Научная статья на тему 'Проектирование интерьера: образ, концепция, композиция'

Проектирование интерьера: образ, концепция, композиция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование интерьера: образ, концепция, композиция»

АРХИТЕКТУРА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА: ОБРАЗ, КОНЦЕПЦИЯ, КОМПОЗИЦИЯ

Бурова Татьяна Юрьевна

Канд. архитектуры, доцент кафедры интерьера, КазГАСУ, г.Казань

Интерьер - это относительное замкнутое и организованное в функционально-эстетическом отношении пространство внутри здания. Интерьер составляют не только ограждающие помещение поверхности, - пол, потолок, стены, но и оборудование, обстановка, оформление и декор. Дизайнер - специалист, формирующий пространство в соответствии с композиционными законами и потребностями внутреннего мира заказчика. Кроме этого, профессиональный специалист должен хорошо разбираться в скульптуре, живописи, технике рисунка, эргономике и даже в психологии. Следовательно, современный дизайнер интерьеров должен свободно уметь оперировать композиционными законами и приемами композиции, применяя их для конкретных пространственных условий. Художественные качества интерьера в конечном итоге будут зависеть от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой.

Создание интерьера - искусство. Задача дизайнера - объединить элементы и пространство в одном гармоничном дизайне. Помещение необходимо распланировать, выделить главные зоны, наметить акценты, а каждый аксессуар или предмет мебели должен обязательно находить так называемую поддержку - другой предмет такого же цвета или с таким же узором, либо предмет интерьера, оформленный в том же стиле. Главное правило создания гармоничного интерьерного пространства - ничего лишнего. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного.

Интерьер пространства представляет собой композицию, формирующую целостность среды, которую невозможно достигнуть без согласованности частей и целого. Характер композиции пространства зависит от ряда объективных условий: функциональное назначение, размеры, наличие естественного освещения, конструктивные особенности пространства интерьера и т.д. Композиционный прием выбирается на начальной стадии проектирования, определяя формирование всей концепции будущего пространства. Основным направлением в данном случае является сохранение композиционного равновесия частей и целого в проектируемом пространстве. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Это не простое равенство величин, гармоничность пространства зависит от распределения основных масс композиции относительно ее композиционного центра. Существуют разные толкования понятия "центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр пространства. Таким образом, композиционное равновесие связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением главной (если она имеется) и второстепенных осей, с пластикой формы, с цветовыми и тональными отношениями отдельных частей целого.

Проектирование интерьера — это образ, реализованный через концепцию средствами композиции. В целом проектное предложение представляет собой совокупность композиционных приемов, предметных и абстрактных образов, оформленных в единую понятную для потребителя форму.

Композиционные основы проектирования интерьера могут включать следующие этапы и стадии:

1. Сбор исходных данных о пространстве с целью выявить объективные характеристики:

• назначение помещения;

• местоположение, возможное наличие связей с окружающим пространством и ландшафтом;

• ориентация, наличие естественного освещения;

• конструктивные особенности.

2. Определить необходимые требования к темпера-турно-влажностному режиму, естественному и искусственному освещению, цветовому решению, отделочным материалам.

3. Сформировать дизайн-концепцию, выбрать компози-

ционные приемы. С формирования концепции необходимо начинать работу над любым проектом. В художественном проектировании концепция - это визуально-вербальное изложение, пересказ всей функциональной стратегии. Благодаря этому можно «собрать» необходимые ресурсы в виде изображений, иллюстраций, схем и таблиц и в дальнейшем сформировать полноценный образно-функциональный сценарий. Структурирование и систематизация отдельных разрозненных мыслей и идей на бумаге обязательная составляющая проектного процесса (рис. 1). Это необходимо как для самого автора, в данном случае студента, так и для потенциального заказчика, в роли которого в процессе обучения выступает преподаватель. Перед тем, как приступить к формированию дизайн-концепции проекта, нужно последовательно реализовать следующие задачи.

1. Проанализировать специальную, научную, техническую и периодическую литературу по исследуемой проблеме проекта;

2. Выявить основные образные и функциональные составляющие, отражающие задуманную идею;

3. Определить ключевые характерные и понятные для реализации визуально-вербальные приемы, которые позволят автору выразить проектную мысль. Дизайн-концепция проекта - это образно-функциональная модель проекта. Она отражает на определенном уровне обобщения ключевые принципы и приемы для дальнейшей реализации проекта. Кроме этого она учитывает комплекс исходных факторов, влияющих на формирование, как образа, так и функционального сценария. И, наконец, дизай-концепция определяет весь набор композиционных приемов, позволяющих обеспечить необходимый результат.

Итак, существует великое разнообразие композиционных средств, прием и форм, которые сочетают в себе те или иные базовые качества. За основу в оформлении интерьера могут браться либо чистые прямые линии и формы, как в минималистских интерьерах, либо динамичные «вызывающие». Важна общая идея и атмосфера, которой должно быть наполнено пространство.

Рисунок 1. Образ, концепция, композиция при проектировании интерьера

Список литературы

1. Айрапетов Ш.А. О принципах архитектурной композиции И.В. Жолтовского. - М: Эдиториал УРСС, 2004. - 96с.

2. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика: история, теория, практика. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 312с.

3. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. - М.: Наука, 2004. - 560с.

4. URL : http ://template. ouverture. ru/design/144-komposiziya (дата обращения 6.02.2015).

ГРАДОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНИРОВАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ С УЧЕТОМ РЕЛЬЕФА (КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Охрана и улучшение окружающей человека среды, как одна из основных проблем современного градостроительства, является составной частью проектно-планиро-вочной работы на всех стадиях проектирования. В современном градоэкологическом строительстве учет местных природно-климатических особенностей приобретает все большую актуальность, наряду с антропогенными факторами. Особенности рельефа, наличие рек, озер и морей, являются основными природно-климатическими характеристиками, которые формируют градоэкологические предпосылки к архитектурно-планировочной структуре застройки. Сегодня проблема их эффективного учета и использования в градостроительстве все чаще остаётся без должного внимания.

Обобщение материалов градостроительной науки, освещающей особенности формирования градостроительства планирования зданий и застройки, на территориях со сложным рельефом, позволили оценить влияние градо-

Сокольская О.Н.

к.т.н., доцент кафедры АГиПЗиС, Хазнатарова Н.И.

строительных и планировочных решений на экологическое состояние приземного слоя атмосферы. В результате изучения научных исследований по теме архитектурного проектирования зданий и застройки для условий сложного рельефа, из которых можно отметить труды С. А. Дектерева [1], выявлен недостаток изучения горного рельефа с точки зрения градоэкологического строительства, а также формирования городской застройки с учетом экологических факторов атмосферы.

Горы влияют на градоэкологическое состояние атмосферной городской среды, как большими колебаниями высотных отметок, так и сложным рельефом, обусловливая исключительное многообразие и пестроту климатических условий. В отличие от равнинных территорий, где климатические изменения прослеживаются по горизонтали, в горах резкие различия наблюдаются и по вертикали. Здесь, что ни склон или долина, то своеобразный климат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.