Научная статья на тему 'Проектирование корпоративной автоматизированной информационной системы «Банкомат +»'

Проектирование корпоративной автоматизированной информационной системы «Банкомат +» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1234
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соловьёв В.В., Ткалич В.Л.

В работе рассмотрена возможность создания автоматизированной информационной системы, охватывающей все аспекты работы банкоматов. Рассмотрены возможности программ-аналогов. Построена структурная схема проектируемой системы. Приведено описание возможностей автоматизированной системы, особенностей ее создания и и внедрения..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Соловьёв В.В., Ткалич В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование корпоративной автоматизированной информационной системы «Банкомат +»»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

«БАНКОМАТ +»

В.В. Соловьёв Научный руководитель - д.т.н., профессор В.Л. Ткалич

В работе рассмотрена возможность создания автоматизированной информационной системы, охватывающей все аспекты работы банкоматов. Рассмотрены возможности программ-аналогов. Построена структурная схема проектируемой системы. Приведено описание возможностей автоматизированной системы, особенностей ее создания и и внедрения..

Введение

Одним из наиболее эффективных и экономичных устройств для предоставления розничных банковских услуг является банкомат (АТМ). Банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета и проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкоматная сеть представляет собой совокупность АТМ, устанавливаемых в филиалах банка, торгово-сервисных предприятиях или на территории корпоративных клиентов банка, и каналов передачи данных, связывающих терминальные устройства с процессинговым центром банка. При этом качество обслуживания клиентов банка в банкоматной сети определяется, с одной стороны, составом и содержанием предлагаемых банком услуг, с другой стороны, их доступностью. Доступность предлагаемых услуг напрямую зависит от численности и раз-ветвленности банкоматного парка, режима работы банкоматов, а также от качества работы сети банкоматов в целом. Степень удовлетворенности клиента может быть повышена путем установки дополнительного «избыточного» числа банкоматов, однако этот путь требует значительных затрат. Количественно степень удовлетворенности клиента может быть определена как вероятность получения услуги при обращении к ATM. На этот показатель влияют частота и длительность периодов неработоспособности банкоматов. Под неработоспособностью банкомата подразумевается отсутствие по тем или иным причинам возможности обеспечивать банкоматом выполнение основной функции - выдачи наличных денежных средств [1]. Причинами, приводящими к неработоспособности банкомата, могут являться:

• отказы технических средств и программного обеспечения;

• неисправность канала связи;

• отсутствие ресурсов расходных материалов (журнальной и чековой ленты) и наличных денежных средств.

Для сокращения времени простоя банкоматов создаются различные автоматизированные информационные системы. Информация, которую приходится учитывать при работе банкомата, весьма разнообразна. Соответственно, различны и задачи, которые решаются автоматизированными системами. В настоящее время существует большое количество автоматизированных информационных систем для учета проводимых мероприятий по обслуживанию банкоматов. Но не все банки приобретают уже готовые программные продукты, предпочитая разрабатывать подобные корпоративные автоматизированные информационные системы своими силами. Но и готовое, и «собственное» ПО ориентировано на решение лишь некоторых задач. Возможно ли создать такую универсальную автоматизированную информационную систему, которая охватывала бы не только все вопросы, возникающие при работе банкоматов, но и всю деятельность, связанную с ними?

Обзор аналогов

ATM-Analyst. Автоматизированная система «ATM-Analyst» предназначена для решения задач контроля и анализа показателей работоспособности сети банкоматов. Целью внедрения автоматизированной системы «ATM-Analyst» является сокращение времени простоя банкоматов. В состав автоматизированной системы «ATM-Analyst» входят следующие компоненты:

• входные файлы (от системы мониторинга сети банкоматов и системы сервисного обслуживания сети банкоматов);

• хранилище данных;

• сервер базы данных;

• сервер безопасности;

• база данных безопасности;

• OLAP-сервер;

• средства загрузки хранилища данных;

• модуль «Администратор»;

• модуль «Аналитик».

В соответствии с устанавливаемым регламентом на вход автоматизированной системы «ATM-Analyst» поступают входные файлы от систем мониторинга и сервисного обслуживания сети банкоматов за период времени (например, за сутки). Эти входные данные с помощью средств загрузки записываются в хранилище данных. Хранилище данных в результате содержит всю необходимую информацию для решения задач контроля и анализа работы сети банкоматов.

Для обеспечения доступа к аналитической информации используется OLAP-сервер (On-line Analytical Processing сервер). Работа пользователя категории «системный аналитик» с аналитической информацией осуществляется с помощью модуля «Аналитик», обеспечивающего представление аналитической информации в форме таблиц, графиков, диаграмм. Обеспечение требований по безопасности при функционировании автоматизированной системы «ATM-Analyst» осуществляется с использованием сервера безопасности, базы данных безопасности и модуля «Администратор». Сервер безопасности обеспечивает решение следующих задач: введение пользователей в систему, аутентификация пользователей, аудит выполняемых пользователей операций. Данные по пользователям, журнал аудита, параметры настройки автоматизированной системы «ATMAnalyst» хранятся в базе данных безопасности. Модуль «Администратор» обеспечивает диалоговое взаимодействие с пользователем категории «администратор» при изменении параметров настройки автоматизированной системы «ATM-Analyst» и ведении нормативно-справочной информации в хранилище данных [2].

ATM-Monitor. Автоматизированная система «ATM-Monitor» предназначена для автоматизации деятельности персонала банка и сервисных компаний, участвующих в процессе эксплуатации сети банкоматов.

Целью создания автоматизированной системы «ATM-Monitor 1.0» являются улучшение показателей качества работы сети банкоматов за счет:

• оперативного выявления проблемных ситуаций в сети банкоматов;

• оперативного формирования заявок на сервисное обслуживание;

• контроля выполнения заявок на сервисное обслуживание.

Система «ATM-Monitor» обеспечивает выполнение следующих основных функций:

• графическую визуализацию технического состояния банкоматов в заданном масштабе времени;

• индикацию фактов неработоспособности банкоматов в разрезе причин неработоспособности;

• выдачу детальной информации по факту неработоспособности;

• контроль показателей качества работы сети банкоматов;

• формирование заявки на сервисное обслуживание в сервисную компанию;

• контроль выполнения заявки на сервисное обслуживание.

Система «ATM-Monitor» может осуществлять взаимодействие с системой сервисного обслуживания «БИТ: Сервисное предприятие», обеспечивая передачу заявок на сервисное обслуживание и прием данных о выполнении заявок [2].

БИТ: Сервисное предприятие. Автоматизированная система «БИТ: Сервисное предприятие» предназначена для автоматизации бизнес-процессов малых и средних предприятий сферы услуг, обеспечивающих:

• сервисное обслуживание контрольно-кассовых машин, транзакционного оборудования (банкоматы, торговые терминалы), средств вычислительной техники и другого оборудования;

• услуги телефонной связи;

• коммунальные услуги и многое другое.

Автоматизированная система «БИТ: Сервисное предприятие» состоит из трех компонентов:

1. комплекс программ «Договор»;

2. комплекс программ «Сервис»;

3. компонента «1С: Бухгалтерия 7.7: Конфигурация Сервисное обслуживание».

Компонента «Договор» обеспечивает выполнение следующих функций:

• ведение договоров предприятий как в целом по организации, так и по внутренним подразделениям;

• автоматический расчет стоимости работ/услуг, оказанных за выбранный период;

• групповое или выборочное формирование счетов по контрагентам, договорам, исполнителям и типам работ;

• учет взаиморасчетов с заказчиками;

• формирование аналитических отчетов о заключенных договорах, состоянии оборудования, дебиторах, полученных и планируемых доходах и т. д.;

• информационное взаимодействие с программой «1 С: Бухгалтерия 7.7: Конфигурация Сервисное обслуживание».

Компонента «Сервис» обеспечивает выполнение следующих функций:

• регистрация заявок на сервисное обслуживание;

• планирование и учет выполнения работ по заявкам на сервисное обслуживание;

• учет выполнения заявок на сервисное обслуживание;

• учет израсходованных материалов и комплектующих;

• учет отказов оборудования с детализацией по категориям дефектов и отказавшим узлам;

• выставление счетов за израсходованные детали и дополнительные работы и, не предусмотренные договором;

• получение аналитических отчетов о состоянии оборудования, выполнении заявок, оказанных услугах, использовании транспортных средств, отказах оборудования и т. д.

Компонента «1 С: Бухгалтерия 7.7. Конфигурация Сервисное предприятие» обеспечивает возможность:

• группового или выборочного формирования счетов, актов оказания услуг и счетов-фактур в любой валюте;

• автоматической выгрузке за указанный период оплат за работы/услуги из программы «1С Бухгалтерия 7.7»;

• приема информации о контрагентах, договорах, работах и номенклатуре обслуживаемых изделий;

• выгрузки данных об ассортименте и количестве материалов и комплектующих на складах;

• автоматического формирования документов по оплате коммунальных услуг и междугородних/международных переговоров [2].

Автоматизированная информационная система «Банкомат +»: ее структура и возможности

Как уже говорилось, что не все банки приобретают готовые программные продукты, предпочитая разрабатывать подобные автоматизированные системы своими силами. Непосредственной разработкой ПО занимается головной офис банка, решая определенные задачи для процессинга, и может предоставить филиалам, как показано на рисунке, только мониторинг технического состояния их банкоматов. К сожалению, филиалам для решения своих задач по обслуживанию банкоматов порой не хватает возможностей ПО, разработанного в головном офисе банка. Создание автоматизированной информационной системы «Банкомат +» позволит решить данные задачи и оптимизировать ресурсозатраты по обслуживанию банкоматов. На рис. 1 изображена схема подключения проектируемой системы в работу банкоматной сети. По каналам связи ведется передача данных от банкоматов в процессинговый центр. Из головного офиса в технический отдел передается информация о состоянии банкоматов. Разрабатываемая система должна устанавливаться в филиале и подключаться по другому каналу связи напрямую к банкоматам. На каждом банкомате с помощью всевозможных технических средств разрешается доступ к его информационным ресурсам не только с головного офиса, но и из филиала банка. В частности, разрешается доступ к файлам электронного журнала, которые и будут служить входными параметрами для автоматизированной информационной системы.

Целью создания данной автоматизированной системы являются:

• сокращение времени простоя в работе банкоматов;

• мониторинг состояния банкоматов в реальном времени;

• автоматическое планирование профилактических работ по техническому обслуживанию;

• ведение статистики по выполненным работам;

• прогнозирование появление неисправностей в работе банкоматов;

• возможность экспертной помощи техническим специалистам в вопросах неисправностей банкоматов;

• возможность планирования маршрутов проезда по городу для оптимизации трудозатрат;

• эффективное взаимодействие между отделами по вопросам работы банкоматов.

Анализ используемых технологий разработки программного обеспечения показал, что наиболее совершенная и прогрессивная технология - это «клиент-сервер», с использованием возможности WEB/database. WEB предлагает стандартизацию пользовательского интерфейса, возможность совместной работы приложений от разных платформ, простоту разработки приложений, легкость поддержки, хорошо стандартизированные отношения «клиент-сервер», возможность использования Интернета. Одновременно базы данных предлагают мощный метод упорядочения и сопровождения информации, представляемой на WEB-страницах, возможность использовать для поиска информации SQL-сервер [3]. Использование этих технологий при создании проектируемой системы позволит быстро и качественно реализовать задуманное.

Автоматизированная информационная система «Банкомат +» включает в себя шесть основных частей (рис. 1):

• базу данных;

• экспертный модуль для технического обслуживания;

• модуль прогнозирования;

• мониторинг состояния банкоматов;

• модуль автоматизированного планирования маршрутов проезда;

• автомобильный мониторинг.

База данных будет хранить всю информацию - от серийных номеров каждого устройства до количества купюр, загружаемых в каждую кассету каждого банкомата.

Рис. 1. Схема подключения автоматизированной системы "Банкомат +" в работу

и ее основные модули

Экспертный модуль для технического обслуживания позволит техническим специалистам добавлять информацию о ранее неизвестной поломке и ее решении, а также быстро находить причину уже встречавшихся неисправностей в работе банкоматов. Создание такого модуля позволит частично решить вопрос о повышении квалификации технических специалистов, а также даст возможность техническому отделу не потерять основных знаний по решению проблем банкоматов в связи с уходом в отпуск или увольнением ведущего специалиста.

Модуль прогнозирования позволит ориентироваться в сроках окончания денежных средств и расходных материалов, а также предупреждать о возможном появлении неисправности на конкретном банкомате. Данный модуль будет взаимодействовать с модулем автоматизированного планирования маршрутов проезда и модулем автомобильного мониторинга. В свою очередь, модуль планирования маршрутов позволит оптимизировать ресурсозатраты на инкассацию и техническое обслуживание банкоматов. А модуль автомобильного мониторинга в совокупности со специальным оборудованием и рабочим местом оператора позволит следить за местонахождением автомобилей и предупреждать водителей о возникших на дорогах пробках, корректируя маршрут. Взаимодействие этих трех модулей значительно сократит временные затраты на выполнение поставленных задач, связанных с перемещением по городу.

Модуль мониторинга состояния позволит динамически отслеживать работу банкоматов и своевременно реагировать на появление неисправности. Взаимодействие данного модуля с модулем прогнозирования также будет помогать выявлять неста-

бильную работу каждого банкомата, что позволит сократить временные затраты на внеплановые проверки.

Заключение

Создание автоматизированной системы «Банкомат +» решит много повседневных проблем работников технического отдела банка, а также позволит оптимизировать ресурсозатраты и учитывать всю информацию, окажет незаменимую помощь в оформлении всех отчетов по работе банкоматов.

Литература

1. Авербух О.В. Качество работы банкоматной сети: как и чем его измерить? //Журнал «ПЛАС. Платежи, системы, карточки». 2004. №1.

2. http://www.bit-it.ru/

3. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: ПИТЕР, 2000. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.