Научная статья на тему 'Проектирование как способ интеграции учебной и практической деятельности студентов педагогического вуза'

Проектирование как способ интеграции учебной и практической деятельности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
62
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROJECT ACTIVITY / PROJECT / INTEGRATION / TEACHING PRACTICE OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS (BACHELORS). BACHELOR''S PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова Ирина Сергеевна

В статье проведён анализ проектной деятельности студентов вуза. Представлены особенности интеграции учебной и практической деятельности студентов через реализацию проектов как в образовательной деятельности, так и в период прохождения практики. Предложен пример построения и организации проекта в процессе практики студентов в целях получения опыта профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Activity of Pedagogical University Students as a Condition for Educational and Practical Activity Integration

In article the project activity of pedagogical university students is analyzed. The author describes the peculiarities of the students’ educational and practical activities integration for doing projects both in educational activities and in teaching practice. The paper gives an example of organization and structuring a project during students teaching practice.

Текст научной работы на тему «Проектирование как способ интеграции учебной и практической деятельности студентов педагогического вуза»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 47-322

Проектирование как способ интеграции учебной и практической деятельности студентов педагогического вуза

И. С. Ильясова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье проведён анализ проектной деятельности студентов вуза. Представлены особенности интеграции учебной и практической деятельности студентов через реализацию проектов как в образовательной деятельности, так и в период прохождения практики. Предложен пример построения и организации проекта в процессе практики студентов в целях получения опыта профессиональной деятельности.

учебная деятельность, проектная деятельность, проект, интеграция, практическая готовность студентов бакалавриата к педагогической деятельности.

Дата поступления статьи в редакцию: 6 февраля 2018 г.

В современных образовательных организациях применяются методы и технологии, ориентированные на предметные, личностные и метапредметные результаты образования. При этом профессиональное образование в свете современных федеральных стандартов ориентировано на профессионально грамотную организацию деятельности других, умение действовать с учётом их возможностей и интересов.

Анализ научной литературы (В. А. Адольф, Г. А. Бор-довский, В. В. Вербицкий, И. А. Зимняя, Н. Ф. Ильина, О. А. Лапина, Д. В. Чернилевский и др.), раскрывающей тонкости профессионального становления, даёт основание считать, что этот процесс бесконечен не только для каждого педагога, но и для модели специалиста в целом в силу непосредственной связанности образования и социального развития общества, технического процесса и социально значимых ценностей.

Эти аспекты, бесспорно, влияют на общее представление о «качестве» современного специалиста, компетентной личности, способной достигать профессионально значимых результатов. Проведённый нами анализ современных технологий, ориентированных на предметные, личностные и метапредметные достижения в образовании, показал, что вузовская подготовка должна быть направлена на организацию интереса у студентов к поиску собственных идей, на развитие творческого мышления, взаимодействия и сотрудничества. Это даёт основание считать, что работа над учебным проектом влияет на развитие успешности личности и позволяет обучающимся самостоятельно определять цель своей деятельности, формулировать задачи, обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи [2; с. 18].

Именно в контексте становления профессиональной деятельности, по мнению С. В. Попова [6; с. 4], разработка проектов в вузе приобретает новое, профессионально ориентированное, направление. Во-первых, любой проект имеет ценностное значение как продукт реализации личностно значимых интересов будущего специалиста, во-вторых, студент овладевает не только технологией разработки оригинального проекта, но и накапливает опыт взаимодействия, развивает умения мотивировать других с учётом их интересов, умений и творческих возможностей.

Итак, рассматривая содержание и направленность проектной деятельности как основу профессионально значимой подготовки, мы выделили цель: обосновать и актуализировать проектную технологию как способ интеграции учебной и практической деятельности студентов при изучении дисциплин «Педагогика», «Образовательно-проектировочная деятельность в профессиональном образовании».

Процесс изучения дисциплины основан на идее интеграции теории вопроса и развития непосредственного опыта организации индивидуального или группового проекта.

Теоретический блок предусматривает знакомство с основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе; освоение современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности; информационно-технологическую подготовку к педагогической деятельности, усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации.

Практический блок предусматривает овладение методами моделирования, проектирования самостоятельной работы; развитие профессионального мышления и творческих способностей студентов; обоснование специфики объектов, форм и технологии педагогического проектирования; развитие понимания педагогического проектирования как связующего звена педагогической теории и практики.

Особенностью данного раздела является практика второго курса в общеобразовательных учреждениях по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Это новая, не опробованная форма работы. Студенты, изучающие особенности проектирования в курсе дисциплины «Педагогика», в рамках которого усваивают понятия: «структура», «среда», «объект изучения», «система», «связи», «отношения», «целостность», «результат», «взаимодействие», - переходя к совместной деятельности с учащимися школ,

84 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

№ 1 (38), ЯНВАРЬ - МАРТ 2018

закрепляют опыт организации проектирования. Учебный предмет и учебная практика приобретают профессиональную значимость [3].

При рассмотрении практики как продолжения процесса профессионального становления важно учитывать изменение позиции студента: он из обучающегося становится обучающим, знания приобретают значимость объяснения, а усвоение - как способность к повторению. Кроме того, объектом внимания практиканта является не только проект, участники этого проекта, но и ситуации, ценностные ориентации, самодисциплина, нормы делового сотрудничества [4].

В связи с этим в процесс подготовки к практике входила разработка заданий, включающих, в первую очередь, знание и понимание основных элементов проектной деятельности, умение мотивировать актуальность и практическую значимость проекта (не только «как достичь цели?», но и «зачем?»), знание технологии взаимодействия и психологии современного школьника, физических и духовных его интересов. Студентам рекомендовалось:

- изучить программу практики в средней общеобразовательной организации для бакалавров 4 курса;

- выявить опыт и тематику общешкольных программ развития;

- обосновать актуальность проекта для той или иной возрастной категории.

Таким образом, проектная деятельность, рассматриваемая как условие развития профессиональных компетенций студентов, необходима в процессе обучения ещё и как основа для развития культуры практической деятельности будущего учителя, потому что предусматривает постоянный психолого-педагогический анализ «человеческой природы», «субъективных особенностей личности (восприятие, внимание, мышление, воображение, речь и т. д.), систему волевой, интеллектуальной и духовной саморегуляции человека.

В. И. Перова, рассматривая вопросы проектного обучения, обращает внимание на повышение интереса к теории, к поиску собственных идей, к освоению новых сфер профессионально-предметной деятельности. При этом автор называет и необходимые организационные условия проектной деятельности в вузе: продуманность качества и количества проектов, необходимых для освоения дисциплины согласно учебному плану, озвучивание сроков реализации и время сдачи каждой работы, чёткость условий, при которых проект считается выполненным, а также критерии оценки [5, с. 252].

Стоит согласиться с автором, что деловая культура организации учебной дисциплины, безусловно, положительно скажется на решении преподавателем поставленных задач интеграции знаний и практических умений.

Наш опыт подтверждает, что важным фактором в проектном обучении является самостоятельность студента. В этой связи на первоначальном этапе проектной деятельности достаточно весомой является именно внешняя мотивация студентов. В нашем случае - это ориентированность с начала второго года обучения на прохождение практики в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Особое внимание здесь обращается на востребованность проектной деятельности в любой образовательной организации как обязательной формы классных и внеурочных мероприятий внутришкольного, регионального и даже всероссийского уровня. Подчиняясь определённой логике, проектную технологию педагоги используют целена-

правленно не только для работы над научным исследованием, но и для создания творческих, практико-ориентированных и иных проектов [7].

Уровень готовности к проектной деятельности мы определяем по следующим показателям: умение выдвигать идею; конструировать и логически обосновывать своеобразие и назначение проекта; создавать команду и работать индивидуально, автономно. Кроме того, учитывается умение аргументировать свою идею, выявить проблемы при выборе тематики, идеи проекта, привести доказательства рисков проектной деятельности, определить области поиска информации, тематических обзоров, способность изменять направление проектной деятельности в непредвиденной ситуации, критически оценивать свои успехи и недостатки, работу группы и каждого участника проекта.

Как показывает опыт, проектная деятельность позволяет студентам выйти за рамки данного мероприятия и кроме широкого выбора тривиальных форм опробовать и более современные: бакалавры организовывали и проводили квест, а также помогали учащимся монтировать тематические мультфильмы.

В контексте современного представления о профессиональной подготовке следует отметить, что существенно меняется и позиция преподавателя [1], актуализируется фасилитаторская направленность: оказание помощи личным примером в выборе дорожной карты проекта, организация межличностного и группового взаимодействия на всех этапах познавательной и практико-ориен-тированной деятельности.

Рассматривая практическую деятельность студентов в период прохождения практики в образовательной организации, мы выделяем проекты, ориентируясь на классификацию по доминирующему виду деятельности (по Яковлевой Н. Ф.): исследовательские, творческие, ролевые и игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), практико-ориентирован-ные (прикладные) [8].

Исследовательские проекты. Данные проекты ориентированы на получение научного знания, при этом в подобных исследованиях должна присутствовать новизна, а также теоретическая и/или практическая значимость. Особенностью исследовательских проектов является чёткая структура: актуальность избранной темы, изученность проблемы в научной литературе, цель, задачи, научная новизна, практическая значимость. Как и в настоящем научном исследовании, формулируется проблема, определяется объект и предмет исследования; учащиеся выдвигают гипотезу (как никем не применяемый ещё подход в решении обозначенной проблемы). Допускаются в учебных проектах и фантастические предположения. Например, в качестве проекта студенты предложили: проект «Фантастические идеи в романах начала века и современные их воплощения».

Творческие проекты. Проекты данного типа ориентированы на получение продукта - газета, сочинение, альманах, видеоролик, праздник, экспедиция и т. д. В творческих проектах нет детально проработанной структуры, и чаще всего структура определяется лишь в конечном результате. Применительно к практической деятельности студентов педагогического вуза это могут быть планы воспитательных мероприятий и классных часов, подготовка проектов разнообразной тематики, оформление стенгазет, фотоотчётов о проведении внеклассных мероприятий и др.

Ролевые и игровые проекты. Участие студентов в данных проектах предпо-

лагает проигрывание ролей литературных героев, исторических и вымышленных персонажей. При этом результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключён договор? [8].

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты. Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ, Интернете и др.

Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, содержащей: актуальность проекта и его цель; объект изучения и предмет информационного поиска; перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования); обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); презентацию в виде публикации; обсуждение (на конференции, в сети); внешнюю оценку [там же].

Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Особенностью проектирования является получение результата, при этом должны учитываться социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др. могут быть разработаны такие документы, как программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; проект закона; справочный материал; методические рекомендации; словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т. д.

Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координации и корректировки их деятельности; оценки возможных способов внедрения результатов проекта, учёта возможных рисков и пр.

При прохождении практики в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студенты чаще всего участвуют в разработке творческих, социальных, а также ролевых и игровых проектов.

Для оформления результатов проектной деятельности в рамках вышеупомянутой практики в школе студентам рекомендуется придерживаться нижеследующего шаблона.

Портфолио проекта

1. Тема проекта.

2. Какая социально значимая проблема нашла отражение в вашем проекте?

3. Дайте характеристику вашему проекту:

3.1. Вид социального проекта (подчеркнуть):

а) проект историко-культурной направленности

б) проект в сфере профессиональной культуры (указать какой): социально-реабилитирующий, профессионально-адаптирующий, профессионально-компенсирующий.

3.2. Продолжительность (подчеркнуть):

а) мини-проект

б) краткосрочный

в) средней продолжительности.

3.3. Количество участников_

(указать количество классов, принимавших участие в проекте).

3.4. Укажите характер социальных контактов в проекте (подчеркнуть):

а) внутриклассные

б) внутришкольные

в) региональные

г) международные.

4. Занимались ли вы лично организацией деятельности класса, группы школьников по реализации проекта? - Да / Нет (подчеркнуть).

5. Как смогли заинтересовать школьников и реализовать проект?

6. Какое оформление использовали при работе над проектом:

- организовывали школьников на совместную деятельность;

- использовали возможности компьютерных систем и информационных технологий, принимали участие в подготовке презентации и т. п.;

- работали со списком литературы по тематике проекта, отбирали необходимый материал и т. д.;

- готовили сценку со школьниками либо организовывали иную коллективную деятельность обучающихся, направленную на подготовку презентации проекта.

7. Публичная защита проекта. Как прошла презентация проекта?

8. Подведение итогов, анализ выполненной работы (что удалось/не удалось реализовать в проекте).

Итак, интеграция проектной деятельности в учебной и практической деятельности студентов является важным связующим компонентом развития обучаемых, позволяет сформировать универсальные и профессиональные компетенции будущего специалиста, а именно:

- способность анализировать и синтезировать теоретические и практические знания на практике;

- способность к логическому, критическому мышлению, прогнозированию и рефлексии;

- способность ставить цели в образовательной деятельности и определять задачи для их осуществления;

- способность выбирать методы и способы достижения поставленных задач и разрабатывать алгоритм их реализации;

- способность работать с базами данных из различных источников, обобщать знания различных дисциплин (развитие метапредметных результатов обучения);

- способность взаимодействовать со школьниками различных возрастных групп, находить совместные способы деятельности.

Учитывая усиливающуюся значимость проектной деятельности, мы рассматриваем данное направление в подготовке компетентного специалиста как особо значимый вектор в русле будущей их профессиональной деятельности и как показатель личностной и профессиональной зрелости.

Список литературы

1. Косогова, А. С. Методологические и практические аспекты проблемы формирования у будущих педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности [Электронный ресурс] / А. С. Косогова, Н. В. Калинина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26244 (дата обращения: 01.02.2018).

2. Лапина, О. А. Модель педагога в контексте современного представления о профессиональном развитии специалиста / О. А. Лапина, Н. Н Пядушкина // Вестник высшей школы. - 2015. - № 6. - С. 18-22.

3. Лучкина, Т. В. Дневник учебной практики: учебное пособие для бакалавров педагогического образования / Т. В. Лучкина, Е. А. Игумнова, И. В. Николаюк. - Чита : ЗабГГПУ, 2012. - 140 с.

4. Николаюк, И. В. Содействие адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности посредством технологии проектного обучения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Николаюк. - Чита, 2009. - 25 с.

5. Перова, В. И. Проектный метод обучения : эффективность учебной и научной деятельности / В. И. Перова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. - 2015. - № 3 (39). - С. 252-257.

6. Попов, С. В. Методологически организованная экспертиза как способ инновации общественных изменений / С. В. Попов // Кентавр. - 2000. - № 23. - С. 2-7.

7. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям, магистрантов, аспирантов и слушателей системы доп. проф. образования / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ, 2002. - 436 с.

8. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учеб. пособие [2-е изд., стер.]. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 144 с. -URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976518957.html (дата обращения: 01.02.2018).

|Г\УДПО 11Р0Г

Project Activity of Pedagogical University Students as a Condition for Educational and Practical Activity Integration

I. S. Ilyasova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. In article the project activity of pedagogical university students is analyzed. The author describes the peculiarities of the students' educational and practical activities integration for doing projects both in educational activities and in teaching practice. The paper gives an example of organization and structuring a project during students teaching practice.

Keywords: educational activity, project activity, project, integration, teaching practice of the pedagogical university students (bachelors). Bachelor's programme.

Ильясова Ирина Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

Ilyasova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irina Sergeyevna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Pedagogy Department

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003

тел.: 8(3952)241843 e-mail: fis78@mail.ru

tel.: 8(3952)241843 e-mail: fis78@mail.ru

90 РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

№ 1 (38), ЯНВАРЬ - МАРТ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.