевых задач, имитирующих боевые условия и социально-профессиональные проблемы [2].

Анализ профессиональной деятельности будущего офицера-инженера, использование в описании задач деятельности формулировок (алгоритмы, анализ, моделирование, управление, планирование) и

необходимость использования средств инструментальных компьютерных технологий для решения этих задач, связанная с процессами информатизации Вооруженных сил, позволяет выделить общую составляющую различных видов военно-профессиональной деятельности в виде информационно-аналитической компоненты, которая рассматривается нами как информационно-аналитическая компетентность (ИАК).

Под информационно-аналитической компетентностью будущего офицера-инженера нами понимается обязательная составляющая профессиональной компетентности военного специалиста, которая определяет готовность и способность специалиста эффективно решать профессиональные задачи, в соответствии с этапами информационно-аналитической деятельности, средствами инструментальных компьютерных технологий, с учетом средств и форм информационно-аналитической работы. Выделение информационно-аналитической компоненты в содержании готовности к профессиональной деятельности будущего офицера на современном этапе отвечает требованиям модернизации системы военного образования, потребностям информационного общества и стало предметом пристального изучения и поиска путей ее реализации в учебном процессе Омского танкового инженерного института (ОТИИ).

В рамках исследования, выполнявшегося на базе ОТИИ на кафедре математики, был выделен компонентный состав и уточнено содержание компонентов ИАК. Структура информационно-аналитической компетентности будущего офицера-инженера (рис.1) представляет собой единство когнитивного (знания), функционального (умения, навыки) и личностно-ценностного (личностное отношение к осуществляемой информационно-аналитической деятельности) блоков, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый компонент ИАК представлен общей, базовой и специальной составляющими. Под общей составляющей понимаются компетенции в области информационно-аналитической деятельности, сформированные у курсантов в процессе обучения в общеобразовательной школе, и развитие которых продолжается в военном вузе в процессе изучения дис-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Ґ----------------N

Когнитивный блок

теоретические

знания

технологические

знания

/■

Функциональный

блок

инструментальнокоммуникативные умения и навыки

аналитические умения и навыки

/■

Личностноценностный блок

направленность и мотивация личности на выполнение информационноаналитической деятельности

V

Рис. 1. Компоненты информационно-аналитической компетентности будущего офицера-инженера

циплины «Информатика». Развитие базовой и специальной составляющих компонентов ИАК осуществляется в процессе обучения в военном вузе при изучении дисциплин естественно-научного, общепрофессионального и специального циклов. Под базовой составляющей понимаются знания, умения и навыки в области информационно-аналитической деятельности, отражающие специфику военно-профессиональной деятельности будущего офицера, под специальной — знания, умения и навыки информационноаналитической деятельности, учитывающие специфику получаемой выпускником квалификации — инженер.

Проблема развития ИАК, как важной составляющей профессиональной компетентности будущего офицера-инженера, потребовала построения качественной модели развития и диагностики данного вида компетентности, основу которой составили основные положения компетентностного и деятельностного подходов в обучении. Предлагаемая модель (рис. 2) представляет собой строго детерминированный циклический процесс, в рамках которого взаимодействие преподавателей с курсантами и слушателями за отведенный промежуток времени характеризуется достижением положительной динамики развития ИАК, и в конечном итоге способствует достижению более высокого уровня развития данного вида компетентности. Модель развития ИАК будущего офицера-инженера является динамической информационной моделью, имеет сложную структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют между собой, при этом функционирование каждого из них является необходимым условием для эффективного функционирования всех остальных. Блоки построенной модели коррелируют с выделенными структурными компонентами ИАК.

Одним из важных обязательных компонентов предлагаемой модели является диагностика процесса развития ИАК, которая выполняется в течение всего процесса обучения, но особое значение приобретает после завершения ступени обучения.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса [3].

Всеми исследователями компетентностного подхода в образовании отмечается сложность измерения и оценивания уровней развития компетентностей.

Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах и единицах измерения и, наконец, вопроса об инструментах, приборах измерения. Моделирование критериев диагностики составляет, по существу, процесс измерения уровня усвоения знаний и овладения способами выполнения деятельности и является одной из фундаментальных и труднорешаемых проблем дидактики — проблемой педагогических измерений [4].

Для процесса диагностирования развития ИАК оценивание ставит своей целью получение оценки, содержащей как качественные, так и количественные показатели. Объектом педагогического оценивания является деятельность курсантов и слушателей, предметом — оценивание результатов этой деятельности, выраженное в различных характеристиках. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах и процентах, а качественные — в оценочных суждениях «низкий», «средний» и «высокий».

Для каждого блока разработаны качественные критерии развитости, а именно низкий, средний и высокий. Количественная оценка данных блоков производилась по трехбалльной шкале. Эта количественная оценка рассматривается как индекс элементов ИАК. При количественной оценке составляющих функционального блока, включающего инструментально-коммуникативные и аналитические умения и навыки, введен коэффициент значимости, на основании того, что выполнение основных видов информационно-аналитической деятельности предполагает разные варианты действий и рассматривается как процесс выполнения действий на основе теоретических и технологических знаний, а также учитывая, что освоение курсантами и слушателями методов и способов выполнения информационно-аналитической деятельности в дальнейшей профессиональной деятельности с использованием средств инструментальных компьютерных технологий является одной из основных целей развития информационно-аналитической компетентности будущего офицера-инже-нера. Количественным критерием оценки уровня информационно-аналитической компетентности является ее интегральный индекс, который определяется путем сложения индекса составляющих когнитивного, функционального и личностно-ценностного блоков.

На основании построенной модели развития ИАК будущего офицера-инженера была разработана методическая система обучения информатике и методическое обеспечение процесса обучения, включающее совокупность учебно-методических материалов, учи-

Рис. 2. Модель развития информационно-аналитической компетентности будущих офицеров-инженеров

тывающих специфику и условия профессиональной информационно-аналитической деятельности будущего офицера-инженера.

Практическая реализация разработанной методической системы, обеспечивающей функционирование модели развития информационно-аналитической компетентности будущих офицеров-инженеров, выполнялась в ходе инвариантной части — в процессе обучения базовому курсу «Информатика», который являлся ведущим и доминирующим и в ходе вариативной части на примере изучения раздела «Математическое моделирование» дисциплины «Математика» [5]. Реализации разработанной методической системы способствовало то, что

— организация процесса обучения основывалась на комплексном развитии когнитивной, функциональной и личностно-ценностной составляющих ИАК будущего офицера-инженера;

— процесс обучения выстраивался с учетом особенностей воздействия средств инструментальных компьютерных технологий на развитие ИАК будущих офицеров-инженеров;

— учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика» было ориентировано на решение профессионально-ориентированных, военно-адаптированных учебных задач, учитывающих специфику профессиональной информационно-аналитической деятельности будущих офицеров-инженеров; организация самостоятельной работы осуществлялась на основе личностно ориентированного подхода, путем рационального сочетания традиционной формы проведения самостоятельной работы в военном вузе

(самостоятельная работа с материалом лекции, учебником и т.д.) и самостоятельной работы с электронным ресурсом, содержание которого направленно на овладение курсантами и слушателями основами профессиональной информационно-аналитической деятельности.

Экспериментальная часть проводимого исследования заключалась в практической проверке эффективности методической системы обучения, разработанной в соответствии с моделью развития ИАК курсантов и слушателей, и осуществлялась по трем критериям:

1) оценка уровня развития мышления, оценка качеств мышления, связанная с выполнением основных операций информационно-аналитической деятельности;

2) оценка динамики развития составляющих (когнитивный, функциональный и личностно-ценностный блоки) ИАК;

3) оценка направленности личности, позволяющая выявлять степень выраженности трех основных ориентаций в профессиональной сфере: направленность на себя, на взаимодействие с партнерами и на задачу, динамику ее изменения.

Исходный уровень развития составляющих блоков ИАК курсантов-первокурсников определялся путем проведения диагностического среза перед изучением дисциплины «Информатика» как в контрольной, так и экспериментальной группах, в состав которых вошли 120 обучаемых. В дальнейшем, диагностические срезы, позволяющие отслеживать динамику развития составляющих данного вида компетентности (общую, базовую и специальную), проводились

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

Итоговый результат

40 Г Ж -

20 . 1 II Г-1

миэкии

■ эг 3 36 16

■ кг 13 34 3

Рис. 3. Уровни сформированности информационно-аналитической компетентности курсантов и слушателей

регулярно в конце каждого семестра на протяжении первых двух лет обучения в ввузе.

Динамика развития составляющих когнитивного блока оценивалась методом компьютерного тестирования, проводившегося с помощью компьютерной системы проверки знаний — универсальной интерактивной системы тестирования «УИСТ». Диагностика составляющих функционального блока ИАК проводилась с помощью комплексных профессиональноориентированных заданий, которые выполнялись курсантами и слушателями в компьютерных классах в течение ограниченного времени. Оценивание производилось экспертами, в качестве которых привлекались преподаватели информатики и профилирующих кафедр, с помощью оценочных листов. Выполнение задания оценивалось в баллах. Для диагностики уровня развития компонентов личностно-ценностного блока информационно-аналитической компетентности были использованы широко применяемые в практике мотивационные тесты, позволившие отслеживать динамику изменения мотивационной структуры личности курсантов и слушателей в процессе обучения информатике и математике в ввузе. Параллельно выполнялась диагностика направленности личности курсантов и слушателей с помощью теста, позволяющего выявлять степень выраженности трех основных ориентаций в профессиональной сфере: направленность на себя, на взаимодействие с партнерами и на задачу, динамику ее изменения. Диагностика уровня развития мышления и оценка качеств мышления, связанного с выполнением основных операций информационно-аналитической деятельности, выполнялась с помощью специально разработанных автором тестовых заданий, учитывающих инженерную направленность вуза и основанных на общепризнанных и широко апробированных тестах.

Итоговая оценка результатов эксперимента состояла в расчете интегрального индекса субъективных характеристик (когнитивного, функционального и

личностно-ценностного блоков), на основании которого был сделан вывод о достигнутом уровне развития ИАК курсантов экспериментальной и контрольных групп. Итоговые результаты педагогического эксперимента представлены на гистограмме (рис. 3). Средний показатель достигнутого уровня развития информационно-аналитической компетентности для контрольной группы составил 1,7 балла, а для экспериментальной — 2,1 балла.

Полученные результаты, отраженные на итоговой гистограмме, подтверждают эффективность выбранных педагогических приемов и средств развития и диагностики ИАК будущего офицера-инженера и позволяют сделать вывод о том, что предложенная модель развития и диагностики ИАК, построенная с учетом основных положений деятельностного и ком-петентностного подходов, реализованная в общеобразовательном процессе военно-инженерного института в ходе инвариантной (изучение дисциплины «Информатика») и вариативной (раздел «Математическое моделирование» дисциплины «Математика») частей обеспечивает комплексное развитие составляющих ИАК будущих офицеров-инженеров, что в итоге позволяет подготовить военного специалиста — компетентностного профессионала.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — №11. — С. 3—13.

2. Тамело В.Ф., Костко Ю.В. Компетентностный подход в подготовке военных специалистов для Вооруженных сил Республики Беларусь // Вестник академии военных наук. — 2007. — №4 (21). - С. 83-88.

3. Крившенко Л.П. и др. Педагогика : учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 432 с.

4. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: науч.- метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. сотрудников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. — М. : Высш. шк., 1987. — 200 с.

5. Лапчик М.П., Рагулина М.И., Гаранина Т.В., Омельченко В.И. Интеграция математики и информатики в методической системе формирования информационно-аналитической компетентности офицера-инженера // Вестник академии военных наук. — 2008. — № 3(24). — С. 181 — 185.

ОМЕЛЬЧЕНКО Валерия Игоревна, преподаватель кафедры математики.

Статья поступила в редакцию 24.03.2009 г.

© В. И. Омельченко

Книжная полка

Лафи, С. Г. Психодиагностика [Текст] / С. Г. Лафи. — Омск : Изд-во ОмГМА, 2009. - 148 с.

Учебное пособие по психодиагностике ориентировано, в первую очередь, на студентов заочной, дистанционной и ускоренной форм обучения. Оно в компактной форме раскрывает ключевые, наиболее сложные для теоретического освоения и практической проработки вопросы психодиагностики.

Фоменков, А. И. Методика преподавания социологии в профильных классах: организация и использование деловых игр в учебном исследовании [Текст] / А. И. Фоменков // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения : межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена . — СПб., 2005. — С. 406-414 . — ISBN 5-0864-0959-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.