Научная статья на тему 'Проектирование как средство самореализации учащихся старших классов в учебной деятельности'

Проектирование как средство самореализации учащихся старших классов в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / деятельность старшеклассников / проектирование / проектный курс / самореализация / high school pupils' activities / development / project work / project course / self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньших Елена Вячеславовна

Представлена проблема развития личностных качеств старшеклассников путём включения их в ситуацию разносторонней деятельности. Акцент ставится на проектировании как одном из базовых при освоении старшеклассниками различного рода учебного материала, раскрывается также включение проектной деятельности учащихся в образовательные учреждения: примерные рабочие программы с включением в календарно-тематическое планирование отдельных уроков-проектов включение в сами уроки мини-проектов отдельные проектные курсы с учебным проектированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньших Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of the development of high school pupils" personal qualities by means of engaging them in the situations of versatile activities is discussed. Project work is suggested as one of the basic ways in studying different material, and various of ways are suggested for incorporating project work into the curriculum of educational institutions: syllabi including lessons with projects small-scale projects included into lessons separate courses involving project work.

Текст научной работы на тему «Проектирование как средство самореализации учащихся старших классов в учебной деятельности»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Житомирский К. Г. Эмансипация педагогики. М.: Изд-во Янус-К, 2002. 280 с.

2. Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате: Приказ Минобрнауки России, 15 февраля 2010 г. №117// Российская газета. Федеральный выпуск. 12 мая 2010. № 5179.

3. ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. 496 с.

4. Lunan Beng. United Kingdom Cadet Forces: Militarizing our Youth or Delivering Strategic Effect? Joint services command and staff college defense research paper, sep 06 - jul 07, p.39// www.da.mod.uk / colleges... publications / drp.Lunan.pdf

REFERENCES

1. Zhitomirskij K. G. Emansipacija pedagogiki. M.: Izd. Janus-K, 2002. 280 s.

2. Ob utverzhdenii Tipovogo polozhenija o kadetskoj shkole i kadetskoj shkole-internate: Prikaz Minobrnauki Rossii, 15 fevralja 2010 g. №117// Rossijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk. 12 maja 2010. № 5179.

3. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M.: Pedagogika, 1985.496 s.

4. Lunan Beng. United Kingdom Cadet Forces: Militarizing our Youth or Delivering Strategic Effect? Joint services command and staff college defense research paper, sep 06 — jul 07, p.39// www.da.mod.uk/colleges. publications/drp.. .Lunan.pdf

Е. В. Меньших

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлена проблема развития личностных качеств старшеклассников путём включения их в ситуацию разносторонней деятельности. Акцент ставится на проектировании как одном из базовых при освоении старшеклассниками различного рода учебного материала, раскрывается также включение проектной деятельности учащихся в образовательные учреждения: примерные рабочие программы с включением в календарно-тематическое планирование отдельных уроков-проектов; включение в сами уроки мини-проектов; отдельные проектные курсы с учебным проектированием.

Ключевые слова: развитие, деятельность старшеклассников, проектирование, проектный курс, самореализация.

E. Menshikh

PROJECT WORK AS A MEANS OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ SELF-REALIZATION IN LEARNING ACTIVITIES

The issue of the development of high school pupils ’ personal qualities by means of engaging them in the situations of versatile activities is discussed. Project work is suggested as one of the basic ways in studying different material, and various of ways are suggested for incorporating project work into the curriculum of educational institutions: syllabi including lessons with projects; small-scale projects included into lessons; separate courses involving project work.

Keywords: development, high school pupils’ activities, project work, project course, selfrealization.

Развитие ребёнка должно проходить в нормально. Его развитие будет искривлён-

свободных условиях. «Ни одно живое суще- ным, нарушенным, неполноценным» [1, с.

ство, скованное, зажатое или ограниченное 29]. Важная роль в развитии ребёнка принад-

какими-либо рамками, не может развиваться лежит обучению. Но главным требованием

к организации образовательного процесса должно быть обеспечение возможности свободного развития.

Для того чтобы обучающийся в ходе учебно-воспитательного процесса смог развивать свои личностные качества, а не только получать сведения из разных научных областей, он должен быть включён в «ситуацию деятельности», под которой понимается «часть учебно-воспитательного процесса, стимулирующая разностороннюю деятельность учащихся...» [2, с. 86].

Одним из компонентов деятельности старшеклассников является её цель. Цель — это планируемый результат, для достижения которого предпринимаются какие-либо действия или деятельность осуществляется в целом.

Целями деятельности старшеклассников могут являться:

1) развитие активного проявления себя в самых различных видах деятельности;

2) овладение техникой рефлексии;

3) достижение новых возможностей для дальнейшей самореализации.

В старшей школе становится одним из базовых при освоении различного рода учебного материала такой способ деятельности, как проектирование.

Проектирование следует охарактеризовать следующими действиями:

• стимулирование интересов детей;

•организация самостоятельной

деятельности;

• появление новых знаний и умений;

• приобретение и использование новых знаний в процессе конструирования и планирования.

При реализации проектной деятельности учителю следует учитывать:

• соблюдение чётких временных рамок выполнения проекта: серия уроков;

• формулирование чёткой цели выполнения проекта;

• трёхстороннее оценивание проекта: самооценка, оценка коллектива и оценка учителя;

• осуществление подбора учащихся в группы с учётом психологических, индивидуальных, интеллектуальных особенностей;

• создание ситуации успеха для каждого участника проекта.

Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

• целеполаганию и планированию деятельности;

• самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

• презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

• умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

• поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

• практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

• выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

• проведению исследования.

Для технологии проектирования характерно изучение и включение способов «мыслить далее», т. е. умение мысленно переносить себя в будущее и продумывать различные способы достижения поставленной цели. В настоящее время проектная деятельность учащихся включается во многие образовательные учреждения. Это могут быть:

1. Примерные рабочие программы с включением в календарно-тематическое планирование отдельных уроков-проектов.

Рабочая программа модифицируется на 10%. В неё включены уроки-консультации по проекту и уроки-презентации проектов.

В конце каждой четверти (на последнем уроке) старшеклассники представляют свои индивидуальные или коллективные проекты по заранее выбранным и согласованным с учителем темам. В середине же каждой четверти организуется урок-консультация по проекту. Форма представления проекта, участники, этапы контролируются учителем,

и по просьбе учащихся учитель консультирует их.

Уроки-консультации и уроки-презентации. Базовый уровень учебнопознавательной компетенции включает знание старшеклассниками основных работ по всем изученным разделам, а также умение применять весь изученный материал. Продвинутый уровень предполагает умение создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана. Информационная компетенция — это, прежде всего, умение работать со справочной информационной литературой.

В данном случае имеет место метод персоналий. Метод персоналий предполагает объёмный поиск информации, характерной для выдвинутой проблемы. При создании справочника, в целях экономии времени, а также более детальной и полной работы старшеклассникам целесообразно распределить роли-обязанности по составлению персоналий (персоналии выдающихся писателей XIX, XX, XXI веков, куда входят биографические материалы и мемуары):

• теоретики (занимаются непосредственно подбором материала);

• практики (оформляют материал в соответствии с заданными требованиями);

• редакторы, корректоры (занимаются обработкой материала);

• художники-оформители (занимаются оформлением обработанного материала);

• критики (вносят полезные советы и добавления к биографиям и приложениям, указывают на некоторые неточности и опечатки).

Список литературы играет вспомогательную роль, цель его — дать старшеклассникам, одноклассникам возможность расширить краткую информацию, полученную ими из созданного справочника. При оформлении списка старшеклассникам следует руководствоваться рекомендациями:

• в списке литературы вначале указывать основные из использованных источников общего характера: энциклопедии,

биографические словари и т. п. (ссылки на них в статьях справочника не даются);

• затем приводить источники, посвященные отдельным писателям, — монографии, биографические статьи в собраниях трудов, статьи к юбилейным датам и др.

2. Включение в сами уроки минипроектов.

Довольно сложно по времени в течение урока создать собственный «учебник». Если учитель хочет выстроить ту или иную степень идеальности в пределах урока, то итогом работы с определённой темой (с учебным содержанием) должно стать не решение проблемы (задачи), а составление задачи или пути решения той или иной проблемы. Это и будет оптимальный режим работы для учащихся старших классов, где они смогут создать, например:

• перечень собственных наблюдений и экспериментов;

• персоналии известных писателей;

• алгоритм заданий;

• схему выполнения работы;

• библиографический список научных журналов.

3. Отдельные проектные курсы с учебным проектированием.

Примером может являться проектный курс «Этическое осмысление произведений художественной литературы» для учащихся старших классов, который составляется в соответствии с концепцией целостной личности, с рассматриваемым в философской и психолого-педагогической литературе, учением об общечеловеческих ценностях, влияющих на духовный мир человека.

Данный курс дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой, изменить традиционный подход к содержанию, к формам и методам учебной деятельности; успешно интегрироваться в учебный процесс.

Содержание курса не только включает информацию, выходящую за рамки учебного материала, но и знакомит учеников со способами деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной).

Краткосрочные модульные курсы содержат теоретическую и практическую части,

занимают небольшое количество часов учебного плана (17 часов), разработаны и реализованы в форме проектной деятельности. На изучение содержания курса отводится восемь недель (по два урока в неделю, всего — 16 часов). 17-й час — презентация «продукта», «Фестиваль достижений».

Работа по внедрению метода проектов начинается с ознакомления с методом и с алгоритмами проектирования. Предлагаемая методика работы над проектом включает четыре этапа:

• планирование;

• исследование (аналитический этап);

•этап обобщения информации,

рефлексия;

• этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Для организации проектной деятельности использованы два вида занятий.

Первый вид — проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные часы в учебном плане, которых не может быть много вследствие высокой «затратности» работы над проектом. Выбор формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Для проектной деятельности на уроках использованы следующие виды проектов:

• монопредметные (выполняется на материале одного конкретного предмета);

• межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

• надпредметные (например, работа в творческой мастерской).

Второй вид — презентация, на которой учащиеся представляют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает

речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Выбор презентации проекта может быть в виде рекламы, видеофильма, спектакля, выставки, газеты, журнала, справочника, учебного пособия.

Выбор же формы продукта проектной деятельности, защита проектных работ старшеклассников на «Фестивале достижений» стали одними из наиболее перспективных форм итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных на проектных курсах.

Главным объектом изучения на занятиях становится человек как существо социальное, биологическое и духовное. Человек рассматривается во всех его многогранных отношениях с миром: человек и его внутренний мир, человек и окружающие его люди и т. д.

Отсюда мы видим, что применение полученных проектных навыков старшеклассниками возможно за счёт углубления пространства индивидуального обучения и обеспечивается за счёт индивидуального учебного маршрута (индивидуальный учебный план).

Для формирования проектного мышления необходима рефлексия. Сущность её заключается в том, чтобы старшеклассник мог увидеть свою деятельность как бы со стороны, проследить и оценить все моменты своего проектирования, составить индивидуальную программу по решению возникших по ходу проектной деятельности проблем, увидеть новые возможности для дальнейшей самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Войтенко Т. П. Возвращение к ребёнку (опыт реализации идеи свободного образования). Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 1999. 113 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный подход). М.: Педагогика, 1984.

REFERENCES

1. Vojtenko T. P. Vozvrashchenie k rebjonku: (opyt realizacii idei svobodnogo obrazovanija). Kaluga: Izd-vo N. Bochkarevoj, 1999. 113 s.

2. Win V S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (celostnyj podhod). M.: Pedagogika, 1984.

А. Г. Николаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. Особенности представлений детей о возможных формах социальной активности в пространстве детского сада и реальных проявлений данного качества в различных практических экспериментальных ситуациях. Предложен подход к созданию единого образовательного пространства в дошкольном учреждении, в наибольшей мере использующий его потенциал в развитии социальной активности как старших дошкольников, так и других участников образовательного процесса.

Ключевые слова: социальная активность, образовательное пространство, педагогическая компетентность, социальные представления, особенности единого образовательного пространства, педагогические условия развития социальной активности.

А. Nikolaeva

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN PRE-SCHOOL INSTITUTION AS A TOOL FOR SOCIAL ACTIVISM DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOLERS

This article describes the peculiarities of pedagogical conditions created in pre-school educational institutions from the perspective of their impact on the development of social activity in older preschoolers. Peculiarities of children’s apprehension of the possible manifestations of social activity in the kindergarten environment and the actual manifestation of this property in a variety of practical experimental situations are described. An approach to designing a common educational environment in a pre-school institution is suggested employing to the greatest extent the environment potential for the development of social activity in older pre-school children and other participants in the educational process.

Keywords: social activity, educational environment, teacher competence, social apprehension, peculiarities of the common educational environment, pedagogical conditions for the development of social activity.

На современном этапе развития общества возникла острая необходимость воспитания активной, самостоятельной личности, способной творчески подходить к решению жизненно важных задач. Повышение роли человеческого фактора во всех сферах бытия выводит проблему развития социальной активности подрастающего поколения и поиска новых концептуальных подходов ее становления на одно из приоритетных мест в современной системе образования.

Анализ философской (В. Н. Константинов, А. Н. Рошка, А. С. Кирилюк, Ю. Н. Мячин, В. А. Копнин, Ю. Л. Воробьев и др.), психолого-педагогической

(К. А. Абульханова-Славская, А. В. Бруш-линский, А. П. Тряпицына, Л. И. Анцыфе-рова, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин,

В. Г. Маралов, Т. С. Лапина, К. С. Серопян и др.), социологической (А. В. Мудрик, Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, Э. Франкл, И. С. Кон, Э.Фромм и др.) литературы дает основание рассматривать социальную активность как деятельностное, заинтересованное отношение человека к окружающему миру, готовность включаться в различные виды деятельности, проявляя высокий уровень самостоятельности и ответственности, необходимый для достижения конечной цели, определяемой как общественная ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.