Научная статья на тему 'Проектирование и апробация модели системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании'

Проектирование и апробация модели системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ / THE ACADEMIC DRAWING / SYSTEM OF TEACHING / SYSTEM APPROACH / METHODICAL PRINCIPLES / PROGRAM OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович

В статье обосновывается необходимость разработки системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании. Раскрывается последовательность проектирования системы и предлагается привнесение в существующую практику преподавания рисунка таких управленческих действий, которые позволят внедрить разработанную систему и обеспечить ее успешное функционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting and approbation of the model of system of teaching of the academic drawing in design education

The article substantiates the need of working out of a system of teaching of academic drawing in design education. There is shown a sequence of projecting of a system and proposed the introduction to the current practice of teaching of drawing such management actions that will allow to inculcate the projected system and ensure its successful functioning.

Текст научной работы на тему «Проектирование и апробация модели системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании»

УДК 378

А. М. Савинов

проектирование и апробация модели системы преподавания академического рисунка

в Дизайн-образовании

В статье обосновывается необходимость разработки системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании. Раскрывается последовательность проектирования системы и предлагается привнесение в существующую практику преподавания рисунка таких управленческих действий, которые позволят внедрить разработанную систему и обеспечить ее успешное функционирование.

The article substantiates the need of working out of a system of teaching of academic drawing in design education. There is shown a sequence of projecting of a system and proposed the introduction to the current practice of teaching of drawing such management actions that will allow to inculcate the projected system and ensure its successful functioning.

Ключевые слова: академический рисунок, система преподавания, системный подход, методические принципы, программа управления.

Keywords: the academic drawing, system of teaching, system approach, methodical principles, program of control.

Рисунок как учебная дисциплина является основой художественного образования, поэтому обучение рисунку - неотъемлемая часть учебного процесса в художественной подготовке студента. Многовековой опыт искусства и художественной педагогики доказал, что фундаментом подготовки художников, деятельность которых направлена формирование эстетически выразительной предметно-пространственной среды и которых стали именовать дизайнерами, также является академический рисунок. Еще при создании художественно-промышленного училища графом С. Г. Строгановым, которое стало своего рода прототипом дизайнерского вуза, в проекте его общего учебного плана указывалось, что главным центральным предметом всего учебного курса должно быть рисование. И в настоящее время обучение рисунку - неотъемлемая часть учебного процесса в дизайн-образовании. Особенность рисунка заключается в том, что в процессе обучения студенты получают как общехудожественную подготовку - основу для профессионального самосовершенствования, так и практически овладевают рисунком, что позволяет решать конкретные изобразительные задачи, имеющие выход в проектную графику и направленные для передачи проектных идей.

© Савинов А. М., 2011

В последние годы в различных вузах нашей страны была организована подготовка дизайнеров. Однако имеются разные мнения о том, как именно надо обучать рисунку дизайнеров, какие методы при этом применять, какими критериями руководствоваться. Так, в 2000 г. Союз дизайнеров России провел Всероссийскую конференцию для обсуждения того, как надо обучать академическому рисунку дизайнеров. Выявился широкий разброс мнений и отсутствие конструктивных предложений. Одни отрицали вообще необходимость обучения академическому рисунку будущих дизайнеров и предлагали ограничиться только задачами специального рисования, другие отрицали какое-либо обновление существующей методики, не принимая в расчет будущую профессиональную проектную деятельность выпускников. Как отмечает В. Ф. Сидоренко, разные вузы в большей или меньшей степени делают выбор в ту или иную сторону, хотя в целом перманентный кризис академической системы обучения рисунку в дизайн-образовании очевиден [1]. Такая ситуация сложилась как следствие того, что не была разработана единая система преподавания рисунка, учитывающая как новые условия, сложившиеся в процессе реформирования системы образования, так и особенности подготовки дизайнеров. Не ставились и вопросы управления такой системой, хотя в существующей системе преподавания академического рисунка наблюдается неподготовленность к организационным и содержательным изменениям в управлении учебным процессом по рисунку. Кроме того, анализ состояния системы преподавания академического рисунка показал, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. произошли серьезные разрушения имеющейся системы [2]. Произошедшие изменения были обусловлены прежде всего социально-экономическими преобразованиями общества. Внутренние факторы системы преподавания, опираясь на традиции, выступили как заслон против отрицательных сторон массовой культуры, других негативных влияний, и это сберегло ее от разрушения.

По результатам анализа стало ясно, что для восстановления системы преподавания академического рисунка и ее дальнейшего развития необходимо не только развивать методические и практические аспекты обучения рисунку, но главным образом перейти от фиксации, регистрации отдельных признаков, свойств, характеристики системы к специальному теоретическому конструированию модели системы, выявляющей его системное строение и сущность, разработке целостной системы преподавания академического рисунка, такой системы, которая поможет сформировать системное мышление у преподавателей и студентов, что, в свою очередь, повлияет на

повышение профессионально-художественного уровня развития студентов, выработку комплекса качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии. Такая модель должна быть направлена на обновление педагогического процесса по рисунку и его постепенное преобразование с учетом специфики дизайн-образования и новых условий в сфере образования в целом.

Как известно, системы изучаются системным способом. Поэтому системный подход стал той методологией, которая дала возможность провести исследование системы преподавания академического рисунка, вырабатывать и принимать решения при проектировании и конструировании системы.

Работа велась в определенной последовательности.

Вначале анализируемый объект - процесс преподавания академического рисунка - был обоснован как целостная педагогическая система. Было доказано, что этот процесс обладает основными признаками целостной системы и что системой преподавания рисунка можно считать такое взаимодействие педагога со студентами, при котором происходит формирование качеств личности студента и освоение содержания образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было выяснить, что уже сделано в научных исследованиях в этом направлении. Поэтому был проведен анализ научных исследований системы преподавания академического рисунка конца XX - начала XXI в. Анализ показал, что рассмотрение процесса преподавания академическому рисунку, несмотря на имеющиеся исследования в этой области, с точки зрения теории систем не находило пока достаточного обоснования. Было выявлено, что к началу XXI в. идеи системного подхода стали проникать в художественную педагогику и в ряде диссертационных исследований выдвигались и теоретически обосновывались отдельные фрагменты системного подхода к обучению студентов рисунку (А. И. Иконников [3], Б. А. Карев [4] и др.). В результате проведенного анализа состояния теории и практики преподавания рисунка стало ясно, что их развитие подошло к тому моменту, когда жизненно необходимо было заняться исследованием процесса преподавания с позиции теории систем и использовать системный подход в художественной педагогике.

Следующим шагом в проведении исследования была разработка такой модели системы преподавания академического рисунка, какой она должна быть с точки зрения искомого результата. Исходным пунктом было предположение о том, что необходимо сохранить достоинства имеющейся системы и идти путём постепенного преобразования, изменения и дополнения состава,

структуры существующей системы преподавания академического рисунка в русле тенденций развития системы художественного образования и внутренних закономерностей саморазвития самой системы преподавания академического рисунка.

Подход к проектированию педагогической системы заключался в том, чтобы процесс преподавания академического рисунка вычленить из окружения, из сложной сети различных объектов и отношений. Такое вычленение позволило сфокусировать внимание на процессе преподавания и представить его как педагогическую систему.

Затем были выполнены следующие действия.

1. Произведена декомпозиция системы и дана характеристика каждого составляющего компонента системы.

Основными компонентами системы преподавания академического рисунка стали: цели и задачи преподавания, содержание учебного материала, осуществление механизма преподавания в процессе подготовки и проведения занятия, контроль и оценка результата, самосовершенствование преподавателя, взаимоотношения преподавателя и студентов, работа преподавателя по ознакомлению с нормативными документами. Взаимосвязи этих компонентов порождают реальный педагогический процесс - целостную систему преподавания академического рисунка.

Деление всего педагогического труда на составные части характеризуется некоторой условностью, но оно необходимо, потому что помогает понять единое через анализ составных частей и открывает путь к пониманию структуры системы.

2. Сконструирована структура системы.

Для этого определены и проанализированы основные связи, имеющиеся между компонентами системы в ходе ее функционирования. Различные типы связей были разделены на три направления.

Первое направление - содержание связи. Связи, обусловленные ее содержанием, позволяют определить основу существования связи, побудительную силу, являющуюся источником ее развития, выяснить ее существенные признаки.

Второе направление - характер связи. По характеру все связи можно разделить на следующие виды: системообразующие связи - это связи, которые реализуют единство системы, к ним относятся связи управления, связи преемственности, целевые связи; необходимые связи, которые обязательно должны существовать, осуществляться постоянно; случайные связи обусловливаются стечением внешних обстоятельств; существенные связи - это связи, без которых один из ее компонентов существовать не может; несущественная связь - связь, без которой объект

может существовать и которая не обусловливается его сущностью.

Третье направление определяет связь по типу структур. Характеризуя структурные типы связей, можно выделить следующие виды: связь исходного направления; связь обратного направления, отражающая обратное влияние на породившую ее основу; связь относительно самостоятельного направления; прямая связь, при которой элементы непосредственно связаны друг с другом, обусловливают друг друга; косвенная связь; суммативная связь, когда участники связи образуют общий комплекс, смешиваются друг с другом; синтетическая связь, при которой сохраняется специфика частей, но каждая отдельная в такой же степени является частью целого, в какой сама эта часть может быть понята лишь с помощью отражения в ней целого [5].

Последовательность анализа связи происходила следующим образом. Сначала вычленялась связь и давалась характеристика ее содержанию. Далее определялся характер связи, затем связь относилась к тому или иному структурному типу. Например, связь содержания учебного материала с контролем и оценкой результата. По содержанию эта связь порождения: причинная связь, так как содержание учебного материала - одна из причин появления результатов преподавания; атрибутивная связь, так как содержание учебного материала является атрибутом, без которого никакой контроль и конечный результат процесса преподавания существовать не может. По характеру связи - необходимая, существенная связь. По типу структур - связь обратного направления, где контроль и оценка результата, складываясь под воздействием содержания учебного материала, в свою очередь, направленно влияет на содержание учебного материала.

Было отмечено, что в системе преподавания академического рисунка связи отличаются сложностью и далеко не всегда поддаются измерению, их очень часто невозможно увидеть, ощутить; они многообразны, не однолинейны, переплетены друг с другом и большей частью образуют сложные причинно-следственные цепи.

3. Вычленены системообразующие связи.

К системообразующим связям были отнесены целевые, так как именно цели обучения объединяют все компоненты в систему и определяют ее характер. Это необходимые, существенные связи, структура которых имеет тип исходного направления. Системообразующим фактором в системе преподавания академического рисунка является также осуществление механизма преподавания в процессе подготовки и проведения занятия, без проведения занятия нет и процесса преподавания, поэтому на него фокусируются, прямо или косвенно, все остальные ее элементы.

4. Выявлены иерархические и субординационные связи системы.

Система преподавания академического рисунка состоит из компонентов, которые взаимно подчинены друг другу. Одни составляющие систему компоненты направляют деятельность других. Таким образом, система преподавания академического рисунка обладает признаком иерархичности. Каждый уровень дает содержание для другого уровня. Так, цели и задачи преподавания являются основой содержания учебного материала. Подготовка преподавателя к занятию лежит в основе качественного его проведения. В свою очередь, высококвалифицированное проведение занятия преподавателем лежит в основе качества работы по предмету вне занятий и оказывает непосредственное воздействие на содержание воспитательной работы, на его отношения со студентами и т. д.

В силу того что элементы системы выполняют различные функции в ходе ее жизнедеятельности, они различаются по степени значимости, а следовательно, в системе имеется наличие субординации. Подчиненность и соподчиненность элементов определяют особое место каждого из них в системе. Осуществление процесса преподавания во время проведения занятия в описываемой системе - самый высокий уровень, следовательно, к преподавателю приходит содержание о состоянии и наиболее существенных характеристиках от предыдущего уровня, он перерабатывает эту информацию и оказывает определенное влияние на другие уровни, изменяя их жизнедеятельность в нужную сторону. Так возникает иерархия и субординация системы.

5. Проанализированы факторы внешней среды, оказывающие влияние на систему преподавания академического рисунка.

К ним в первую очередь относятся организационно-правовые, от которых зависит создание, правовая регламентация жизнедеятельности образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и т. д. Организационно-правовые факторы очень важны для системы преподавания академического рисунка, так как, с одной стороны, определяют общий фон развития образования, с другой - на каждом этапе своего развития государство вырабатывает образовательную политику, национальную доктрину образования, определяющие общие цели и принципы образования.

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на систему преподавания академического рисунка, также можно отнести экономические, политические и социально-культурные, так как от них зависит полноценное воспроизводство художественного потенциала общества. Так, проводя анализ периода рубежа XX-XXI вв., мы

получили данные о том, что экономический кризис начала 1990-х гг. поставил под угрозу развитие художественного потенциала общества. Творческие работники оказались среди наименее социально защищенных групп граждан. По данным, опубликованным в журнале «Российская Федерация сегодня», Россия утратила в этот период 40% своего творческого потенциала (Российская Федерация сегодня. 1996. № 211).

В результате был получен вывод о том, что, взаимодействуя с внешней средой, система преподавания академического рисунка или приспосабливается к внешней среде, в определенных пределах перестраивая свои процессы, в какой-то степени изменяя свою структуру, но не нарушая своей целостности, или изменяет сами внешние условия, приспосабливая их к задаче сохранения своей целостности и к достижению главной цели своего функционирования.

6. Проведено обоснование методических принципов работы над академическими рисунками как основы функционирования системы преподавания рисунка.

К основополагающим методическим принципам выполнения рисунков можно отнести: принцип методической последовательности в работе над рисунком, принцип композиционного расположения изображения на листе, принцип рисования симметричных парных форм, принцип конструктивного анализа формы, принцип тонального решения рисунка, принцип целостности изображения, принцип художественно-образного решения рисунка, принцип мысленного рисования и другие. Процесс преподавания обращен на их усвоение, а методические принципы, обусловленные целями обучения, являются основой для его осуществления [6].

В результате теоретического конструирования была получена модель системы, у которой имеются следующие признаки: она обладает составом, структурой, целеустремленностью, подчиненностью всех элементов целому, иерархичностью, наличием субординационных связей между элементами, возможностью взаимодействия с внешней средой и едиными методическими принципами.

Для того чтобы проверить и доказать на практике эффективность разработанной модели системы преподавания академического рисунка, необходимо было привнести в существующую практику преподавания рисунка такие управленческие воздействия, которые позволили внедрить спроектированную систему и обеспечить ее успешное функционирование. Управление системой преподавания академического рисунка связано с управлением качеством преподавания, и это в определенной степени связано с оказанием управленческого воздействия на всю совокупность

факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс.

Для того чтобы управлять системой преподавания, было выяснено: фактическое состояние знаний, умений и навыков; истоки причин слабых знаний и умений всей группы или отдельных студентов; в чем конкретно нужно помочь преподавателю; объективность оценки знаний студентов, ее соответствие существующим нормам и многое другое.

Для апробации разработанной модели системы преподавания академического рисунка была разработана программа управления системой:

- выделен объект управления;

- сформулирована цель управления;

- проведена декомпозиция целей;

- под каждую цель спланированы мероприятия достижения цели.

После этого началось внедрение программы в образовательный процесс.

В соответствии с программой был проведен комплекс мероприятий по достижению целей.

Работа проходила в двух направлениях - с преподавателями рисунка и со студентами.

Проведенное исследование по оценке состояния системы преподавания академического рисунка показало, что часть преподавателей рисунка имеют низкий уровень целостности системы преподавания. Для изменения положения дел в первую очередь необходимо было провести работу по формированию системного подхода у преподавателей рисунка, так как именно они ежедневно имеют дело с педагогическими системами, воздействовать на которые эффективно, не имея представления о системном подходе, о методике системного анализа, очень трудно. Эффективно управлять любой сложной системой также можно только системным способом [7].

Участвовать в работе по реализации программы управления системой преподавания академического рисунка в первую очередь было предложено тем педагогам, кто выразил к этому желание, так как программа ориентируется на категорию преподавателей, предположительно восприимчивых и даже стремящихся к усвоению новой информации об основных навыках преподавания. В группе преподавателей были ассистенты, молодые преподаватели и совместители.

Исходя из программы управления системой преподавания академического рисунка, при работе с педагогами под различные цели подводились конкретные мероприятия по их достижению. Были проведены семинары-практикумы и мастер-классы в течение учебного года, использовались разнообразные формы работы с преподавателями: консультации, семинары в рамках заседаний кафедр, совета факультета, кураторская работа, изучение и обобщение педагогического опыта и т. д.

Овладение системным подходом давало преподавателю возможность в процессе обучения рисунку уметь выделять элементы, подсистемы, блоки, чтобы управленческое воздействие на данный процесс имело точный адрес. Так, например, для того чтобы разобраться в таком понятии, как «итоги семестрового просмотра работ по рисунку», необходимо было декомпозировать его на такие блоки, как блок состояния методической работы, блок состояния качества преподавания, блок качества знаний, умений и навыков студентов, блок уровня воспитанности студентов и т. д.

Системный подход давал возможность разобраться в сущности таких процессов, как проведение занятия, подведение итогов за семестр, тему, учебный год, уровень воспитанности студентов, уровень качества их знаний, умений и навыков, уровень качества преподавания и т. д. -все это системные объекты, эффективно управлять которыми можно, только если хорошо знаешь их ход и развитие, содержание которых достаточно глубоко освоено.

Для того чтобы провести работу со студентами, необходимо было разработать специальные задания, развивающие системную организацию мышления студентов и комплекс мер, который бы способствовал освоению студентами методических принципов выполнения рисунка.

Важным условием функционирования системы преподавания академического рисунка является повторение и систематизация знаний студентов, а также прочность, глубина, осознанность знаний, умений и навыков. Поэтому в методику проведения занятия были введены дополнительные задания, повторение которых способствовало приведению знаний и умений в систему, так как без повторения нет учения, потому что нет навыка.

В рамках программы управления системой преподавания академического рисунка в целере-ализующем уровне нашли свое отражение как практические задания по рисунку, которые должны были служить организации системного подхода к выполнению рисунков у студентов, так и работа по освоению теоретической части программы.

Для обеспечения прочных осознанных знаний и умений за счет создания на занятии действенной системы их повторения и систематизации в эксперимент были введен ряд заданий и дополнительных упражнений с целью активного постижения методических принципов. Смысл этих упражнений и заданий состоит в фиксировании в сознании студентов каждого этапа выполнения рисунка через неоднократное возвращение к определенному этапу. Такая работа, опирающаяся на сознательное закрепление навыков путем

повторения дополнительных упражнений, должна была не только закреплять, но и совершенствовать полученные навыки.

Повторение было представлено следующим образом: что повторяется, что в повторяемом материале является главным, что является главным для повторения, от умения выполнять какие задания будет зависеть умение выполнять весь комплекс заданий по данной теме, как спланировать следующие занятия повторения. В основе лежало понимание необходимости систематического повторения того, что еще не забыто, повторение самого трудного для освоения, повторение главных методических принципов выполнения рисунка.

В ходе работы со студентами выполнялись следующие упражнения:

1. Наброски с задачей компоновки изображения на листе. Цель - освоить методические принципы компоновки изображения на листе бумаги.

2. Упражнения по выполнению первоначальных набросков для длительных работ. Главной при этом ставилась не только задача композиции, но и выполнение в единстве с формой объекта «живого» наброска. Цель - усвоить, каким должен быть первоначальный набросок (беглый, лаконичный, обобщенный, выполненный свободно, но в соответствии с формой и пропорциями изображаемого объекта).

3. Упражнения на обобщение рисунка. Задание выполнялось за один сеанс: сначала за два-три часа делался быстрый рисунок с главными деталями, с обобщенной трактовкой светотени, затем в течение одного часа проводилось обобщение рисунка.

4. С целью освоения студентами методического принципа рисования симметричных парных форм проводились упражнения на рисование предметов, имеющих симметричную парную форму (кувшин, ваза, голова человека и т. д.).

5. Рисунки на освоение принципа конструирования формы.

6. Задания на решение быстрых тональных рисунков с разными источниками освещения (2030 минут). Такие рисунки не надо было доводить до конца, главное - передать, как начинать работать светотенью. Упражнения проводились в технике как карандаша, так и мягких материалов (сангина, уголь, соус).

7. Краткосрочные рисунки на передачу материальности объекта. При выполнении задания необходимо было использовать графические средства и технические приемы, которые способствовали передаче фактуры различных материалов.

8. Упражнения на освоение методического принципа художественно-образного решения рисунка.

9. Упражнения, рассчитанные на развитие зрительных представлений посредством мысленно выполняемых графических действий.

Дополнительные задания по своему содержанию проводились с учетом следующих положений:

- академический рисунок в дизайн-образовании не должен преподаваться как что-то отдельное, оторванное от получаемой квалификации, от процесса проектирования;

- преподавание рисунка должно развивать у студентов умения не только точно проводить анализ объекта, воспроизводить с натуры форму, но и творчески преобразовывать ее, выявляя пластико-ритмические, формообразующие, декоративные и иные ее качества;

- в преподавании должно быть учтено развитие умения воспроизводить средствами рисунка различные фактуры, решать задачи, связанные с выявлением формообразующих возможностей материала, для этого необходимо учить владеть широким спектром изобразительно-выразительных средств рисунка;

- освоение рисунка в дизайн-образовании связано с развитием конструктивно-пространственного и образно-пластического мышления, которое позволяет по памяти, по представлению и воображению моделировать любую пространственную форму.

При проведении упражнений со студентами специально обращалось внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию. Упражнения не были самоцелью, а должны были гармонично вписываться в учебный процесс, не нарушая логической последовательности обучения, являться его важной, но не главной составляющей. Упражнения применялись в качестве инструмента, с помощью которого можно обучать, направлять и корректировать работу студентов в заданном направлении.

Результаты проводимой работы выявлялись с помощью анкетирования, в форме бесед, устных и письменных ответов, анализа учебных работ студентов, путем наблюдения за работой студентов, причем отслеживалось, как соблюдаются ими этапы выполнения рисунка и насколько они понимают задачи каждого этапа.

По завершении формирующего эксперимента было проведено сравнение исходного и конечного состояния системы, которое показало, что внедрение спроектированной системы преподавания академического рисунка позволяет повысить уровень целостности системы и в результа-

те положительно влияет на качество обучения академическому рисунку.

Анализ работы по апробации модели системы преподавания академического рисунка показал, что ее успешное внедрение тесно связано:

- с целенаправленным формированием системного видения действительности у педагогов и студентов;

- систематическим информированием преподавателей по различным теоретическим и практическим проблемам, возникающим в ходе внедрения системы преподавания академического рисунка;

- настойчивой работой по формированию у студентов профессионально-художественного понимания задач и методов учебного рисования;

- со стороны студентов - с пониманием и правильной реализацией решаемых задач, со стороны педагога - с умением акцентировать внимание на этих задачах, развивать их профессионально-художественное их понимание, обеспечивать методически обоснованную исполнительскую деятельность, воспитывать активное, вдумчивое отношение к работе над рисунком;

- прочным освоением студентами методических принципов учебного рисования, со знанием качеств, которыми должен обладать профессионально выполняемый учебный рисунок.

Примечания

1. Сидоренко В. Ф. Уроки классической традиции. Рисунок для дизайнеров: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2006. 168 с.

2. Савинов А. М. Особенности системы преподавания академического рисунка на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2(3). С. 136-141.

3. Иконников А. И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузах: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 400 с.

4. Карев Б. А. Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (теория и практика): дис. . д-ра пед. наук. М., 2003. 283 с.

5. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996. 440 с.

6. Савинов А. М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку // Вестник университета Российской академии образования. М.: УРАО, 2010. № 5(53). С. 90-94.

7. Савинов А. М. Использование системного подхода в управлении процессом преподавания академического рисунка // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 4(3). С. 87-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.