ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В ВУЗЕ МЧС РОССИИ
Падин О.К., к.п.н., доцент
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Основные исследования по оценке физического состояния обучаемых, а также обоснование и разработка экспериментальной программы проводились на базе Воронежского института ГПС МЧС России. Программа состояла из двух частей: первая - была направлена на укрепление здоровья участников эксперимента с учетом их исходных индивидуальных показателей, коррекцию и стабилизацию основных функций организма, развитие его аэробных возможностей; вторая - имела своей задачей формирование и совершенствование жизненно важных прикладных двигательных навыков, необходимых для военно-профессионального обучения.[1]
Программа имела три варианта.
Первый вариант был рассчитан на обучаемых имеющих высокий уровень индивидуального физического состояния. В этой группе содержание программы носило выраженную тренировочно-прикладную направленность, поскольку все испытуемые не имели противопоказаний к высоким физическим нагрузкам. Для этих испытуемых рекомендовался поддерживающий режим и режим дальнейшего физического совершенствования. Интенсивность нагрузки допускалась до 80% от максимальной ЧСС. В содержание занятий включались профессионально-прикладные упражнения, а также виды спортивных упражнений, исходя из физкультурно-спортивных интересов занимающихся. Занятия проводились 23 раза в неделю в часы спортивной работы продолжительностью 50-60 мин.: одно из них - под руководством преподавателя, остальные - самостоятельно.
В конце каждого месяца занятий осуществлялся текущий контроль за физическим состоянием испытуемых и вносились по необходимости коррективы по объему и интенсивности индивидуальной физической нагрузки.
Второй вариант программы был разработан для обучаемых, имевших низкий уровень индивидуального физического состояния. Содержание и методика данного варианта программы носили оздоровительно-прикладную направленность. В этом варианте интенсивность нагрузки составляла 65-70% от максимальной ЧСС. Упражнения выполнялись с параметрами тренировочной нагрузки, соответствующей текущему состоянию занимающихся, в значительной степени определяемой кардиореспираторной производительностью. Занятия в этой группе проводились 3-4 раза в неделю по 40-50 мин, в том числе, 2 раза - под руководством преподавателя.
Главная задача занятий особенно на первом этапе (2-3 месяца) состояла в повышении порога аэробной выносливости.
В качестве средств решения этой задачи использовались такие физические упражнения как: спортивные и подвижные игры, бег умеренной интенсивности со скоростью 8 км/ч на дистанции 2-3 км; бег на -100 м в различных режимах; преодоление отдельных участков полосы препятствий; и другие. В конце каждого месяца занятий осуществлялся текущий контроль физического состояния занимающихся. Особое внимание обращалось на профилактику физического перенапряжения и способов восстановления. Каждому занимающемуся был определен ориентировочный режим двигательной активности и ориентировочные формы восстановления после тренировочных нагрузок.
В этой группе было проведено показное занятие по овладению методами самоконтроля за своим физическим состоянием.
Наибольшую сложность, с точки зрения решения педагогических задач по улучшению функционального состояния и повышения уровня физической подготовленности будущих офицеров ГПС, представляла третья группа, укомплектованная испытуемыми с низкими исходными данными. Для этой группы был разработан третий вариант программы с выраженной оздоровительной направленностью на основе углубленного анализа исходного физического состояния обучаемых.
Результаты данного анализа свидетельствуют, что особое внимание необходимо было уделить показателям, характеризующим общую работоспособность и аэробную выносливость. С этой целью важно было подобрать такие двигательные режимы для испытуемых, которые бы могли базироваться на их резервных возможностях, а также учитывать их соматическое здоровье.
Решение этой задачи осуществлялось на основе определения индивидуальных индексов функционального состояния (ИФС). С помощью специально разработанной компьютерной программы на базе основных параметров ИФС нормировалась физическая нагрузка по объему и интенсивности. Рекомендовались наиболее оптимальные физические упражнения, обеспечивающие решение поставленных задач. [2]
В начальном периоде (2-3 недели) всем испытуемым рекомендовалось повышение объемов двигательной активности за счет ежедневной ускоренной ходьбы до 8-10 км в день. Выполнять утренние физическую зарядку, физические упражнения на местности (спортивные игры, медленный бег 30-40 мин., различные силовые упражнения с гантелями и др.).
Главное в этом периоде было естественным путем, за счет постепенного наращивания объемов двигательной активности, обеспечить повышение порога аэробной выносливости у испытуемых и сформировать у них потребность в выполнении физических упражнений.
В ходе исследования разработаны методические принципы оздоровительно-прикладной физической подготовки (ОПФП), которые были
апробированы в ходе педагогического эксперимента.
Принцип рациональной продуктивности оздоровительно-прикладной физической подготовки. Выполнение требований этого принципа предполагает необходимость разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и характером физкультурно-спортивных интересов занимающихся.
Принцип систематичности и последовательности в решении задач ОПФП. Данный принцип обеспечивает последовательное, строго дозированное освоение физических упражнений, адекватных аэробным возможностям организма занимающихся.
Принцип комплексного воздействия средств физической подготовки на организм занимающихся. Данный принцип направлен на использование различных средств ОПФП и педагогических приемов их применения в период адаптации курсантов в профессиональном обучении.
Принцип оптимального соотношения средств оздоровительной и прикладной направленности в содержании физической подготовки, предполагающий варьирование интенсивности и объемов физических нагрузок в интересах укрепления здоровья занимающихся и на этой основе развитие у них профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков с учетом обучения вузе.
Принцип избирательного педагогического воздействия. В основе данного принципа лежит педагогическая целесообразность и обоснованность проведения занятий ОПФП как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Главное при этом, создать у занимающихся необходимую информационно- методическую базу и навыки ее применения при проведении индивидуальной физической тренировки.
Данные принципы легли в основу теории и методики организации и проведения ОПФП и оказали достаточно эффективное воздействие на апробацию экспериментальной программы.
Результаты сравнительного педагогического эксперимента выявили достаточно высокую эффективность разработанных рекомендаций. Даже у группы с низким уровнем физической подготовленности результаты выполнения контрольных физических упражнений и функциональных проб в конце эксперимента оказались на уровне оценки «хорошо». И соответственно уровень функционального состояния испытуемых этой группы в своем среднем значении вырос почти в 1,5 раза от исходного. [3]
Важно также и то, что в результате освоения экспериментальной программы , в основу которой положены методы спортивной тренировки усиленные педагогическим воздействием на обучаемых, существенно уменьшены индивидуальные различия в показателях функционального состояния между обучаемыми.
Аналогичные, хотя и несколько меньшие, изменения произошли в группе испытуемых со средними исходными показателями в уровне развития физических качеств и прикладных навыков. Здесь, прежде всего, значительно
выросли показатели аэробной производительности, что явилось следствием специальных педагогических усилий, предпринятых в интересах решения поставленных задач.
Результаты проведенного педагогического эксперимента позитивно сказались и на показателях успешности освоения испытуемыми учебной программы вуза. Так, 94% обучаемых освоивших экспериментальную программу, успешно прошли ежегодную медицинскую деспансеризацию и выполнили все установленные физические упражнения за отчетный период обучения по дисциплине физическая культура на хорошо и отлично.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и доказало возможность реализации предложенных рекомендаций в вузе ГПС МЧС России.
Список литературы
1. Волков В.Ю., Давиденко Д.Н., Половников П.В. Аутопатогения, личная гигиена и здоровье // Вестник Балтийской педагогической академии / Отв. за выпуск проф. Д.Н.Давиденко. - Вып. 30 - 2000. - С. 61-65.
2. Зуев В.Н. Формирование здорового образа жизни допризывной молодежи // Теоретическая и организационно-методологические проблемы военно-прикладной физической подготовки: Материалы конференции. 12-13 апреля 2000 года. - Тюмень, 2000. - С. 46-48.
3. Падин О.К., Сорокин В.П., Крестников В.М. Влияние занятий спортом на показатели физической подготовленности молодого пополнения армии и флота. Воронеж: Воениздат, 2001, с. 211-215.
4. Наставление по физической подготовке и спорту в государственной противопожарной службе МЧС РФ (НФП ГПС МЧС -2009).