104
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Мы постарались дать детям представления о размерах нашей родины, ее природных богатствах: реках, морях, лесах. Формировали интерес к жизни родного края, посредством изобразительного искусства знакомили детей с животным и растительным миром нашей Родины. Нами были организованы выставки иллюстраций картин художников И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, ежемесячно оформляемые холле детского сада.
Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществлялась в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки» и т.д. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществлялась социализация детей, знакомились с этическими и эстетическими нормами, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь, прививалась любовь к родным местам.
Таким образом, мы реализовали потенциальные возможности художественной деятельности для успешного формирования основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы:
1. Детство: Примерна основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
© Горяшина О.А.*
Детский сад общеразвивающего вида № 41, г. Иркутск
В статье раскрывается идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей представлений о труде взрослых в ходе реализации проектного метода.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке тру-
* Воспитатель.
долюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии, становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Определяющим направлением в организации работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых продолжает оставаться игра, которая диктуется логикой личностного развития ребенка. Как известно, именно при активном использовании игровых приемов в педагогическом процессе происходит соподчинение интересов. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, поэтому и позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка.
Для того чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.
Использование проектного метода в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В этом и выражается его основное преимущество.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по ознакомлению детей с трудом взрослых детей младшего дошкольного в проект «Кто работает в детском саду?».
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что он позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о труде сотрудников детского сада.
Структура и содержание проекта отражают последовательность ознакомления детей с профессиями людей, которые работают в детском саду.
Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.
Сюжетно-ролевые игры ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения к сотрудникам детского сада, чувство ответственности при выполнении трудовых поручений.
Проект является практико-ориентированным, долгосрочным, групповым.
Срок реализации проекта - 1 год.
Участники проекта - воспитанники детского сада, родители и педагоги дошкольного учреждения.
106
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Реализация проекта отвечает следующим педагогическим принципам: целенаправленность проекта на основные задачи дошкольного воспитания и развития, вариативность содержания форм и методов работ, комплексности и сотрудничества.
Формы взаимодействия с детьми: беседы, экскурсии-наблюдения, интегрированные занятия, домашние задания для детей и родителей.
В числе проблемных вопросов, направляющих проект, являются:
- Чем обусловлена необходимость знакомства детей с профессиями людей, которые работают в детском саду?
- Как создать игровую ситуацию для обеспечения эффективности работы по данной теме?
- Как привлечь родителей к участию в проекте?
Гипотеза проекта: если дети получат практические представления о труде взрослых в детском саду, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.
Целью проекта является формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников детского сада и его содержанием.
Для реализации цели предполагается решение ряда задач:
- обогащать представления детей о профессиях;
- воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный. В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов по ознакомлению детей с профессиями, оформление тематических уголков для сюжетно-ролевых игр, изготовление дидактических игр и пособий.
2 этап - основной. В задачи данного этапа входила реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: экскурсии-наблюдения (целевое посещение кухни, прачечной, медицинской комнаты, музыкального зала), чтение художественной литературы, организация дидактических и сюжетно-ролевых игр. При проведении сюжетно-ролевых игр предполагались последующее закрепление знаний, полученных в ходе целевых экскурсий-наблюдений.
Данный возраст весьма значим для воспитания ценностного отношения к труду сотрудников детского сада и всех, кто заботится о детях.
Труд няни, дворника, прачки, повара понятен детям своей конкретностью, направленностью на удовлетворение естественных детских потребностей в чистоте, вкусной пище.
Прежде всего, мы показывали значимость труда взрослых, раскрывали мотивацию и цели деятельности взрослого, где не менее важна и личностная характеристика взрослого человека, проявляющаяся в деятельности. Конструируя образовательную ситуацию, широко использовали житейские бытовые ситуации.
Кроме того, знакомили детей с конкретными трудовыми процессами:
(как няня моет посуду, как она накрывает на стол, как меняет полотенца и белье), позволяет показать ребенку структуру труда, сам ход достижения результата.
На 3-м, заключительном этапе обобщались результаты работы, анализ деятельности, презентация проекта для родителей, оформление выставки детских рисунков «Труд взрослых в детском саду».
В ходе работы над проектом были получены следующие результаты:
дети знают и называют профессии взрослых, работающих в детском саду, владеют обобщающим понятием «профессия», называют предметы, необходимые для работы повара, медицинской сестры, музыкального руководителя, уметь имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, реализация проекта позволила закрепить представления дошкольников о различных профессиях сотрудников детского сада, сформировать интерес к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. - М.: «Педагогическое Общество России», 2000.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М.: Школьная Пресса, 2010.
4. Кондратов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978. -№ 10. - С. 56-63.
6. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление ДОУ - 2004. - № 4.