Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе профессиональной подготовки'

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТА / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сторожева Н.Е.

В статье рассматриваются идеи проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе профессиональной подготовки в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Доказывается актуальность выделения концептуального и прикладного уровней проектирования индивидуального маршрута. Особое внимание уделяется самостоятельным формам работы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сторожева Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе профессиональной подготовки»

64

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

ными (приобщение к родной природе и культуре); ценностными, деятельностными; поисково-исследовательскими. Воздействуя на познавательную сферу, молодёжный туризм развивает интеллектуальные и волевые качества личности, способствует эмоциональному восприятию окружающей культурной и природной среды, а так же приобретению социального опыта в сохранении этой среды. Все эти компоненты проявляются одновременно через наблюдение, восприятие и осознание, которые позволяют в концентрированном виде усваивать большой объем информации о природе и формировать знания о ней. Внешнее воздействие природной среды, а так же познавательное соприкосновение с объектами культурного наследия (архитектурой, живописью и др.) преобразуется в опыте в виде ценностных ориентаций, патриотических взглядов, позиции и действия.

Список литературы:

1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачёв. -Изд. 2-е, доп. - М.: Дет. лит., 1988. - 238 с.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст]. - М.: Росвоенцентр, 2003. - 25 с.

3. Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р.

4. Максютин Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: учебное пособие / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 77 с.

5. Путрик, Ю.С., Ельчанинов, А.И. Перспективы развития событийного туризма на объектах культурного наследия: на примере туристско-рекреационного кластера «Бежин луг» Тульской области // Наследие и современность. Информационный сборник. - М., 2014. - С. 105-119.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Сторожева Н.Е.*

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), г. Кемерово

В статье рассматриваются идеи проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в процессе профессиональной подготовки в условиях внедрения новых федеральных государст-

Преподаватель кафедры Общих социальных и гуманитарных дисциплин.

Педагогические науки

65

венных образовательных стандартов. Доказывается актуальность выделения концептуального и прикладного уровней проектирования индивидуального маршрута. Особое внимание уделяется самостоятельным формам работы обучающихся.

Ключевые слова индивидуальный образовательный маршрут, уровни проектирования маршрута, результаты обучения.

Идея перехода на индивидуальные учебные планы, предполагающие большую долю самостоятельности обучающихся, отражена в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Организация обучения в системе профессионального образования, где важной составляющей является проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, способствует достижению обучающимися высокого уровня результатов обучения.

Термин «маршрут» обозначает направление движения объекта, относительно определённых ориентиров, с указанием основных пунктов, путь следования [4]. Если до недавнего времени термин «маршрут» применялся исключительно вне сферы образования (транспорт, геология, путешествия и др.), то начиная с 90-х годов ХХ века проблема выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов получила разработку в исследованиях, посвященных процессу обучения и воспитания в системе образования. В последнее время происходит постоянное обновление идей, связанных с проектированием образовательных маршрутов. Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как вариант целенаправленно проектируемой индивидуальной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся позицию субъекта выбора (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, В.С. Лазарев, В.В. Лаптев, А.К. Маркова, А.П. Тряпицына, Д.А. Суртубаева, и др.). Можно понимать индивидуальный маршрут более широко - как путь или движение (В.И. Богословский, Н.А. Дука, М.Л. Соколова, А.В. Туркина и др.). В то же время индивидуальный образовательный маршрут - это не просто учебный путь; это путь реализации личного потенциала обучающегося, при сохранении активной личной позиции. Если рассматривать индивидуальный образовательный маршрут как вариативную структуру образовательной деятельности обучающегося, выделяя в качестве компонентов личностные особенности, то его реализация возможна как в рамках учебной дисциплины (модуля), так и рамках всего учебного процесса.

Мы рассматриваем индивидуальный образовательный маршрут, как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого педагогами и обучающимися для активизации самораскрытия и достижения продуктивного уровня личностных и образовательных результатов, то есть в основе реализации индивидуального образовательного маршрута должны находиться личностные особенности обучающихся.

На практике индивидуальный образовательный маршрут выступает как нормативное описание способа движения обучающегося, то есть при проек-

66

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

тировании маршрут представляет собой нормативный документ, отражающий путь личностного становления обучающегося при освоении различных учебных программ. В процессе своего движения личность имеет возможность достигнуть максимального уровня компетентности и успешности в образовательной, профессиональной или других видах деятельности. Одна из проблем реализации маршрута заключается в том, что часто для самого обучающегося смысл создания и описания маршрута остается неясным, так как деятельность, не являющаяся актуальной в настоящее время, остается лишь средством для достижения целей самого обучающегося [2]. Чтобы деятельность по реализации индивидуального образовательного маршрута стала актуальна для самого обучающегося, необходим учет личностных и образовательных результатов обучающихся. Внедрение в практику обучения индивидуального образовательного маршрута - это совместная деятельность педагога и обучающегося, направленная на создание и реализацию в процессе учебной деятельности индивидуального маршрута деятельности, позволяющего отслеживать личностные и образовательные результаты обучения, при этом необходимо активное взаимодействие между различными участниками образовательного процесса [6]. Цели реализации индивидуального образовательного маршрута предполагают: развитие способности обучающегося к активизации личностных реальных и потенциальных возможностей, рефлексию своего опыта самопознания, саморазвития и саморегуляции [3].

Процесс создания модели образовательного маршрута предполагает опору на педагогические принципы, способствующие их эффективному использованию в учебном процессе. Среди принципов выделяются: обязательное соблюдение интересов обучающегося, личная активная позиция обучающегося, взаимодействие и согласованность педагога и обучающегося, непрерывное и гарантированное сопровождение обучающегося, опора на достижение предполагаемых личностных и образовательных результатов обучающегося.

Опора на результаты обучения необходима для оценки успешности образовательного процесса. Результаты обучения являются ожидаемыми и измеряемыми конкретными достижениями обучающихся (причем ожидаемые и измеряемые ими самими), выраженные в качестве знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и определяющие, что должен будет выполнять обучающийся по окончании обучения [1]. Таким образом, результаты обучения становятся более точными для формулирования и понятными с позиции их применения в современных условиях, они по-прежнему рассматриваются как категория оценки успешности учебной деятельности, но сегодня эта категория более объемна, содержательна и эффективна в использовании. В рамках реализации индивидуального образовательного маршрута актуально выделять личностные и образовательные результаты, для того чтобы обучающийся мог видеть, прогнозировать и контролировать не только учебные достижения, но и свое отношение к ним. К образовательным результатам от-

Педагогические науки

67

носятся усвоение обучающимися системы знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, способов деятельности. На практике это общие и профессиональные компетенции, прописанные в образовательных и профессиональных стандартах, а также знания и умения, которыми должен обладать обучающийся по завершении дисциплины. Актуализация личностных и образовательных результатов происходит уже на начальной стадии проектирования.

Исследователями предлагаются различные стадии (этапы, уровни) организации индивидуального образовательного маршрута. Эффективно выделение концептуальной и прикладной стадий организации индивидуального образовательного маршрута [7]. При создании модели реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся, в рамках исследования, проводимого на среднетехническом факультете Кемеровского технологического института пищевой промышленности, мы выделили концептуальный и прикладной уровни. На концептуальном уровне обосновываются цели, идеи и проблемы реализации маршрута. Основанием для выбора маршрута являются профессиональные и жизненные планы обучающегося, успехи в учебной деятельности, уровень образованности и состояние здоровья. На концептуальном уровне организации индивидуального образовательного маршрута происходит анализ потенциальных образовательных и личностных результатов, одновременно оценивают их, а также ставят личные образовательные цели, что способствует более осознанному подходу к процессу проектирования индивидуальных маршрутов со стороны обучающихся.

На концептуальном уровне обучающимся предлагается готовый алгоритм действий. На прикладном уровне реализовывается технология, в соответствии с алгоритмом действий педагога и обучающегося, выбор заданий и форм мониторинга результатов, способов самореализации).

После проведения начальной процедуры и определения дисциплин обучающийся, включаясь в деятельность с несколькими педагогами (по каждой дисциплине) самостоятельно конструирует свой индивидуальный образовательный маршрут. Проекты маршрутов обучающихся на среднетехническом факультете представлены в виде папок с вложенными документами (картами). То есть обучающемуся предлагается уже готовый алгоритм действий, следуя которому, он способен самостоятельно построить образовательный маршрут, другими словами, собрать собственный «конструктор» [5], педагог при этом консультирует и направляет. В рамках предложенного алгоритма, для каждого шага, определяется деятельность обучающегося, функции педагога, технологические приемы для организации учебного процесса, разрабатываются маршрутные листы, карты самостоятельной работы, и карты самооценки.

При проектировании индивидуальных образовательных маршрутов особую актуальность приобретают самостоятельные формы работы. Образовательная практика подтверждает, что только знания, добытые самостоя-

68

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

тельно, формируют обучающегося продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции. Опора на самостоятельную учебную деятельность, а также разработка карт самостоятельной работы способствуют повышению уровня самостоятельности обучающихся и развитию способности к саморазвитию и самооценке полученных личностных и образовательных результатов.

Карты самостоятельной работы для обучающихся включают в себя: наименования разделов и тем, название форм выполнения работы, а также сроки выполнения. Разработка карт самостоятельной работы, направленная на достижение личностных и образовательных результатов, предполагает дифференциацию обучения. Карты самостоятельной работы предполагают задания разных уровней сложности (первый, второй, третий уровень сложности), в зависимости от того, какого уровня результатов планирует достичь обучающийся, и в зависимости от личностных особенностей обучающихся, при этом задания выбирает сам обучающийся, следовательно, от выбора самого обучающегося зависят его личностные и образовательные результаты. Обучающиеся выполняют полный объем работы, необходимый для достижения результатов минимального уровня усвоения, обучающиеся, желающие достичь результатов базового уровня усвоения выполняют задания первого и второго уровня сложности, обучающиеся, предполагающие достижение результатов продуктивного уровня усвоения, выполняю задания первого, второго и третьего уровней сложности.

Достижение результатов обучения происходит в соответствие с заданными в маршруте уровнями усвоения, актуально выделение следующих уровней усвоения: минимальный, базовый и продуктивный. Таким образом, при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающимся предоставляется возможность достигнуть желаемого уровня результатов обучения.

В результате исследования было выявлено, что у большинства обучающихся, нацеленных на достижение минимального или базового уровней достижения результатов обучения, в процессе работы появляется желание и возможность достигнуть более высоких результатов обучения, что свидетельствует об эффективности применения системы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на среднетехническом факультете.

Список литературы:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Игнатович С.С. Проблема готовности ученика к проектированию индивидуального образовательного маршрута в контексте общих тенденций

Педагогические науки

69

индивидуализации образования // Вестник Адыгейского университета. Серия: Педагогика и психология. - 2012. - Выпуск 3 (103). - С. 47-51.

3. Кузнецова Е.А. Валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута студента как условие профессиональной подготовки в медицинском колледже: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.

4. Ожегов Н.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. - М.: ООО «А ТЕМП», 2013. - 874 с.

5. Остренко М.Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов учащихся в образовательном процессе школы: дисс. ... канд. пед. наук. - Псков, 2004. - 242 с.

6. Сагимбаева Г. С. Формирование индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2015. - 24 с.

7. Трофимов М.В. Проблемно-поисковая организация индивидуальных образовательных маршрутов студентов: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2012. - 22 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Сычёва О.А.*

Читинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Чита

Воспитание экологической культуры, формирование исследовательского типа мышления, воспитание активной позиции личности возможно только в ходе приобретения личностно значимых новых знаний и компетенций, полученных самостоятельно. Целесообразно при этом ориентироваться на развитие личности ребенка в целом, учитывая идеи педагогики сотрудничества.

Ключевые слова: экологическое образование, социоприродное окружение, проектно-исследовательская деятельность, экологическая культура.

Исследовательские методы обучения активно использовались ещё с начала 20 столетия. Известные педагоги (П.П. Блонский, Б.Е.Райков, А.П. Пин-кевич, С.Т Шацкий и др.) указывали на значимость этих методов для полноценного развития личности ребенка, повышения глубины усвоения содержания образования. В основе концепции исследовательской деятельности

Доцент кафедры Экономики, управления и права, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.