Научная статья на тему 'Проектирование и использование инновационных технологий в процессе обучения миниатюрному пейзажу на занятиях художественно-графического факультета в педагогических вузах'

Проектирование и использование инновационных технологий в процессе обучения миниатюрному пейзажу на занятиях художественно-графического факультета в педагогических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновационная технология / миниатюрный пейзаж / высшая школа / композиция / акварельная техника комбинированных оттисков / проектирование / научно-образовательный процесс.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шачкова Э.В.

Осуществлен анализ процесса проектирования миниатюрных пейзажей с использованием инновационных технологий в обучении композиции. Установлено авторское понятие «Миниатюрная композиция», под которым подразумевается дальнейшая работа над миниатюрной живописью и графикой. Выявлены проблемы эффективного обучения миниатюрной композиции в процессе проектирования и использования инновационных технологий. Обоснована основная цель нанотехнологии в миниатюрной деятельности, которая состоит в проектировании миниатюрных композиций, организованных в серии и циклы, которые тесно связаны с современными, инновационными технологиями в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование и использование инновационных технологий в процессе обучения миниатюрному пейзажу на занятиях художественно-графического факультета в педагогических вузах»

DOI:10.24412/2076-1503-2021-7-283-287 NIION: 2018-0076-7/21-046 MOSURED: 77/27-023-2021-07-245

УДК 378.147:75.056

ШАЧКОВА Эльвира Вадимовна,

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте,

Институт филологии, истории и искусств, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал),

е-mail: mail@law-books.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МИНИАТЮРНОМУ ПЕЙЗАЖУ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Аннотация. Осуществлен анализ процесса проектирования миниатюрных пейзажей с использованием инновационных технологий в обучении композиции. Установлено авторское понятие «Миниатюрная композиция», под которым подразумевается дальнейшая работа над миниатюрной живописью и графикой.

Выявлены проблемы эффективного обучения миниатюрной композиции в процессе проектирования и использования инновационных технологий.

Обоснована основная цель нанотехнологии в миниатюрной деятельности, которая состоит в проектировании миниатюрных композиций, организованных в серии и циклы, которые тесно связаны с современными, инновационными технологиями в целом.

Ключевые слова: инновационная технология, миниатюрный пейзаж, высшая школа, композиция, акварельная техника комбинированных оттисков, проектирование, научно-образовательный процесс.

SHACHKOVA Elvira Vadimovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Fine Arts and Design Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky "in Yalta, Institute of Philology, History and Arts, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch)

DESIGN AND USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LEARNING MINIATURE LANDSCAPE AT THE CLASSES OF THE FACULTY OF ART AND GRAPHICS AT PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Annotation. The analysis of the design process of miniature landscapes and the use of innovative technologies in teaching composition is carried out. The author's concept of "Miniature Composition" has been established, which means further work on miniature painting and graphics.

The problems of effective teaching of miniature composition in the process of designing and using innovative technologies are identified.

The main goal of nanotechnology in miniature activity is substantiated, which consists in the design of miniature compositions, organized in series and cycles, which are closely related to modern, innovative technologies in general.

Key words: innovative technology, miniature landscape, high school, composition, watercolor technique of combined prints, design, scientific and educational process.

Введение. Проблема проектирования и использования инновационных технологий в процессе обучения миниатюрному пейзажу на занятиях художественно-графического факультета в

педагогических вузах является одной из актуальных.

Инновационно-образовательная деятельность будущих учителей изобразительного искус-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

ства напрямую связана с проектированием и использованием инновационных технологий в процессе обучения дисциплин художественного цикла в высшей школе. Наиболее популярный вид миниатюрной деятельности - миниатюрный пейзаж в рамках научно-образовательного процесса на занятиях художественно-графического факультета в педагогических вузах.

Дисциплина «Миниатюрная композиция» включает в себя творческое преобразование акварельных пейзажей с использованием инновационных технологий и научного исследования. Акварельная техника как основополагающая органично сочетается с применением нанотехнологий. Миниатюрные пейзажи в акварели - это новые образовательные продукты (современные технологии комбинированных оттисков), которые обеспечивают инновационно-образовательную среду практическим путем при создании проектов из сувенирных и памятных комплектов декоративного, реалистического или абстрактного характера.

Метод проектов, как и сама проектная деятельность, в своем основании ставит во главу угла «субъектность» обучающегося, т.е. как личность, выбирающую «что ей наиболее интересно». И если в традиционном образовании личность выступает как средство с ее мотивацией, то лич-ностно- ориентированный подход, как отмечает В.В. Сериков, развивает механизмы личностного свойства человека: рефлексию, творчество, избирательность, ответственность, автономность и др.

У. Килпатрик ввел понятие метода проектов в работе «Метод проектов» и определил основные целевые установки педагогического процесса. У. Килпатрик установил четыре вида проектов:

- созидательный;

- потребительский;

- проблемный;

- проект-упражнение.

Под методом проектов он понимал «метод планирования целесообразной деятельности во взаимосвязи с учебно-творческими заданиями в реальной творческой деятельности.

Впервые термин «метод проектов» был предложен еще в 1908 г. Д. Снедзен. При анализе результатов выявился существенный разрыв между реальными образовательными проектами и желаемыми результатами. За счет именно проектного подхода удалось гармонично сочетать освоение образовательных программ с решением реальных проблем.

Профессиональная деятельность должна рассматриваться не с инвариантных позиций, а с учетом исторического развития.

Внимание к личности обучающегося, его «субъектность» являются одним из приоритетных направлений общей системы образования.

О формировании творческой индивидуальности художника писали многие ученые и художники (А.В. Самохин [5], Н.М. Чайка, Д.А. Хворостов [9]), а также дизайнеры (Г.А. Потаев [4], Ю.Б. Тадеуш [7], А.С. Хлебников [8]).

Цель статьи: проанализировать процесс проектирования и использования инновационных технологий на основе обучения миниатюрному пейзажу на занятиях художественно-графического факультета в педагогических вузах.

Задачи:

- изучить принципы проектирования и использования инновационных технологий в процессе обучения миниатюрному пейзажу;

- выявить принципы обучения миниатюрному пейзажу, используя нанотехнологии на занятиях художественно-графического факультета в педагогических вузах.

Основная часть. В качестве жанра пейзажной живописи марина сформировалась в XVII в. (Нидерланды) благодаря работам таких мастеров, как Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. ван де Каппелле, Я. Порселлис, Х. Сегерс и др.

Современная технология живописи требует глубоких знаний физики, химии, технологии нано-красок, растворителей. Знание технологии живописи предоставляет художнику создавать миниатюрные пейзажи, а главное хранить их веками. Для художника сохранность его произведения есть важный аспект его творческой деятельности. Живописцы прошедших времен сумели создать фундаментальную технику живописи, многие из принципов которой вошли в современную. Однако, нанотехнология является более эффективной и актуальной. Применение в работах современных художников наноматериалов не имеют аналогов в мире. Современные нанотехнологии отличаются широкой гаммой и высокой насыщенностью цветов, устойчивы к выцветанию со временем, независимы от климатических условий и при специальном освещении получают новые свойства [2]. Для создания миниатюрного пейзажа важным является рисунок композиции и живопись, а также разработанные положения знать/уметь/владеть.

знать:

- главные принципы гармонии цвета и тона;

- основные методы ведения работы по курсу миниатюрная живопись и графика;

- виды и жанры миниатюрной живописи и графики;

- теоретические особенности построения тематических постановок.

уметь:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

- создавать цветовые композиции в соответствии с поставленной целью;

- сравнивать и учитывать пропорциональные соотношения предметов в миниатюрном рисунке;

- руководствоваться художественными приемами создания живописных миниатюр, направленных на формирование индивидуального почерка работы;

владеть:

- приемами создания миниатюрной композиции, выполненной в соответствии с поставленной конкретной целью;

- навыками грамотного изображения предметов (объемных геометрических фигур на плоскости листа);

- способностью дать собственную оценку результатов проделанной работы [10, с. 60].

А для процесса обучения необходим подход, который бы раскрывал все идеи и технологии миниатюрной композиции. В настоящее время таким рычагом является проектная деятельность как обязательный компонент образовательного процесса. Во всем мире проектный подход является популярным и достаточно надежным инструментом для получения конкретного результата. Проектирование — процесс, состоящий из компонентов, входящих в систему или её части.

Вопросы развития теории проектного подхода и реализации проектной деятельности в образовании рассмотрены отечественными и зарубежными авторами (П.П. Блонский, Т.Р. Вахи-тов [1], А.А. Вербицкий, Е.Ю. Грудзинская, В.В. Гузеев, В.А. Далингер, Д. Дьюи, Н.В. Емельянова, Б.В. Н.Н. Замошникова, Э.Ф. Зеер, Игнатьев, Е.А. Карпов, У.Х. Килпатрик, Е.Я. Коган, М.В. Крупе-нина, А.А. Кузнецов, А.Е. Маркачев, Н.И. Нете-сова, Ю.В. Разумовский [6], Паркхёрст, Н.Ю. Пахо-мова, Н.Л. Пелагейченко, А.В. Самохвалов, Н.Н. Самылкина, Т.В. Светенко, И.С. Сергеев, И. Трояновский, А.Х. Хабирова, М.А. Цветков, И.Ю. Цвет-кова, И.Д. Чечель, Ю.Г. Шихваргер, М.М. Эпштейн, В.Н. Ястребцева).

Важность использования проектов в системе образования заключается необходимостью сформировать у обучающихся на начальном этапе общего образования определенные умения, ценностные ориентации и универсальные компетенции.

Проектная культура может представлять собой целостную структуру, характеризующуюся сочетанием различных аспектов проектной деятельности в многообразии взаимосвязей.

Основой художественного проектирования в миниатюрной деятельности является синтетический подход к использованию графических и цве-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

товых принципов работы над миниатюрной композицией.

Основополагающий принцип художественного творчества и художественного проектирования в миниатюрной деятельности является миниатюрная композиция в качестве художественного произведения. Проектирование в миниатюрной деятельности имеет универсальный и самостоятельный характер художественной направленности, созданное в виде творческого проекта на основе технико-технологических особенностей (нанотехнологий) и закономерностей изображения миниатюрной композиции.

В области проектирования, имеющего дело с пространственными, образными, технологическими реальностями, особо важна существующая ценностная стратегия проектирования, поскольку проектировать - означает разрабатывать целенаправленные действия.

Современная миниатюрная деятельность как одного из важнейших видов творческой работы напрямую связана с появлением потребности в миниатюризации окружающего нас мира: компьютерные программы, смартфоны и т.п.

Первыми миниатюристами эпохи Нового царства стали древние художники-египтяне. В средние века миниатюра находилась в книжной миниатюристике, после чего она была связана с ремесленной организацией производства книг. Исследователями и исполнителями миниатюр были художники-миниатюристы, художники-иллюстраторы, графики, ювелиры. Художники-миниатюристы XIV - XV вв., работавшие при дворе короля, изображали сюжетные сцены настолько подробно, что искусствоведы их произведения называют «репортажами».

С развитием книгопечатания живописная миниатюра понемногу вытесняется ксилографией, и искусство миниатюры продолжает развиваться в иных формах. В эпоху Возрождения возникает портретная миниатюра.

Миниатюра означает от лат. Minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг. В изобразительном искусстве - это живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Авторская трактовка представляет собой следующее определение: Миниатюрная композиция относится к разновидности общего раздела. «Композиция» - это картина малых форм, выполненная на соединении и взаимосвязи частей в единое целое.

Термин «композиция» означает составление, сочинение частей, приведение их в целое. Миниатюрная композиция - это художественная

форма, которая придает задуманному произведению единство и цельность.

Композиционные закономерности в миниатюре выступают в художественно-образном виде, связанные со спецификой, в соответствии с замыслом. В проектировании инновационных технологий миниатюрная деятельность представляет собой творческий процесс с большей ориентацией, направленной на индивидуальность автора миниатюрных композиций и особенности восприятия зрителем конкретного миниатюрного произведения.

Миниатюрная живопись имеет композиционные характеристики, в т.ч.:

- геометрический вид;

- положение в пространстве;

- фактура, текстура;

- цвет, свет;

- тождество, нюанс, контраст;

- пропорции;

- симметрия, асимметрия;

- ритм.

А также принципы пространственной композиции: упорядоченность, единство, многообразие, соразмерность, соподчиненность, уравновешенность, организованность, законченность.

Ученые эстетики, педагогики, психологии изучили культурологический аспект в проектировании (Е.В. Бондаревская, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, М.А. Данилов, М.С. Каган, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий). Труды художников-методистов, представляющих российскую научную школу, были созданы Н.Н. Ростовцевым, Г.В. Бедой, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведевым, Е.В. Шоро-ховым, В.С. Кузиным, С.П. Ломовым [3].

Результатом художественного проектирования является творческий проект как целостная совокупность изобразительных, прикладных или декоративных свойств, функционирующих в определенной форме, в данном случае - миниатюрном. Художественное проектирование тесно связано с художественным творчеством. В новых социально-культурных условиях стали ценными идеи, которые реализуются в проверяемый результат. Такой подход в профессиональной, пленэрной деятельности называют проектным.

Открытие эстетического начала в глубине молекулярных структур и атомных натуральных материалов привело к появлению ряда исследований с разными материальными объектами, являющимися основой для получения нано-изо-бражений, и средствами их художественной интерпретации.

Нанотехнология (микронанотехнология) в настоящее время стала предметом изучения ученых и художников различных стран. Основопо-

ложник этого направления румынский художник и ученый Крис Орфеску. Он добился значительных творческих результатов, а также внес вклад в популяризацию нанотехнологий во всем мире.

В Гуманитарно-педагогической академии (Ялта) организован художественно-графический факультет, в связи с чем, и созданы все условия для успешного написания морских мини-пейзажей. Первоосновой миниатюрной композиции является миниатюрный пейзаж, а также марины как одна из форм обучения и развития будущих учителей изобразительного искусства. Морская вода служит разбавителем красок, тем самым, вносит особый эффект в процесс работы над акварельными мини-композициями.

Заключение. Проектирование с использованием нанотехнологий носит ярко выраженный эвристический характер. Из этого следует, что основная цель нанотехнологий состоит в проектировании миниатюрных композиций для формирования технико-эстетической среды, служащей для их сохранения и организации в серии и циклы. С появлением и развитием гуманитарных идей изменилась и сама проектная деятельность. В ней постепенно выделились новые направления, тесно связанные с научно-творческой деятельностью.

Последовательное прохождение всех этапов исследования позволит обучающимся проявить собственный творческий потенциал в художественно-проектном направлении на занятиях художественно-графического факультета в педагогических вузах.

Список литературы:

[1] Вахитов Т.Р Проектная система братьев Весниных / Т.Р Вахитов // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: материалы Всеросс. науч. конф. с междунар. уч. (26 - 29 сентября 2017г.). -Екатеринбург: УралГАХА, 2017. - С. 44 - 49.

[2] Гарифуллина Г.А., Муртазина С.А. Изготовление печатных рисунков на полимерных тканях методом сублимационной печати // Вестник Казанского технологического ун-та. - Казань: КГТУ, 2012. - № 3. - С. 73 - 76.

[3] Ломов С.П., Карев Б.А. Духовно-нравственное воспитание как ведущий фактор экологии образовательной среды // Право и практика. -2017. - № 1. - С. 257 - 260.

[4] Потаев Г.А. Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика: учебное пособие / Г.А. Потаев, А.В. Мазаник, Е.Е. Нитиевская и др.; под общ. ред. Г.А. Потаева - 2-е изд. - М.: Форум: Инфа-М., 2018. - 319 с., 32 с.

[5] Самохин А.В. Пейзаж в русской исторической картине второй половины XIX - начала XX

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

века [монография] / А.В. Самохин. - М., 2018. -370 с.

[6] Разумовский Ю.В. Ландшафтное проектирование: учеб. пособие / Ю.В. Разумовский, Л.М. Фурсова, B.C. Теодоронский. — 2-е изд. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2017. — 144 с.

[7] Тадеуш Ю.Б. Ландшафтный дизайн на небольших участках [Текст] // Ю.Б. Тадеуш. -СПб.: Питер, 2012. - 96 с.

[8] Хлебников А.С. Патриотическое и эстетическое воспитание студентов в процессе формирования отношения к истории своей страны и культурному наследию / А.А. Архипов, И.С. Пен-зин, А.С. Хлебников // Искусство и образование. -2018. - № 2(112). - С. 67 - 76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Чайка Н.М., Хворостов Д.А. Исследование формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства / Н.М. Чайка, Д.А. Хворостов // Ученые записки Орловского гос. ун-та. - 2017. - № 2 (75). - С. 365 - 370.

[10] Шачкова Э.В. Теоретико-методические основы изучения композиции: учеб. / Э.В. Шачкова - ORT Publishing GmbH.Stuttgart, 2016. -136 с.

Spisok literatury:

[1] Vahitov T.R. Proektnaya sistema brat'ev Vesninyh / T.R. Vahitov // Aktual'nye problemy arhitek-tury i dizajna: materialy Vseross. nauch. konf. s mezhdunar. uch. (26 - 29 sentyabrya 2017g.). - Ekaterinburg: UralGAHA, 2017. - S. 44 - 49.

[2] Garifullina G.A., Murtazina S.A. Izgotovlenie pechatnyh risunkov na polimernyh tkanyah metodom sublimacionnoj pechati // Vestnik Kazanskogo tekh-

nologicheskogo un-ta. - Kazan': KGTU, 2012. - № 3. - S. 73 - 76.

[3] Lomov S.P., Karev B.A. Duhovno-nravstven-noe vospitanie kak vedushchij faktor ekologii obrazo-vatel'noj sredy // Pravo i praktika. - 2017. - № 1. - S. 257 - 260.

[4] Potaev G.A. Arhitekturno-landshaftnyj dizajn: teoriya i praktika: uchebnoe posobie / G.A. Potaev, A.V. Mazanik, E.E. Nitievskaya i dr.; pod obshch. red. G.A. Potaeva - 2-e izd. - M.: Forum: Infa-M., 2018. - 319 s., 32 s.

[5] Samohin A.V. Pejzazh v russkoj istoricheskoj kartine vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka [mono-grafiya] / A.V. Samohin. - M., 2018. - 370 s.

[6] Razumovskij Yu.V. Landshaftnoe proekti-rovanie: ucheb. posobie / Yu.V. Razumovskij, L.M. Fursova, B.C. Teodoronskij. — 2-e izd. — M.: FORUM: INFRA-M., 2017. — 144 s.

[7] Tadeush Yu.B. Landshaftnyj dizajn na nebol'shih uchastkah [Tekst] // Yu.B. Tadeush. - SPb.: Piter, 2012. - 96 s.

[8] Hlebnikov A.S. Patrioticheskoe i estetich-eskoe vospitanie studentov v processe formirovaniya otnosheniya k istorii svoej strany i kul'turnomu nasle-diyu / A.A. Arhipov, I.S. Penzin, A.S. Hlebnikov // Isk-usstvo i obrazovanie. - 2018. - № 2(112). - S. 67 - 76.

[9] Chajka N.M., Hvorostov D.A. Issledovanie formirovaniya tvorcheskoj individual'nosti budush-chego uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva / N.M. Chajka, D.A. Hvorostov // Uchenye zapiski Orlovskogo gos. un-ta. - 2017. - № 2 (75). - S. 365 - 370.

[10] Shachkova E.V. Teoretiko-metodicheskie osnovy izucheniya kompozicii: ucheb. / E.V. Shachkova - ORT PubIishing GmbH.Stuttgart, 2016. -136 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.