функциональной стандартизации. [1, с. 20-22].
Научно-техническая политика в области стандартизации информационных технологий и проектирования систем в России заключается в следующем:
1. Создание необходимых актуализированных основополагающих базовых национальных стандартов и других нормативных документов (путем прямого применения международных, региональных и зарубежных документов по стандартизации), определяющих фундаментальные общие процедуры, положения и требования, которые могут быть использованы в различных предметных областях деятельности.
2. Разработка функциональных стандартов (профилей), определяющих соответствующие подмножества или комплектации базовых национальных стандартов, используемых для обеспечения реализаций конкретных процессов, функций и задач ИС, применимость конкретных факультативных параметров из базовых национальных стандартов. [2].
С точки зрения пользователя, всё многообразие предоставляемых продуктов должно управляться единообразно. Если говорить о программных продуктах, тот должна быть единообразная навигация -перемещение по программе, единообразные органы управления ПО и единая реакция ПО на действия пользователя. Для этого разработаны стандарты на пользовательский интерфейс - GUI (Graphical User Interface) всё это регламентируется стандартами, действующими в сфере информационных технологий. [3] Список использованной литературы:
1. Бабаков А.Н. Проблемы и перспективы сертификации в индустрии гостеприимства.// Вестник ИМСИТ. -2012, № 1-2. С.20-22.
2. ГОСТ 1.3-2008. Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов (введен Приказом Ростехрегулирования от 28.04.2010 № 66-ст) - М., Стандартинформ, 2010 г.
3. Международная стандартизация ISO [Электронный ресурс]. Режим доступа http//www.iso.org.
4. Салменкова М.В. Методы и средства оптимизации удовлетворения информационных потребностей в электронных источниках правовой информации/М.В. Салменкова //Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (Тамбов, 28 февраля 2014 г.). - Тамбов 2014. - С. 128130.
© Жорник Д.В., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Закиева Эльмира Фидаритовна студент БФ БГУ, г. Бирск, РФ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ МЕТОДОМ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Выделены процессы проектирования и реализации курсовых работ по химии методом информационного моделирования объектов, процессов и явлений природы и технологий.
Ключевые слова Химия, информационное моделирование, курсовая работа
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
После систематического и регулярного решения учебных задач студенты высших учебных заведений переходят на уровень постановки и решения научных задач посредством проектирования и реализации курсовых работ по естественно-математическим дисциплинам методом информационного моделирования фрагментов действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Выполнение и защита курсовых работ студентами ориентированы на достижение следующих, связанных с принципами обучения, воспитания и творчества дидактических целей: 1) систематическое и регулярное изучение младше- и старшекурсниками научной литературы по учебной дисциплине, полученной традиционным и телекоммуникационным способом; 2) повышение уровня сложности и расширения круга учебно-исследовательских задач, решаемых в вузе; 3) освоение будущими инженерами, технологами и учителями описательной, объяснительной и предсказательной функций современной науки; 4) формирование у обучающихся в высшей школе умений и навыков самостоятельного интеллектуального и творческого труда; 5) коллегиальное обсуждение и оценивание первых результатов научной деятельности начинающих исследователей [2].
Классическим примером постановки и решения научных задач курсовой работы по химии является первое научное произведение будущего выдающего ученого мирового уровня Дмитрия Ивановича Менделеева [3].
В этой связи на естественно-математических факультетах высших учебных заведений Уральского региона нами в течении последних двадцати лет перед началом проектирования и реализации курсовых работ по химии и физике осуществляется краткое ознакомление студентов на лекционных занятиях с курсовой работой Д.И.Менделеева «Химический анализ ортитов из Финляндии» [3].
Системообразующий элемент профессиональной подготовки будущих учителей химии и инженеров -технологов - курсовая работа по химии призвана перевести, согласно основному постулату повышения эффективности методологической, творческой, теоретической, методической и практической деятельности обучающихся в высшей школе, студента вуза из сферы учебного познания в сферу научного познания действительности.
В связи с этим выделим определение интеллектуального и творческого потенциалов студента высшей школы.
Интеллектуальный потенциал - это уровень способности человека-студента к решению любых задач, возникающих в ходе учебной, научной и производственной деятельностей личности, преимущественно с помощью известных моделей и алгоритмов решения задач и опорой на логическое мышление, входящих в множество ценностей материальной и духовной культуры человечества.
Творческий потенциал - это уровень, характеризующий качество и количество самостоятельно поставленных и решенных человеком-студентом новых для него или общества задач теоретической и практической деятельности с приоритетным привлечением интуитивного мышления, вносящих определенный вклад в развитие личности человека или материальной и духовной культуры социума.
Постановка и решение под руководством научного руководителя актуальных задач неорганической и органической химии методом информационного моделирования действительности, как показывает наш дидактический опыт [4], приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов естественно-математических и технологических факультетов высших учебных заведений.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация курсовых работ по химии методом информационного моделирования действительности являются эффективным средством развития интеллектуального и творческого потенциалов студентов высшей школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей
информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Курсовая и дипломная работы Д.И.Менделеева по химии и их значение для повышения качества современных студенческих исследований // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т. 16. - № 3. - С. 102 - 106.
4. Каримов М.Ф. Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 4. - С. 115 - 118.
© Каримов М.Ф., Закиева Э.Ф., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Никонова Надежда Андреевна студент БФ БГУ, г. Бирск, РФ
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
Аннотация
Рассмотрены этапы постановки и решения учебных и научных задач химии методом информационного моделирования действительности, реализуемого традиционным и компьютерным способами.
Ключевые слова
Учебная задача, научная задача, метод информационного моделирования.
Уровень профессиональной подготовки будущих учителей химии и химиков-технологов определяется в основном их умением ставить и решать задачи современной химии, находящиеся в сферах образования, науки и производства.
В этой связи необходимо четко определить понятия учебная и научная задачи.
Выделенную методологическую проблему будем решать на основе универсального способа постановки и решения учебных и научных задач - информационного моделирования объектов, процессов и явлений, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
В качестве одного из вариантов решения указанной методологической проблемы можно предложить нижеследующие определения.
Учебная задача - это задача, в ходе решения которой школьник или студент усваивает новые для себя модели и (или) алгоритмы решенных ранее человечеством задач, включенных в текущий момент в содержание образования [2].
Научная задача - это задача, при постановке и решении которой исследователь действительности строит и разрабатывает неизвестные человечеству новые модели и (или) алгоритмы с целью объяснения и предсказания естественных и искусственных объектов, процессов и явлений природы, технологии или общества [3].
В свете постановки и решения учебных и научных задач по химии следует выделить нижеследующие особенности.
1. Основными фрагментами химической действительности, подлежащими учебному и научному познанию на уровне постановки задачи, являются: объекты - вещества, число известных только превышает десяти миллионов; процессы превращения одних веществ в другие; явления - химические реакции разложения, соединения, замещения и обмена [4].