Научная статья на тему 'Проектирование информационной системы для планирования закупочной деятельности государственных заказчиков'

Проектирование информационной системы для планирования закупочной деятельности государственных заказчиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК / ЗАКАЗЧИКИ / ПРОЦЕДУРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / UML-МОДЕЛЬ / ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛНОТЫ / PROCUREMENT PLANNING / CUSTOMERS / PROCEDURES OF PLACING THE ORDER / THE INFORMATIONAL SYSTEM DESIGN / UML MODEL / ESTIMATION OF FUNCTIONAL COMPLETENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жебровская Людмила Анатольевна, Жебровская Елена Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы проектирования информационной системы для планирования закупочной деятельности заказчиков, имеющих филиальную сеть и удаленные структурные подразделения. Сформирован состав необходимых операций закупочных процедур, определены основные функции проектируемой системы. В статье представлены разработанные UML-модели процесса размещения заказов и проведена оценка функциональной полноты спроектированного программного продукта.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered questions of informational system designing for the planning of the procurement activities of the customers, having a network of branch offices and remote structural subdivisions. In article are formed the necessary operations of procurement procedures, the main function of the projected system. The paper presents the developed UML-model of the process of placing orders, and the estimation of functional completeness designed the software product.

Текст научной работы на тему «Проектирование информационной системы для планирования закупочной деятельности государственных заказчиков»

РАЗДЕЛ 4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Л.А. Жебровская, Е.Ю. Жебровская

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы проектирования информационной системы для планирования закупочной деятельности заказчиков, имеющих филиальную сеть и удаленные структурные подразделения. Сформирован состав необходимых операций закупочных процедур, определены основные функции проектируемой системы. В статье представлены разработанные UML-модели процесса размещения заказов и проведена оценка функциональной полноты спроектированного программного продукта.

Annotation

In article are considered questions of informational system designing for the planning of the procurement activities of the customers, having a network of branch offices and remote structural subdivisions. In article are formed the necessary operations of procurement procedures, the main function of the projected system. The paper presents the developed UML-model of the process of placing orders, and the estimation of functional completeness designed the software product.

Ключевые слова

Планирование закупок, заказчики, процедуры размещения заказа, информационная система, проектирование, UML-модель, оценка функциональной полноты.

Keywords

Procurement planning, customers, procedures of placing the order, the informational system design, UML model, estimation of functional completeness.

Постановка задачи. В настоящее время закупочная деятельность бюджетных и казенных учреждений, территориальных органов управления регламентируется федеральным законом 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» [1]. В терминах данного закона учреждения выступают в роли государственных, муниципальных и иных заказчиков в зависимости от их статуса и подчиненности. При реализации закона необходимо выполнить большое число раз-

личных операций, значительное часть из которых выполняются вручную. В настоящей работе сделана попытка оценить состав необходимых операций, визуализировать процессы с использованием языка UML, оценить необходимую функциональную полноту проектируемой системы.

Процедуры, выполняемые при размещении заказа. Законом выделяются следующие основные комплексы закупочных процедур: планирование

закупок, размещение заказов, мониторинг исполнения контрактов и догово-

ров. Корректность выполнения процедур на этапе планирования определяет правомерность размещения заказов и законность заключения контрактов по итогам проведения торгов.

Осуществляющиеся в настоящее время законодательные изменения при переходе к Федеральной контрактной системе [2] предусматривают усиление роли и значимости этапа планирования закупочной деятельности. При планировании закупок перед большинством заказчиков возникает необходимость решения ряда проблем:

-государственные заказчики, как правило, являются крупными учреждениями, имеющими в своем составе филиалы и удаленные подразделения. Законом определяется годовое и поквартальное планирование закупок в целом по юридическому лицу. В условиях изменения потребностей филиалов и подразделений, объема финансирования, сроков закупки и других параметров возникает проблема оперативной и корректной консолидации данных о необходимых закупках товаров и услуг;

-все закупочные процедуры предполагают кодирование закупаемых товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и услуг (ОКДП) с их последующей группировкой в номенклатурные группы согласно приказу Минэкономразвития № 273 [3];

-для выбора способа размещения заказа (простая закупка, закупка у единственного поставщика, котировка, аукцион, конкурс) законом предусматриваются алгоритмы, основанные на анализе объемов и видов закупаемых товаров и услуг одной номенклатурной группы. Способ простых закупок используется, если суммарная потребность всего юридического лица, включая филиалы, не превышает установленного Центробанком РФ лимита расчетов наличными. Квартальные закупки до 500 тыс. рублей можно осуществлять

путем запроса котировок. В остальных случаях должен проводиться аукцион или конкурс. Распоряжением Правительства РФ № 236-р [4] определен перечень товаров и услуг, закупаемых исключительно путем проведения аукциона;

-законодательством предусматривается ряд товаров и услуг, на закупку которых заказчик вправе размещать заказ у единственного поставщика без проведения торгов;

-особое внимание контролирующие органы также уделяют соблюдению процентного соотношения объема закупок у субъектов малого предпринимательства к годовому объему размещенных заказов;

-статус отдельных учреждений (государственные учреждения в сфере образования, культуры и искусства) позволяет им увеличивать лимит простых закупок до 400 тыс. рублей по одной номенклатурной группе в квартал;

-последними изменениями законодательства из объема товаров и услуг, подлежащих конкурсных закупкам, выведены закупки, производимые для обеспечения проведения научно-

исследовательских работ и выполнения грантов.

Очевидно, что оперативное решение перечисленных проблем возможно только при условии наличия у госзаказ-чика информационной системы, функционирующей в глобальной сети и реализующей алгоритмы анализа и консолидации, предусмотренные действующим законодательством в области закупочной деятельности.

иМЬ-модель процесса размещения заказа. При проектировании такой системы для РГЭУ (РИНХ) был использован объектно-ориентированный подход и универсальный язык моделирования UML. На рис. 1 приведены разработанные диаграммы прецедентов для основных пользователей системы.

Просмотр поданных заявок

Формирование решения

решения

Печать поданных заявок Печать сформированного решения

а) Диаграмма прецедентов «Работа подкомиссии»

Редактирование существующей записи в заявке

б) Диаграмма прецедентов «Работа филиала»

Добавление и редактирование групп товара

Добавление и редактирование наименований товаров

Обновление новостей

в) Диаграмма прецедентов «Работа администратора»

Рис. 1. Диаграммы прецедентов системы планирования закупок заказчика

На рис. 2 представлены следующие диаграммы классов страниц разработанного сайта в виде стереотипа Boundary:

- pageStart - главная страница сайта, после авторизации каждый пользователь переходит на свою персональную страницу;

- pageAdmin - страница администрирования для управления учетными записями пользователей и редактирования баз данных;

- pageBranch - персональная страница филиала для заполнения заявок или просмотра решения подкомиссии;

- pageCommission - страница подкомиссии, предоставляющая возможность просматривать, сортировать и анализировать поданные заявки, переходить на страницу формирования решения подкомиссии;

- pageOrder - страница работы с заявкой филиала;

- pageItemOrder - страница добавления или редактирования номенклатурной позиции в заявке;

- pageSolutionBranch - страница для просмотра филиалом решения подкомиссии;

- pageUsers - страница администратора для управления пользователями, позволяющая добавлять, редактировать и удалять пользователей;

- pageUpdateDB - страница, позволяющая администратору редактировать номенклатуру товара;

- pageSolutionCommission -страница формирования решения подкомиссии.

В ходе решения поставленной задачи были выделены сущности и их атрибуты, представленные на рис. 3 (см. ниже).

Составление комиссией решения

PageCommission Є1- idCommisssion

PageStart ♦OpenOneOrderO

------------------ ♦OpenAIIOrderO

Q>idBranqh : Integer ♦SaveAIIOrderO

♦OpenSolutionO ■C'KO ♦PageLoadO

xjtQ Вход под логином администратора

к

Вход под логи

PageSolutionCommission f? idCommission

♦SortByBranchO

♦SortByGroupO

♦SortByProductO

♦SortByMetodBuyO

♦PageLoadO

♦ViewSolutionO

♦PrintSolutionO

ном филиала

PageAdmin f? idAdmin

♦OpenUsersO

♦OpenDBO

♦PageLoadQ

илиалом решения комиссии

♦Open

♦OpenSoluti

♦Date

♦Раді

Order()

onBranch()

hieck()

ieLoad()

Открытие заявки филиала

PageSolutionBranch f? idBranch

♦SaveSolutionO

♦PageLOadO

♦ViewSolutionO

♦PtintSolutionO

PageUpdateDB 61- idAdmin

♦AddProductO

♦UpdateProduct()

♦DelProductO

♦PageLoadO

♦ViewProductO

♦NewUserO

♦UpdateUserO

♦DelUserO

♦ViewUsersO

♦PageLoadQ

PageOrder idBranch : Integer

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦AddlOrderO

♦DelOrderO

♦PrintOrderO

♦SaveOrderO

♦UpdateOrderO

♦PageLoadO

♦ViewOrderO

PageItemOrder & idBranch

♦CostO ♦SaveltemO ♦AddltemOrderO ♦DelltemOrderO ♦Update ItemOrderO

Рис. 2. Диаграмма классов стереотипа boundary

Product

^CodeProduct: String ^NameProduct: String d^>GroupProduct: Integer, 1

goeto

^SaveProductO

^>AddProduct()

♦DelProductO

gseto

GroupProduct

^GroupProduct: Integer S^NameGroup : String ^>idCommission : Integer

*GetO

OSetQ

Commission

Users

ItemOrder

^CodeProduct: Integer ^Description : String ^Quantity: Integer ^>Price : Currency ^>Cost: Currency ^MethodBuy: String ^>idOrder: Integer ^idltem

^SetO

<>GetO

<>AddO

^>UpdateO

^>LetMetodBuyO

*Del()

^>idCommission : Integer ^>NameCommission : String

*Get()

d^>login : String ^password : String ^idUser

Дсзеїо

"^NewUserO

■Seto

^UpdateUserO

f^DelUserO

Order

Branch

^Year: Integer ^Quarter: Integer ^>idBranch : Integer d^>NameBranch : String ^>idOrder: Integer

^idBranch : Integer ^NameBranch : String ^director: String ^>glBuh : String

♦SetO

^GetO

^AddO

^jDelQ

•>Get()

Рис. 3. Диаграмма класса стереотипа Entities

Формирование состава функций. Для проведения сравнительного анализа спроектированного программного продукта и существующих информационных систем с эквивалентными функциями была использована методика оценки функциональной полноты [5].

В сравнительном анализе участвовали следующие информационные сис-

темы планирования и консолидации: «Планирование закупок государственного заказчика», модуль «План закупок» системы Парус, «BusinessObjects Planning and Consolidation».

В таблице 1 представлены данные о функциях, выполняемых рассматриваемыми программными средствами.

Таблица 1. Наличие функций программных средств планирования закупочной

деятельности

Функция Планирование закупок госзаказчика Парус План закупок Business Objects Planning and Consolidation

1 2 3 4

Поддержка всех функций системы в Интернет-среде 1 0 1

Продолжение таблицы 1

Разделение доступа в соответствии ролями пользователей в процессе закупочной деятельности 1 1 1

Использование ОКДП для классификации товаров 1 1 1

Возможность группировки товаров в соответствии с утвержденной номенклатурой 1 1 1

Возможность перенастройки группировки товаров при изменении законодательства 1 1 1

Гибкая настройка системы на изменение структуры филиальной сети 1 1 0

Отсутствие ограничений на количество различных категорий пользователей системы 1 1 1

Настройка временного ограничения доступа к отдельным функциям в соответствии с принятым регламентом организации 1 0 0

Функция быстрого ввода товарных позиций при наборе заявки 1 1 0

Многокритериальный поиск в реестрах заявок и решений комиссии 1 0 0

Встроенный алгоритм определения способа размещения заказа 1 0 0

Контроль наличия номенклатурной позиции в списке товаров, закупаемых исключительно методом аукциона 1 1 0

Возможность адаптации лимитов закупок в соответствии с типом госзаказчика 1 0 1

Система предварительного контроля подачи заявок 1 0 0

Формирование решения комиссии по каждому филиалу 1 0 0

Формирование сводной ведомости в разрезе номенклатурных групп 1 1 0

Формирование сводной ведомости в разрезе филиалов 1 0 0

Для реализации процедуры сравнения множество информационных сис-тем-претендентов надо обозначить

2 = (2 ,} 0=1,2,...,п), где п=3. Множество, составляющее словарь функций, реализуемых информационными системами, обозначается как

К = (Кі } (і=1,2,...ш), где т=17.

Исходная информация представлена в виде таблицы (X,} (таблица 3),

элементы которой определяются следующим образом:

|і, если і - я функция реализует} - й ИС

11 \$,если не реализует

(1)

Формируются матрицы

р (11), р (01), р (10), р (00)

Р (11) * Р^ - элементы матрицы, обо-

значающие число функций, выполняе-

мых и

Р..

(11)

чения множества

г, = (хЛ}.

мощность пересе-

2, = {ХЛ и

Р (11) Матрица г:

[17 9 71

реп) = 9 9 5

11 5 7\

Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10)

/ - элементы матрицы,

обозначающие число функций,

у

выполняемых ИС ^ / , но не реализуемых ИС У к и определяемые

как

Р

(10)

х, \ г,

разности множеств

г, = (хл}.

мощность 2, = (X, } и

Р (10):

а 3 ісп

а 0 4

.0 2 0 .

Р,

(01)

,, - элементы матрицы, обо-

значающие число функций, выполняе-

ИС у ,, но не реализуемых У, и

мых

Р (01)

определяемые как ,,

мощность разности

г, = (хл} и г, = (х,}.

Матрица і3*-01'*;

[0 0 01

8 0 2

.10 4 0.

Р (00) _ г, и г, -

объединения множеств г,

множеств

мощность = {Х/ } и Уу = {Х1к }, она определяется как сумма числа функций, выполняемых системами.

Р

= Р,,

+ Р,и 110) + Р

/к /к /к Матрица

[17 17 171

= 27 ^ л

.17 11 7 ]

Чтобы оценить, какая часть (доля) функций, выполняемых ИС У/, реализуется также и ИС У у, надо найти мат-

рицу Н, элементы которой определяются по

(11) /✓о (11)

+ Р,к

формуле:

(10)'

’),

(0<ЯД<1);

1 0.529 0.412

М= 1 1 0.556

.1 0.714 1

Взаимосвязь между ИС г, и У,

Р (11)

оценивается по значениям Р в

и

Р (11) / Р (00) Г]Ъ 1 г], ,

/к ± /к 1 х /к , ( 0 — О /к — 1 ),

где & /к - мера подобия Жаккарда, определяемая как отношение числа функций, выполняемых обоими пакетами к числу функций, выполняемых хотя бы одним из них. Надо найти матрицу С :

1 0.529 0.4121

0.529 1 0.454

10.412 0.454 1

Следующий этап обработки информации - преобразование матриц Р, Н, 8, О в логические матрицы поглощения или включения. Чтобы рассчитать

матрицу О0, необходимо задаться пороговым значением £ элементов матрицы О .

Приняв в качестве порогового

значения £g =0,4, надо рассчитать мат-

рицу

в"

-{

где 1,еслн если 6

и <%ИЛНЕ = ;

(2)

Матрица в 0 , рассчитанная для данного порогового значения, представлена ниже.

Р0 1 1

1 0 1

.1 1 0.

По матрице О строится граф (рис. 4). По этому графу можно судить о

группах схожих информационных систем.

Если взять пороговое значение ££ =0,4, то матрица О0, может быть представлена в виде

0 1 0'

еа - 1 0 0

.0 0 0,

Построенный по матрице О0 граф подобия (при ££ =0,5) представлен на рис. 5.

Рис. 5. Граф подобия ИС при Є =0,5

Рис. 5 визуализирует группу схожих систем. Это системы 1,2. Так, с помощью построенного графа пользователь может видеть, что если его интересует система 2, то ему также стоит обратить внимание на систему 1.

Далее надо обратиться к матрице Р для нахождения рангов информационных систем по критерию функциональной полноты. Для этого сначала

0

а затем матрица А=( Р 0 )2 + Р 0.

,0

рица

Р

имеет вид:

Р °" —

Р и —

Є

01

1, если Рц < є

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 , (3) 0, если Рц > Єр

где °р - пороговое значение

элементов матрицы Р.

Ниже представлена матрица Р0, рассчитанная для порогового значения

0ц}, 5. и

Мат- 0 0 СУ

Р° = 1 0 0

.1 1 0,

На рис. 6 изображен граф превосходства ИС, построенный по этой матрице.

Рис. 6. Граф превосходства ИС

Рассчитывается матрица (Р0)2:

О О 01

- о о о

Ь о о!

Затем формируется матрица^:

ГО & 01

А -

1 о &

12 1 0.

Из матрицы видно, что наиболее полной системой является

разрабатываемая система под номером 1.

Далее для построения графа поглощения на основе рассчитанной выше матрицы Н рассчитывается матрица

H

О

(4)

1, если Нц >єк и І Ф ц

0, если Нц < є к или І — ц

где £Ь - пороговое значение элементов матрицы Н.

Матрица Н0, рассчитанная для

£ ь =0,6, представлена ниже.

[О О о

И®- 1 0 0

Ь. 1 о!

На рис. 7 приведен граф поглоще-Н0

ния, по матрице Н , при пороговом значении £ь =0,6.

Выполненная количественная оценка функциональной полноты проектируемой системы «Планирование закупок госзаказчика» показала, что ни одна из существующих систем не обеспечивает автоматизированную реализа-

цию ряда необходимых функций, требующих значительных затрат заказчика.

Выводы.

1. Выделены процедуры, и построены ЦМЬ-модели размещения госзаказов.

2. Определен состав основных функций проектируемой информационной системы (выделены 17 обязательных функций).

3. Показано, что расширение функциональных возможностей проектируемого веб-приложения за счет автоматизированного выполнения группы новых функций позволит существенно уменьшить ресурсоемкость процесса планирования закупочной деятельности государственных заказчиков. Проектируемая система, в полном объеме реализуя аналитические и расчетные процедуры размещения заказов, может быть использована в процессе планирования закупочной деятельности заказчиков, имеющих разветвленную сеть филиалов и удаленных подразделений.

4. Проведены расчеты, подтверждающие, что спроектированный программный продукт является полнофункциональной системой поддержки процесса планирования закупочной деятельности государственного заказчика.

Библиографический список

1.Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". [Электронный ресурс]. - Электронно-правовая система «Консультант Плюс».

2.Проект федерального закона N 68702-

6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».[Электронный ресурс]. -

Электронно-правовая система

«Консультант Плюс».

3.Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. N 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для

нужд заказчиков». [Электронный

ресурс]. - Электронно-правовая система «Консультант Плюс».

4.Распоряжение Правительства РФ № 236-р от 27.02.2008 г. [Электронный ресурс]. - Электронно-правовая система «Консультант Плюс».

5.Хубаев Г.Н. Сравнение сложных про-

граммных систем по критерию функциональной полноты // Программные продукты и системы

(SOFTWARE&SYSTEMS).-1998. - №2.

- c.6 - 9.

Bibliographic list

1. The Federal law of 21.07.2005 N 94-FZ "On placement of orders for supply of goods, execution of works, rendering of services for state and municipal needs". [Electronic resource]. - Electron-legal system «Consultant Plus».

2.The project of Federal law N 68702-6 «On Federal contract system in the field of procurement of goods, works and ser-vices».[Electronic resource]. - Electron-legal system «Consultant Plus».

3.Order of the Ministry of economic development of Russia from June 7, 2011. N 273 «On approval of nomenclature of goods, works, services for needs of the customers.»[Electronic resource]. - Electron-legal system «Consultant Plus».

4.RF Government order № 236-R dated 27.02.2008 g.[Electronic resource]. - Electron-legal system «Consultant Plus».

5.Hubaev G.N. Comparison of complex

software systems according to the criterion of functional completeness // Software products and systems

(SOFTWARE&SYSTEMS).-1998. - №2. -c.6 - 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.