Архипкин О.В.
канд. экон. наук, доцент
Иркутский государственный университет
а пока по камушкам...
сама бежит
проектирование инфрасистем логистического сервиса
Обоснование создания инфрасистем, реализующих связность объектов инфраструктуры при организации интегрированного сервиса, - это новое и достаточно актуальное, на наш взгляд -направление научного поиска. В разработке его требуется осуществить, прежде всего, привязку инфрасистем к стадиям воспроизводства. Иными словами, речь должна идти о создании инфрасистем для обслуживания производства, распределения, обмена и потребления. Однако при этом соблюдение принципа жесткой специализации изначально ставится нами под сомнение. Напротив, вполне допускаются возможные варианты сочетаний инфрасистем: обслуживающие производство и распределение, производство и потребление. Последние трансформируются в производственные инфрасистемы (если речь идет о потреблении товаров производственного назначения). И так далее.
Использование приемов комбинаторного анализа в проектировании требует созда-
ния инфрасистем, обслуживающих распределение и обмен, то есть сферу товарного обращения, в рамках которых могут быть выделены специализированные подсистемы, обслуживающие процессы товародвижения. Область их предметной специализации определяют потоковые процессы, структурируемые движением отдельных составляющих интегрированного потока. Области же функциональной специализации - заготовительная (закупочная) и сбытовая (распределительная) деятельности, осуществляемые на микроэкономическом уровне, структурируются в основном хозяйственном звене. В силу предметной и функциональной специализации эти дезагрегированные подсистемы могут быть названы логистическими инфраси-стемами, которые рассматриваются нами как межотраслевые ин-формационного-технологические системы обслуживания процессов товародвижения. Их отраслевой (модульный) состав обусловливается априорно составом логистических услуг.
Предоставляемые в комплексе, интегрируемые по продукту и/или
рынку, логистические услуги формируют логистический сервис, относительно которого может развиваться особый вид услуг - управление логистическим сервисом. Потенциальная востребованность логистического сервиса обусловливается его способностью придавать товарам новые свойства, такие как полезность места, времени, доступности, формы, владения и пользования и т.д. (1).
Логистический сервис - это особая область сервисной сферы, предметно и функционально специализированная на оказании логистических услуг, то есть услуг, связанных с формированием и организацией движения потоков. С позиции его организации первостепенное значение приобретает действие, которое сопряжено со структуризацией потоков. Традиционно в логистике в качестве ключевых объектов управления выделяются материальные (товарно-материальные), финансовые и информационные потоки, при этом имеется в виду, что они могут интегрироваться и формировать сложно структурированные потоки однонаправленного или встречнонаправ-ленного движения. Как всякая целесообразная деятельность, логистический сервис в экономике может быть организован на принципах «самообслуживания», в том числе с элементами инсорсинга, или использования услуг сторонних организаций, в том числе при передаче функций обслуживания на аутсорсинг. В деле организации логистического сервиса как сферы предпринимательства особые акценты делаются на маркетинговых аспектах логистики.
В этом смысле «логистический сервис» обнаруживает содержательное сходство с «сервисной логистикой» и строится на выполнении, так называемых, «8-ми правил логистики»:
- продукт (обеспечение нужным продуктом);
- качество (предоставление продукта необходимого качества);
- стоимость (в сочетании с требуемым уровнем затрат);
- потребитель (доставка заявившему о своей потребности клиенту);
- количество (продукт должен быть в необходимом количестве),
- время (в нужное время);
- место (в нужное место);
- персонифицированность (система обслуживания разрабатывается для каждого отдельного заказа (4), добавим - на базе отраслевых модулей, созданных в логистической инфрасистеме).
Понятие логистического сервиса используется для описания комплекса операций, выполняемых поставщиком после получения заказа на производство и/или поставку продукции и до получения ее потребителем. Эти операции включают доставку продукции, складирование и хранение, упаковку и консолидацию, а также перевозку различными видами транспорта. Сюда входят также такие операции, как выбор маршрута и составление графика движения. Цель этих операций — преодолеть территориальный разрыв между производством и потреблением. Однако целевая ориентация логистического сервиса выходит за рамки целевой ориентации отдельных операций. Его основная цель -выполнение требований, предъяв-
российское предпринимательство
ляемых потребителем к системе обслуживания в целом (4). Всеобщий характер участия хозяйствующих субъектов в процессах товародвижения обусловливает массовость спроса на логистические услуги. Ограничением последнего предстают варианты самоооб-служивания, которые предполагают организацию логистики собственными силами. Тем не менее, они не подрывают идею массовости спроса на логистические услуги в сервисной экономике и дают нам основание предложить использовать элементы теории массового обслуживания (в англоязычной терминологии - теория очередей - theory of queues) - это прикладная область теории случайных процессов (2, 3). Предметом ее исследования являются вероятностные модели реальных систем обслуживания, в которых в случайные (или не в случайные) моменты времени возникают заявки на обслуживание, при этом устройства для обслуживания этих заявок имеются. Примеры таких систем широко известны в логистике: имеются как заявка-требование на продукцию определенного вида, так и обслуживающие устройства (логистические мощности) - складской, погрузочно-разгрузочный, транспортный комплексы. Модель конкретной системы обслуживания становится содержательной (с вероятностной точки зрения), если tj - момент поступления i-й заявки и щ- время, необходимое для обслуживания i-й заявки, случайны.
Методами теории массового обслуживания производится анализ функционирования системы, на основе которого в дальнейшем мож-
но поставить вопрос о синтезе систем обслуживания и о выборе оптимальных параметров системы. Применение элементов данной теории выявляет парадокс, который состоит в том, что массовый характер спроса на логистические услуги в экономике находится в противоречии с его индивидуальностью. Смеем утверждать, что среди «8-ми правил логистики» наиболее высоким рангом должен обладать признак персонифицированности, который естественным образом и всякий раз соотносится с признаком, поименованным в перечне как «потребитель»; все остальные признаки предстают соподчиненными с ним. По своей сути логистические ин-фрасистемы должны стать системами массового обслуживания с ориентацией на клиента.
Литература
1. Шеховцов Р.В. Сервисная логистика / Отв. ред. Д.Т. Новиков. - Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2003.
2. Саати Т.Л. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения: Пер. с англ. - М.: Советское радио, 1965.
3. Гнеденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. - М.: Наука, 1966.
4. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Касенов А.Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.