Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА / СХЕМА БИЗНЕС-ПРОЦЕССА / РЕКВИЗИТЫ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА / BUSINESS PROCESS MODEL / BUSINESS PROCESS DESIGN / BUSINESS PROCESS DIAGRAM / BUSINESS PROCESS DETAILS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Казиева М.Х.

В статье рассматриваются особенности и преимущества проектирования моделей бизнес-процессов. Также, обозначены принципы, задачи и возникающие проблемы при проектировании моделей бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING BUSINESS PROCESS MODELS

The article discusses the features and benefits of designing business process models. Also, the principles, tasks and emerging problems in the design of models of business processes.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ»

УДК 004

Казиева M.K. студент 4 курса 09.03.03 Прикладная информатика Северо-Кавказская государственная академия научный руководитель: Бостанова Л.К., к.пед.н.

доцент Россия, г. Черкесск ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и преимущества проектирования моделей бизнес-процессов. Также, обозначены принципы, задачи и возникающие проблемы при проектировании моделей бизнес-процессов.

Ключевые слова. Модель бизнес-процесса, проектирование бизнес-процесса, схема бизнес-процесса, реквизиты бизнес-процесса.

Kazieva M.H.

4th year student 03.03.03 Applied Informatics North Caucasus State Academy Russia, Cherkessk Scientific adviser: Bostanova L.K.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor DESIGNING BUSINESS PROCESS MODELS

Annotation. The article discusses the features and benefits of designing business process models. Also, the principles, tasks and emerging problems in the design of models of business processes.

Keywords. Business process model, business process design, business process diagram, business process details.

Проектирование моделей бизнес-процессов начинается с их описания. Описать бизнес-процессы можно несколькими способами. Каждый способ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Можно выделить три основных методов описания, это табличный, текстовый и графический. Стоит заметить, что в чистом виде они встречаются крайне редко. Чаще всего, эти методы комбинируется в том или ином виде.

Бизнес-процессы, согласно одной из наиболее распространенных классификаций, разделяются на основные и вспомогательные (поддерживающие). Основные бизнес-процессы создают основной поток доходов компании и служат основой бизнеса, а вспомогательные процессы, в свою очередь, обслуживают основные. В качестве примера основного бизнес-процесса можно привести продажи и производство, а в качестве поддерживающего — подбор персонала и бухгалтерский учет.

Каждый бизнес-процесс имеет владельца, который наделяется

соответствующими правами, а также поставщика, предоставляющего ресурсы для бизнес-процесса, и потребителя, получающего выходную продукцию бизнес-процесса. При этом и поставщик, и потребитель могут быть как внешними по отношению к организации, так и внутренними239.

Рассмотрим описание бизнес-процессов.240

1. Целенаправленность. Цель выполнения процесса должна быть определена, при этом она должна быть измеряемой.

Например, торговая организация поставила перед исполнителями процесса продаж цель: значительно увеличить объем продаж готовой продукции. Ни исполнители, ни руководители не смогут определить, наступил этот момент по истечении какого-то времени или нет, т.к. никто не знает, что значит значительное увеличение объема продаж. При иной постановке цели, «Увеличение объема продаж на 20% в течение третьего квартала текущего года относительно результатов, достигнутых за предыдущий квартал», — руководители имели бы чёткое представление о том, чего именно и когда они могут требовать от своих подчиненных, а исполнители понимали, что они должны сделать и в какой срок.

2. Взаимодействие (интерфейс). Не всегда функционирующие на предприятии процессы соответствуют реальной необходимости. Процессный подход позволяет решить эту проблему. Для каждого процесса определяется потребитель результата, получаемого при выполнении данного процесса. Именно потребитель будет являться тем лицом, которое будет оценивать, насколько достигнутый результат соответствует поставленной цели.

3. Последовательность (поток). Для того чтобы выполнение процесса происходило без сбоев и ошибок со стороны исполнителей, нужно определить, а еще лучше зафиксировать в соответствующих документах порядок выполнения процессов. Для каждого процесса важно указать перечень входящих в его состав функций и задать порядок их выполнения. При этом функции в процессах могут выполняться не только последовательно, но и параллельно.

Например, после того как в отделе продаж принимается решение о приобретении той или иной товарно-материальной ценности, это решение сообщается поставщику. Сообщение поставщику можно отправить несколькими способами: по электронной почте и по факсу. Причем обе функции выполняются параллельно, чтобы гарантировать доставку сообщения адресату.

Управления моделями бизнес-процессов без их описание крайне затруднительно.

Рассмотрим, понятие "Модель бизнес-процесса". Анализируя литературу, мы предлагаем, рассмотреть модель бизнес-процесса как шаблон

239 Бизнес-процесс.- https://piter-soit.ru/automation/more/glossary/process/biznes-protsess/ (дата обращения 14.12.2018)

240 Бизнес-процессы. Фундаментальные объекты. http://km61.intalev.ru/index.html?cdp_bpelements_checkpoint.htm(дата обращения 14.12.2018)

который используется в системе, и на основании которого создаются новые экземпляры бизнес- процессов.

Модель бизнес-процессов включает в себя несколько элементов:

1. Схема бизнес-процессов. Схема показывает суть и общий механизм работы. Создание схемы достаточно легкая работа, если понимать на какие вопросы отвечать и придерживаться общего алгоритма ее создания;

2. Перечень реквизитов бизнес-процесса. К реквизитам бизнес-процесса можно отнести наименование, цену и количество товара, справочники с датой, поставщиками, номерами договоров и т.д. Все параметры необходимые для работы в системе.

3. Алгоритмы расчета и заполнения привязки реквизитов к точкам бизнес-процессов;

4. Владельцы и исполнители (разработчики) моделей бизнес - процесса;

5. Ориентировочные сроки выполнения поставленных задач.

Моделирование бизнес-процессов включает в себя свой язык,

синтаксис и семантику. В настоящее время, наиболее популярными методиками бизнес- моделирования являются ARIS, Cataiyst, SCOR, POEM.

В настоящее время одной из основных задач моделирования бизнес-процессов является автоматизация взаимодействия предприятия с внешней средой. В модели отражается взаимодействие организации со своими клиентами, коммерческими партнерами, поставщиками и подрядчиками, государственными, административными структурными органами и т.д.

Сейчас активно используются модели создания общей базы данных, что удобно для коммерческих банков. В качестве примера можно привести база данных недобросовестных клиентов, база межкорпоративного взаимодействия по схеме B2B (бизнес-бизнес).

В заключении приведем круг основных функции проектирования моделей бизнес- процессов:

1. Определить задачи и действия составляющих бизнес-процесс;

2. Определить точную и полную последовательность действий.

3. Произвести разграничение зон деятельности каждого отдела или отдельного сотрудника;

4. Давайте теперь разберемся, что означает моделирование бизнес -процессов на практике. Моделирование бизнес-процессов в компании может быть направлено на решение большого числа различных задач:

5. Определить финансовые, трудовые и другие ресурсы используемые в бизнес-процессе, определить эффективность использования ресурсов путем планирования и оптимизации;

6. Понять суть взаимодействий между участвующими в процессе сотрудниками и подразделениями компании и оценить, а затем повысить эффективность коммуникации между ними.

7. Увидеть движение документов в ходе процесса. Бизнес-процессы производят и потребляют различные документы (в бумажной или электронной форме). Важно разобраться, откуда и куда идут документы или

информационные потоки, и определить, оптимально ли их движение и действительно ли все они необходимы.

8. После определения совокупности бизнес-процессов, описать деятельность предприятия в целом.

В завершении, анализируются имеющиеся программные продукты осуществляющие поддержку бизнес- процесса.

Использованные источники:

1. Бизнес-процесс.Режим доступа https://pitersoft.ru/automation/more/glossary/process/biznes-protsess/ (дата обращения 14.12.2018)

2. Бизнес-процессы. Фундаментальные объекты. Режим доступа http://km61.intalev.ru/index.html?cdp_bpelements_checkpoint.htm(дата обращения 14.12.2018)

УДК 34.096

Казурова Н.А. студент 3 курса Институт права научный руководитель: Цельникер Г.Ф., к.ю.н.

доцент

кафедра публичного права ФГБОУВО «Самарский государственный экономический университет» Россия, г. Самара

К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО

СБОРА

Аннотация: статья посвящена проблеме введения курортного сбора в некоторых регионах Российской Федерации. Рассматривается соответствие курортного сбора принципам законодательства о налогах и сборах. Выявлены негативные последствия проводящегося законодательного эксперимента. Прослеживается нецелесообразность введения курортного сбора.

Ключевые слова: курортный сбор, эксперимент, курортная инфраструктура, туристы.

Kazurova N.A. Student 3 course

Institute of law Of the "Samara state University of Economics»

Russia, Samara Scientific adviser Celniker G.F.

associate Professor of public law, candidate of law. B.

Of the "Samara state University of Economics»

Russia, Samara

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.