Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ К ПРОВЕРКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ К ПРОВЕРКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Леонидовна, Баймухаметова Клара Ишмуратовна

Актуальность исследования в статье обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения студентов неязыковых вузов аудированию немецкоязычных текстов, продуцированных в условиях учебно-коммуникативной ситуации. Целью исследования является проектирование методики подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования. В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы. По результатам исследования в статье спроектирована методика подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования и обозначены ее особенности. Практическая значимость исследования состоит в обобщении педагогического опыта российских неязыковых вузов по реализации контрольной функции методики подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования, включающей два направления: обучение технике аудирования и обучение собственно восприятию устных сообщений на слух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A METHODOLOGY FOR PREPARING STUDENTS IN THE GERMAN LANGUAGE FOR TESTING THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE LISTENING SKILLS

The relevance of the study in the article is due to the need to intensify the process of teaching students of non-linguistic universities to listen to German-language texts produced in an educational and communicative situation. The aim of the study is to design a methodology for preparing students in the German language to test the formation of foreign language listening skills. The study used theoretical and empirical methods. Based on the results of the study, the article designed a methodology for preparing students in the German language to test the formation of foreign language listening skills and outlined its features. The practical significance of the study lies in the generalization of the pedagogical experience of Russian non-linguistic universities in the implementation of the control function of the methodology for preparing students in the German language to test the formation of foreign language listening skills, which includes two areas: teaching the listening technique and teaching the actual perception of oral messages by ear.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ К ПРОВЕРКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ»

Проектирование методики подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования

Макарова Елена Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

E-mail: maklena79@yandex.ru

Баймухаметова Клара Ишмуратовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области гуманитарных и прикладных наук, институт гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»

E-mail: klara0109@yandex.ru

Актуальность исследования в статье обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения студентов неязыковых вузов аудированию немецкоязычных текстов, продуцированных в условиях учебно-коммуникативной ситуации. Целью исследования является проектирование методики подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования. В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы. По результатам исследования в статье спроектирована методика подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования и обозначены ее особенности. Практическая значимость исследования состоит в обобщении педагогического опыта российских неязыковых вузов по реализации контрольной функции методики подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования, включающей два направления: обучение технике аудирования и обучение собственно восприятию устных сообщений на слух.

Ключевые слова: проектирование, методика, немецкий язык, речевая деятельность, умение иноязычного аудирования, функции контроля.

Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) при реализации основной образовательной программы высшего образования (ВО), одним из средств устного иноязычного общения выступает аудирование как вид речевой деятельности. Проведенный анализ педагогической теории и практики в интересующей нас сфере позволил выделить противоречие между требованиями ФГОС ВО к достижению студентами личностных и предметных образовательных результатов, одним из которых является умение аудирования как средство устного иноязычного общения, и существующим невысоким уровнем развития этого речевого умения у обучающихся, а также недостаточной сформированностью умения иноязычного аудирования, помогающего студентам успешно усвоить аудитивно-мыслительные действия. Разрешение данного противоречия актуализирует исследование в статье. Для реализации цели исследования в статье необходимо было решить следующие задачи: рассмотреть аудирование как вид рецептивной мыслительно - мнемической и речевой деятельности; проанализировать сущность умения иноязычного аудирования студентов; спроектировать методику подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования; обобщить результаты опытной работы по подготовке студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования.

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования

В исследовании аудирования как вида речевой иноязычной деятельности в процессе подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования в рамках статьи, мы использовали научные работы российских ученых. В работе Н.Ю. Абрамовской описаны ключевые проблемы в обучении аудированию [1 ]. С.М. Зинкевич рассматривал аудирование как вид рецептивной мыслительно- мнемической и речевой деятельности (фонетически-экспериментальное исследование на базе материала британского варианта английского языка) и утверждал, что «аудирование как вид рецептивной мыслительно-мнемической и речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух» [4: с, 26]. Г.В. Сороковых и Т.И. Жарковой исследованы практика и теория обучения аудированию

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

на разных этапах овладения иностранным языком [7, с. 232]. Н.С. Трифоновой была дана характеристика практического материала, влияющего на обучение аудированию иноязычного текста [8, с 148-156]. Отметим, что в литературных источниках больше внимания уделяется аудированию как виду речевой деятельности, нежели виду рецептивной мнемическо-мыслительной и речевой деятельности.

В плане диагностирования уровня сформиро-ванности умения иноязычного аудирования у студентов важным для нас представляется исследование В.П. Беспалько, касающееся слагаемых педагогической технологии, включающих контрольную функцию обучения отдельным предметам [2, с. 192]. Л.Ю. Кулиш проанализированы виды аудирования в рамках общей методики обучения иностранным языкам, необходимые нам в диагностировании уровня сформированности умения иноязычного аудирования у студентов [5, с. 225]. Подготовка студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования требует проектирования соответствующей методики, с включением блока упражнений, где обучающую функцию берет на себя текущий, промежуточный и итоговый контроль. В этом плане мы придерживались основных положений в обучении студентов иноязычному аудированию на основе универсальных учебных действий, разработанных Е.Н. Владимировой, где обозначены контрольные функции в обучении аудированию [3, с. 236]. Ю.Ф. Маметовой доказана важность контрольной функции обучения немецкому языку на базе английского языка в методике обучения аудированию при подготовке студентов к поликультурному профессиональному общению [6, с. 238].

Исследование ранее упомянутых источников помогло выяснить, что аудирование способно представлять самостоятельный вид речевой деятельности или быть одной частью говорения. Аудирование может определять и особенности обучения данному виду речевой деятельности. Ссылаясь на вышесказанное, мы делаем вывод о том, что учиться и научить аудированию сложно. В исследовании наше внимание обращено на то, что аудирование - трудная рецептивно мыслительно-мнемическая деятельность.

Анализ литературы и обобщение педагогического опыта преподавателей иностранных языков г. Москвы и г. Воронежа показали, что имеется достаточно актуальная проблема в обучении иностранному языку в вузах - это нехватка мотивации к аудированию, т.к. студенты понимают аудирование как отдельный вид иноязычной речевой деятельности, не замечая его тесной взаимосвязи с письмом, говорением и чтением.

о Материалы и методы

U

Теоретические положения, изложенные в статье,

еЗ были проверены на практике, в рамках российских

2 вузов: ФГБОУ ВО «Московский государственный

лингвистический университет», г. Москва; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж.

Исследование проводилось по методу опытного обучения без нарушения обычного хода учебного процесса по иностранному языку. Работа строилась на основе аудиоматериалов соответствующих учебников для неязыковых вузов по дисциплине «Иностранный язык (немецкий)».

Методика исследования включала использование в опытном обучении современных сайтов с ау-диокурсами по немецкому языку, полезных для студентов неязыковых вузов:

1. фонетика -http://lautschule.theateraufcd.de/;

2. аудиокниги, включающие короткие рассказы -http://www.theateraufcd.de/mp3aspx/alpha.aspx;

3. словарь, с возможностью аудио - http://www. pons.eu/;

4. формы глаголов - http://www.verbformen.de/;

5. грамматика - http://www.deutschegrammatik20. de/;

6. изучение глаголов онлайн - http:// www.deonline. ru/index/uchit_glagoly_nemeckogo;

7. самостоятельное изучение немецкого языка -http://www.clickdeutsch.de/cms/website.php?id=/ de/ind;

8. онлайн - упражнения -http://www.hueber.de/ shared/uebungen/schritte-interna;

9. актуальные темы -https://www.hueber.de/shared/ uebungen/themen-aktuell/;

10.ресурс для начинающих (аудиокурсы, видеоуроки, игры на немецком и многое другое) - gut-lernen.blogspot.ru;

11.наиболее авторитетный стандартный словарь немецкой лексики. В словарных статьях, кроме значения слова (на немецком языке), указываются синонимы, произношение, примеры употребления, происхождение слова, грамматические формы - duden.de/woerterbuch;

12.сайт, собравший много полезных материалов о Германии и немецком языке. - de-online.ru;

13.всемирно известный учебник для изучения немецкого языка от издательства Hueber.de., сайт содержит упражнения по учебникам уровней A1, A2, B1. - hueber.de/schritte-international;

14.сайт с интерфейсом на английском языке, содержит много полезных ресурсов на немецком языке - german.about.com;

15.интерактивное упражнение в игровой форме знакомит с разными сторонами повседневной жизни - goethe.de/ins/jp/pro/goethe-haus;

16.сайт для изучения немецкого языка. В игровой форме запоминаем слова, фразы, выражения, содержит много игр, грамматики, видео- и ау-диоуроков. - vk.com/deutschonline. Методика подготовки студентов по немецкому

языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования включала следующие направления: обучение аудированию как виду учебной деятельности и контроля соответствующих умений и навыков (формирование представлений о слушании, его особенностях, о его роли в иноя-

зычном общении, обучение способам и приемам слушания, закрепление полученных знаний о слушании, применение и наблюдение за техникой слушания); обучение аудированию как контролю иноязычной речевой деятельности (обучение умениям пассивного общего слушания, развитие умений детального слушания, развитие критического контрольного слушания).

В реализации предлагаемой методики помогают следующие упражнения: выполнить задание к тексту аудиоматериала; ответить на вопросы; проиллюстрировать эпизод; составить план, пересказать; сравнить с похожей коммуникативной ситуацией и т.д.

Особо подчеркнем, методика подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования выступает как цель и как средство контроля.

Методика подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования включает следующие компоненты: целевой, концептуальный, содержательный, репродуктивный (набор репродуктивных аудитивно-мыслительных действий и учебных действий), творческой деятельности (поисковые и творческие аудитивно-мыслительные действия и учебные действия), процессуально - контрольный, представленный системой полифункциональных аудитивно-мыслительных упражнений для контроля сформированности умения иноязычного аудирования и результативный, содержащий критерии оценивания уровня сформированности умения иноязычного аудирования у студентов. Содержание компонентов методики адаптировано к условиям обучения в вузе, при этом каждый из компонентов направлен на реализацию контрольной функции обучения аудированию студентов, что составляет особенность обобщенной методики исследования. Результаты итогового контроля, охватывающего пройденный за время опытной проверки аудиоматериал, демонстрируют динамику результативности подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования до самого высокого показателя - 69% в экспериментальной группе, а также рост этого же показателя в контрольной группе до 67,5%, благодаря использованию методики подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования. Подчеркнем, что проектирование методики подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования строилось с учетом теоретических и практических положений исследования.

Заключение

В итоге нам удалось достичь поставленной цели исследования, что позволило сформулировать основные выводы:

- сущность умения иноязычного аудирования

студентов состоит в том, что студенты должны

научиться понимать немецкоязычные аудио-тексты с разным уровнем проникновения в их содержание, в соответствии с типами понимания аудиоматериала (на уровне слов, на уровне предложений, на уровне сложного синтаксического смыслового куска, на уровне текста). Обозначенные уровни понимания аудиоматериала и составляют сущность умения иноязычного аудирования студентов;

- методика подготовки студентов по немецкому языку к проверке сформированности умения иноязычного аудирования включает компоненты, каждый из которых выполняет контрольную функцию: целевой, концептуальный, содержательный, репродуктивный, творческой деятельности, процессуально - контрольный.

Литература

1. Абрамовская, Н.Ю. Выявление трудностей при обучении аудированию, обусловленных стилевой принадлежностью звучащих текстов: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук /Н.Ю. Абрамовская. - Москва, 2000. - 16 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: «Педагогика», 2009. - 192 с.

3. Владимирова, Е.Н. Обучение школьников иноязычному аудированию на основе универсальных учебных действий: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук /Е.Н. Владимирова. - Екатеринбург, 2021. -236 с.

4. Зенкевич, С.М. Аудирование как вид перцептивной деятельности (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка): специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук /С.М. Зенкевич. -Санкт-Петербург, 2003. - 218 с.

5. Кулиш, Л.Ю. Общая методика обучения иностранным языкам. Виды аудирования: хре-стоматия/Л.Ю. Кулиш. - М.: «Русский язык», 1991. - 225 с.

6. Маметова, Ю.Ф. Методика обучения аудированию при подготовке студентов к поликультурному профессиональному общению: обучение немецкому языку на базе английского языка: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук /Ю.Ф. Маметова. - Иркутск, 2013. - 238 с.

7. Сороковых, Г.В., Жаркова, Т.И. Теория и практика обучения аудированию на различных эта-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

пах иноязычного образования: монография/ Г.В. Сороковых, Т.И. Жаркова. - М.: «УЦ Перспектива», 2016. - 232 с. 8. Трифонова, Н.С. Характеристики входного материала, влияющие на обучение аудированию иноязычного текста / Н.С. Трифонова// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2013 - № 2. - С. 148156.

DESIGNING A METHODOLOGY FOR PREPARING STUDENTS IN THE GERMAN LANGUAGE FOR TESTING THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE LISTENING SKILLS

Makarova E.L., Baymukhametova K.I.

Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Moscow State Linguistic University

The relevance of the study in the article is due to the need to intensify the process of teaching students of non-linguistic universities to listen to German-language texts produced in an educational and communicative situation. The aim of the study is to design a methodology for preparing students in the German language to test the formation of foreign language listening skills. The study used theoretical and empirical methods. Based on the results of the study, the article designed a methodology for preparing students in the German language to test the formation of foreign language listening skills and outlined its features. The practical significance of the study lies in the generalization of the pedagogical experience of Russian non-linguistic universities in the implementation of the control function of the methodology for preparing students in the German language to test the formation of foreign language listening skills, which includes two areas: teaching the listening technique and teaching the actual perception of oral messages by ear.

Keywords: design, methodology, German language, speech activity, foreign language listening skills, control functions.

References

1. Abramovskaya, N. Yu. Identification of difficulties in teaching listening comprehension due to the stylistic affiliation of sounding texts: specialty 13.00.02 "Theory and methods of teaching and education (by area and level of education)": author. dis. for the degree of Cand. ped. Sciences / N. Yu. Abramovskaya. - Moscow, 2000. - 16 p.

2. Bespalko, V.P. Components of pedagogical technology / V.P. Bespalko. - M .: "Pedagogy", 2009. - 192 p.

3. Vladimirova, E.N. Teaching schoolchildren foreign language listening on the basis of universal educational activities: specialty 13.00.02 "Theory and methods of teaching and education (by region and level of education)": dis. for the degree of Cand. ped. Sciences / E.N. Vladimirova. - Yekaterinburg, 2021. -236 p.

4. Zenkevich, S.M. Listening as a type of perceptual activity (experimental phonetic research on the material of the British version of the English language): specialty 13.00.02 "Theory and methods of teaching and education (by area and level of education)": dis. for the degree of Cand. ped. Sciences / S.M. Zenkevich. - St. Petersburg, 2003. - 218 p.

5. Kulish, L. Yu. General methodology for teaching foreign languages. Types of listening: reader / L. Yu. Kulish. - M.: "Russian language", 1991. - 225 p.

6. Mametova, Yu.F. Methods of teaching listening in preparing students for multicultural professional communication: teaching German on the basis of English: specialty 13.00.02 "Theory and methods of teaching and education (by area and level of education)": dis. for the degree of Cand. ped. Sciences / Yu.F. Mametova. - Irkutsk, 2013. - 238 p.

7. Sorokovykh, G.V., Zharkova, T.I. Theory and practice of teaching listening at various stages of foreign language education: monograph / G.V. Sorokov, T.I. Zharkova. - M.: "UTs Perspek-tiva", 2016. - 232 p.

8. Trifonova, N.S. Characteristics of the input material influencing learning to listen to a foreign text / N.S. Trifonova // Proceedings of the Southern Federal University. Philological Sciences. -2013 - No. 2. - P. 148-156.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.