Артёмова Н.А., преподаватель. Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141314, Сергиев Посад, Северный проезд, д.5, E-mail: spf.vshn i. n ir@gmail. com
Artemova N.A., teacher of the Department of General Humanitarian and Natural Sciences of Sergiev Posad Institute of toys, Higher school of folk arts (Academy), 141314, Sergiev Posad, Severnyi proyezd, 5, E-mail: spf.vshni.nir@gmail. com
Проектирование игрушки из бумаги студентами Сергиево-Посадского института игрушки Designing paper toy by students of the Sergiev Posad Institute of toy
Аннотация. В статье рассматривается вопрос проектирования игрушки из бумаги на учебных занятиях в Сергиево-Посадском институте игрушки -филиале Высшей школы народных искусств (академии). Обучающиеся занимаются созданием игрушек из бумаги от поиска идеи - до воплощения в материале. Рассмотрены этапы выполнения игрушки из бумаги. При выполнении проектов игрушек соблюдаются законы композиции. Приведены фотографии с поэтапным процессом изготовления простейшей игрушки из бумаги по шаблону.
Ключевые слова: проектирование, бумага, игрушка из бумаги, образ, шаблон формирование идеи, графические эскизы.
Abstract. This article discusses the issue of designing paper toys at the lessons in Sergiev Posad Institute of toy - branch of the Higher school of folk arts (academy). Students are engaged in creating toys from paper from the creation of an idea - to the implementation in the material. The stages of making a toy made of paper are considered. When performing toy projects, the laws of composition are observed. There are photos with a step-by-step process of making a simple toy from paper according to a sample.
Key words: design, paper, paper toy, image, pattern, forming an idea, graphic thumbnails.
Проектирование игрушки достаточно сложный процесс среди различных видов учебной деятельности студентов Сергиево-Посадского института игрушки. На протяжении 85 лет институт готовит специалистов по созданию игрушек для всей страны. Обучающиеся занимаются проектированием игрушек: от нахождения идеи - до воплощения ее в материале, и одна из тем - проектирование игрушки из бумаги. В процессе обучения студенты учатся создавать игрушки из бумаги, начиная с готовых чертежей различных видов игрушек и продолжая проектированием собственных образцов игрушек.
Проектирование игрушки из бумаги - процесс сложный и многоплановый, требующий наличия знаний в различных областях науки и
искусства. Процесс формирования идеи, организация форм и методов работы по моделированию, конструированию, формирование сложной пространственной ориентировки, создание схем и чертежей, все это необходимо для выполнения игрушек различной сложности [5]. Понимание и владение техникой бумагопластики дает возможность творческой деятельности в профессиональной области проектирования игрушек.
Одним из направлений проектирования игрушки является создание образной игрушки из бумаги, где процесс изготовления новой формы имеет два начала: интуитивно-эмоциональное и логическое.
Знание законов композиции, закономерностей формирования делает этот процесс управляемым и помогает находить выразительные решения [9]. По определению Л.Б. Альберти «Композиция - это сочинение, выдумывание, изобретение» [8, с. 13]. Н.Н. Волков отмечает, что композиция - это конструкция для понимания, конструкция для смысла [3, с. 18-21].
Работа над проектом игрушки из бумаги включает следующие этапы: выбор темы, выполнение зарисовок объекта, изучение особенностей пластики, пропорций, выполнение графических эскизов игрушки, выполнение объёмных поисковых макетов, выполнение разверток деталей и декорирование игрушки.
При проектировании игрушек соблюдается закон целостности, в результате которого все элементы должны быть объединены в единое целое. При этом целостность проекта игрушки определяется первоначальным замыслом, а затем продолжается на этапе разрабоки эскизов, черновых форм, формировании из отдельных элементов целостного проекта. На этапе создания эскизов поиск конструктивной идеи начинается с выявления основной массы композиции, далее прорисовываются остальные элементы игрушки, определяется их крепеж и отделка. При создании проекта игрушки необходимо учитывать и взаимное согласование всех элементов композиции исходя из идеи, соблюдая центр композиции, которому будут подчиняться все второстепенные детали.
Еще одним условием при проектировании игрушек является узнаваемость и индивидуальность проекта [2, с. 53-60]. Важно на начальной стадии продумать, какой сорт бумаги будет использоваться при окончательном варианте проекта - чертёжный, рисовальный, белый или цветной картон, писчая бумага или обойная. От сорта бумаги зависит крепеж деталей, устойчивость композиции, оформление, а также образ.
Использование различных сортов бумаги дает возможность с первых этапов совершенствовать мелкую моторику рук, выполнять точные движения, развивать глазомер, что прививает усидчивость и аккуратность. Бумага -материал, обладающий хорошими декоративными, конструктивными и пластическими свойствами.
В настоящее время существует около 5000 сортов бумаги различного назначения. Работа с бумагой не требует сложных инструментов и приспособлений. Для проектирования игрушек лучшим материалом служит плотная бумага - рисовальная, чертежная, бумага для пастели, которая
позволяет выполнять различные технические приемы и операции (прорезы, складывание, скручивание, склеивание) [11].
--Студенты Сергиево-Посадского
института игрушки ВШНИ на первом курсе занимаются бумажной игрушки.
простых задании игрушек из бумаги, шаблону. игрушка
Рис. 1. Инструменты, необходимые для вырезания
проектированием Одно из самых проектирование изготовленных по Так была создана бумажная «Ангел», предназначенная для детского творчества.
В ходе создания проекта игрушки из бумаги необходимо минимальное количество инструментов (ножницы большие и малые, необходимые для вырезания мелких деталеи орнамента, линеика, шило для приведения линии сгибов, карандаш для разметки чертежа фигуры, ластик) (рис. 1).
При проектировании игрушки «Ангел» важно придерживаться основных правил работы с бумагой, которые обеспечат лучший результат -аккуратную, хорошо выполненную игрушку (поверхность для работы с бумагой должна быть всегда гладкой и чистой, линии сгиба ровные, намеченные при помощи шила и линейки). Для того, чтобы игрушка имела выразительную форму, все линии сгиба четко проглаживаются, наносятся контурные карандашные линии разметки и вырезаются по контурным линиям ножницами [1].
Создание игрушки из бумаги начинается с разработки образа, при этом рекомендуется подобрать материал и иллюстрации на данную тему, и на основе полученной информации выполнить графические эскизы. Так студентами был создан проект бумажной игрушки «Ангел», декорированной прорезными орнаментами, что делает его образ легким, изящным, воздушным и сказочным [1] (рис. 2).
Изготовление бумажной игрушки и вырезание ажурных узоров набирает популярность среди детей и их родителей. Всевозможные разработки бумажных игрушек различной сложности предлагаются в дошкольном и школьном образовании, дополнительном образовании, кружках, художественных школах. Игрушка из бумаги стала достаточно распространенным видом искусства бумажной пластики [4].
Рис. 2. Разработка образа игрушки на бумаге
Создание проекта игрушки от развертки - до модели - процесс сложный и кропотливый, позволяющий увидеть в простом листе бумаги возможности для реализации своих замыслов, идей, при этом развивая мышление, логику, творческие способности, мелкую моторику рук [12]. Всем хорошо знакомы вырезные снежинки из тонкой бумаги, которыми украшают окна на Новый год. Процесс выполнения игрушки «Ангел» напоминает вырезание снежинок с симметричным орнаментом, однако узор на каждую деталь выполняется отдельно [10].
После выполнения графических эскизов происходит работа над созданием объема фигуры, т.е. над преобразованием плоского листа бумаги в определенную конструкцию. Прежде чем выполнять шаблон, необходимо отработать пластику фигуры в черновом макете, только после этого можно начинать работать с чистовым материалом (рис. 3, 4).
в # 1|
е) ж) з) и)
Рис. 4. е-и. Выполнение преобразований плоского листа бумаги в объемную конструкцию с поиском линий сгиба и складок
При создании чистового проекта бумажной игрушки «Ангел» подготавливается шаблон из тонкого картона, размечаются основные линий сгиба. Шаблон представляет собой половину развёртки фигурки, куда переносятся разрезы для соединений в виде тонких линий (рис.5).
Рис.5. а) эскиз б) изготовление шаблона
На рисунке 5 показан принцип изготовления простейшей игрушки из бумаги по принципу шаблона. Так лист бумаги формата А3 сгибается пополам, на линию сгиба накладывается шаблон и обводится контур. Затем вырезается развертка по контуру и проводятся линии сгибов. После этого ножницами выполняются вырезные орнаменты на линии сгибов, а при помощи надрезов на крыльях присоединяются края развёртки [6].
Декорирование бумажной игрушки проводится путем определения линий сгибов и прорезей в виде орнамента. Сначала декор на одежде «Ангела»
оформляется в виде складок из бумаги, по предварительно выполненному эскизу, как показано на рисунке 6.
Рис.6. а) эскиз с определением линий сгибов и прорезей б) поисковый макет из бумаги с определением линий в) поисковый макет из бумаги с определением линий сгибов и
прорезей
Окончательным этапом декорирования игрушки из бумаги служит оформление прорезных орнаментов на одежде «Ангела» (рис.7).
Рис.7. а) эскиз игрушки на бумаге б) этап декорирования в) окончательный этап
декорирования игрушки с мелкими элементами
Игрушка из бумаги стала достаточно распространенным видом искусства и популярна не только среди детей, но и среди взрослых. Ее создание - процесс сложный, трудоемкий и кропотливый, но позволяющий реализовать самые творческие идеи.
Литература
1. Артёмова Н.А. Основы производственного мастерства в изготовлении образной игрушки (проектирование игрушки из бумаги). -Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 205 е.: ил.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - Москва: Просвещение, 1989. - 192 с.
3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - Москва: Искусство, 1977.
— 263 с.
4. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. - Москва: Издательский Дом МСП, 2006. - 128 с.: ил.
5. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988. - 28 с.: ил.
6. Докучаева Н.Н. Кораллы и рыбки. - Санкт-Петербург: ТОО Диамант, Валерий СПб, 1997. - 160 с.: ил.
7. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. - Москва: б/и, 1986. - 256 с.
8. Панкратова А.В Пропедевтика: теория композиции для графических дизайнеров: Учебное пособие. - Смоленск: СГУ, 2010 - 60 с.
9. Соколова-Кубай Н.Н. Узоры из бумаги. - Москва: Культура и традиция, 2006. - 79 с.: ил.
10. Тойбнер А. Фигурки и игрушки из бумаги и картона. - Москва: Астория, 2009. - 20 с.: ил.
11. Шинкарёва Н.А., Богослова Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 3 - (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-usloviya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.05.2020).
References
1. Artyomova N.A. Osnovy proizvodstvennogo masterstva v izgotovlenii obraznoj igrushki (proektirovanie igrushki iz bumagi). - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - 205 c.: il.
2. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty. - Moskva: Prosveshchenie, 1989. - 192 s.
3. Volkov N.N. Kompoziciya v zhivopisi. - Moskva: Iskusstvo, 1977. —
263 s.
4. Vygonov V.V. Igrushki i podelki iz bumagi. - Moskva: Izdatel'skij Dom MSP, 2006. - 128 s.: il.
5. Gagarin B.G. Konstruirovanie iz bumagi. - Tashkent: Izdatel'stvo CK Kompartii Uzbekistana, 1988. - 28 s.: il.
6. Dokuchaeva N.N. Korally i rybki. - Sankt-Peterburg: TOO Diamant, Valerij SPb, 1997. - 160 c.: il.
7. Kibrik E. Ob"ektivnye zakony kompozicii v izobrazitel'nom iskusstve.
- Moskva: b/i, 1986. - 256 s.
8. Pankratova A.V Propedevtika: teoriya kompozicii dlya graficheskih dizajnerov: Uchebnoe posobie. - Smolensk: SGU, 2010 - 60 s.
9. Sokolova-Kubaj N.N. Uzory iz bumagi. - Moskva: Kul'tura i tradiciya, 2006. - 79 s.: il.
10. Tojbner A. Figurki i igrushki iz bumagi i kartona. - Moskva: Astoriya, 2009. - 20 s.: il.
11. SHinkaryova N.A., Bogoslova G.V. Osobennosti i usloviya razvitiya tvorcheskih sposobnostej u detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Baltiiskii Gumanitarnii Zhurnal. - 2018. - № 3 - (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-usloviya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (data obrashcheniya: 15.05.2020).