Научная статья на тему 'Проектирование и исследование в менеджменте устойчивого развития'

Проектирование и исследование в менеджменте устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MANAGEMENT / PROJECT STUDIES / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исаев Роман Олегович

Избранная проблематика исследования характеризует сложную ситуацию, сложившуюся в последние годы в рамках изучения процессов устойчивого развития, заключающуюся в поиске прогрессивной методологии для исследования и организации деятельности нового типа. В статье ставится проблема дифференциации процессов проектирования и исследования в контексте двух модернистских направлений менеджмента и устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTION AND RESEARCH IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT

The chosen research agenda characterizes the complex situation that has developed in recent years as part of sustainable development processes study, which consists in the search for a progressive methodology for research and organization of new type activities. The paper sets out the problem of differentiation of plan and research processes in the context of two modernistic directions management and sustainable development.

Текст научной работы на тему «Проектирование и исследование в менеджменте устойчивого развития»

jvS^j Основы экономики, управления и права 2 0 20

™ ■ Economy, Governance and Law Basis

№ 1 (20)

УДК 005.1:1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

© 2020 Р. О. Исаев *

Избранная проблематика исследования характеризует сложную ситуацию, сложившуюся в последние годы в рамках изучения процессов устойчивого развития, заключающуюся в поиске прогрессивной методологии для исследования и организации деятельности нового типа. В статье ставится проблема дифференциации процессов проектирования и исследования в контексте двух модернистских направлений -менеджмента и устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, менеджмент, проектные исследования.

Частотность использования таких понятий как «исследование» и «проектирование» в различных сферах деятельности человека, обязывает авторов исследования дифференцировать их значения и обозначить культурный контекст для обеспечения научного подхода к избранной проблематике.

Изначально необходимо определить, чем является по своей сути «проект». Проект - это знаковая форма, обладающая определённой спецификой. Последняя заключается не столько в носителе знаковой формы (чертёж, план-стратегия, 3Dмодель, презентация, макет, дорожная карта и т.д.), сколько в её соответствии действительности [1]. Следует подчеркнуть, что проект организует деятельность, но не является её воплощением. Таким образом, рассмотрение проекта необходимо осуществлять непосредственно в его связи с организацией деятельности. Кроме того, проектная деятельность является первичной, так как она задаёт форму, включающую в себя, с одной стороны, представление, а с другой, перспективу реализации. Это накладывает требования на деятельность проектировщика. Так, например, в рамках ФГОС ВО по специальности «Менеджмент» указано, что выпускник, освоивший программу данной специальности, должен уметь решать задачу проведения оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности [2]. Другими словами, будущий специалист должен обладать и уметь применять критерии эффективности, соотносимые с проектом. В данном случае предполагается, что проекты существуют в профессиональном поле компетенции будущего менед-

жера, или в рамках его «специализации» (финансовый менеджер, менеджер рисков, менеджер информационных систем и пр.). Однако, что происходит, когда проект соотносится с несколькими несмежными видами деятельности? В такую ситуацию, например, попадает менеджер устойчивого развития, так как «sustainable development» проекты всегда включаются в себя экономическую, социальную и экологическую составляющую. Возникает логичный вопрос -как справляться с такими сложными типами проектов?

Ответ на поставленный вопрос кроется в сути проектной деятельности, которую будет рассмотрена далее. Во-первых, она (проектная деятельность) предполагает не только ознакомление, но и рефлексию («прочтение») самого проекта. В данном случае важно дифференцировать проект как форму представления, и как отдельную деятельность. Как было указано ранее, форма представления у проекта знаковая и в ней отражена норма, или образец, к которому необходимо стремится при реализации. Актуальным же является вопрос о том, что является результатом реализации? В инженерной сфере проект является суммой знаковых форм (чертежей, моделей, макетов, проектных решений, технических заданий), которые содержат в себе функциональные решения для конкретного объекта, например, жилого здания, трассы, технического помещения и др. Подобные проекты находят своё выражение в форме схемы. Другими словами, они создаются на базе уже существующих знаний и опыта, которые позволяют перейти от абстрактного мышления к фактическому решению зада-

* Исаев Роман Олегович ([email protected]) - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, Самарский государственный технический университет, Россия.

чи. Показательным в этом смысле будет классический сценарий недопонимания между инженером и архитектором при обсуждении проекта, так как для этих профессий схематизация подразумевает разный смысл: для архитектора она должна передавать творческий замысел (быть красивой с точки зрения эстетики и гармоничной в стилистическом смысле), а для инженера схема является предписанием к действию. Примечательно, что в подобных случаях дискуссия развивается в рамках рассмотрения одного и того же объекта, а также на одном, если так можно выразиться, «профессиональном языке», однако способы прочтения схем и ситуации их употребления разные. С одной стороны, решения подобных ситуации лежит в развитии профессиональных средств и систем воспроизводства знаний. Так, например, миновать вышеописанную коллизию может «инженер-проектировщик» - специалист, обладающий смежными компетенциями и знаниями. С другой стороны, интерпретационные столкновения представителей профессиональных сред неизбежны во многом потому, что проектирование не только находится на стыке процессов мышления и реализации, но и тесно связано с процедурой целеполагания и постановки задач. В данном случае следует подчеркнуть, что проектирование относится к социотех-нической сфере, то есть оно не является абсолютно искусственным, но в тоже время не может быть рассмотрено как абсолютно естественное. Последнее, к сожалению, является распространённым заблуждением в контексте современного информационного миропорядка.

Возвращаясь к вопросу о смежных видах деятельности, стоит отметить, что схемы-проекты справляются с данной ситуацией. Примером в данном случае может служить деятельность по созданию инфраструктурных объектов внутри одного государства, или же между несколькими странами. Так, например, деятельность по созданию нефтегазопроводов уже на стадии проекта должна включать в себя не только собственно профессиональную составляющую (количество труб и тип труб, принципы их соединения, нагрузка и пр.), но и учитывать экономическую составляющую (стоимость работ и долевое участие партнёров), а также экологическую (каким образом должен быть снижен потенциальный антропогенный фактор будущего объекта) и социальную (как создание такого объекта может отразится на имидже страны и

открывает ли это дополнительные возможности для населения). Данный пример с нефтегазопроводом показывает, что проект не един, а существует как «разрезанный» на несколько тематических проектов, каждый из которых необходимо рассматривать отдельно. Возможно, именно поэтому такие проекты-гиганты как «Северный поток» реализуются крайне медленно и вдумчиво. Естественно, что кооперация стран, обладающих разными территориями и законодательным базисом, обусловлена и политическим аспектом во взаимодействии, который крайне чувствителен к изменениям.

Таким образом, через «разрезание» (или «расслаивание) проекта в мышлении менеджер может перейти к процессу реализации, то есть здание, или нефтегазопровод, буду построены. Однако это всего лишь одна сторона проектной деятельности. Помимо непосредственного воплощения объектов, человеческая деятельность в научном направлении стремится и исследованию, и созданию объектов. Для этого необходимо ответить на вопрос как именно устроен объект, выдвинуть гипотезу (предположение), которая далее будет проверена.

Что такое гипотеза? Это наше предположение о том, как устроен объект. Другими словами, гипотеза подобна схеме действий, которые мы должны осуществлять, чтобы этот новый объект «проявить» - обнаружить. В собственно научной деятельности, такие гипотезы с течением времени и развитием науки стали называться «моделями». Создание моделей объекта необходимо, если нет другой возможность узнать, как устроен исследуемый объект. Такое незнание никак не связано с невежеством. Ситуация незнания указывает на специфику объекта и его сложностью, а также на объективные ограничения в средствах исследования (модель атома, планетарная модель и т.д.). В определённом смысле слова современный учёный сталкивается с схожей проблемой - он не знает, как устроены объекты устойчивого развития и в чём их специфика. Кроме того, обращение к устоявшимся и зарекомендовавшим себя предметным областям знаний также не позволяют решить эту проблему. Другими словами, реализация проекта газопровода действительно решает комплекс задач и способствует экономическому росту, но не имеет никакого отношения к устойчивому развитию. Дело здесь не в экологическом подтексте (техногенные катастрофы и нерациональ-

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2020

21

fr

сновы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

ное использование ресурсов), а в том, что объекты устойчивого развития должны быть соотнесены с новым знанием. Сначала в теории, а далее и в практической области. В противном случае устойчивому развитию суждено стать временным трендом, который будет использован в качестве удобной маскировки политических, экономических и других мотивов.

Научное исследование как отдельный и самостоятельный вид деятельности формируется примерно к началу XIX века. Среди современных научных трудов представлено достаточное количество авторитетных исследований, которые подтверждают вышесказанное и отмечают, что до Х1Х-ХУШ вв чертами научного исследования обладали многие философские работы, однако это были лишь «первые шаги» в оформлении действительности деятельности научного исследования [3]. Следует отметить, что в данном случае отдельного внимания заслуживает понятие «деятельности», которое указывает на человеческий мир. В избранном контексте более уместным выглядит прилагательное «человеческий», а не «социальный», так как прогрессивная наука уже строго дифференцирована. Иначе говоря, социальное поведение человека (в рамках традиций социологии и психологии) может быть проанализировано, с точки зрения сходств и различий поведенческих конструктов как «похожее», или «непохожее» на поведение животных (человеческое поведение определено социально-культурными программами. Поведение животных, - биологическими программами). С деятельностью же дело обстоит намного сложнее, так как в животном мире её просто не существует. Обращаясь к истории исследования понятия деятельности, следует отметить научные работы Э. Юдина, в рамках которых деятельность определяется как: «целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [4, с. 257]. Ответ на вопрос, каким образом рассматривать деятельность, можно получить, если выделить основные исследовательские тенденции. Первая тенденция склоняется к рассмотрению деятельности как объекта, а вторая предоставляет деятельности место объяснительной модели. Скомбинировать данные направления удалось в рамках отечественного подхода к исследованию универсальных процессов организации, руководства, управления, производства и воспроизводства [5].

2 0 20 № 1 (20)

Следует отметить, что в рамках данного исследования наука рассматривается в качестве деятельности, а не в качестве совокупности всех накопленных человечеством знаний. В свою очередь, научное исследование также является деятельностью, которая воспроизводится в социально-производственных ситуациях в виде отдельных актов. Специфической же чертой вышеназванной деятельности является то, что она базируется на материале знаний и знаковых конструкций, которые находятся в структуре научного предмета(ов).

Рассматривая понятия менеджмента устойчивого развития возникает характерный вопрос, о том в каких научных предметах будет осуществлено самоопределение? В связи с тем, что устойчивое развитие относится к полистуктурной сфере, то научные сопровождающие её научные предметы должны создавать адекватные представления и образовывать «категориальную систему определений». Здесь следует отметить, что, представляя подобную систему, мы стремимся к тому, чтобы она, с одной стороны, характеризовала наши собственные средства исследования и мышления, а с другой стороны, такая система должна всё-таки относится к объекту, но не напрямую, а через научный предмет. Другими словами, мы опираемся на опыт передовых зарубежных исследователей, указывающих на невозможность использования какого-то одно предметного знания в случае работы с сложными объектами (такими как, например, устойчивое развитие). В отечественной культуре такой подход получил распространение за счёт исследований Г.П. Щед-ровицкого, описавшего разнообразие эпистемологических единиц и необходимость учёта каждой из них при организации научно-исследовательской деятельности [1].

В более ранних исследованиях мы уже подробно рассматривали ситуацию формирования новой науки и возможную онтологическую схематизацию [6-8]. Верхняя часть данной схемы представлена блоками «проблемы» и «задачи», которые необходимы для фиксации несоответствия между содержательными наполнениями других блоков системы науки. Именно эти блоки задают вектор развития науки и её исследований. Говоря же о наполнении других блоков, следует отметить, что их фундаментом являются категории, именно они задают структуру наполнения блоков. Поэтому всякое изменение в способах описания, или анализа объекта моменталь-

но изменяет категорию, расширяя её и усложняя всю схему. Поэтому рассмотрение понятия «менеджмент устойчивого развития» так важен для формирования новых компетенций и построения образовательного контекста вокруг будущей профессии (собственно «менеджера устойчивого развития»). В данном контексте становится понятна связка «менеджмента» и «устойчивого развития», необходимая для перехода к новым научным категориям и необходимости построения иной - новой структуры знания. В данном исследовании мы называем такие знания - «знания об устойчивом развитии как о виде деятельности». Принимая во внимания всю трудоёмкость будущей работы, а также современные тенденции развития сфера образования, в качестве возможного воплощения вышеназванных идей может выступить новая образовательная магистерская программа, или специализированный курс.

Библиографический список

1. Щедровицкий Г.П. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления. - М.: Дело, 2003. -160 с.

2. Федеральный государственный стандарт высшего образования от 30 марта 2015 г., № 322.

3. Холтон Д. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 26-58.

4. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М. : УРСС, -1997. - 444 с.

5. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения // Философия, наука, культура. «Вопросам философии 60 лет». - М. -2008. - С.266-275.

6. Biosphere reserve - the actual research subject of the sustainable development process / Isaev R.O., Khasaev G.R., Sadovenko M.Y. // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Т. 11. - № 16. - P. 8911-8929.

7. Formation of Sustainable Development Science: Situation, Problem / Isaev R.O., Khasaev G.R., Sadovenko M.Y., Kharizin V.V. // Helix -The Scientific Explorer. - 2018. - № 8 (3). - P. 3413-3420.

8. Менеджмент устойчивого развития: организация, руководство и управление новыми объектами / Исаев Р.О., Хасев Г.Р., Шестаков А.А. // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 4 (36). - С. 288292.

Поступила в редакцию 20.02.2020 г.

PROJECTION AND RESEARCH IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT

© 2020 R.O. Isaev *

The chosen research agenda characterizes the complex situation that has developed in recent years as part of sustainable development processes study, which consists in the search for a progressive methodology for research and organization of new type activities. The paper sets out the problem of differentiation of plan and research processes in the context of two modernistic directions - management and sustainable development.

Keywords: sustainable development, management, project studies.

Received for publication on 20.02.2020

* Isaev Roman O. ([email protected]) - Ph.D., Senior Lecturer, Department of Philosophy, Samara State Technical University, Samara, Russia.

© AHO "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2020

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.