Научная статья на тему 'Проектирование и управление охраняемыми природными территориями на локальном уровне'

Проектирование и управление охраняемыми природными территориями на локальном уровне Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
310
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ИЕРАРХИЯ / УНИКАЛЬНОСТЬ / УЯЗВИМОСТЬ / САКРАЛЬНОСТЬ / PROTECTED AREAS / PLANNING / MANAGEMENT / LOCAL LEVEL / HIERARCHY / UNIQUENESS / VULNERABILITY / SACRED PLACE

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Черных Дмитрий Владимирович

Предлагается авторский вариант концепции локальных систем особо охраняемых природных территорий. Концепция рассматривается в свете представлений об иерархии как неотъемлемом свойстве материи. Сформулировано понятие о локальных (муниципальных, районных) системах ООПТ, предложен алгоритм их организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Черных Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование и управление охраняемыми природными территориями на локальном уровне»

11. Закон Алтайского края от 01.02.2007 г. № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае».

12. Основы подготовки аудиторов-экологов и проведения экологического аудита / под ред. З.Н. Замятиной. — Барнаул: Азбука, 2009. — 414 с.

+ + +

УДК 502.3 Д.В. Черных

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ НА ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ключевые слова: охраняемые природные территории, проектирование, управление, локальный уровень, иерархия, уникальность, уязвимость, сакраль-ность.

Введение

Согласно действующему законодательству особо охраняемые природные территории (ООПТ) могут находиться в ведении Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Положение о трех уровнях ООПТ представляется принципиальным для создания эффективной системы охраняемых территорий [1, 2]. В то же время в нашей стране не сложилось повсеместной действенной практики организации и управления ООПТ на муниципальном уровне: не обозначены четко категории ООПТ местного значения, единичны научно-методические разработки в этом направлении, отсутствует реальный опыт по вовлечению населения в процессы принятия решений.

Объекты и методы

Под локальной системой ООПТ мы понимаем совокупность находящихся на территории административного района охраняемых природных, а также природно-антропогенных объектов муниципального подчинения, организованных и управляемых в соответствии с принципами системного подхода [3].

С методической точки зрения идеальным и наиболее удобным случаем для организации локальной системы ООПТ является «нулевой уровень», когда на территории административного района нет

утвержденных охраняемых объектов федерального, регионального и местного подчинения. В случае наличия таковых организация локальной системы ООПТ осуществляется с учетом их статуса и функций. При этом, безусловно, ООПТ районного подчинения должны быть увязаны с ООПТ регионального и федерального уровней.

Адекватный отбор ценностных критериев, на основе которых будет проводиться анализ территории, имеет важное значение не только для вычленения будущих ООПТ, но и для эффективности функционирования планируемой сети или системы ООПТ в целом. С разных позиций нужно подходить к анализу староос-военных регионов с малыми площадями естественных ландшафтов, и районов, где природные ландшафты еще сохранились на значительных площадях. Таким образом, при разработке системы ООПТ любого уровня территориальному анализу должен предшествовать анализ критериальный.

Результаты и обсуждение

Предлагаемый нами алгоритм организации локальной системы ООПТ включает пять последовательных этапов — разработка, обсуждение и доработка, утверждение, функционирование, модернизация.

Разработка проекта локальной системы ООПТ — длительный процесс, включающий несколько стадий (подэтапов). Желательно, чтобы разработка осуществлялась на основе единого методического подхода с опорой на обоснованную систему

критериев при отнесении объектов к разряду ООПТ.

На подготовительной стадии осуществляется сбор всей имеющейся информации о природных условиях, истории освоения и современном хозяйственном использовании территории района. Желательно приведение всей информации к единой базовой картографической основе, что не представляет большой сложности при использовании в качестве таковой цифровой картографической модели. При создании базы данных для удобства оперирования многочисленной разнородной информацией целесообразно в качестве основных операционных ячеек использовать естественные территориальные выделы, например, контуры предварительной ландшафтной карты. В зависимости от площади административного района и сложности ландшафтного строения его территории в этот период достаточным для картографирования будет масштаб 1:100000 —

1:300000.

На экспедиционной стадии разработки проекта осуществляется работа на маршрутах и ключевых участках. Результатом является уточненная и детализированная базовая ландшафтная карта, а также серия крупномасштабных ландшафтных карт на наиболее сложные и привлекательные с точки зрения обоснования ООПТ участки. Карты ключевых участков целесообразно составлять в масштабах 1:10000 — 1:25000, так как именно в этих масштабах возможно картографирование ландшафтных единиц относительно устойчивых во времени и пространстве и достаточных для поддержания необходимых условий среды обитания растительной составляющей биоценозов [4]. В этом же диапазоне масштабов достаточно уверенно картографируются природно-антропогенные (пруды, лесополосы и т.д.) и антропогенные (древние дороги, штольни и т.д.) элементы ландшафтов. Во время полевых исследований составляются списки с характеристиками природных объектов, представляющих ценность с точки зрения местного населения; эти объекты картографируются и фотодокументируются.

Третья — аналитическая — стадия разработки проекта включает анализ данных, полученных во время полевых исследований, и создание предварительной модели локальной системы ООПТ. По каждому из ценностных критериев подготавливаются списки, детальные характеристики и обоснование объектов, потенциальных для вы-

деления в качестве особо охраняемых. Обосновывается, если нужно, необходимость организации площадных ООПТ и, в случае надобности, их буферных зон. Для каждой из перспективных ООПТ предлагаются категория, охранный режим, лица, ответственные за его соблюдение. Формулируется общая концепция конкретной локальной системы ООПТ, где подчеркивается ее специфика в зависимости от местных природных и социально-экономических условий, определяются основные краткосрочные и среднесрочные задачи.

Обсуждение и доработка проекта. Для обсуждения желательно представить несколько вариантов проекта системы ООПТ, не противоречащих друг другу, но позволяющих маневрировать с учетом интересов различных категорий населения, возможного появления в процессе обсуждения непредвиденных нюансов и вероятных сценариев социально-экономического развития.

Перед обсуждением концепцию системы ООПТ желательно опубликовать в районных средствах массовой информации, чтобы население могло не только ознакомиться с ней, но и высказать свои пожелания. После этого разработчики осуществляют презентацию концепции локальной системы ООПТ в администрации района, в обсуждении которой участвуют представители от всех заинтересованных сторон: районной и сельских администраций, крупнейших землепользователей, природоохранных структур, наиболее активные представители общественности. С учетом высказанных замечаний и предложений разработчики вносят необходимые уточнения в проект, после чего он выносится на утверждение администрацией района.

Утверждение проекта происходит после выполнения всех необходимых организационных мероприятий и подготовки соответствующей документации: определения границ охраняемых объектов на местности; установления соответствующих аншлагов, оформления охранных обязательств и паспортов в соответствии с установленным порядком; назначения юридических или физических лиц, контролирующих соблюдение охранного режима, а также координирующих работу всей системы, определения порядка ее финансирования. В отдельных случаях не исключается возможность поэтапного утверждения локальной системы ООПТ через последовательное утверждение отдельных

охраняемых объектов. Однако такой вариант развития событий менее эффективен, так как влечет за собой дополнительные организационные неудобства.

Функционирование локальной системы ООПТ будет тем эффективнее, чем больше категорий лиц участвовало в ее разработке. Среди мероприятий по оптимизации функционирования можно отметить несколько основных: организационнопрофилактические, эколого-просветитель-ские и научно-инвентаризационные.

Организационно-профилактические мероприятия включают в себя слежение за состоянием ООПТ, соблюдением режима их охраны. Так как для большинства охраняемых объектов локальной системы ООПТ необязательно полное исключение из хозяйственного оборота, иногда достаточно использовать их экстенсивно, то необходим постоянный контроль за состоянием объектов. При этом должна быть установлена строгая ответственность пользователей земли всех категорий за сохранность ценных природных объектов на их землях, стимулирующая создание ООПТ как мероприятие, обеспечивающее соответствие этой ответственности. Так как это, в большинстве своем, локальные (точечные) объекты, и причем часто представляющие собой с точки зрения интересов хозяйства неудобья (пещеры, болота, скальные выступы, крутые склоны с сохранившимися редкими видами и т.д.), то достаточно просто оградить их от случайного нехозяйственного использования, способного нанести им ущерб (заходы скота для спасения от жары, палы, использование под свалки и т.д.).

Одна из основных проблем территориальной охраны природы в России состоит в слабом распространении информации о функциях природных территорий в жизни общества, особенно среди лиц, принимающих решения, и в широких слоях населения. Систематическое проведение эколого-просветительских мероприятий необходимо для обеспечения гарантий существования спланированной системы ООПТ. В связи с этим просветительская деятельность среди населения представляется исключительно важной. Она может принимать различные формы: от информационных и разъяснительных публикаций в средствах массовой информации до организации акций по уходу за охраняемыми объектами по типу субботников.

Научно-инвентаризационные мероприятия призваны пополнять багаж знаний о

природных условиях района, истории его хозяйственного освоения, а также наследии материальной культуры. В идеале они должны быть организованы по аналогии с ведением Летописи природы в государственных заповедниках (что-то вроде ее краеведческого варианта). Однако организация такой процедуры требует значительных трудовых затрат и большого энтузиазма. Для проведения научных исследований на территории действия локальной системы ООПТ желательно привлечение не только ее разработчиков, но и других специалистов. Например, важным элементом системы должны стать Локальные Красные книги, тенденция создания которых отмечается в последние годы в России. В конечном счете, научные исследования необходимы для того, чтобы локальная система ООПТ отвечала системным принципам, в частности, постоянно совершенствовалась и развивалась.

Постоянная модернизация системы ООПТ — обязательное условие успешного ее функционирования. Так, появление новых научных данных о природных объектах может вызвать необходимость изменения статуса отдельных ООПТ и перевода их с местного уровня на региональный или даже федеральный. Высокая динамичность локальной системы ООПТ должна проявляться и в установлении плавающего режима охраны для входящих в нее объектов: со временем режим охраны ООПТ может меняться как в сторону ужесточения, так и в сторону смягчения.

Заключение

В связи с глобализацией, охватывающей все сферы жизнедеятельности человека, понятно стремление перейти на глобальный уровень и в сфере заповедного дела. И все же в такой большой и контрастной по природным условиям стране, как Россия, в которой отдельные регионы отличаются по длительности, интенсивности освоения и режимам природопользования, необходимо формирование механизмов территориальной охраны природы на низовом, муниципальном, уровне. Этому должна способствовать разработка представлений о локальных системах ООПТ. В идеале каждый административный район должен иметь совокупность ООПТ муниципального подчинения.

Библиографический список

1. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование: анали-

тический обзор федерального законодательства / под ред. А.С. Шестакова. — М.: Изд-во КМК, 2003. — 352 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». 1995.

3. Черных Д.В. Локальные системы особо охраняемых природных территорий: реалии и перспективы / Д.В. Черных.

+

УДК 591.5(571.5)

О ПРОНИКНОВЕНИИ ВОЛКА

— Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. — 88 с.

4. Черных Д.В. Уникальные урочища в локальной системе охраняемых природных территорий Алтая / Д.В. Черных, Д.В. Золотов, И.В. Андреева // География и природные ресурсы. — 2007. — № 1. — С. 59-64.

А.Я. Бондарев,

A.А. Фролов,

B.И. Токарев

В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АЛТАЙ

Ключевые слова: адаптация, алтайская пищуха, барсук, бассейн, берлога, бобр, волк, вырубки, глубокоснежья, дикие копытные, домашние копытные, дождь, кабарга, кабан, коренной участок, косуля, КРС, кухта, логова, логовища, лось, леспромхоз, марал, медведь, наст, отстой маралий, оттепель, пик плотности населения, помет, прокормители, «снежницы», солонцы, экспансия, численность, шерсть.

Введение

Расширение ареалов животных за счет прежде неосвоенных территорий служит доказательством успеха их адаптивной стратегии. Изучение закономерностей приспособления конкретных видов к антропогенным преобразованиям биоценозов является важнейшим направлением современной экологии, позволяет усовершенствовать мониторинг, регулирование, управление и охрану популяций. Волк заслуживает серьезного внимания как хищник, играющий важную негативную роль в животноводстве и охотничьем хозяйстве. Исследований, посвященных процессам вселения волка в глубокоснежные таежные пространства, до настоящего времени нет.

Район работ, материалы и методы

Турочакский район Республики Алтай расположен в Северо-Восточном Алтае, земли лесного фонда занимают 83,4%,

или 843,3 тыс. га. Стационарные исследования выполняются на двух участках по р. Лебедь: в верхнем течении — с 1974 г. на площади 100 км2 от истоков до р. Садра; среднем течении — с 2001 г. 120 км2 (урочища Тюлём, Рыковка, Салазан). Наблюдения проводились в снежный период (октябрь-январь-февраль) на маршрутах — охотничьих путиках, охватывающих всю территорию сравнительно равномерно и тяготеющих к поймам притоков р. Лебедь или сглаженным участкам рельефа на их водоразделах. Протяженность маршрутов за сезон на этих участках составляла 1600-2000 км, а за весь период наблюдений — более 33,6 тыс. км. Дополнительно к стационарным наблюдениям регулярно обследуется бассейн р. Лебедь. Использованы результаты учетов численности копытных и волка за 2000-2003 гг., выполненных П.С. Анчифоровым и хранящихся в банке данных Лаборатории зоологического мониторинга ИСЭЖ СО РАН.

Изменения природных условий и фауны района отслежены за 35 лет. Проанализированы материалы по народонаселению и животноводству и опросные сведения местных жителей с 1930-х годов. Изменения структуры лесного фонда отслежены по планам насаждений: Байголь-ского лесоэксплуатационного участка Нижне-Лебединского лесоэксплуатационного района Дайбовского леспромхоза, 1939 г.; Тондошинского лесоэксплуатационного участка Турочакского лесхоза,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.