УДК 378.1 ББК 74.04(2)
Лучанинов Дмитрий Васильевич
аспирант кафедра педагогики Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
г. Биробиджан Luchaninov Dmitry Vasilyevitch Post-graduate Department of pedagogics Amur State University of Sholom-Aleikhem Birobidzhan [email protected]
Проектирование инфраструктуры информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета
имени Шолом-Алейхема
Infrastructure design educational environment on the example of the Amur State University behalf of Sholom Aleichem
В статье рассматриваются основы проектирования информационнообразовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Описана инфраструктура информационнообразовательной среды, ее элементы и внешние составляющие. Определена методическая система обучения в условиях использования данной инфраструктуры вуза.
The article covers the basics of designing educational environment on the example of the Amur State University of Sholom-Aleikhem. The infrastructure of educational environment, its components and external components are described. Methodical system of training in the use of the infrastructure of the university is defined.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, инфраструктура информационно-образовательной среды, цели, содержание, методы и средства обучения, организационные формы учебного процесса.
Key words: educational environment, infrastructure of educational
environment, objectives, content, methods and means of training, organizational forms of the educational process.
Современное состояние высшего профессионального образования определяется необходимостью постоянной модификации образовательного процес-
са вуза с целью, с одной стороны, обеспечивать подготовку квалифицированных работников в условиях изменяющихся требований, с другой стороны, перенимать и адаптировать успешный опыт других образовательных учреждений в своей деятельности. Без сомнения, бурный рост использования информационных технологий в образовании, происходящий в течение последнего десятилетия, а также огромное количество учебно-методических, технических нововведений нельзя не принимать в расчет при разработке современных методик обучения. Одним из таких нововведений является создание информационнообразовательной среды вуза.
В отечественной научной литературе существует множество определений понятия «информационно-образовательная среда». В результате проведения морфологического анализа некоторых из них [1, с. 155-156] можно сказать, что информационно-образовательная среда учебного заведения - это комплекс программных, технических, учебно-методических, организационных, управленческих компонентов системы учебного заведения, обеспечивающих оперативный доступ к необходимой информации и организующих субъектно-субъектную связь между участниками образовательного процесса с целью раскрытия их творческого потенциала.
При изучении практически любой информационно-образовательной среды обнаруживаются многие проблемы и несоответствия целям и задачам обучения. Информационно-образовательные среды в вузах, как правило, образуются и развиваются стихийно. Преподаватели, активно использующие компьютерные средства на уроках, имеют ограниченный набор возможностей, устоявшуюся с годами методику преподавания и не всегда стремятся ее модифицировать с учетом инноваций в системе высшего профессионального образования. Это определяет цель исследования - разработку организационной базы для эффективной работы информационно-образовательной среды вуза на примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема.
Эффективность использования информационно-образовательной среды тесно связана с инфраструктурой, выстроенной в вузе. В общем случае под инфраструктурой информационно-образовательной среды понимают систему аппаратных средств, учебных объектов и инструментов учебной деятельности виртуальной среды обучения [2]. Применимо к Приамурскому государственному университету имени Шолом-Алейхема, можно выделить три элемента инфраструктуры информационно-образовательной среды при использовании системы управления обучением МооШе (см. рис. 1):
• административный блок (организация и управление учебным процессом: организация размещения ресурсов, управление учетными записями, программная поддержка обучения, создание нормативов по работе с модулями дисциплин и т.п.);
• образовательный блок (учебно-методическое взаимодействие участников образовательного процесса), подразделяется на три элемента:
1. информационный элемент (непосредственный процесс обучения, работа с электронными и печатными версиями учебно-методического комплекса, изучение теоретического материала и литературы по дисциплине, использование тестов-тренингов для самопроверки и т.п.).
2. социальный элемент (непосредственное или опосредованное общение в виде отношений "студент-студент" и "студент-преподаватель", а также группового взаимодействия с использованием форумов, чатов и т.п.).
3. творческий элемент (работа с базами данных по тематике курса, наполнение глоссариев, выполнение творческих работ с помощью ,шкь технологии и т.п.).
• программно-технический блок (аппаратное и программное обеспечение, использующееся для хранения информации и обеспечения взаимодействий между участниками образовательного процесса).
Рисунок 1 - Инфраструктура информационно-образовательной среды
ПГУ им. Шолом-Алейхема
Данные элементы инфраструктуры вуза могут пересекаться по своим функциональным свойствам. Внешняя система инфраструктуры Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема для информационнообразовательной среды состоит из следующих элементов [3, с. 2]:
• преподавательско-тьюторский (преподаватели, которые, находясь вне структуры вуза, например, иногородние, ведут работу со студентами с помощью информационно-образовательной среды);
• студенческий (студенты, обучающиеся на полной дистанционной форме обучения, т.н. внешние потребители образовательных услуг);
• информационно-методический (внешние источники информации, например цифровые библиотеки, YouTube, блоги преподавателей, различные социальные образовательные проекты и т.п.).
Сама информационно-образовательная среда вуза в таком случае является ядром системы, к которому присоединяются данные элементы.
В соответствии с созданной инфраструктурой ПГУ им. Шолом-Алейхема адаптирована существующая методическая система обучения, которая должна удовлетворить современным тенденциям высшего профессионального образования.
Методическая система обучения состоит из тех же компонентов, что и педагогическая система (цели, содержание, методы и средства обучения, организационные формы учебного процесса); отличие состоит в том, что каждый из них приобрел методическую функцию [4]. Рассмотрим подробней каждый компонент методической системы обучения в контексте использования информационно-образовательной среды в вузе.
Цель обучения в случае использования информационно-образовательной среды в образовании не изменяется, глобальный (цели, которые определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте), этапный (цели, определяющие изучение разделов или учебных тем) и оперативный (цели изучения отдельных вопросов в рамках темы) уровни изменениям не подвергаются.
Метод обучения в случае использования информационнообразовательной среды существует три вида взаимодействий:
• студент - преподаватель (взаимодействие обучающегося с преподавателем, как в пассивной (электронные лекции, видео и аудиоматериалы), так и в активной форме (голосовой и текстовый чат, видеоконференции, непосредственные аудиторные занятия), в данном случае используются отношения «один ко многим» и «один к одному»);
• студент - студент (взаимодействие обучающегося с другими обучающимися по принципу «многие ко многим»);
• студент - информационно-образовательная среда (взаимодействие обучающегося с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучающихся, самообучение).
Средства обучения в данном случае можно подразделить на следующие
виды:
• печатные средства (бумажные пособия, книги и т.д.);
• электронные документальные средства (пособия, книги и др. учебные материалы в электронной форме);
• мультимедиа ресурсы (видео и аудио, интерактивные средства познания);
• электронные обучающие системы (электронные практикумы и тренажеры, в том числе и в режиме сетевого доступа);
• базы данных и знаний (каталогизированные информационные ресурсы в электронной форме).
Содержание образования с применением информационнообразовательной среды не претерпевает значительных видоизменений, рабочие учебные программы стандартов третьего поколения включают в себя все необходимые компоненты данного содержания.
Основными организационными формами учебного процесса при использовании информационно-образовательной среды в обучении являются лекции, семинары, консультации, практические, лабораторные и самостоятельные работы, тренинги, тестирование.
Лекции, которые проводятся в очной форме, подкрепляются электронными материалами. Так как их главная цель - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, пропуск их или неполное усвоение влечет за собой определенные проблемы по усвоению курса в целом. Одно из основных преимуществ электронной лекции - возможность
повторного воспроизведения информации, которое невозможно для аудиторного занятия.
Практические и лабораторные работы необходимы в основном для приобретения практических навыков в рамках дисциплины. При этом, как правило, аудиторных часов на подобные занятия недостаточно для усвоения таких навыков. Поэтому в данной форме обучения применяются дистанционные средства обучения. В ПГУ им. Шолом-Алейхема, как правило, используется два подхода к данной деятельности:
• удаленный доступ электронным лабораторным установкам, моделирующим эксперимент;
• доставка портативного лабораторного практикума «на дом».
Первый реализует так называемую проектную деятельность,
ориентированную на творчество студента, второй - получение базовых навыков при работе со средствами, применяемыми в профессиональной деятельности студента. Основная проблема реализации первого подхода -сложность организации, которая может усугубиться возможностями аппаратнопрограммных средств. Поэтому гораздо чаще используется второй подход: студент получает необходимое методическое обеспечение, выполняет некоторые задания и на основе изученного создает собственный проект. При этом с помощью системы управления обучением МооШе организуется индивидуальная, парная или групповая работа по созданию проектов.
Методические указания по выполнению лабораторных работ используются в электронной форме. Как правило, это сочетание текста и некоторой графической информации в виде скриншотов. Данное содержание также реализуется и в форме видео. Видеоряд представляет собой рабочую область программы, аудиоряд - комментарии преподавателя по поводу действий, совершаемых для достижения какого-либо эффекта. Личный опыт показывает, что в таком случае визуально легче научить основным принципам работы с данным средством. При этом не теряется возможность параллельной
работы с методическим обеспечением, всегда можно поставить видео на паузу и совершить необходимые действия.
Контрольно-оценочные средства применяются в очной форме, если запланирована проектная деятельность, ее защита также проводится в аудитории. Итоговое тестирование в электронной форме проводится только при дистанционном обучении. Если зачет или экзамен проводится в классической форме, применение системы управления обучением сводится к ознакомлению с вопросами для подготовки к соответствующей форме контрольно-оценочного мероприятия.
Самостоятельная работа студента является основной формой в данной схеме. Учитывая образовательные стандарты третьего поколения, предполагающие большое количество самостоятельного обучения, использование среды поддержки такой формы просто необходимо. Главный вопрос - выбор подходящего средства. Основываясь на опыте использования системы управления обучением МооШе можно сказать, что она подходит по всем основным параметрам для данного обучения. Проблемы в таком случае в основном составляют процессы организации и методического обеспечения дисциплины. Формы и методы подачи материала и выполнения практических заданий каждый преподаватель может выбрать самостоятельно, как правило, выбор здесь чаще всего зависит от желания, возможности и фантазии преподавателя.
Обучение, построенное с применением информационно-образовательной среды подобной инфраструктуры, имеет много общего с традиционным обучением, при этом позволяет использовать современные технологии и опыт в условиях уменьшения аудиторной нагрузки. При этом обучение студентов становится более насыщенным, за счет групповой и творческой составляющей обучения, и прозрачным, за счет контроля в системе управления обучением и других элементов, образующих информационно-образовательную среду: читальные залы, библиотеки, интернет-центры, деканаты и т.д.
Библиографический список
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с. ил.
2. Оспенникова Е.В. Основы проектирования учебного процесса по физике в условиях ИКТ-насыщенной среды обучения [Текст]: учебно-методическое пособие Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. - 2008. - 384 с.
3. Белаш О.Ю. Рыжов Н.Г. Олехова Н.И. Фомина Н.Н. Мониторинг маркетинговой среды университета // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.
4. Кузьмина Н.В. Понятие "педагогическая система" и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л.: Знание, 1980. -с.16-17.
Bibliography
1. Andreev A.A. Pedagogics in Higher Education. New Course - Moscow: Moscow International Institute of Econometrics, Informatics, Finance and Law, 2002. - 264 p. silt.
2. Ospennikova E.V. Bases for design of the learning process in physics in terms of ICT-rich learning environment [Text]: Textbook Perm: Perm. State. ped. Univ. - 2008. - 384 p.
3. Belas O. N. Ryzhov N.G. Olekhova N.I. Fomina N.N. Monitoring of marketing environment of the University // Modern problems of science and education. - 2012. - № 6.
4. Kuzmina N.V. The concept of "educational system" and its evaluation criteria // Methods of system of pedagogical research. - L.: Knowledge, 1980. - P.16-17.