УДК 379. 852 © М. В. Малыгина
М. В. Малыгина
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена проектированию культурно-познавательного тура по Омской области. В ходе проведенного анкетирования клиентов компании «Росскурорт» разработан новый турпродукт согласно предпочтениям потребителей и предложены рекомендации руководству компании, которые помогут продвижению тура на рынок.
Ключевые слова: культурно-познавательный тур, проектирование, анкетирование, архитектурные памятники, экскурсии, туристский рынок, калькуляция тура, реклама, обычаи, традиции.
В настоящее время в России более высокими темпами идет развитие внутреннего туризма. Многие россияне предпочитают отдыхать внутри страны. Наиболее популярными направления отдыха является Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Казань и другие города. Связано это с целым рядом факторов: экономическими, политическими и социокультурными. Кроме того, растет и интерес зарубежных туристов к России. Так согласно данным Федерального агентства по туризму за первое полугодие 2015 года, выделены следующие страны, чьи туристы предпочитают посещать Россию: Китай, Германия, США, Израиль, Великобритания, Франция и т. д.
Россия обладает огромным туристско-рекреа-ционным потенциалом для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, событийного, религиозного, пляжного, оздоровительного, спортивного, горнолыжного и т. д. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что культурно-познавательный туризм играет ведущую роль среди основных видов туризма. Так согласно статистическим данным, доля культурно-познавательного туризма в общем объеме туризма составляет примерно 60%. Для сравнения: деловой туризм составляет - 14%, лечебно-оздоровительный - 11%, учебный - 9%, шоп-туризм - 6%.
Омская область также имеет достаточный потенциал для развития туризма, в том числе культурно-познавательного и может привлекать для отдыха не только российских, но и иностранных туристов. Основой культурно-познавательного туризма служит социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности народа. Как известно, культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес у туристов и является побудительным мотивом для путешествия. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных авторов: М. Б. Биржакова, Л. П. Дол-женко, А. В. Дроздова, А. П. Дуровича, Л. А. Волкова, Б. В. Емельянова, Е. Н. Ильиной, А. Т. Кварталь-нова, А. С. Кускова, Е. Н. Сапожниковой и др.
Научная новизна исследования заключается в использования метода анкетирования для разработки культурно-познавательного тура по Омской области для туроператора «Росскурорт». Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результа-
ты исследования могут быть использованы в процессе подготовки бакалавров и магистров по направлению «Туризм», для написания научных статей и монографий по проектированию туров и развитию туризма в Омской области. Практическая значимость исследования в том, что туроператоры города Омска могут использовать разработанный культурно-познавательный тур для создания аналогичных туров и конкурентоспособного предложения на туристском рынке.
Проблема исследования - отсутствие предложений культурно-познавательных туров, предлагаемых туроператором «Росскурорт» (г. Омск), согласно предпочтениям туристов. Цель данного исследования - проектирования культурного-познавательного тура по Омской области согласно мнению потребителей.
ЮНЕСКО выделяет около 800 объектов по всему миру, которые находятся в списке всемирного наследия, 120 из них находятся в России. Мы разделяем точку зрения А.В. Дроздова, что развитие туризма в определенной степени зависит от уникальности культурного наследия. Уровень культурного развития может быть использован для создания благоприятного имиджа туристского направления на рынке услуг [3].
Анализируя точки зрения различных авторов и в том числе А. П. Дуровича, можно констатировать, что туризм вполне объясним с точки зрения теории потребностей человека как основы возникновения культуры. Суть этой теория такова: поначалу Homo sapience (человек разумный) был неким индивидом, целью которого было удовлетворение, прежде всего витальных (то есть жизненных потребностей). По мере того, как он и его соплеменники многократно совершали одни и те же действия, они научились думать, анализировать, в результате из определенных действий складывалась вполне упорядоченная, то есть нормированная деятельность, а это - признак культуры. И наряду с физическими потребностями появились социальные и духовные потребности, которые тоже нужно было реализовывать, что и привело к появлению культуры [4].
Согласно мнению Е. Н. Сапожниковой, минимальный набор объектов туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определённая концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить: памятники
археологии; памятники ландшафтной архитектуры; исторические и культурные памятники; культовые и гражданские архитектурные памятники; сельские поселения; музеи; театры; выставочные залы; объекты этнографии; народные промыслы и ремесла; центры прикладного искусства; технические комплексы и сооружения [6].
Рассмотрим возможности Омской области для развития культурно-познавательного туризма. Область обладает для этого достаточным потенциалом. Особенно следует отметить те культурные мероприятия, которые уже проводятся и пользуются интересом у туристов.
Как показал анализ литературы и источников, в Омской области регулярно проводится фестиваль «Душа России». В рамках фестиваля проводятся дни культуры районов области, фестиваль эстрадного танца «Ритмы молодости», фестиваль кукольных театров «В мире сказок», областной и районный конкурс патриотической песни и др. За последние годы в области создали специальные условия для активного процесса национально-культурного восполнения и создания национально-культурных автономий и объединений. В Омской области имеется 5 национально-культурных автономий, 29 национально-культурных центров, 40 центров в 18 районах области с компактным проживанием российских немцев. С 2001 года проводится фестиваль «Единение» по форме «Альманах культур народов»: тюркские народы; славянские народы; народы Западной Европы и стран Балтии; народы Кавказа, стран Ближнего и Дальнего Востока [5].
Таким образом, в Омской область имеются большие возможности для ознакомления туристов с культурой различных народов, проживающих на территории области, среди них: татары, казахи, немцы, латыши, белорусы, украинцы, евреи, армяне и т. д.
На территории Омской области расположено около 1700 памятников истории и культуры, начиная от древних поселений, стоянок, курганов и до современных мемориальных комплексов, что позволяет развивать культурно-познавательный туризм.
Компания «Росскурорт» занимает лидирующие позиции на рынке туристических услуг города Омска
и является лидером по продаже туров в поселок Боровое, Горный Алтай, Яровое. Компания предоставляет большой выбор экскурсий и туров по Омской области. В ходе нашего исследования нами проведен анализ предложений культурно-познавательных туров по Омской области.
Среди культурно-познавательных туров, предлагаемых компанией «Росскурорт», можно выделить: «Загадки пяти озер» - 4 дня, «Окуневский ковчег» - 4 дня, «Ачаирский монастырь - 4 дня, «Таежное ралли» - 6 дней.
В феврале 2016 году нами было проведено анкетирование клиентов компании «Росскурорт» с целью выявления мнений потенциальных потребителей для создания нового культурно-познавательного тура по Омской области. За генеральную совокупность была принята общая численность клиентов за 2015 год - 120000 человек. Объем выборки составил 383 человека, при вероятности 95%, доверительный интервал +/- 5%. Респондентам было предложено заполнить анкету для выявления их интересов относительно отдыха по Омской области.
По результатам исследования нами выявлено следующее. По ответам респондентов определили уровень образования. Так, большая часть опрошенных имеет высшее образование - 43%; среднее специальное - 30%; среднее - 9%; неполное среднее - 8%; неполное высшее - 10%. Соотношение указывает на высокий образовательный уровень респондентов, что и влияет на выбор видов туризма. Это позволяет в качестве наиболее популярных видов туризма выбирать те виды, которые достаточно полно реализуют высокий образовательный потенциал туристов, а также удовлетворяют их разнообразные интеллектуальные потребности. В связи с этим большие перспективы связаны, на наш взгляд, с культурно-познавательным туризмом.
Следующим вопросом, который является, по
нашему мнению, важным - это выбор места отдыха.
Ответы респондентов оказались следующие: поселок
Большеречье - 38%; озеро Ульжай - 8%; город Тара -
15%; озеро Данилово - 14%; Ачаирский монастырь -25% (рис. 1).
Рис. 1. Места отдыха в Омской области, %
п. Большеречье оз. Ульжай г. Тара оз. Данилово Ачаирский монастырь
15
8
Как видно из диаграммы самым распространенным направлением отдыха в Омской области является поселок Большеречье. Наличие зоопарка и культурных комплексов привлекает сюда большую часть туристов.
Респонденты отметили типы размещения в туре (рис. 2). Гостиница - 50%; база отдыха - 29%; санаторий - 15%; частный сектор - 6%. Таким образом, большая часть опрошенных предпочитает комфортное размещение.
50
гостиница база отдыха санаторий частный сектор
Рис. 2. Типы объектов размещения, %
Среди предпочтительных видов туров были выбраны следующие (рис. 3): культурно-познаватель-
ный - 60 %; самодеятельный - 15%; деловой - 20%; религиозный - 5%.
6
Лидирующие позиции занимает культурно-познавательный туризм. Это связано с тем, что познание культуры народов, их обычаев, традиций является побуждающим мотивом для путешествий.
Мнение респондентов относительно экскурсий: 27% респондентов предпочитают больше узна-
Относительно продолжительности тура респонденты выбрали следующие варианты: 4 дня -9%, 3 дня - 33%, 2 дня - 47%, 1 день - 11%. В сред-
нем туристы готовы отдыхать в Омской области от
двух до трех дней.
вать исторические достопримечательности, 33% предпочли познавать в свободное время культуру. Именно поэтому популярными экскурсиями стали как исторические, так и культурно-познавательные (рис. 4).
При выборе средства передвижения наибольшая часть - 61% респондентов выбрали теплоход, 29% - автобус, 10% - автомобиль (рис. 5).
Рис. 5. Предпочтения в средстве передвижения, %
Связано это, как правило, с тем, что теплоход является нестандартным средством передвижения, что вызывает интерес у туристов.
Кроме того был определен возраст туристов. Наибольший процент - 37% приходится на возрастную группу 35 - 50 лет. По вопросу питания большая часть респондентов - 60% выбрала питание в отеле.
Полученные в ходе анкетирования данные дают возможность создать наиболее качественный и востребованный тур, позволяя учитывать пожелания потребителей. Этот тур даст возможность туроператору «Росскурорт» расширить спектр предлагаемых туристам программ, тем самым, обеспечив увеличение объема продаж, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности фирмы на Омском рынке туруслуг.
При создании данного тура мы воспользовались технологией проектирования следующих авторов: А. П. Дуровича, Е. Н. Ильиной; нормативными документами - ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскур-сионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» [1,2]; а также изучили различные категории гостиниц, транспортную систему, музеи, достопримечательности и природные объекты.
Программа создаваемого тура - это одна из самых главных и трудных задач при разработке турпро-дукта, ведь оттого как будет проложен маршрут и какие объекты в нем будут находиться, зависит его востребованность среди потребителей. Именно поэтому тур должен быть интересным и очень хорошо проработанным. Для этого из всего многообразия достопримечательностей выбираются, только те объекты, которые наилучшим образом вписываются не только
в тематику тура, но и раскрывают местность с разных сторон.
Проанализировав множество достопримеча-
тельностей и маршрут создаваемого тура, нами были
отобраны следующие объекты показа:
1. Государственный Большереченский зоопарк. Является единственным в России сельским зоопарком. Здесь насчитывалось 206 видов млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий и рыб, которых уже более 2000 экземпляров. Из них 31 вид занесен в Красную книгу России и международную Красную книгу.
2. Картинная галерея. В коллекцию галереи входят картины художников К.П. Белова, А.Н. Либе-рова, В.В. Кукуйцева, Д.А. Темерова, Ф. Халилова, Б.Н. Николаевой, а также работы известных самодеятельных художников Большеречья - М.С. Байдалова, З.М. Дубенской, И.Н. Лапина. Помимо этого представлено декоративно-прикладное искусство местных мастеров резьбы по дереву, плетение из лозы, работы по бересте, вышивание. Вся коллекция собственного хранения, более 370 произведений живописи, графики и художественного фото.
3. Историко-этнографический музей. Он знакомит посетителей с историей края, предметами сибирской старины и уникальными находками, которые были найдены на Большереченской земле. Представленные экспонаты: останки мамонтов, бизонов, носорогов.
4. Историко-культурный комплекс «Старина Сибирская». Основу комплекса составляют памятники деревянного зодчества, охраняемые законом: дома зажиточных крестьян Гладковых, дом ямщика Копье-ва. В домах туристов ждет театрализованное представление, мастер-классы по ремеслу 19 века. В комплексе детально восстановлены жилые, хозяйственные постройки, условия жизни и быта людей, ушедших эпох.
Таким образом, изучив мнение потребителей и методику проектирования туров, предложенную различными авторами, нами спроектирован тур «Вниз по Иртышу» 2 дня/1 ночь. В качестве размещения выбрана гостиница «Русь», которая находится в Большеречье. Питание туристов будет проходить в кафе «Лагуна» - это завтраки, обеды и ужины. Во второй день во время посещения экскурсии в «Старину Сибирскую» обед проходит на территории комплекса и включен в стоимость экскурсии. Трансфер туристов осуществляется на водном судне «Ракета», следующим по маршруту Омск - Большеречье -Омск.
Разработанный культурно-познавательный тур предполагает комбинированное передвижение: на водном судне, сопровождаемое ознакомительными лекциями, передвижение пешком по объектам показа по территории поселка. При этом, учитывая, что тур наиболее интересен в летний период - предполагаемое время организации такого тура - с июня по сентябрь. Именно в этот период времени туристы имеют наибольшие возможности максимального ознакомления с представляемыми объектами показа. Кроме того, известно, что в теплое время года культурно-познавательный тур становится наиболее интересным и запоминающимся. Программа тура представлена в таблице 1. мма тура
_Таблица 1
1 День 7:00 - встреча на Речном вокзале у пристани с табличкой, на которой название отправляющей фирмы и фамилия руководителя группы. Посадка на водное судно «Ракета». Во время поездки экскурсовод читает лекции по истории Омской области. 8:15 - лекция на тему «Об Иртыше» (40 минут); 9:20 - лекция об истории поселков вдоль Иртыша (40 минут); 12:00 - прибытие в Большеречье, размещение в гостинице «Русь», обед в кафе «Лагуна»; 14:00 - экскурсия в зоопарк (продолжительность 3 часа); 17:00-18:00 - ужин в кафе «Лагуна»; 18:15 - пешеходная экскурсия в Историко-этнографический музей; 20:00 - свободное время.
9:00 - завтрак в кафе;
10:30 - пешеходная экскурсия в историко-культурный комплекс «Старина Сибирская» (продолжитель-
2 День ность 4 часа, обед на территории комплекса);
15:30 - экскурсия в картинную галерею (40 минут); 16:30-18:00 - свободное время;
18:00 - оправление с причала в Омск.
Просчитав все затраты мы определили из рас- ки и прибыль компании - 348 рублей, а также пред-чета на 1 человека себестоимость данного тура - ставили калькуляцию тура (табл. 2, 3). 3480 рублей, розничную цену - 4517 рублей, издерж-
Таблица 2
Параметры технико-экономических расчетов Стоимость (руб.)
На человека На группу (10 чел)
Трансфер 600 6000
Размещение 900 9000
Питание 1540 15400
Экскурсионное обслуживание 440 4400
Итого: 3480 34800
Таблица 3
Калькуляция тура_
Статья калькуляции Стоимость (руб.)
На человека На группу (10 чел)
Полная себестоимость 3480 34800
Издержки и прибыль турагентства 348 3480
Отпускная цена 3828 38280
НДС (18%) 689 6890
Розничная цена 4517 45170
Таким образом, изучив экскурсии и туры компании «Росскурорт», проведя анкетирование потенциальных потребителей, было выявлено, что омские туристы предпочитают всем остальным видам туризма - познавательный, это связано с тем, что людей интересует культура, история и быт предков. Большинство туристов в путешествиях хотят увидеть как можно больше объектов, которые смогли бы дать объективную и полную информацию о дестинации. Самым популярным местом отдыха в Омской области, по мнению респондентов, оказался поселок Большеречье. Это можно объяснить хорошим месторасположением у реки Иртыш, наличием зоопарка и культурно-исторических комплексов. Также в поселке имеются средства размещения и питания. При проектировании тура были изучены наиболее интересные культурные объекты поселка Большеречье. В тур включены четыре экскурсионных объекта: ис-торико-этнографический музей, комплекс «Старина Сибирская», зоопарк и художественная галерея.
Данный тур носит культурно-познавательный характер, так как знакомит туристов с культурой и обычаями местного населения. По нашему мнению, тур также может быть интересен различным возрастным группам в связи с тем, что приобщение к культу -ре своей малой Родины, изучение ее истории является важным фактором для всестороннего развития личности. Новизной в туре является то, что туристы добираются до места проведения тура по воде, кроме того им будет предложено достаточное количество сводного времени для ознакомления с поселком.
В рамках проведенного исследования выработаны следующие предложения для руководства компании «Росскурорт».
1. Предлагать туристам медицинскую страховку, изначально не включенную в тур, которая оформляется по желанию туристов.
2. Обзванивать туристов примерно за один час до отправления теплохода, чтобы предотвратить опоздание туристов к началу тура.
3. В ваучере указывать номер горячей линии, чтобы туристы могли обратиться за помощью к туроператору в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с пребыванием в туре.
4. В качестве средств рекламной информации использовать следующие виды рекламы: печатная реклама (листовки); реклама в интернете; объявления на «Авторадио», «Радио Сибирь» [7].
5. Для повышения лояльности потребителей использовать внесезонные и специальные скидки на тур. Чем ранее до начала сезона приобретается услуга, тем больше должна быть величина скидки. К специальным скидкам относятся скидки на туры для молодоженов и скидки для пенсионеров. Они не приносят финансового эффекта сразу, но способствуют образованию долгосрочных отношений между туристским отделом и клиентами.
В заключении отметим, что разработанный нами тур «Вниз по Иртышу» 2 дня/1 ночь отвечает всем необходимым требованиям к проектированию культурно-познавательных туров. Продвижение данного тура будет способствовать популяризации вну -треннего туризма для жителей нашего региона и соседних областей, патриотическому воспитанию, любви к родному краю, его традициям и истории, что является важным фактором устойчивого социокультурного развития Омской области, а также принесет экономическую прибыль компании.
Библиографический список
1. ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг». Утвержден: Госстандарт России (21.06.1994). Дата введения: 1 января 1995 г.
2. ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
3. Дроздов, А. В. Основы экологического туризма [Текст]: учебное пособие / А. В. Дроздов. - М.: Гар-дарики, 2005. - 271 с.
4. Дурович, А.П. Организация туризма [Текст]: учебное пособие / А.П. Дурович. - Минск: Новое знание, 2006. - 640 с.
5. Есипова, С.А. Характеристика туристского потенциала Омской области (на примере Омского района) [Текст] / С. А. Есипова // Материалы II региональной научно-практической конференции. Новокузнецк. -2009. - С. 52-58.
6. Сапожникова, Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Сапожникова. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
7. Малыгина, М. В. Реклама как средство продвижения услуг на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма на примере суши-бара «Зебры» [Текст] // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - № 1 (17). - С. 3944.
References
1.GOST R 50681-94 «Tourist and excursion service. Design of tourist services». Approved: State Standard of Russia (21.06.1994). Introduction Date: January 1, 1995.
2. GOST 50644-94 «Tourism and travel services / requirements to ensure the safety of tourists and day-trippers».
3. Drozdov A. V. Osnovy ekologicheskogo turizma: uchednoe posobie [Fundamentals of ecological tourism]. V. A. Drozdov. Moscow, Gardariki, 2005, 271 p.
4. Durovich A. P. Organizatsiya turizma: uchednoe posobie [Tourism organization]. Ed. By A. P Durovich. Minsk, New knowledge, 2006, 640 p.
5. Esipova S. A. Harakteristika turisticheskogo potrntsiala Omskoj oblasti (na primere Omskogo rajona) [Characteristics of the tourist potential of the Omsk region (on an example of Omsk region)]. Materialy II regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Novokuznetsk. - Proceedings of the II regional scientific-practical conference, Novokuznetsk, 2009, pp. 52-58.
6. Sapozhnikova E. N. Stranovedenie. Teoriya I metodika turistskogo izucheniya stran: uchednoe posobie [Geography. Theory and methods of study of tourist countries ]. Ed. By E. N. Sapozhnikova. Moscow, Academy, 2007, 240 p.
7. Malygina M. V. Reklama kak sredstvo prodvizheniya uslug na predpriyatiyah sotsial'no - kul' turnogo servisa I turizma na primere cushi-bara «Zebry» [Advertising as a means of promotion of services at the enterprises of socio-cultural service and tourism on the example of a sushi bar "Zebra"]. Vestnik Sibirskogo institute biznesa i informatsionn''h tehnologii. - Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology, 2016, no 1(17), pp. 39-44.
PROJECTION OF CULTURAL AND COGNITIVE TOUR OF THE OMSK REGION
Marina V. Malygina,
Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports
Abstract. The article is devoted to the design of cultural and cognitive tour of the Omsk region. During the survey conducted by the company's clients "Rosskurort" a new tourism product was developed according to consumer preferences. It provide recommendations to the company management, which will help to promote the tour on the market.
Keywords: cultural and cognitive tour, projection, survey, architectural monuments, excursions, tourist market, costing travel, advertising, custom, tradition.
Сведения об авторе:
Малыгина Марина Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 01.09.2016.