Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ С УНИВЕРСИТЕТОМ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ С УНИВЕРСИТЕТОМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
582
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ANDROID / IOS / НОТАЦИЯ IDEF0 / ДЕКОМПОЗИЦИЯ / ДИАГРАММА МОДЕЛИ ДАННЫХ / ГРАФИЧЕСКИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кряжева Елена Вячеславовна, Новиков Михаил Сергеевич

В статье рассмотрена проблема проектирования мобильного приложения для упрощенного взаимодействия студентов с учебным процессом (на примере КГУ им. К.Э. Циолковского). В ней обосновывает проблему проектирования и разработки мобильного приложения для студентов вуза; анализирует похожие приложения; сайт университета как источник необходимого контента. Для описания процессов работы приложения были разработаны диаграммы в нотации IDEF0 с уровнями декомпозиции А0 и А1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A MOBILE APPLICATION TO SIMPLIFY THE INTERACTION OF STUDENTS WITH THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of designing a mobile application for simplified interaction of students with the educational process (on the example of KSU named after K.E. Tsiolkovsky). It substantiates the problem of designing and developing a mobile application for university students; Analyzes similar applications; the university's website as a source of necessary content. To describe the processes of the application, diagrams were developed in IDEF0 notation with decomposition levels A0 and A1.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ С УНИВЕРСИТЕТОМ»

УДК 004.415.2

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ С УНИВЕРСИТЕТОМ

Кряжева Елена Вячеславовна

Кандидат психологических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Email: etenaotd@mait.ru

Новиков Михаил Сергеевич

Студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

В статье рассмотрена проблема проектирования мобильного приложения для упрощенного взаимодействия студентов с учебным процессом (на примере КГУ им. К.Э. Циолковского). В ней обосновывает проблему проектирования и разработки мобильного приложения для студентов вуза; анализирует похожие приложения; сайт университета как источник необходимого контента. Для описания процессов работы приложения были разработаны диаграммы в нотации IDEF0 с уровнями декомпозиции А0 и А1.

Ключевые слова: мобильное приложение, android, ios, нотация IDEF0, декомпозиция, диаграмма модели данных, графический пользовательский интерфейс.

DESIGNING A MOBILE APPLICATION TO SIMPLIFY THE INTERACTION OF STUDENTS WITH THE UNIVERSITY

Kryazheva E. V.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and Information Technology, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky e-mail: elenaotd@mail. ru

Novikov M.S.

Student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

The article deals with the problem of designing a mobile application for simplified interaction of students with the educational process (on the example of KSU named after K.E. Tsiolkovsky). It substantiates the problem of designing and developing a mobile application for university students; Analyzes similar applications; the university's website as a source of necessary content. To describe the processes of the application, diagrams were developed in IDEF0 notation with decomposition levels A0 and A1.

Keywords: mobile application, android, ios, IDEF0 notation, decomposition, data model diagram, graphical user interface.

В настоящее время все больше и больше людей склоняются в пользу получения информации с помощью мобильных устройств. По данным компании №\«1оо [7] в 2021 году доля пользователей смартфонов составляла 3.9 млрд. человек. Такая картина вполне закономерна. Люди предпочитают удобство и мобильность смартфонов, потому что для

пользования ими нет необходимости иметь какие-то специальные навыки. Также смартфоны можно всегда носить с собой, они не зависят от рабочего места, потому что их можно использовать стоя, сидя лёжа или в любой другой удобной пользователю позе. Стоит отметить, что современные смартфоны почти не уступают в производительности

компьютеру. Сильное распространение смартфонов повлияло и на ориентиры разработчиков. Все современные IT- продукты помимо десктоптной версии обязательно имеют мобильный вариант (адаптивный сайт, мобильная версия десктопного ПО).

На сегодняшний день основу рынка мобильных устройств занимают смартфоны, работающие на операционных системах Android и IOS. У данных операционных систем есть свои сильные и слабые стороны. Так, одной из сильных сторон Android можно считать открытость и широкая распространенность, в свою очередь IOS может предложить надежность в работе и защищенность системы от взлома и пиратства. Каждый крупный разработчик стремиться распространять свое ПО на обе операционные системы.

Можно сделать вывод о том, что для повышения удобства взаимодействия с университетом, увеличения охвата получателей информации, очень актуально представлять информацию через мобильное приложение, нежели чем через сайт вуза.

Вышесказанное определило тему настоящей работы - проектирование мобильного приложения, которое бы полностью включало информацию с сайта вуза, а также предлагало бы дополнительные функции, например, геолокацию по зданию вуза или отображение домашнего задания для студентов.

В магазине мобильных приложений «Google Play» имеется много приложений, которые помогают студентам

взаимодействовать с учебным процессом университета. Рассмотрим самые популярные и часто скачиваемые. К таким приложениям можно отнести приложения «МАИ» [4] и «Смарт-университет» [5].

Приложение «МАИ» - это приложение-навигатор по учебному процессу Московского Авиационного Института. Приложение имеет рейтинг 4.7 и более 5 тысяч скачиваний. В приложении реализован просмотр расписания

для конкретной группы, информации о вузе, схемы строения корпусов, так же приложение имеет приятный и удобный интерфейс с возможностью мены темы.

Приложение «Смарт-университет» - это приложение-навигатор по учебному процессу СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Рейтинг приложения 4,6 и 1 тысяча скачиваний. В приложении реализован просмотр расписания для конкретной группы, информации о вузе и новостях.

Все это помогло определиться с той информацией, которая наиболее часто востребована пользователями данных приложений, а именно:

- информация о расписании для конкретной группы, в которой обучается пользователь;

- информация о преподавателях;

- информация об учебных дисциплинах;

- информацию об учебной группе;

- схему расположения аудиторий в учебных корпусах.

Для того, чтобы определиться с наполнением приложения, были

проанализированы основные информационные ресурсы КГУ им. К.Э. Циолковского. Самым подходящим для рассмотрения оказался сайт университета [6].

Также был проанализирован интерфейс сайта. Было отмечено, что его основными цветами являются синий, белый и черный. Все это было учтено в проектируемом приложении, чтобы оно дополняло экосистему университета и не выделялось из единого стиля.

Для описания процессов работы приложения были составлены диаграммы в нотации ЮЕРО (рисунок 1 и рисунок 2). Диаграмма имеет несколько уровней. На диаграмме уровня АО изображены входящие данные, выходящие данные, управляющие документы и пользователи системы. На диаграмме уровня А1 изображены основные процессы работы приложения.

Рисунок 1 - IDEF0 диаграмма работы приложения уровня АО

Рисунок 2 - ЮЕГО диаграмма работы приложения уровня А1

Для отображения модели базы данных приложения была составлена диаграмма в нотации Бахмана (рисунок 3). На данной

диаграмме отображены сущности, их атрибуты и связи между сущностями.

Рисунок 3 - Диаграмма модели данных в нотации Бахмана

Для проектирования дизайна интерфейса был использован онлайн ресурс для проектирования дизайна - р1^та. При проектировании интерфейса так же были учтены особенности интерфейса сайта

университета и ГОСТ Р ИСО 14915-1-2016 «Эргономика мультимедийных

пользовательских интерфейсов». Пример пользовательского интерфейса изображен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Пример графического пользовательского интерфейса приложения

Таким образом, в процессе проектирования приложения были изучены терминология и основные понятия о мобильных приложениях; рассмотрена предметная область и приложения - аналоги; изучены современные стандарты проектирования мобильных приложений и их интерфейсов. На этой основе были выдвинуты требования, которым должно отвечать проектируемое мобильное приложение. В соответствие с данными требованиями была построена модель

приложения, рассмотрены потоки данных приложения, а также разработан интерфейс.

На основе проделанной работы возможна реализация мобильного приложения для университета, которое будет обладать интерактивным интерфейсом, достаточным набором отображаемой пользователю информации, которая поможет упростить взаимодействие студента и образовательной среды вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлова О.В. Модель внедрения мобильных технологий: конкурентоспособность. -Москва: ЛитРес, 2014. - 219 с.

2. Роулс Дэниел Мобильные технологии - революция в маркетинге, коммуникациях и рекламе. - Санкт-Петербург: Эксмо, 2018. - 234 с.

3. Черников Сергей Викторович React: современные шаблоны для разработки приложений. -Москва: Прогресс книга, 2021. - 320 с.

4. [Электронный ресурс] Приложение МАИ - URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.raspisanie.mai (дата обращения 26.04.2022)

5. [Электронный ресурс] Приложение «Смарт-университет» - URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.eltech.smartuniversity (дата обращения 26.04.2022)

6. [Электронный ресурс] Сайт КГУ им. К.Э. Циолковского - URL: https://tksu.ru/sveden/common/ (дата обращения: 03.05.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.