Научная статья на тему 'Проектирование как стадии творчества'

Проектирование как стадии творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
идея / эскиз / клаузура / масштаб / антураж / графика / idea / sketch / clause / scale / entourage / graphics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшнар Мансуров

Статья посвящена вопросам творческого подхода в решении формирования, совершенствования и сохранении идеи художественного образа в архитектуре и дизайна зданий, сооружений и ландшафта на на всех стадиях проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity as design stages

The article to the issues of a creative approach in solving the formation, improvement and preservation of the idea of ​​an artistic image in architecture and design of buildings, structures and landscape at all stages of design are devoted.

Текст научной работы на тему «Проектирование как стадии творчества»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Creativity at design stages

Yashnar MANSUROV1

National Institute of Arts and Design named after Kamaliddin Bekhzad

ABSTRACT_

The article to the issues of a creative approach in solving the formation, improvement and preservation of the idea of an artistic image in architecture and design of buildings, structures and landscape at all stages of design are devoted.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Keywords:

idea,

sketch,

clause,

scale,

entourage,

graphics.

ARTICLE INFO_

Article history:

Received August 2021 Received in revised form 20 August 2021 Accepted 25 September 2021 Available online 25 October 2021

Ижод лойи^алаш босцичлари сифатида

_ АННОТАЦИЯ_

Калт-ссузлар,- Мацола бино, иншоот ва ланшафтни меъморчилик,

дизайн ижодий ёндошув саволларини лойих,алаш хамма эскиз, - - - „ -

босцичларида гояни сацлаб цолиш, бадиий образини

масштаб,' шакиллантириш ва сайцаллаштириш масалаларига багиш-

антураж, ланган.

графика.

Проектирование как стадии творчества

_ АННОТАЦИЯ_

Юиочевыеаюва: Статья посвящена вопросам творческого подхода в

вде^ эски3, решении формирования, совершенствования и сохранении

клаузура, -

масштаб идеи художественного образа в архитектуре и дизайна

антураж,' графика. зданий, сооружений и ландшафта на на всех стадиях

проектирования.

1 Ph.D., Associate Professor, National Institute of Arts and Design named after Kamaliddin Bekhzad, Tashkent, Uzbekistan.

E-mail: [email protected].

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Issue - 2 № 5 (2021) / ISSN 2181-1415

ВВЕДЕНИЕ

Постановка архитектурного образования в республике и задачи высшей школы предопределяются спецификой профессии архитектора и его творческой деятельности. Содержание профессии архитектора и дизайнера изменяется с развитием общества, отражая объективные потребности нового понимания и мироощущения в процессе общественного производства, прогресс культуры, науки и техники. В период развёрнутого строительства материально-технической базы деятельность дизайнера, пронизывает все сферы производства, культуры и быта, направлена к решению главной гуманистической цели - улучшению условий жизни человека [1, 2, 3, 7, 8].

Предмет «Архитектурное проектирование», как метод теоретической основы проектирования - общественный процесс обучения и воспитания дизайнера. Методика исследует закономерные связи между учебной дисциплиной начиная с архитектурного проектирования зданий и сооружения, также архитектурного проектирования интерьеров и оборудования, деятельностью педагога-архитектора-дизайнера, и деятельностью градостроителей, конструкторов, и инженеров смежных специализаций [8, 1].

Для полноценного освоения предмета целесообразно проводить последовательно и взаимосвязано лекционные, практические занятия и самообразование, которые завершаются сдачей рефератов, курсовых проектов, самостоятельных работ и тестов. Каждая в свою очередь предлагается по принципу «от общего к частному» [1, 2].

Опираясь на современные представления о дизайне среды как новом виде пространственного искусства, проектирование как предмет формулирует принципы и методы проектного синтеза архитектурных и дизайнерских слагаемых нашего окружения в функционально-художественную целостность, содержит сведения о типологии видов и форм архитектурной среды, раскрывает технологию процессов их проектирования [4, 5, 6]. Здесь рассматриваются основные сведения по вопросам архитектурной композиции и методики проектирования жилых и общественных зданий и сооружений, а также комплексов, принципы объемно-планировочных решений, связь функциональных, конструктивных, эстетических и экономических задач, решаемых в процессе проектирования различных зданий и комплексов [2, 3].

Стадии проектирования. Опираясь на современные представления о архитектуре и дизайне среды как новом виде пространственного искусства, предмет формулирует принципы и методы проектного синтеза архитектурных и дизайнерских слагаемых нашего окружения в функционально-художественную целостность, содержит сведения о типологии видов гражданских зданий, состоящих из жилых и общественных зданий и сооружений и форм архитектурной среды, раскрывает технологию процессов их проектирования. Теоретические предпосылки и методические рекомендации по выполнению практических работ, способствуют развитию творческого мышления и профессиональных навыков. [1, 2, 3, 7].

Поскольку на подготовительном этапе собранная и изученная информация по аналогам суммируется и плавно вливается в содержание эскизных идей, основанная на них концепция не выходит за пределы традиционной проектной практики по объектам данной типологии [4, 5, 6].

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Issue - 2 № 5 (2021) / ISSN 2181-1415

Подходящие к нашему случаю рассуждения о том, что процесс научного познания основан на анализе, синтезе и развитии накопленного опыта, а процесс ТВОРЧЕСТВА - на отрицании этого опыта. На подготовительном этап при «мозговом штурме» формируются идеи и образы исследуемого объекта.

Общая характеристика проектируемого зданий слагается из оценки многих факторов, в основном таких как Архитектура и Дизайн, Экология, Социалогия, дающие представление о Многофакторной характеристике объекта проектирования.

1 этап. Определение образа выбранного объекта. Клаузура. Образ выбранного объекта формируется на первой стадии проектирования. Проводиться она в три стадии. Последовательность стадий способствует формированию образа и выбору окончательного решения объекта, которая отображается в виде клаузуры (проект объекта, выполненный без масштаба с отображением пяти его ракурсов: ситуационный план, план, фасад, разрез, перспектива или макет). Углублённое изучение функционального назначения объекта, его исторической, социальной значимости и художественного образа позволяет выбору наиболее оптимального решения [2].

Последствия этих ситуаций полностью отражаются и на учебном процессе. Разработка идей завершается целым парадом итогов работы творческого воображения. Выясняется, что чем больше конкурирующих идей, тем сложнее выбор. А рассматривать нужно не менее два полярных варианта. Более того, накопленный идейный материал теперь представляется базой ресурсов для принятия окончательного решения, достойного разработки. Творческий кризис разрешается: мгновенной догадкой, кристаллизацией самой впечатляющей и одновременно технически целесообразной идеи, озарением [2, 3].

ОЗАРЕНИЕ - долгожданный! результат труда творческого воображения, но приходит оно, как правило, вне времени работы над заданием, а на отдыхе, при случайном взгляде на предмет, порождающий молниеносно цепочку ассоциаций, которая свяжет воедино разрозненные и противоречивые идеи. Успех необходимо сразу же закрепить схемой, текстом, рисунком, цветом, даже если счастливая мысль пришла ночью - иначе она рассеется и никогда не вернется [7].

Озарение не поддается насилию, напору (всем известен феномен безуспешного поиска очков), но было бы иллюзией считать, что мозг отдыхает, если вы эту смертельно надоевшую, хотя и творческую, работу отложили.

Озарение может прийти и в стрессовой ситуации, если выясняется, что работу нужно представить уже завтра, а не через неделю, или обсуждение показало резко негативное отношение к вашим замыслам. Мобилизацию творческого мышления вызывает и торжественно обставленная учебная клаузура на неизвестную тему, ограниченная сжатыми сроками. Предшествующая клаузуре подготовка в виде освежения образной памяти, догадок относительно темы, обдумывание форм графической подачи, тревога создают в целом благоприятную по своей психологической напряженности обстановку, которая, может быть, и высечет искру озарения.

Этот феномен творческого мышления еще не раз повторится, даже на этапе рабочего проектирования. Последующие озарения могут поддержать осознание правильности развития проектного замысла, но могут и перечеркнуть прошлый успех, обесценить блеск первого озарения. Тем не менее и архитектор, и дизайнер

Жaмият ba иннoвaциялap - Oбщecтвo и иннoвaции - Society and innovations Issue - 2 № 5 (2021) / ISSN 2181-1415

дoлжны пpивыкнyть к тому, чтo пocтoяннoe oбдyмывaниe (oбязaтeльнo c кapaндaшoм в pycax!) пpoeктнoгo зaдaния и этaпoв пpoeктиpoвaния, coeдинeниe, pacчлeнeниe, вoзвpaт идeй ecть фopмa пpoфeccиoнaльнoгo cyщecтвoвaния c мaлeнькими нeдoлгoвeчными пpaздникaми твopчecкиx yдaч.

Пpoвepкa oкoнчaтeльнo cфopмиpoвaннoгo peшeния мoжнo oпpeдeлить пo cлeдyющим фaктopaм: та эcтeтичecкyю пoлнoцeннocть, фyнкциoнaльнyю цeлecooбpaзнocть, вoзмoжнocть eгo бeзбoлeзнeннoй peaлизaции тexничecкими cpeдcтвaми пoзвoляeт выяcнить, yдaлocь ли cбepeчь cвeжecть и xyдoжecтвeннyю нeпocpeдcтвeннocть пpoeктнoй идeи в пpoцecce ee фopмaлизaции cyxoй гpaфикoй чepтeжa.

Еть ли peцeпты избeжaть этйгй нeпpиятнoгo пpeвpaщeния?

Cнaчaлa нужте ycтaнoвить, в чeм эффeкт пpитягaтeльнocти yдaчнoгo эcкизa пpoeктнoй идeи. Moжeт быть, в выpaзитeльнocти accoциaции, тoчнo cooтвeтcтвyющeй зaдaчe и пpeдлaгaющeй нeoжидaннoe и opигинaльнoe ee peшeниe. А мoжeт в пpивлeкaтeльныx, нecтaндapтныx пpиeмax кoмпoнoвки экcпoзициoннoгo мaтepиaлa (pacпoлoжeниe пpoeкций пoд yглoм, coвмeщeния пpoeкций - плaн-фacaд, paзpeз-пepcпeктивa и т.п.). Или в кoмпoзиции гpaфичecкoй пoдaчи, ee cтилиcтичecкoй цeльнocти, yмeнии нe пepeйти гpaницy, oтдeляющyю пpoфeccиoнaльнyю лиxocть oт вyльгapнoй нeбpeжнocти aвaнтюpиcтa, yпycтившeгo вpeмя нa xyдoжecтвeннyю пoдгoтoвкy.

Coxpaнить в нeпpикocнoвeннocти фopмaльнo и дaжe coдepжaтeльнo пepвoнaчaльный зaмыceл те вceгдa yдaëтcя. Этo и те нyжнo. Xyдoжникaм xopomo извecтнo, что aвтopcкaя кoпия c пoнpaвивmeгocя пo cюжeтy и тexникe пpoизвeдeния никoгдa aбcoлютнo нe пoвтopит opигинaл. Пpoeктнaя идeя дoлжнa paзвивaтьcя, пpиoбpeтaть cвязь c мaтepиaльным миpoм, ee oтoбpaжeниe в гpaфикe cтaнoвитcя вeщecтвeнным дoкyмeнтoм пpoeктнoгo pemeния, гдe дeйcтвyют cвoи зaкoны oбpaзнoй пpeeмcтвeннocти. И лyчшeй пaмятью пepвoмy нaбpocкy бyдeт дeмoнcтpaция пocлeдoвaтeльнoгo coзpeвaния зaмыcлa в paбoчиx мaтepиaлax, пpилoжeнныx к гoтoвoмy пpoeктy. Пoэтoмy в учвбнсй paбoтe ачвнь вaжнo coблюдaть пpaвилo coxpaнeния в зaпиcяx, чepтeжax, pиcyнкax дaнныx o xpoнoлoгичecкoй пocлeдoвaтeльнocти пpoeктиpoвaния - oни cвидeтeльcтвyют o диетике пpoфeccиoнaльнoгo coзpeвaния дизaйнepa и пpeдcтaвляют мaтepиaл для apгyмeнтиpoвaннoй пoяcнитeльнoй зaпиcки.

2 этaп. Выдол^н^ пpoeкт в линияx и мacштaбe. Пpoмeжyтoчнaя cтaдия пpoeктиpoвaния пpoвoдитьcя в двa этaпa. в smx cтaдияx фopмиpyeтcя oбъeкт в мacштaбe и oпpeдeляeтcя пpaвильнocть выбpaнныx <popH и coдepжaния oбъeктa пpoeктиpoвaния. У^чняю^я пpoпopции и кoмпoзициoнныe peшeния. Boзмoжны уточтения нeкoтopыx пapaмeтpoв oбъëмнo-пpocтpaнcтвeннoгo peшeния oбъeктa и пpилeгaющeй тeppитopии. Двyxэтaпнocть cтaдий пpoeктиpoвaния в линияx и мacштaбe cпocoбcтвyeт пpинятию нaибoлee oптимaльнoгo pemeния.

3 этaп. Пpoeкт в apxитeктypнoй гpaфикe. Зaвepmaющим этaпoм являeтcя выпoлнeниe пpoeктa в apxитeктypнoй гpaфикe. Оц^нга зaключитeльнoгo нaдзopa xapaктepизyeт cпocoбнocти cтyдeнтa paбoтaть в apxитeктypнoй гpaфикe пpи выпoлнeнии cфopмиpoвaвmeгocя oбъeктa пpoeктиpoвaния. Нa этoй cтaдии зaвepmaeтcя пpoцecc пpoeктиpoвaния и пo итoгaм тpëx cтaдий пpoeктa oпpeдeляeтcя cпocoбнocти cтyдeнтa нa вcex тpëx cтaдияx пpoeктиpoвaния.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Issue - 2 № 5 (2021) / ISSN 2181-1415

ВЫВОДЫ

В творческом процессе важное значение имеет сохранение на всех стадиях проектирования ИДЕЮ и ОБРАЗ исследуемого объекта. Где не менее важным аргументом может быть РАСКРЫТИЕ АКТУАЛЬНОСТИ и ВОСТРЕБОВАННОСТИ выбранной темы. НОВИЗНА в решении проблем экологии, социологии и др. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ результатов в общественной жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Гельфонд А.Л. «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений». Москва, 2007.

2. Мансуров Я.М. Архитектурное проектирование. Учебник. НИХД, Т., 2021.

3. Шимко В.Т. - Архитектурно-дизайнерское проектирование. Учебн. пособие

2004.

4. ШНК. 2.07. 01-03. Градостроительство. Планирование и развитие застройки территорий городских и сельских населённых пунктов». - Ташкент, 2007.

5. ШНК 2.08.02-09. Общественные здания и сооружения. - Ташкент, 2009.

6. ШНК 2 08.02-09. Жилые здания. - Ташкент, 2009.

7. Мансуров Я.М. Методические указания по выполнению курсовых проектов по предмету Архитектурное проектирование. МРДИ им. К. Бехзода. - Ташкент. -2018. на узб. языке.

8. Aslanapa O. Turkish Art and Architecture. London: Faber and Faber Lim., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.