9. Павлоцкий В.М. Учебник английского языка. Изд-во «Оракул». СПб, 2004. - 258 с.
10. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.
11. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника современного вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 233-235.
12. Коновалова Е.Ю. Уровень речеведческой компетентности студентов как условие адекватности воспроизведения содержания учебных текстов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 74-78.
13. Яблонская Т.Н. Задачный подход в системе повышения качества педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка // Азимут научных иссле-
дований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 47-50.
14. Коновалова Е.Ю. Учебные цели как критерии типологии вторичных текстов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 146-149.
15. Дудиева З.К. Педагогические технологии повышения иноязычной коммуникации студентов на основе интеграции учебных дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 117-120.
16. Локтюшина Е.А. Подготовка специалиста на основе интеграции профессиональной и иноязычной компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.
2012. № 3. С. 142-145.
17. Муриева М.В. Раннее иноязычное обучение - начальный этап формирования вторичной языковой личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.
2013. № 4 (15). С. 123-126.
MODERN METHODS OF TEACHING STUDENTS SPEAKING IN FOREIGN LANGUAGE
© 2014
F.B. Abaeva, candidate of pedagogical science, associate professor, head of the department of foreign
languages for natural science faculties
North Ossetian State University K.L. Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Annotation: Modern technologies of teaching speaking in a foreign language based on the fact that the teaching of foreign languages are important not communicative situations that occur in the language community, and every second almost incalculable, and osnovnm repetitive, the most typical standard situations. A typical communicative situation is understood by us as a certain imaginary construct or model of real contact, in which verbal behavior interlocutors implemented in their typical social and communicative roles.
Keywords: vocational education, training, speaking, foreign language, foreign language teaching, technology, foreign language teaching.
УДК: 378.14
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© 2014
Н.П. Бахарев, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Сервис технических и технологических систем» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия) Е.А. Драгунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Мировая экономика»
Санкт Петербургский институт «Внешнеэкономических связей, экономики и права», Тольяттинский филиал, Тольятти (Россия)
Аннотация: Рассматриваются теоретические основы и принципы практической реализации системы непрерывного многоуровневого профессионального технического образования, на основе «инверсной» (последовательно-параллельной) фундаментализации, построенной на основе модели развития в форме сходящейся спирали в координатах прогресса и энтропии, адекватно отражающий процесс подготовки специалиста в вузе при условии интеграции различных уровней профессионального образования в единый образовательный комплекс.
Ключевые слова: непрерывная, многоуровневая профессиональная подготовка, инверсная фундаментализация, образовательный комплекс, открытая нелинейная система.
Решение социально-педагогической проблемы подготовки конкурентоспособных на мировом рынке труда технических специалистов различного уровня образования в современных сложных социально-экономических условиях неразрывно связано с решением проблемы современного профессионального образования, которое становится в условиях глобальных проблем современности одним из ведущих способов экономического прогресса общества. Деятельность профессионала в области техники сегодня - это создание совершенно новых конструкций машин, аппаратов, систем управления и технологий, в том числе сервисных, которые внедряются в практику более высокими темпами и часто за меньшее время, чем время подготовки инженера в вузе.
В тенденциях развития современного профессионального образования: компетентностный подход при формировании образовательной программы, фундамен-тализация и гуманитаризация научного знания в условиях быстрой смены достижений науки, техники и тех-
нологий, широкой и глубокой интеграции образования с наукой и производством, обнаруживается ряд противоречий, главным среди которых, с нашей точки зрения, является противоречие между объективной необходимостью достижения непрерывности подготовки специалиста в профессиональном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ интеграции всех ее уровней в единое пространство подготовки в зависимости от способностей и желаний обучаемых.
Стремление найти путь разрешения данного противоречия неизбежно сталкивается с необходимостью решения проблемы, как и на какой теоретической и практической базе можно спроектировать систему непрерывного профессионально-технического образования, которая позволит реализовать идею многоуровневости в одном образовательном учреждении с единым образовательным пространством.
Теоретическое проектирование и практическая реа-
лизация системы непрерывного многоуровневого профессионально-технического образования возможно в результате решения следующих научных задач:
-выявление тенденций развития современного профессионального образования в истории философской и педагогической мысли;
-проектирование теоретических основ системы непрерывного многоуровневого профессионального образования в соответствии с философской теорией развития познания и синергетики;
-построение модели подготовки специалиста по естественнонаучным, общеинженерным и специальным областям научного знания с учётом дисциплинарного, междисциплинарного, трансдисциплинарного и мульти-дисциплинарного подходов к формированию образовательного процесса;
-построение инновационных педагогических технологий, направленных на успешную практическую реализацию устойчивого развития системы непрерывного многоуровневого профессионального образования.
При проектировании системы непрерывного многоуровневого профессионального технического образования, мы исходим из того, что адекватное понимание мира, в котором мы живем, законов развития общества, познания, образования, возможно, если, опираясь на законы диалектики, интегрировать достижения информатики, теории управления, биологии, генетики, термодинамики, синергетики, которые используют принцип системности, неоднородности, нелинейности и рассматривают мир как саморазвивающуюся нелинейную открытую систему. Данный подход подтверждается в химии, физике, биологии, технике, экономике и других науках. [1, 2].
Исторический опыт показывает, что процессы, происходящие в развитии общества, можно представить в виде целенаправленного информационно-управленческого процесса. Развитие в целом представляется как борьба двух противоположных тенденций: организации и дезорганизации, характеризующихся соответственно информацией и энтропией.
Спиралевидная сходящейся формы модель развития, построенная в координатах прогресса и энтропии, адекватно отражает процесс мышления, развитие техники или, например, процесс подготовки специалиста в вузе. Начало подготовки характеризуется достаточно большим значением энтропии, то есть отсутствием информации - знаний из естественнонаучных, гуманитарных и специальных областей знаний. Логическое построение процесса обучения в вузе, обеспечивающее постепенное накопление теоретических знаний и практических умений в решении технических (инженерных) задач (например, конструирования, проектирования, разработки новых конструкций и технологий), приводит к становлению специалиста, соответствующего внешним условиям (запросам рынка труда). Дальнейшее профессиональное совершенствование специалиста в той или иной инженерной деятельности, как правило, носит эволюционный характер.
Анализ практики подготовки специалистов, осуществляемый в рамках классической подготовки, показал, что обучение будущих специалистов осуществляется в классической дисциплинарной форме и состоит в последовательном изучении циклов дисциплин: фундаментальных, общепрофессиональных, специальных. Данный способ подготовки специалиста основан только на сознательном образовании, когда система подготовки построена по формальным логическим законам, в основе которых лежит принцип последовательного построения учебного процесса. Такая система совершенно исключат бессознательное, жизненное образование и не соответствует биогенетическому закону Э. Геккеля.
Преодоление выявленных недостатков классической системы подготовки специалистов определило изменение структуры системы подготовки специалиста в 10
суть которого заключается во введении в «организованную» систему образования элементов естественного образования. Разработанная модель системы профессионального образования [1,2] основана на принципе последовательно-параллельной (инверсной) фундаментализа-ции, когда происходит параллельное (одновременное) изучение всех блоков научного знания и, как правило, не по классической дисциплинарной форме, а с учётом построения новых учебно-методических комплексов на принципах междисциплинарности, трансдисципли-нарности и мультидисциплинарности [1,2]. Уровень сложности данных комплексов постепенно повышается при переходе с одного уровня на другой (от простого к сложному, более сложному и т.д.). Системообразующим фактором является профессиональное образовательное направление, определяющее область теоретической и практической деятельности специалиста. В этом случае, в процессе обучения можно выделить качественные уровни профессионального образования - «поперечными сечениями спирали» на этапе до эволюционного развития (например, оператор, техник, инженер или бакалавр, инженер, магистр).
Основным условием профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного многоуровневого образования является профессиональная направленность обучения. Решение данной задачи в условиях «инверсной» фундаментализации становится возможным, если реализованы связи естественнонаучных общеинженерных и специальных областей знаний на основе формирования новых учебно-методических комплексов на принципах междисциплинарности, трансдисциплинар-ности и мультидисциплинарности.
При классической форме обучения основополагающим принципом формирования содержания обучения является дисциплинарный подход, при котором бесконечный многообразный мир знаний разделяется на отдельные области с одним характерным для данного многообразия явлений предметом исследования. Дисциплинарная методология обучения особенно эффективна при становлении, развитии и углублении знаний и технологий исследования в конкретной предметной области. Однако, при решении задач, находящихся «на стыке научных предметных областей», возникают проблемы, когда приходиться искусственно расширять область дисциплинарной методологии.
Так начинают появляться различные междисциплинарные курсы и междисциплинарные методики изучения сложных явлений окружающего мира, например, «Теория электромеханических аналогий» при подготовке инженера-электромеханика [2]. Явление междисци-плинарности характерно для естественного развития познания окружающего мира за счёт преодоления системной «изоляции» дисциплин, приводящей к негативным последствиям и для науки и для образования.
К достоинству междисциплинарного подхода следует отнести то, что решение задач становится возможным в одной предметной области на основе более совершенных методов и технологий другой предметной области, в результате установленных межпредметных аналогий [2]. Так наиболее сложные задачи механики, содержащей нелинейные и распределённые элементы механических цепей, можно достаточно просто и успешно решать методами теоретической электротехники.
Естественно, при решении задач конкретной дисциплины она становится «ведущей», а дисциплина, чей научный потенциал используется для решения теоретической или практической задачи - «ведомой». Следует отметить, что научный потенциал «ведомой» дисциплины может способствовать расширению и обновлению концептуальных и методологических основ «ведущей» дисциплины, совершенствуя и обогащая её теоретическую основу и содержание. Например, решая в задаче по механике проблему удара движущего инерционного элемента о неподвижный упор можно прийти к от-
крытию нового, несуществующего сегодня элемента в электротехнике - «диода по заряду» [2]. Данное явление объясняется синергетическим принципом - переходом к открытости саморазвивающейся системы.
При решении более сложных, комплексных задач природы и общества необходим другой принцип организации получения и развития научного знания, который возможен только при условии взаимодействия многих различных дисциплин, получивший в литературе название «трансдисциплинарный» [3]. Трансдисциплинарность основывается в первую очередь на знаниях и методологии дисциплинарности и междисциплинарности, что позволяет исследователям свободно выходить за границы своей дисциплины, используя методы и знания, полученные в дисциплинарных и междисциплинарных курсах [4-9]. Особенностью трансдисциплинарности является выход исследования и осознание явления за пределами конкретных научных дисциплин на более высоком метауровне, что позволяет расширить научное мировоззрение исследователя (обучаемого).
Термин «трансдисциплинарность», был предложен в 1970 году Жаном Пиаже, однако, до настоящего времени, в силу неоднозначности семантического потенциала, этот термин не имеет однозначного определения. На наш взгляд наиболее интересным является представление трансдисциплинарности в форме «принципа организации научного знания». В этом случае появляется возможность решения не только сложных комплексных проблем окружающего нас мира, включая природу (технику), общество, сознание, но и появляется уникальная возможность по иному посмотреть на организацию обучения в вузе, средней школе.
Применительно к учебному процессу вуза транс-дисциплинарность следует представлять самостоятельным научным направлением, имеющим свой предмет исследования, свою концепцию, свой язык измерений и модели действительности, позволяющие проводить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. Особенно полезен и необходим трансдисциплинарный подход при формировании таких сложных и многоаспектных курсов, как разработка и проектирование сложных машин, аппаратов и технологий, базирующихся не только на физических, математических, технических, инженерных знаниях, но и знаниях гуманитарных дисциплин, философии, современной биологии, медицины, экологии, и других.
Особый интерес представляет трансдисциплинарный подход к обучению школьников старших классах в «специализированной» средней школе, имеющей тесную связь с университетом и наукоёмким современным предприятием (не только шефскую спонсорскую).
При данном подходе по иному формируется профильное обучение, ориентированное, главным образом, на обучение в процессе создания межпредметных (междисциплинарных) проектов, в основе которых конкретные современные технологии и конструкции объектов окружающего нас мира, наблюдаемые учениками [1015].
Развитие трансдисциплинарности в направлении формирования самостоятельной научной дисциплины сегодня осуществляется в Российской школе трансдис-циплинарности. Американская и Швейцарская школы трансдисциплинарности занимаются поиском формальной взаимосвязи отдельных дисциплин, а Французская школа исследует более тесную внутреннею связь объекта с личным опытом исследователя.
При мультидисциплинарном или полидисципли-нарныом подходе формирование обобщённой картины предмета исследования основано на системообразующем принципе: все дисциплинарные картины предмета исследования являются составными частями обобщённой картины. При этом переноса методов исследования из одной дисциплины в другую не происходит. Все дис-
циплины являются «автономными», абсолютно независимыми и необходимыми при формировании обобщённой картины предмета.
Мультидисциплинарный подход необходим при проектировании, например, таких наукоёмких и многоаспектных курсов, как «Концепция современного естествознания» [2].
Реализация идеи создания на основе межпредметных связей междисциплинарных, трансдисциплинарных и мультидисциплинарных учебных курсов в вузе, при условии перехода к идее «инверсной» (последовательно-параллельной) фундаментализации при формировании образовательной программы, позволит развить концептуальные положения научно-методической системы многоуровневого профессионально-направленного обучения в направлении интеграции различных уровней подготовки специалистов в единое образовательное пространство. В этом случае одно образовательное учреждение (университет) способно обеспечить высокий качественный уровень подготовки современных специалистов различного спектра (назначения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Москва, 1994г., 335с.
2. Бахарев Н.П. Тория и практика реализации многоуровневой системы профессионального образования. Тольятти: центр медиаобразования, 2000г., 203с.
3. Бахарев Н.П. Непрерывность и многоуровневость подготовки бакалавров и магистров в техническом вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 55-58.
4. Дудиева З.К. Проблема моделирования сложных образовательных систем на основе междисциплинарной интеграции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 109-111.
5. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Интеграция учебных планов при непрерывном образовании // Интеграция образования. 2000. № 1. С. 27-28.
6. Харченко С.А. Сотрудничество как междисциплинарная категория современного гуманитарного знания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 235-239.
7. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Инженерное образование: инверсная фундаментализация и техническое творчество // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. Т. 1. № 2-3. С. 49-54.
8. Алонцева Е.А., Гилев А.А. Межпредметные связи естественно-научных и общетехнических дисциплин // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 1. С. 9-13.
9. Казиева И.Г. Педагогические основы формирования исследовательской компетентности на основе интегрированного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 86-88.
10. Шевчун Ю.Д. Использование теории контекстного обучения в профильном обучении математике в условиях компетентностного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 209-212.
11. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1. С. 269-273.
12. Вохмина Ю.В. Профессиональная подготовка студентов - будущих учителей математики в условиях профильного обучения // Вестник Самарского го-
сударственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 18-22.
13. Бахарев Н.Р., Беляева Ю.В. Формирование общекультурной компетенции у студента вуза // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2011. № 9. С. 207-210.
14. Сафина Л.Г. Методика отбора и использование
химического эксперимента при профильном уровне обучения химии в средней школе // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 141-143.
15. Федорчук А.Л. Подготовка будущего учителя информатики к работе в профильной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 289-291.
DESIGN OF INTERSUBJECT AND MULTIDISCIPLINARY EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES AT TECHNICAL UNIVERSITY
© 2014
N.P. Baharev, doctor of pedagogical science, professor of «Service technical and technological systems» Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia) E.A. Dragunova, candidate of pedagogical science, associate professor, professor of the department
«Global economy»
St. Petersburg institute "Foreign Economic Relations, Economics and Law", Togliatti Branch,
Togliatti (Russia)
Annotation: Theoretical basics and the principles of practical realization of system of continuous multilevel professional technical education are covered, on the basis of the "inverse" (series-parallel) fundamentalization constructed on the basis of development model in the form of the meeting spiral in coordinates of progress and entropy, adequately reflecting process of training of the expert in higher education institution on condition of integration of various levels of professional education into a uniform educational complex.
Keywords: continuous, multilevel vocational training, inverse fundamentalization, educational complex, open nonlinear system.
УДК 378
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖАНРА ПРОПОВЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ
©2014
Белкина Ю.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи
и методики их преподавания Д.А. Нестеров, студент 4 курса исторический факультета
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье предпринята попытка сопоставить тексты проповедей христианских конфессий, с целью выявления риторических особенностей жанра.
Ключевые слова: жанр проповеди; односторонняя коммуникация; коммуникативная модель.
В последние десятилетия в российском обществе вырос интерес к религии, в общем, и к изучению церковной речи, в частности. Это во многом связанно с активной миссионерской позицией Церкви. Жанр проповеди становится содержанием актуального речевого пространства. В связи с этим, целью нашей работы является проведение сравнительного анализа жанра проповеди различных христианских конфессий.
Общим для всех христианских Церквей и деноминаций является понимание сущности проповеди и ее значения. Архиепископ Аверкий (Таушев) дает следующее определение: «Проповедь - это есть раскрытие Слова Божия или сообщение учения о нашем спасении, учения, содержащегося в Божественном откровении и хранимого Церковью, с целью споспешествоватъ устроению нашей духовно-нравственной жизни в согласии с теми заветами, какие дал Господь для людей, желающих вступить в Царствие Божие». [1, С. 12].
Протестантский проповедник Хэддон Робинсон дает другое определение этому жанру. «Проповедь как толкование Слова — это передача определенной библейской концепции, сформировавшейся в результате исторического, грамматического и литературного анализа отрывка из Библии в его контексте» [2].
Таким образом, мы видим, что все христианские конфессии едины в понимании проповеди, как разъяснения и донесения до слушателей библейского учения.
Но в разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, в православии и католицизме такая речь обычно является дополнением к богослужению, в протестантизме же проповедь занимает центральное место.
Существует множество типов проповедей и типов их классификаций. Одни авторы гомилетических трудов
классифицируют их по структуре, другие - по содержанию, третьи - по принципу эмоционального воздействия на аудиторию. Простейшим и, на наш взгляд, наиболее оптимальным методом классификации является разделение на тематические, текстуальные и разъяснительные проповеди. К тому же, что все они, в той или иной степени, используются во всех христианских конфессиях.
Тематическая проповедь - это проповедь, основные составные части которой определяются самой темой, независимо от текста [3, С. 6]. Спецификой этого вида проповеди является то, что здесь исходной точкой являются те настроения, которые проповедник замечает в современной жизни, заблуждения, недостатки и пороки, которые он наблюдает в окружающей среде и против которых он направляет свое учительное слово, основываясь на библейском вероучении. Тематическая проповедь становится наиболее популярной в наше время. Она произносится не только во время богослужений, но также ее можно услышать во время теле- и радио- эфи-ров. С развитием интернета многие проповедники различных христианских конфессий, публикуют проповеди на различные актуальные для общества и современного человека темы и вопросы. Таким образом, она может становиться жанром публицистики.
Разновидностью тематической проповеди является проповедь-панегирик, которая активно применяется в Православной и Католической Церквях. Особенность ее в том, что источником является не Священное Писание, а идея церковного года [1, С. 29].
Текстуальная проповедь - это проповедь, составные части которой основываются на тексте, представляющем собой небольшой библейский отрывок [3, С. 14]. В отличие от предыдущего типа, тему проповеди определяет тот или иной текст Священного Писания.