Научная статья на тему 'Проектирование инфраструктуры информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени шолом-алейхема'

Проектирование инфраструктуры информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени шолом-алейхема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЦЕЛИ / СОДЕРЖАНИЕ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFRASTRUCTURE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / OBJECTIVES / CONTENT / METHODS AND MEANS OF TRAINING / ORGANIZATIONAL FORMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучанинов Дмитрий Васильевич

В статье рассматриваются основы проектирования информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Описана инфраструктура информационно-образовательной среды, ее элементы и внешние составляющие. Определена методическая система обучения в условиях использования данной инфраструктуры вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучанинов Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure design educational environment on the example of the Amur State University behalf of Sholom Aleichem

The article covers the basics of designing educational environment on the example of the Amur State University of Sholom-Aleikhem. The infrastructure of educational environment, its components and external components are described. Methodical system of training in the use of the infrastructure of the university is defined.

Текст научной работы на тему «Проектирование инфраструктуры информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени шолом-алейхема»

УДК 378.1 ББК 74.04(2)

Лучанинов Дмитрий Васильевич

аспирант кафедра педагогики Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

г. Биробиджан Luchaninov Dmitry Vasilyevitch Post-graduate Department of pedagogics Amur State University of Sholom-Aleikhem Birobidzhan [email protected]

Проектирование инфраструктуры информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета

имени Шолом-Алейхема

Infrastructure design educational environment on the example of the Amur State University behalf of Sholom Aleichem

В статье рассматриваются основы проектирования информационнообразовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Описана инфраструктура информационнообразовательной среды, ее элементы и внешние составляющие. Определена методическая система обучения в условиях использования данной инфраструктуры вуза.

The article covers the basics of designing educational environment on the example of the Amur State University of Sholom-Aleikhem. The infrastructure of educational environment, its components and external components are described. Methodical system of training in the use of the infrastructure of the university is defined.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, инфраструктура информационно-образовательной среды, цели, содержание, методы и средства обучения, организационные формы учебного процесса.

Key words: educational environment, infrastructure of educational

environment, objectives, content, methods and means of training, organizational forms of the educational process.

Современное состояние высшего профессионального образования определяется необходимостью постоянной модификации образовательного процес-

са вуза с целью, с одной стороны, обеспечивать подготовку квалифицированных работников в условиях изменяющихся требований, с другой стороны, перенимать и адаптировать успешный опыт других образовательных учреждений в своей деятельности. Без сомнения, бурный рост использования информационных технологий в образовании, происходящий в течение последнего десятилетия, а также огромное количество учебно-методических, технических нововведений нельзя не принимать в расчет при разработке современных методик обучения. Одним из таких нововведений является создание информационнообразовательной среды вуза.

В отечественной научной литературе существует множество определений понятия «информационно-образовательная среда». В результате проведения морфологического анализа некоторых из них [1, с. 155-156] можно сказать, что информационно-образовательная среда учебного заведения - это комплекс программных, технических, учебно-методических, организационных, управленческих компонентов системы учебного заведения, обеспечивающих оперативный доступ к необходимой информации и организующих субъектно-субъектную связь между участниками образовательного процесса с целью раскрытия их творческого потенциала.

При изучении практически любой информационно-образовательной среды обнаруживаются многие проблемы и несоответствия целям и задачам обучения. Информационно-образовательные среды в вузах, как правило, образуются и развиваются стихийно. Преподаватели, активно использующие компьютерные средства на уроках, имеют ограниченный набор возможностей, устоявшуюся с годами методику преподавания и не всегда стремятся ее модифицировать с учетом инноваций в системе высшего профессионального образования. Это определяет цель исследования - разработку организационной базы для эффективной работы информационно-образовательной среды вуза на примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема.

Эффективность использования информационно-образовательной среды тесно связана с инфраструктурой, выстроенной в вузе. В общем случае под инфраструктурой информационно-образовательной среды понимают систему аппаратных средств, учебных объектов и инструментов учебной деятельности виртуальной среды обучения [2]. Применимо к Приамурскому государственному университету имени Шолом-Алейхема, можно выделить три элемента инфраструктуры информационно-образовательной среды при использовании системы управления обучением МооШе (см. рис. 1):

• административный блок (организация и управление учебным процессом: организация размещения ресурсов, управление учетными записями, программная поддержка обучения, создание нормативов по работе с модулями дисциплин и т.п.);

• образовательный блок (учебно-методическое взаимодействие участников образовательного процесса), подразделяется на три элемента:

1. информационный элемент (непосредственный процесс обучения, работа с электронными и печатными версиями учебно-методического комплекса, изучение теоретического материала и литературы по дисциплине, использование тестов-тренингов для самопроверки и т.п.).

2. социальный элемент (непосредственное или опосредованное общение в виде отношений "студент-студент" и "студент-преподаватель", а также группового взаимодействия с использованием форумов, чатов и т.п.).

3. творческий элемент (работа с базами данных по тематике курса, наполнение глоссариев, выполнение творческих работ с помощью ,шкь технологии и т.п.).

• программно-технический блок (аппаратное и программное обеспечение, использующееся для хранения информации и обеспечения взаимодействий между участниками образовательного процесса).

Рисунок 1 - Инфраструктура информационно-образовательной среды

ПГУ им. Шолом-Алейхема

Данные элементы инфраструктуры вуза могут пересекаться по своим функциональным свойствам. Внешняя система инфраструктуры Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема для информационнообразовательной среды состоит из следующих элементов [3, с. 2]:

• преподавательско-тьюторский (преподаватели, которые, находясь вне структуры вуза, например, иногородние, ведут работу со студентами с помощью информационно-образовательной среды);

• студенческий (студенты, обучающиеся на полной дистанционной форме обучения, т.н. внешние потребители образовательных услуг);

• информационно-методический (внешние источники информации, например цифровые библиотеки, YouTube, блоги преподавателей, различные социальные образовательные проекты и т.п.).

Сама информационно-образовательная среда вуза в таком случае является ядром системы, к которому присоединяются данные элементы.

В соответствии с созданной инфраструктурой ПГУ им. Шолом-Алейхема адаптирована существующая методическая система обучения, которая должна удовлетворить современным тенденциям высшего профессионального образования.

Методическая система обучения состоит из тех же компонентов, что и педагогическая система (цели, содержание, методы и средства обучения, организационные формы учебного процесса); отличие состоит в том, что каждый из них приобрел методическую функцию [4]. Рассмотрим подробней каждый компонент методической системы обучения в контексте использования информационно-образовательной среды в вузе.

Цель обучения в случае использования информационно-образовательной среды в образовании не изменяется, глобальный (цели, которые определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте), этапный (цели, определяющие изучение разделов или учебных тем) и оперативный (цели изучения отдельных вопросов в рамках темы) уровни изменениям не подвергаются.

Метод обучения в случае использования информационнообразовательной среды существует три вида взаимодействий:

• студент - преподаватель (взаимодействие обучающегося с преподавателем, как в пассивной (электронные лекции, видео и аудиоматериалы), так и в активной форме (голосовой и текстовый чат, видеоконференции, непосредственные аудиторные занятия), в данном случае используются отношения «один ко многим» и «один к одному»);

• студент - студент (взаимодействие обучающегося с другими обучающимися по принципу «многие ко многим»);

• студент - информационно-образовательная среда (взаимодействие обучающегося с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучающихся, самообучение).

Средства обучения в данном случае можно подразделить на следующие

виды:

• печатные средства (бумажные пособия, книги и т.д.);

• электронные документальные средства (пособия, книги и др. учебные материалы в электронной форме);

• мультимедиа ресурсы (видео и аудио, интерактивные средства познания);

• электронные обучающие системы (электронные практикумы и тренажеры, в том числе и в режиме сетевого доступа);

• базы данных и знаний (каталогизированные информационные ресурсы в электронной форме).

Содержание образования с применением информационнообразовательной среды не претерпевает значительных видоизменений, рабочие учебные программы стандартов третьего поколения включают в себя все необходимые компоненты данного содержания.

Основными организационными формами учебного процесса при использовании информационно-образовательной среды в обучении являются лекции, семинары, консультации, практические, лабораторные и самостоятельные работы, тренинги, тестирование.

Лекции, которые проводятся в очной форме, подкрепляются электронными материалами. Так как их главная цель - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, пропуск их или неполное усвоение влечет за собой определенные проблемы по усвоению курса в целом. Одно из основных преимуществ электронной лекции - возможность

повторного воспроизведения информации, которое невозможно для аудиторного занятия.

Практические и лабораторные работы необходимы в основном для приобретения практических навыков в рамках дисциплины. При этом, как правило, аудиторных часов на подобные занятия недостаточно для усвоения таких навыков. Поэтому в данной форме обучения применяются дистанционные средства обучения. В ПГУ им. Шолом-Алейхема, как правило, используется два подхода к данной деятельности:

• удаленный доступ электронным лабораторным установкам, моделирующим эксперимент;

• доставка портативного лабораторного практикума «на дом».

Первый реализует так называемую проектную деятельность,

ориентированную на творчество студента, второй - получение базовых навыков при работе со средствами, применяемыми в профессиональной деятельности студента. Основная проблема реализации первого подхода -сложность организации, которая может усугубиться возможностями аппаратнопрограммных средств. Поэтому гораздо чаще используется второй подход: студент получает необходимое методическое обеспечение, выполняет некоторые задания и на основе изученного создает собственный проект. При этом с помощью системы управления обучением МооШе организуется индивидуальная, парная или групповая работа по созданию проектов.

Методические указания по выполнению лабораторных работ используются в электронной форме. Как правило, это сочетание текста и некоторой графической информации в виде скриншотов. Данное содержание также реализуется и в форме видео. Видеоряд представляет собой рабочую область программы, аудиоряд - комментарии преподавателя по поводу действий, совершаемых для достижения какого-либо эффекта. Личный опыт показывает, что в таком случае визуально легче научить основным принципам работы с данным средством. При этом не теряется возможность параллельной

работы с методическим обеспечением, всегда можно поставить видео на паузу и совершить необходимые действия.

Контрольно-оценочные средства применяются в очной форме, если запланирована проектная деятельность, ее защита также проводится в аудитории. Итоговое тестирование в электронной форме проводится только при дистанционном обучении. Если зачет или экзамен проводится в классической форме, применение системы управления обучением сводится к ознакомлению с вопросами для подготовки к соответствующей форме контрольно-оценочного мероприятия.

Самостоятельная работа студента является основной формой в данной схеме. Учитывая образовательные стандарты третьего поколения, предполагающие большое количество самостоятельного обучения, использование среды поддержки такой формы просто необходимо. Главный вопрос - выбор подходящего средства. Основываясь на опыте использования системы управления обучением МооШе можно сказать, что она подходит по всем основным параметрам для данного обучения. Проблемы в таком случае в основном составляют процессы организации и методического обеспечения дисциплины. Формы и методы подачи материала и выполнения практических заданий каждый преподаватель может выбрать самостоятельно, как правило, выбор здесь чаще всего зависит от желания, возможности и фантазии преподавателя.

Обучение, построенное с применением информационно-образовательной среды подобной инфраструктуры, имеет много общего с традиционным обучением, при этом позволяет использовать современные технологии и опыт в условиях уменьшения аудиторной нагрузки. При этом обучение студентов становится более насыщенным, за счет групповой и творческой составляющей обучения, и прозрачным, за счет контроля в системе управления обучением и других элементов, образующих информационно-образовательную среду: читальные залы, библиотеки, интернет-центры, деканаты и т.д.

Библиографический список

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с. ил.

2. Оспенникова Е.В. Основы проектирования учебного процесса по физике в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения [Текст]: учебно-методическое пособие Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. - 2008. - 384 с.

3. Белаш О.Ю. Рыжов Н.Г. Олехова Н.И. Фомина Н.Н. Мониторинг маркетинговой среды университета // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.

4. Кузьмина Н.В. Понятие "педагогическая система" и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л.: Знание, 1980. -с.16-17.

Bibliography

1. Andreev A.A. Pedagogics in Higher Education. New Course - Moscow: Moscow International Institute of Econometrics, Informatics, Finance and Law, 2002. - 264 p. silt.

2. Ospennikova E.V. Bases for design of the learning process in physics in terms of ICT-rich learning environment [Text]: Textbook Perm: Perm. State. ped. Univ. - 2008. - 384 p.

3. Belas O. N. Ryzhov N.G. Olekhova N.I. Fomina N.N. Monitoring of marketing environment of the University // Modern problems of science and education. - 2012. - № 6.

4. Kuzmina N.V. The concept of "educational system" and its evaluation criteria // Methods of system of pedagogical research. - L.: Knowledge, 1980. - P.16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.