Научная статья на тему 'Проектирование и организация системы мониторинга мостовых сооружений на высокоскоростных железнодорожных магистралях'

Проектирование и организация системы мониторинга мостовых сооружений на высокоскоростных железнодорожных магистралях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
169
34
Поделиться
Ключевые слова
Высокоскоростная железнодорожная магистраль / специфические условия / надежность / безопасность / долговечность / мост / мониторинг инженерных конструкций. / High-speed railway / specifi c conditions / reliability / safety / durability / bridge / structural health monitoring.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Белый Андрей Анатольевич, Барановский Алексей Анатольевич, Воробьев Дмитрий Евгеньевич, Долинский Кирилл Юрьевич, Дьяченко Леонид Константинович

Цель: Проектирование мероприятий по мониторингу инженерных конструкций сооружений высокоскоростной железнодорожной магистрали для снижения риска утраты несущими конструкциями своих потребительских свойств. Методы: Анализ и учет специфических условий и воздействий, присущих сооружениям высокоскоростных железнодорожных магистралей, в совокупности с действующими нормативными и регламентными документами, а также мировым опытом проектирования и создания систем мониторинга мостовых объектов. Системный подход к решению сформулированной цели, выражающийся в подготовке проектных решений, базирующихся на интегральных принципах функционирования разработанной системы мониторинга. Результаты: Подготовлены проектные решения по мониторингу инженерных конструкций сооружений высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва–Казань–Екатеринбург». В частности, разработаны мероприятия по организации мониторинга на унифицированных конструкциях пролетных строений и опор (в том числе на их отдельных элементах), учитывающие как статическую, так и динамическую составляющие воздействий и планируемых к обращению нагрузок. Основными параметрами, подлежащими мониторингу, являются абсолютное и относительное смещение конструкций, динамические характеристики, напряженно-деформированное состояние пролетного строения, свай и рельс, температура рельс. Практическая значимость: Изложены разработанные авторами мероприятия по проектированию и организации мониторинга мостовых сооружений на высокоскоростных железнодорожных магистралях, не имеющие аналогов в отечественной практике до настоящего времени. Во главу исследований были поставлены экономическая эффективность и унифицированный подход к предложенным решениям. С практической точки зрения данные мероприятия позволят в будущем обеспечить и поддерживать заданные нормативные (проектные) уровни надежности, безопасности и долговечности мостовых сооружений.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Белый Андрей Анатольевич, Барановский Алексей Анатольевич, Воробьев Дмитрий Евгеньевич, Долинский Кирилл Юрьевич, Дьяченко Леонид Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DESIGN AND ORGANISATION OF STRUCTURAL HEALTH MONITORING SYSTEM ON HIGH-SPEED RAILWAY BRIDGE CONSTRUCTIONS

Objective: Structural health monitoring actions designing for high-speed railway engineering constructions to decrease risk of loss consumer properties of bearing designs. Methods: The analysis and accounting of the specifi c conditions and impacts inherent in constructions of high-speed railways, in total with the existing normative and regulatory documents, and also international background of design and development of structural health monitoring systems on bridge objects. The system approach to the solution of the formulated purpose which is expressed in preparation of the project decisions that are based on the integrated principles of functioning of developed structural health monitoring system. Results: Project decisions on structural health monitoring system of high-speed railway Moscow–Kazan–Yekaterinburg constructions were made. In particular, the actions for the monitoring organization on the unifi ed designs of superstructures and piers (including their separate elements) are developed, considering both static and dynamic components of impacts and loadings being planned. The key parameters subject to monitoring are: absolute and relative designs shift; dynamic characteristics; the stressed-deformed condition of superstructure, piles, a rail and rail temperature. Practical importance: The actions, developed by authors and stated in the article, for design and organization of bridge constructions structural health monitoring on high-speed railways have no analogs in domestic practice so far. Cost effi ciency and the unifi ed approach to the proposed solutions were considered as of primary importance in the given study. From the practical point of view, in the future, these actions will make it possible to provide and support the set standard (project) levels of reliability, safety and durability of bridge constructions.

Текст научной работы на тему «Проектирование и организация системы мониторинга мостовых сооружений на высокоскоростных железнодорожных магистралях»

^ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ТРАНСПОРТУ

УДК 625.096

А. А. Белый, А. А. Барановский, Д. Е. Воробьев, К. Ю. Долинский, Л. К. Дьяченко, Г. В. Осадчий

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЯХ

Дата поступления: 09.03.2017 Решение о публикации: 24.04.2017

Аннотация

Цель: Проектирование мероприятий по мониторингу инженерных конструкций сооружений высокоскоростной железнодорожной магистрали для снижения риска утраты несущими конструкциями своих потребительских свойств. Методы: Анализ и учет специфических условий и воздействий, присущих сооружениям высокоскоростных железнодорожных магистралей, в совокупности с действующими нормативными и регламентными документами, а также мировым опытом проектирования и создания систем мониторинга мостовых объектов. Системный подход к решению сформулированной цели, выражающийся в подготовке проектных решений, базирующихся на интегральных принципах функционирования разработанной системы мониторинга. Результаты: Подготовлены проектные решения по мониторингу инженерных конструкций сооружений высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург». В частности, разработаны мероприятия по организации мониторинга на унифицированных конструкциях пролетных строений и опор (в том числе на их отдельных элементах), учитывающие как статическую, так и динамическую составляющие воздействий и планируемых к обращению нагрузок. Основными параметрами, подлежащими мониторингу, являются абсолютное и относительное смещение конструкций, динамические характеристики, напряженно-деформированное состояние пролетного строения, свай и рельс, температура рельс. Практическая значимость: Изложены разработанные авторами мероприятия по проектированию и организации мониторинга мостовых сооружений на высокоскоростных железнодорожных магистралях, не имеющие аналогов в отечественной практике до настоящего времени. Во главу исследований были поставлены экономическая эффективность и унифицированный подход к предложенным решениям. С практической точки зрения данные мероприятия позволят в будущем обеспечить и поддерживать заданные нормативные (проектные) уровни надежности, безопасности и долговечности мостовых сооружений.

Ключевые слова: Высокоскоростная железнодорожная магистраль, специфические условия, надежность, безопасность, долговечность, мост, мониторинг инженерных конструкций.

*Andrei A. Belyi, Cand. Sci., associated professor, andbeliy@mail.ru; Aleksei A. Baranovskii, associated professor, balexspb@yandex.ru; Dmitrii E. Vorobiev, bridge laboratory chief, most-lab@ yandex.ru (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University); Kirill Y. Dolinskii, deputy director, kdmonitoring@mail.ru (CJSC STC "Monitoring of bridges"); Leonid K. Dyachenko, assistant, leonid_dyachenko@mail.ru; German V. Osadchiy, assistant, osgerman@mail.ru (Emperor Alexander I

St. Petersburg State Transport University) DESIGN AND ORGANISATION OF STRUCTURAL HEALTH MONITORING SYSTEM ON HIGH-SPEED RAILWAY BRIDGE CONSTRUCTIONS

Summary

Objective: Structural health monitoring actions designing for high-speed railway engineering constructions to decrease risk of loss consumer properties of bearing designs. Methods: The analysis and accounting of the specific conditions and impacts inherent in constructions of high-speed railways, in total with the existing normative and regulatory documents, and also international background of design and development of structural health monitoring systems on bridge objects. The system approach to the solution of the formulated purpose which is expressed in preparation of the project decisions that are based on the integrated principles of functioning of developed structural health monitoring system. Results: Project decisions on structural health monitoring system of high-speed railway Moscow-Kazan-Yekaterinburg constructions were made. In particular, the actions for the monitoring organization on the unified designs of superstructures and piers (including their separate elements) are developed, considering both static and dynamic components of impacts and loadings being planned. The key parameters subject to monitoring are: absolute and relative designs shift; dynamic characteristics; the stressed-deformed condition of superstructure, piles, a rail and rail temperature. Practical importance: The actions, developed by authors and stated in the article, for design and organization of bridge constructions structural health monitoring on high-speed railways have no analogs in domestic practice so far. Cost efficiency and the unified approach to the proposed solutions were considered as of primary importance in the given study. From the practical point of view, in the future, these actions will make it possible to provide and support the set standard (project) levels of reliability, safety and durability of bridge constructions.

Keywords: High-speed railway, specific conditions, reliability, safety, durability, bridge, structural health monitoring.

Введение

Мировой опыт использования систем мониторинга [1-4] свидетельствует о востребованности современных способов диагностики и контроля мостовых объектов. Более того, повсеместно идет введение обязательности применения этих систем.

В России ситуация во многом идентична. Существует целый ряд работ, направленный на оценку эффективности применения данных систем [5-9]. В соответствии с действующими регламентными документами [10-12] системами мониторинга инженерных конструкций (СМИК) [12] подлежат оснащению объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более 100 м;

2) пролеты более 100 м;

3) наличие консоли более 20 м;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 м.

Следует отметить, что приведенные характеристики сооружений не исчерпывают всех факторов риска и обобщают «уникальные параметры» уже существующих инженерных конструкций.

Вместе с тем стоит подчеркнуть, что решение о возможности обеспечения безопасной эксплуатации проектируемого сооружения принимается лицом, осуществляющим подготовку проектной документации (п. 9 ст. 15 [10]), в том числе необходимость проведения мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в качестве одной из таковых мер.

Проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами:

1) результатами исследований;

2) расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценкой риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Таким образом, налицо необходимость применения систем мониторинга на тех объектах, где безопасность строительства или последующей эксплуатации невозможно обеспечить иными способами, и при этом мероприятия по обеспечению безопасности в полной мере обоснованы. Такой случай изложен, к примеру, в работе [13], где обоснование применения системы мониторинга на транспортном объекте вызвано не нормированной «уникальностью», а выполненным риском возникновения чрезвычайной ситуации ввиду сложных геологических и природно-климатических условий.

Еще более ярким примером служит необходимость использования средств мониторинга на высокоскоростных магистралях (ВСМ). Она вызывается прежде всего отсутствием в настоящее время в России опыта эксплуатации мостовых сооружений на железных дорогах с высокоскоростным (до 350 км/ч) движением поездов, а также тем, что высокие скорости движения поездов обусловливают возникновение специфических явлений, нехарактерных для обычных железных дорог.

К основным особенностям проектирования мостов на ВСМ относятся [14]:

• динамический характер взаимодействия подвижного состава и мостовых сооружений, в том числе опасность возникновения резонансных колебаний пролетных строений мостов [15-19], и колебаний подвижного состава;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• аэродинамическая нагрузка от высокоскоростных поездов, представляющая собой

ударно-волновой импульс [20], оказывающая воздействие на объекты инфраструктуры и искусственных сооружений, расположенных в непосредственной близости от ВСМ, и способствующая интенсивному накоплению усталостных повреждений вследствие зна-копеременности воздействия, а в некоторых случаях к механическим повреждениям или потере общей устойчивости конструкций;

• аэродинамические эффекты, появляющиеся при движении поезда по мостам больших пролетов и воздействии бокового ветра [20], что в совокупности с эффектами взаимодействия поезда и пролетного строения может привести к обезгруживанию колес поезда и его опрокидыванию;

• дополнительные усилия в элементах системы «мост-бесстыковой путь» [21-23], возникающие в связи с деформативностью моста при изменениях температуры воздуха и поездных вертикальных и горизонтальных воздействиях.

В соответствии с указанными обстоятельствами в составе требований СТУ «Сооружения искусственные участка Москва - Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург». Технические нормы и требования к проектированию и строительству» [20] одним из ключевых положений является указание об оснащении системой мониторинга мостовых сооружений на линии высокоскоростного движения на период строительства и эксплуатации.

Задача проектирования ВСМ «Москва-Казань-Екатеринбург» поставила перед инженерами чрезвычайно сложные вопросы. В проекте ВСМ были использованы последние достижения в области отечественного и зарубежного проектирования и строительства мостов, а многие требования и параметры впервые применены в отечественной практике проектирования. Однако для проверки принятых проектных решений в процессе эксплуатации необходимы полномасштабные экспериментальные исследования.

В сложившихся условиях одним из важнейших инструментов обеспечения безопасно-

сти движения становится мониторинг искусственных сооружений, который в некоторой степени может скомпенсировать отсутствие и обеспечить накопление экспериментальных данных.

Постановка задачи

Мониторинг мостовых сооружений на линии высокоскоростного движения предусмотрен трех видов, различающихся по целям проведения, периодичности, объемам собираемой информации и количеству обследуемых сооружений [20]:

• контрольный мониторинг;

• эксплуатационный мониторинг;

• исследовательский мониторинг.

Контрольный мониторинг - вид мониторинга, который выполняется с целью технического контроля состояния мостового сооружения. Получаемая информация о фактическом состоянии мостового сооружения анализируется и сравнивается с заранее установленными требованиями, критериями в автоматическом режиме для принятия решений о безопасном режиме эксплуатации мостового сооружения.

Эксплуатационный мониторинг - вид мониторинга, который выполняется с целью наблюдения за деструктивными длительными процессами, планирования эксплуатационных ремонтных мероприятий, предупреждения необратимых изменений состояния мостового сооружения. При эксплуатационном мониторинге определяется соответствие состояния мостового сооружения требованиям государственных стандартов, нормативных документов и проектной документации.

Исследовательский мониторинг - вид мониторинга, который выполняется для накопления данных о работе мостового сооружения, при воздействии реальных подвижных нагрузок и природных факторов с целью совершенствования проектирования, строительства и эксплуатации мостов и оценки эффективности новых конструктивно-технологических

решений строительства, ремонта или реконструкции мостов.

Цели создания СМИК ВСМ

Целью работы является проектирование мероприятий для снижения риска утраты несущими конструкциями характеристик (или «потребительских свойств» - [24]), определяющих их надежность посредством своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения технического состояния (прежде всего напряженно-деформированного) данных конструкций, которое может привести к их разрушению и повлечь людские потери, переход сооружений в ограниченно работоспособное, аварийное состояние, к полной или частичной потере несущей способности, что полностью соответствует ГОСТ Р 22.1.12-2005 [12].

В связи с большим количеством искусственных сооружений на проектируемой трассе ВСМ одной из основных задач была унификация принимаемых технических решений по искусственным сооружениям. Например, при создании унифицированных конструкций опор были рассмотрены и увязаны между собой проектные решения, разрабатываемые российской и китайской сторонами. На основе анализа совместной работы пролетных строений, опор и бесстыкового рельсового пути и выполненных поверочных расчетов предложены унифицированные конструкции пролетных строений, промежуточных опор и устоев.

Аналогичный принцип унификации был положен в основу и при разработке проектных решений по мониторингу сооружений ВСМ.

Параметры конструкций, подлежащие мониторингу

При проведении мониторинга строительных конструкций мостов для пропуска вы-

сокоскоростных поездов, которые относятся к сложнейшим инженерным сооружениям, предусматривается определение необходимых параметров различных частей объекта. Мониторингу подлежат элементы сооружения, подверженные наибольшим нагрузкам и наибольшим изменениям состояния в процессе строительства и эксплуатации: опоры и пролетные строения.

Основными параметрами, подлежащими мониторингу, являются:

• абсолютное и относительное смещение конструкций;

• динамические параметры;

• напряженно-деформированное состояние пролетного строения;

• напряженно-деформированное состояние свай;

• напряженно-деформированное состояние рельс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• температура рельс.

Для решения поставленных задач в составе СМИК ВСМ используются:

1. Подсистема мониторинга напряженно-деформированного состояния. Рабочим элементом подсистемы являются тензометри-ческие датчики (тензометры), измеряющие деформации (напряжения).

2. Подсистема мониторинга изменения конфигурации конструкции. Состоит из двухосе-вых датчиков угла наклона - инклинометров, которые, измеряя отклонения конструкции от вертикали, позволяют определять положение (смещение) в точках установки через уклоны. Величины уклонов, найденные при измерениях в двух перпендикулярных осях, дают возможность получить наклон в любом направлении.

3. Подсистема измерения динамических характеристик конструкции. Она снимает информацию от показаний акселерометров (датчиков ускорений) и позволяет определять динамический отклик элементов конструкции на внешние воздействия, а также статические и динамические параметры конструкции, в частности собственные частоты, параметры затухания колебаний и др.

4. Подсистема мониторинга оценки внешних климатических воздействий (датчики контроля скорости и направления ветра, влажности, температуры окружающей среды, давления и интенсивности осадков и др.).

Элементы строительных конструкций моста и внешние факторы, подлежащие мониторингу

Опоры

Статическая диагностика опор

На каждой стойке опор размещаются двух-осевые датчики наклона - инклинометры, которые определяют уклоны опор. Сдвиг опор в горизонтальном направлении практически исключен, поэтому их перемещение может носить преимущественно характер наклона с неподвижной нижней частью. Инклинометры устанавливаются на внешних углах стоек по диагонали, что дает возможность с максимальной точностью проводить измерения, при этом минимизировав объем оборудования.

Динамическая диагностика опор

Трехосевые акселерометры располагаются на каждой стойке опор. В отличие от инклинометров точки установки определены в середине внутренних сторон стоек, где вибрационная составляющая внешнего воздействия проявляется максимально. Схема установки датчиков на опорах приведена на рис. 1.

Пролетные строения

Независимо от типа унифицированных пролетных строений основа мониторинга также максимально унифицирована и состоит из комбинации подсистем мониторинга изменения конфигурации конструкции и подсистем измерения ее динамических характеристик. Для сталежелезобетонных пролетных строений дополнительно используется подсистема

Рис. 1. Схема установки датчиков на опорах (зеленый круг - инклинометр, голубой треугольник - акселерометр)

мониторинга напряженно-деформированного состояния.

Статическая диагностика пролетных строений

В местах опирания пролетных строений на опоры устанавливаются двухосевые инклинометры. По изменению уклонов делается вывод об изгибной жесткости конструкции и величине нормируемых переломов профиля над опорами. Места опирания выбраны, как точки с максимальным углом отклонения по горизонтали.

Инклинометры размещаются на продольной оси пролетных строений. Две рабочие координаты дают возможность получить величину наклона в любом направлении.

Динамическая диагностика пролетных строений

Трехосевые акселерометры располагаются попарно в середине пролетов, обеспечивая определение реакции на воздействие движения высокоскоростных поездов по каждому из двух путей. Следует отметить, что установка акселерометров предусмотрена только для каждого второго пролетного строения, что достаточно в случае применения унифицированных конструкций.

Диагностика напряженно-деформированного состояния металлических пролетных строений

Для сталежелезобетонных пролетных строений контрольные точки определения напря-

Железобетонное пролетное строение. Фагад А

Рис. 2. Схема установки датчиков на железобетонном пролетном строении (зеленый круг - инклинометр, голубой треугольник - акселерометр)

жений (деформаций) расположены в середине пролетов, которые являются наиболее нагруженными точками пролетных строений и соответственно максимально подверженными деформации.

Схема установки датчиков на пролетных строениях приведена на рис. 2 и 3.

Заключение

Спроектированная авторами настоящей статьи система мониторинга ВСМ полностью отвечает требованиям, предъявляемым к современным системам мониторинга как в России, так и зарубежом. Вместе с тем следует отметить специфику высокоскоростного движения и последующую техническую сложность эксплуатации мостовых объектов магистрали. В этой связи мониторинг будет являться тем инструментом, который обеспечит поддержание нормативных (проектных) уровней надежности, безопасности и долговечности сооружений.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andersen J. E. Structural health monitoring systems / J. E. Andersen, M. Fustinoni. - Italy : L&S S.r.l. Servizi Grafici, 2006. - 126 p.

2. Rucker W. Guideline for structural health monitoring. Final report / W. Rucker, F. Hille, R. Rohrmann. -Berlin : SAMCO, 2006. - 63 p.

3. Wenzel H. Health monitoring of bridges / H. Wenzel. - Chichester : John Wiley & Sons, 2009. - 621 p.

4. Yang Y. Specifications and applications of the technical code for monitoring of building and bridge structures in China // Y. Yang, Q. S. Li, B. W. Yan // Advances in Mechanical Engineering. - 2017. - Vol. 9 (1). -Р. 1-10. DOI: 10.1177/1687814016684272.

5. Самитов Р. А. Системотехника инженерного мониторинга сложных строительных сооружений / Р. А. Самитов. - М. : Фонд «Новое тысячелетие», 2001. - 248 с.

6. Бокарев С. А. Содержание искусственных сооружений с использованием информационных технологий : учеб. пособие / С. А. Бокарев, С. С. При-

бытков, А. Н. Яшнов - М. : ООО «ИД „Транспортная книга"», 2008. - 196 с.

7. Вдовенко А. В. Сервис и мониторинг дорожных сооружений / А. В. Вдовенко, С. Е. Бегун,

B. И. Кулиш. - Хабаровск : Спецмост, 2004. - 689 с.

8. Васильев А. И. Мониторинг мостовых сооружений. Задачи, возможности, проблемы / А. И. Васильев // Дорожная держава. - СПб. : ООО «Информ.-издат. центр „Держава"», 2008. - № 11. - С. 80-82.

9. Ефанов Д. В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики : монография / Д. В. Ефанов. -СПб. : ПГУПС, 2016. - 171 с.

10. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ. - М., 2009.

11. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

12. ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». - М. : Стандартинформ, 2005.

13. Белый А. А. Система мониторинга инженерных конструкций при строительстве тоннеля под рекой Смоленка (г. Санкт-Петербург) / А. А. Белый, К. Ю. Долинский, Г. В. Осадчий // Геотехника. -2016. - № 2. - С. 18-27.

14. Бенин А. В. Особенности проектирования и строительства мостов высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань» / А. В. Бенин, Л. К. Дьяченко, В. Н. Смирнов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - 2015. - Вып. 4 (45). -

C. 15-20.

15. Бондарь Н. Г. Взаимодействие железнодорожных мостов с подвижным составом / Н. Г. Бондарь, Ю. Г. Козьмин, З. Г. Ройтбурд и др. ; под ред. Н. Г. Бондаря. - М. : Транспорт, 1984. - 272 с.

16. Смирнов В. Н. Мосты на высокоскоростных железнодорожных магистралях / В. Н. Смирнов, А. А. Барановский, Г. И. Богданов, Д. Е. Воробьев, Л. К. Дьяченко, В. В. Кондратов. - СПб. : ПГУПС, 2015. - 274 с.

17. Смирнов В. Н. Резонансные колебания пролетных строений мостов на высокоскоростных железнодорожных магистралях / В. Н. Смирнов, Л. К. Дьяченко, Е. А. Евстигнеев // Новые техно-

логии в мостостроении (от прошлого к будущему) : сб. трудов Междунар. науч.-технич. конференции. -СПб. : ПГУПС, 2015. - С. 67-74.

18. Чижов С. В. Оценка безопасности мостов с учетом динамического фактора надежности / С. В. Чижов, Э. Т. Яхшиев, Л. К. Дьяченко // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - 2016. - Т. 13, вып. 2 (47). - С. 247-254.

19. Дьяченко Л. К. Динамические расчеты пролетных строений мостов ВСМ при движении пассажирских поездов со скоростью до 400 км/ч / Л. К. Дьяченко // Новые технологии в мостостроении (от прошлого к будущему) : сб. трудов Между-нар. науч.-технич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2015. - С. 91-97.

20. Специальные технические условия «Сооружения искусственные участка Москва - Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали „Москва-Казань-Екатеринбург". Технические нормы и требования к проектированию и строительству». - СПб., 2014.

21. Смирнов В. Н. Факторы, влияющие на усилия в рельсах бесстыкового пути на мостах высокоскоростных железнодорожных магистралей / В. Н. Смирнов, В. А. Бешлиу // Промышленное и гражданское строительство. - 2001. - № 5. - С. 32-34.

22. Смирнов В. Н. Взаимодействие бесстыкового пути с мостовым сооружением на высокоскоростных магистралях / В. Н. Смирнов. - М. : ФГБОУ «Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте», 2015. - 96 с.

23. Мурагина А. О. Безбалластное мостовое полотно на высокоскоростных железнодорожных магистралях / А. О. Мурагина, Ю. О. Мурагина // Новые технологии в мостостроении (от прошлого к будущему) : сб. трудов Междунар. науч.-технич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2015. - С. 91-93.

24. Васильев А. И. Потребительские свойства мостов / А. И. Васильев // Вопросы нормирования потребительских свойств мостов. - М. : ОАО «ЦНИИС», 2002. - С. 8-23.

References

1. Andersen J. E. & Fustinoni M. Structural health monitoring systems. Italy, L&S S.r.l. Servizi Grafici Publ., 2006, 126 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rucker W., Hille F. & Rohrmann R. Guideline for structural health monitoring. Final report. Berlin, SAMCO Publ., 2006, 63 p.

3. Wenzel H. Health monitoring of bridges. Chichester, John Wiley & Sons Publ., 2009, 621 p.

4. Yang Y., Li Q. S. & Yan B. W. Specifications and applications of the technical code for monitoring of building and bridge structures in China. Advances in Mechanical Engineering, 2017, vol. 9 (1), pp. 1-10.

5. Samytov R. A. Systemotekhnika inzhenernogo monytoringa slozhnykh stroytelnykh sooruzheniy [System integration of complex building constructions engineering monitoring]. Moscow, "New millennium" Foundation Publ., 2001, 248 p. (In Russian)

6. Bokarev S. A., Prybytkov S. S. & Yashnov A. N. Soderzhaniye iskusstvennykh sooruzheniy s ispolzo-vaniyem informatsionnykh tekhnologiy [Engineering structures maintenance with information technologies application]. Moscow, LC "ID "Transportnaya knyga" Publ., 2008, 196 p. (In Russian)

7. Vdovenko A. V., Begun S. Y. & Kulish V. I. Servis i monitoring dorozhnykh sooruzheniy [Maintenance and monitoring of highway structures]. Khabarovsk, Spetsmost Publ., 2004, 689 p. (In Russian)

8. Vasiliyev A. I. Monitoring mostovykh sooruzheniy. Zadachy, vozmozhnosty, problemy [Bridge-work monitoring. Tasks, facilities, problems]. Doro-zhnaya derzhava. Saint Petersburg, LC "Derzhava" informational publishing centre" Publ., 2008, no. 11, pp. 80-82. (In Russian)

9. Efanov D. V. Funktsionalniy control i monitoring ustroistv zheleznodorognoy avtomatiky i telemekhaniky [Concurrent error detection and monitoring of railway automatics and telemechanics'machinery]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2016, 171 p. (In Russian)

10. Federal law "Technical regulations on buildings and constructions security " of 30.12.2009, no. 384-FL. Moscow, Kremlin December, 30th, 2009 (In Russian)

11. Gradostroitelniy Kodeks Rossiyskoy Federatsii [Town-planning code of the Russian Federation]. Moscow, Kremlin December, 29th, 2004, no. 190-FL. (In Russian)

12. GOSTR 22.1.12-2005 - ISO 22.1.12-2005. "Bezopasnost v chrezvychainykh situatsiyakh. Struk-

turyrovannaya systema monytorynga i upravleniya in-zhenernymy systemamy zdaniy i sooruzheniy. Obshiye trebovaniya [Security in emergency situations. Structured monitoring system and management of buildings and constructions' engineering systems. General requirements]. Moscow, Standartinform Publ., 2005. (In Russian)

13. Beliy A. A., Dolynskiy K. Y. & Osadchiy G. V. Systema monitoringa inzhenernykh konstruktsiy pry stroitelstve tonnelya pod rekoy Smolenka (g. Sankt-Peterburg) [Engineering constructions' monitoring system during the construction of Smolenka subfluvial tunnel (St. Petersburg)]. Geotekhnika. Moscow, LC "Geomarketing" Publ., 2016, no. 2, pp. 18-27. (In Russian)

14. Benin A. V., Dyachenko L. K. & Smyrnov V. N. Osobennosty proyektyrovaniya i stroytelstva vysoko-skorostnoy zheleznodorozhnoy magystraly "Moskva-Kazan" [Design and construction specificities of "Moscow-Kazan" high-speed mainline road]. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2015, issue 4 (45), pp. 15- 20. (In Russian)

15. Bondar N. G., Kozmyn Y. G., Roitburd Z. G. et al. Vzaimodeystviye zheleznodorozhnykh mostov spod-vyzhnym sostavom [The interaction of railway bridges with the rolling stock]. Moscow, Transport Publ., 1984, 272 p. (In Russian)

16. Smyrnov V. N., Baranovsky A. A, Bog-danov G. I., Vorobyev D. Y., Dyachenko L. K. & Kon-dratov V. V. Mosty na vysokoskorostnykh zheleznodorozhnykh magistralyakh [High-speed mainline railroad bridges]. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2015, 274 p. (In Russian)

17. Smyrnov V. N., Dyachenko L. K. & Yevstyg-neyev Y. A. Rezonansniye kolebaniya proletnykh stroyeniy mostov na vysokoskorostnykh zheleznodorozhnykh magystralyakh [Resonance oscillations of bridge spans on high-speed mainline railroads]. Noviye tekhnologii v mostostroyenii (ot proshlogo k budu-shemu) [New technologies in bridge engineering (from past to future)]. Coll. Papers of International scientific and technical conference. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2015, pp. 67-74. (In Russian)

18. Chyzhov S. V., Yakhshyjev E. T. & Dyachenko L. K. Otsenka bezopasnosty mostov s uchetom dy-

namycheskogo faktora nadezhnosty [Safety evaluation of bridges allowing for dynamical reliability factor]. Proceedings of Petersburg Transport University, Petersburg State Transport University Publ., 2016, issue 2 (47), pp. 247-254. (In Russian)

19. Dyachenko L. K. Dynamycheskiye raschety proletnykh stroyeniy mostov VSM pry dvyzhenii passazhyrskykh poyezdov so skorostju do 400 km/ch [Dynamic analysis of high-speed network bridge spans during passenger trains movement at a speed of400 km per hour]. Noviye tekhnologii v mostostroyenii (ot proshlogo k budushemu) [New technologies in bridge engineering (from past to future)]. Coll. Papers of International scientific and technical conference. Saint Petersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2015, pp. 91-97. (In Russian)

20. Spetsialniye tekhnicheskiye usloviya "Sooru-zheniya iskusstvenniye uchastka Moskva-Kazan vysokoskorostnoy zheleznodorozhnoy magystraly "Moskva-Kazan-Yekaterinburg" [Special regulations "Engineering structures of Moscow-Kazan section of high-speed mainline railroad "Moscow-Kazan-Yekaterinburg"]. Tekhnicheskiye normy i trebovaniya k proyektyrovaniyu i stroitelstvu [Technical norms and regulations on planning and building]. Saint Petersburg, 2014. (In Russian)

21. Smyrnov V. N. & Beshliu V. A. Faktory, vliy-ayushiye na usyliya v relsakh besstykovogo puty na mostakh vysokoskorostnykh zheleznodoroxhnykh magystraley [Factors influencing the stress in railing of long-welded rails on bridges of high-speed main lines]. Industrial and civil engineering, 2011, no. 5, pp. 32-34. (In Russian)

22. Smyrnov V. N. Vzaimodeystviye besstykovogo puty s mostovymy sooruzheniyamy na vysokoskorostnykh magystralyakh [Long-welded rails and bridge constructions interaction on high-speed main lines]. Moscow, Learning and teaching educational centre of railway transport Publ., 2015, 96 p. (In Russian)

23. Muragyna A. O. & Muragyna Y. O. Besbal-lastnoye mostovoye polotno na vysokoskorostnykh magystralyakh [Ballastless deck on high-speed main lines]. Noviye tekhnologii v mostostroyenii (ot prosh-logo k budushemu) [New technologies in bridge engineering (from past to future)]. Coll. Papers of International scientific and technical conference. Saint Pe-

tersburg, Petersburg State Transport University Publ., 2015, pp. 91-93. (In Russian)

24. Vasiliyev A. I. Potrebytelskiye svoystva mos-tov [Consumer properties of bridges]. Voprosy normy-

rovaniya potrebytelskykh svoistv mostov [Consumer properties of bridges' standardization issues]. Moscow, PC "TsNIIS" Publ., 2002, pp. 8-23. (In Russian)

*БЕЛЫЙ Андрей Анатольевич - канд. техн. наук, доцент, andbeliy@mail.ru; БАРАНОВСКИЙ Алексей Анатольевич - доцент, balexspb@yandex.ru; ВОРОБЬЕВ Дмитрий Евгеньевич - заведующий мостовой лабораторией, most-lab@yandex.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I); ДОЛИНСКИЙ Кирилл Юрьевич - заместитель генерального директора, kdmonitoring@mail.ru (ЗАО НТЦ «Мониторинг мостов»); ДЬЯЧЕНКО Леонид Константинович - ассистент, leonid_dyachenko@mail.ru; ОСАДЧИЙ Герман Владимирович - ассистент, osgerman@mail.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).