Научная статья на тему 'Проектирование и управление научно-исследовательской сетью регионального инновационного кластера'

Проектирование и управление научно-исследовательской сетью регионального инновационного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С.В., Малхасьян С.С., Р Аракелян Н.

Повышенный интерес к кластерному подходу в современной России объясняется с одной стороны наличием некоторого положительного опыта развития территориально-производственных комплексов, являющихся прототипом индустриальных кластеров М.Портера, с другой стороны, необходимостью скорейшего перевода экономики на инновационный путь развития. В статье показано, что одним из путей повышения инновационности и конкурентоспособности фирм кластера может быть трансформация кластера в инновационную систему, требующая формировании и реализации комплексной стратегии развития кластера, включающей проектную, объектную, процессную и средовую подстратегии. На этапе формирования и реализации как проектной, так и объектной подстратегий возникают ситуации конфликта интересов между фирмами-участницами кластера, составляющими его научно-исследовательскую сеть, требующие в условиях рыночной экономики применения "мягких" методов управления кластером на основе комплекса формализованных механизмов, исключающих возможность манипуляции или давления. Предложен эффективный механизм распределения затрат между фирмами-участницами кластера на создание инновационной разработки с целью ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование и управление научно-исследовательской сетью регионального инновационного кластера»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СЕТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

С.В. РАТНЕР,

кандидат физико-математических наук, доцент Южный научный центр РАН, г. Ростов-на-Дону

С.С. МАЛХАСЬЯН

ООО «Кубаньгазпром»

Н.Р. АРАКЕЛЯН

Институт экономики и управления, г. Пятигорск

Новый технологический «скачок», происшедший в мировой экономике в начале третьего тысячелетия, потребовал развития новых форм организации инновационных процессов. Базовым элементом повышения эффективности управления инновационной сферой является новая организационная форма — региональный промышленный комплекс, или кластер. Повышенный интерес к кластерному подходу в современной России объясняется, с одной стороны, наличием определенного положительного опыта развития территориально-производственных комплексов (ТПК), являющихся прототипом индустриальных кластеров М. Портера, с другой стороны, необходимостью перехода экономики на инновационный путь развития. Анализ результатов исследований в области теории формирования и развития кластеров [1] позволяет сделать вывод о том, что для их эффективного проектирования и управления целесообразно уточнить понятия «региональный кластер», «региональная инновационная сеть» и «региональная инновационная система». Под региональным инновационным кластером предлагается понимать географическую концентрацию (спроектированную или спонтанную) взаимосвязанных инновационно-ориентированных фирм, ядром которой является несколько наиболее устойчиво развивающихся предприятий реального сектора экономики, способных обеспечить платежеспособный спрос на инновационные разработки. Для определения более организованной кооперации между фирмами, стимулируемой договорными отношениями, направленной на развитие их инно-

вационной активности, предлагается использовать понятие «региональная инновационная сеть». Высшую форму инновационного развития регионального кластера, базирующуюся на кооперации в инновационной деятельности не только фирм, но и организаций среды генерации новых знаний — университетов, исследовательских центров, а также агентств по трансферу технологий, бизнес-ассоциаций и финансовых институтов, будем называть региональной инновационной системой.

Как показывает практика стран ЕС, региональные инновационнные сети характеризуются высоким уровнем институциональной плотности. Термин «институциональная плотность» может иметь две основные интерпретации: 1) множество официальных организаций с высоким уровнем взаимодействия, которые поддерживают работу фирм различными способами [2]; 2) множество социальных институтов, которые способствуют плотному, неофициальному сотрудничеству людей в фирмах и организациях [3]. Участники кластера знают, что они вовлечены в общее дело, имеют единую экономическую цель и разделяют единые культурные нормы и ценности. Низкий уровень институциональной плотности означает, что в региональном кластере недостает как официальных организаций, поддерживающих экономическое развитие, так и развитой социальной инфраструктуры. Высокий уровень институциональной плотности, с другой стороны, свидетельствует о наличии в кластере многочисленных организаций, поддерживающих развитие, и эффективно действующих научных и социальных учреждений.

Для того чтобы кластер мог играть роль катализатора инновационного развития территории или отрасли и обладал высоким уровнем институциональной плотности, необходимо заложить соответствующий приоритет при построении региональной кластерной стратегии. Как отмечается в исследованиях Г. Б. Клейнера [4], по своей экономической сущности кластеры сочетают в себе черты всех четырех видов экономических систем — проектных, процессных, объектных и средовых, поэтому инновационная стратегия кластера должна формироваться как комплекс четырех типов стратегий, поэтапно реализуемых на разных стадиях его жизненного цикла.

Реализация проектной стратегии инновационного кластера начинается с выполнения хотя бы одного крупного инновационно-ориентированного проекта, носящего стратегический характер для дальнейшего функционирования кластера и предполагающий участие в получении выгод от его реализации предприятиями-участниками. В большинстве случаев именно благодаря мега-проектам создавались ТПК в СССР и кластеры в новых секторах экономики в Европе и США. При реализации проекта организации-участники (инициатор, заказчик, инвестор, контракторы, субкон-тракторы, поставщики, лицензоры, производители конечной продукции и потребители) формируют первоначальное множество организаций — потенциальных участниц кластера. Проектная стратегия на этом этапе формируется централизованно и передается сверху вниз — от руководства кластера к его участникам.

На процесс успешной реализации проекта значимое влияние оказывает его внутреннее окружение, наиболее существенными факторами которого являются [5]:

1) стиль руководства (создание психологического климата и атмосферы в команде, стимулирующих инновационность);

2) специфическая организация (договорные взаимоотношения между основными участниками проекта, степень их вовлеченности в проект и меры стимулирования);

3) команда проекта;

4) методы и средства коммуникации;

5) экономические условия проекта;

6) социальные условия проекта (уровень заработной платы участников проекта, предоставляемые услуги и социальные блага или льготы);

7) прочие факторы (система документации проекта, виды отчетности и т. д.).

Внутреннее окружение проекта можно рассматривать в качестве прототипа институциональной прослойки (факторы 1, 2, 3, 6) и процессного ландшафта (факторы 2, 4, 5, 7) будущей региональной инновационной системы. Таким образом, в процессе выполнения первого инновационного проекта формируется технологическое ядро кластера, включающее в себя организации среды генерации знаний.

Однако для успешного функционирования кластера одного, даже очень масштабного, проекта недостаточно, следует организовать непрерывное проектное планирование с постепеннным включением в состав участников наиболее эффективных научно-исследовательских коллективов и организаций, взаимодействующих между собой для обеспечения эффекта синергии при проведении научных исследований. Формируемая при выполнении крупных проектов научно-инновационная сеть кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств за счет совместного использования уникального научного оборудования, дорогостоящего программного обеспечения и информационных баз, что позволяет участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.

При разработке проектной стратегии регионального инновационного кластера важно правильно выделить из всего множества реальных и потенциальных участников проектов подмножество предприятий и организаций, имеющих наиболее высокий инновационный потенциал и наиболее тесные научно-производственные связи, способствующие сокращению времени реализации полного инновационного цикла и ускоряющие процесс диффузии инноваций. В противном случае усилия, затраченные на реализацию процессной, объектной и средовой стратегий, будут малоэффективными или неэффективными вообще. Ошибки, допущенные на данной стадии формирования инновационного кластера, носят системный характер, а потому являются сложно устранимыми. Это обстоятельство обусловливает необходимость применения при разработке проектной стратегии регионального кластера формализованных математических методов, таких как, например нечеткая кластеризация (многомерная нечеткая классификация) [6].

На этапе стабильного функционирования кластера основная роль принадлежит объектной стратегии, разработка и реализация которой также

невозможны без применения эффективного математического аппарата. Несмотря на необходимость интеграции и кооперации в научно-исследовательской деятельности, между ведущими крупными фирмами инновационного кластера сохраняются конкурентные отношения, являющиеся неотъемлемым атрибутом любого кластера, что необходимо учитывать при разработке и реализации объектной стратегии кластера. Принятие согласованной стратегии кластера предполагает использование «мягких» методов управления кластером на основе комплекса формализованных механизмов, исключающих возможность манипуляции интересов участников или давления на них со стороны стейкхолдеров.

Построим эффективный механизм распределения затрат на инновационную деятельность между фирмами — участницами региональной инновационной сети, основанный на обобщении способа распределения ресурсов [5]. Предположим, что фирмы — участницы региональной инновационной сети заинтересованы (причем каждая в определенной степени) в производстве (или приобретении) некоторого общественного блага, которым может быть информация, новая технология, производственное или исследовательское оборудование, объект интеллектуальной собственности, лицензионное программное обеспечение, уникальные профессиональные навыки специалистов и т. д. В данном случае смысл термина «общественное» заключается в том, что этим благом может воспользоваться каждый из участников инновационной сети. Предполагается, что от потребления каждая фирма — участница получает определенный доход. Стоимость (цена) этого блага фиксирована и выше инвестиционных возможностей каждой отдельно взятой фирмы. Поэтому для его приобретения фирмам необходимо объединить свои инвестиционные возможности.

Если известна «степень удовлетворенности» каждого участника от пользования общественным благом, то можно предлагать различные принципы распределения затрат, хорошо известные в научной литературе по проектному менеджменту: принцип равного распределения, принцип пропорционального распределения («кому общественное благо нужнее, тот больше и платит»), принцип равных прибылей, основанный на достижении равновесия Нэша [5]. Но, как правило, потребности участников известны только им самим. Поэтому если затраты участника (которые невозможно или очень трудно проверить) оценивает и сообщает он

сам, то возможна ситуация, когда участник занижает размер своего вклада, переложив часть своих затрат на других участников инновационной сети. Следовательно, в механизмах распределения затрат возникает проблема манипулируемости интересами участников относительно их вклада.

Пусть региональная инновационная сеть состоит из N фирм-участниц, при этом п из них заинтересованы в приобретении общественного блага и имеют целевые функции следующего вида:

= -Ф,-(С,), I = 1,-п

где — доход /-го участника от использования общественного блага;

С. — его вклад, который определяется на основании заявки С1 =ст ($), $ = (ур...^), ¿1 — мнение /-го участника о справедливом с его точки зрения вкладе за пользование общественным благом;

Ф (С) — затраты на приобретение или создание общественного блага.

Для разработки эффективного неманипулиру-емого механизма распределения затрат между фирмами —участницами региональной инновационной сети в создании или приобретении общественного блага воспользуемся способом, предложенным в [5] для распределения ресурсов, так как механизмы распределения ресурсов являются обратными к механизмам распределения затрат.

Пусть заявки ограничены снизу, т. е. > й, / = 1,...п, нижний предел определяется органом управления инновационной сетью. Предположим, что каждая функция ф, имеет только одну точку минимума г.. Формализованно задачу распределения затрат на создание общественного блага между фирмами — участницами инновационной сети можно представить в следующем виде: на основании заявок исполнителей {.у.} распределить затраты

п

(С1, С2,... Сп) так, чтобы ^С1 = С , где С — затраты

,=1

на создание общественного блага.

Далее проанализируем, какие завки будут сообщать фирмы — участницы. Пусть у* — равновесные заявки (равновесие понимается в смысле Нэша), тогда, если ст (у*) > г, то я* = , если s* > dj, то ст^ (я*) > rJ. Построим алгоритм определения равновесия в зависимости от идеальных точек {г.}.

Шаг 1. Распределим затраты, считая я* = di, , = 1,—п . Если уу-го участника ст^ (я) > г , считаем Cj = rj, а разность rj - стj (я) распределим между остальными исполнителями.

Цикл. Повторим описанную процедуру до тех пор, пока все участники не разделятся на два

непересекающихся подмножества — кластерно ориентированных (вносящих ровно столько, сколько они считают оптимальным для выполнения инновационного проекта) и самоориентированных (определяющих минимальную заявку).

Использование данного механизма при реализации объектной стратегии развития региональной

инновационной системы нивелирует интенсивные проявления объектных свойств фирм-участниц, снижает негативные последствия их чрезмерной самостоятельности и пренебрежения интересами остальных участников, которые создают угрозу организационной несостоятельности регионального кластера.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90

Http://www.fin-izdat.ru E-mail: post@fin-izdat.ru

Список литературы

1. Regional clusters in Europe. // European Commission. Observatory of European SMEs 2002, № 3.

2. Amin A. and N. Thrift (1994), Living in the Global. In Amin, A. and N. Thrift (Eds.), Globalization, Institutions and Regional Development in Europe. Oxford University Press (1-22).

3. Lorenzen M. (2001). Localized learning and policy: Academic Advice on Enhancing Regional Competitiveness through Learning. European Planning Studies, 9, 2: 163-185.

4. Клейнер Г. Б., Качалов Р. М, Нагрудная Н. Б. Системная парадигма в экономических исследованиях: стратегическое планирование кластеров // Восьмой всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Тезисы докладов и сообщений. Секция 1. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

5. Воропаев В. И. Управление проектами в России. — М.: «Аланс», 1995. — 225 с.

6. Штовба С. Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику // http://matlab.exponenta.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.