ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 371.64/69
Г. В. Макотрова
Доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ БелГУ), г. Белгород E-mail: makotrova@bsu. edu.ru
Galina V. Makotrova
Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Associate Professor at the Chair of Pedagogy, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ
УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема проектирования электронных учебных пособий для школьников тесно связана с процессами реализации дидактических моделей обучения, представляющих существующие дидактические концепции. Использование теоретических положений дидактической концепции развития исследовательского потенциала школьников, полученных в контексте принципа антропологизма, позволяет приступить к разработке электронного учебного пособия. Автор на основании рассмотрения электронного учебного пособия как комплексной информационной модели, в которой отражено единство исследовательской деятельности, исследовательского потенциала школьника и электронной информационно-образовательной среды, выделяет его компоненты, функции, рассматривает требования к его проектированию, обращает внимание на необходимость для обеспечения распространения инновационных моделей обучения совместной деятельности уче-ных-дидактов, методистов и учителей при его создании. Представленные автором ориентиры осуществления идей целостности, культуро-творчества, системогенеза, создания учебных заданий для организации исследований на разных уровнях сложности могут быть реализованы при проектировании электронного учебного пособия. Результатом создания электронного учебного пособия должно стать наличие в нем возможностей для видения школьниками части в контексте целого, движения в познании от культуроосвоения
Как цитировать статью: Макотрова Г. В. Проектирование электронных учебных пособий для исследовательского обучения школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1 (74). С. 58-74.
к культуротворчеству, информационно-коммуникационного сопровождения их творческого саморазвития. Такое электронное учебное пособие может быть использовано в условиях реализации исследовательского обучения на уроках, на занятиях ученического научного общества, при изучении элективных курсов, а также в условиях дистанционной работы при обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья, при введении карантинных мер.
Ключевые слова: исследовательский потенциал, обучение, школьники, принцип антропологизма, структурные компоненты, функциональные компоненты, электронное учебное пособие, проектирование.
Введение и постановка проблемы
Проектирование образовательного процесса в постиндустриальном обществе предполагает использование открытых образовательных ресурсов, требует от учителя умения создавать информационно-образовательную среду на основе постоянно обновляющегося пространства образования. В учебниках нового поколения, представляющих различные информационно-образовательные среды, должен быть реализован ряд требований: ориентация на организацию и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся; обеспечение вариативности обучения; предоставление возможности обучающимся проектировать и реализо-вывать индивидуальные образовательные траектории; использование эмоционально насыщенных фрагментов для создания у школьников образного представления об изучаемых объектах; обращение к личному опыту обучающихся; встраивание учебного материала в личностную структуру знания; придание личностной окраски изучаемому материалу; ориентация на формирование метапредметных умений, в том числе умения работы с информацией; предоставление учащимся возможностей выбора направлений обогащения содержания, способов обработки информации, решения задач, закрепления и контроля усвоения материала [9].
При реализации электронной трансформации обучения создаваемые электронные учебные пособия для школьников могут служить дополнением к рекомендуемым традиционным учебникам, использованы в условиях деятельности ученического научного общества, изучения элективных курсов, а также в условиях дистанционной работы при обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья, при введении карантинных мер. Создание и использование электронных учебных пособий для школьников становится в настоящее время индикатором текущего
состояния процесса цифровизации общеобразовательной школы [6].
Исходя из того, что использование постоянно изменяющегося многопланового и разностороннего контента обеспечивает индивидуальное построение содержания, опору на опыт субъекта, создание условий для освоения содержания через придание собственных смыслов, отказ от превалирования теоретических методов, разработку новых методов и форм обучения [3], современные электронные учебные пособия для школьников должны представлять собой ризому — разнообразный и разноуровневый контент, обеспечивающий «безграничное исследование мира по многим направлениям из различных начальных точек» [3, с. 91].
Проектирование электронного учебного пособия для школьников означает создание комплексной информационной модели, которая отображала бы цели обучения, содержание обучения, обеспечивала бы разработку учебных процессов, ориентацию на определенные организационные формы обучения. Имеющиеся в настоящее время программные комплексы (например, бесплатно распространяемые программы «конструктор электронных учебников», ТигЬо8йе и др.) позволяют создавать учебные пособия в формате МшЬфайла и размещать их на школьном образовательном сервере. Так, с помощью программы ТигЬо8йе разработчики электронных учебных пособий могут использовать целый ряд шаблонов, форматировать текст страницы, добавлять готовые тексты, создавать гиперссылки, прикреплять видео- и аудиофайлы [1].
Проектирование электронного учебного пособия призвано учитывать мировые тенденции развития школьного образования, которые ведут к целому ряду изменений в обучении. Новые образовательные практики предполагают разновозрастную коммуникацию, облегчение процесса обучения на основе междисциплинарного подхода к формированию содержания образования, обеспечение самореализации каждого ученика на основе развития критического, креативного, группового мышления, развитие у школьников умения оценки информации и вырабатывание медиаграмотности, развитие способности школьников к творческому, адаптивному решению проблем, получение школьниками при работе с цифровыми технологиями креативных проектов и их реализации [12].
При широком использовании электронных учебников и учебных пособий за рубежом, усилении финансирования веб-порталов для разработки на них современных учебных пособий и сопровождающих их электронных учебных материалов (цифровых платформ с аудио-
визуальными ресурсами, виртуальными лабораториями), создании стандартов качества цифровых учебных материалов [14; 19] особое внимание уделяется педагогическому сопровождению использования электронных учебных пособий. Их включение в учебный процесс изучается для понимания результатов смешанного использования печатных и цифровых учебных пособий [16], разработки методов работы школьников с текстом [15], геймификации [17], совершенствования системы организации подготовки домашних заданий [13; 17], создания новых способов взаимодействия школьников в различных формах познавательной деятельности в цифровой электронно-образовательной среде [18].
Наряду с широким распространением информационных технологий активное развитие экономики, рост межгосударственных взаимосвязей приводят к необходимости создания электронных учебных пособий, представляющих модель обучения, направленную на развитие личностных характеристик школьников, обеспечивающих успешное решение исследовательских задач в цифровой информационно-образовательной среде. Использование дидактических ориентиров при проектировании и создании электронных учебных пособий, направленных на развитие исследовательского потенциала школьников, позволяет обеспечить качественную командную работу дидактов, методистов и учителей. Создание электронных учебных пособий, направленных на развитие исследовательского потенциала школьников сообществом дидактов, методистов, учителей, а затем их дальнейшее широкое использование в ходе учебного процесса, в том числе дистанционного, обеспечивает не только понимание учителями теоретических оснований развития исследовательских качеств школьников, но и реализует широкое распространение новых образовательных моделей обучения.
Исходя из вышеизложенного, автором была поставлена цель исследования: на основании ведущих идей, теоретических оснований развития исследовательского потенциала школьников и данных о возможностях цифровых технологий сформулировать дидактические основания для проектирования электронных учебных пособий, которые могут быть использованы в исследовательском обучении школьников.
Методология, методы исследования
Исследовательское обучение автор рассматривает в контексте принципа антропологизма как природосоответствующий социально-педаго-
гический феномен, как обучение, в котором личность учащегося познает себя, других людей, мир, имеет возможности оказывать влияние на все составляющие дидактического процесса, благодаря чему в его содержательном поле находятся антропологические явления (жизненные смыслы, переживания, культуротворчество и др.). Основным результатом такого обучения является развитие исследовательского потенциала школьника.
Введение понятия «исследовательский потенциал школьника» в терминологический аппарат дидактики реализует охват различных аспектов личностных возможностей школьника, обеспечивающих успех учения в форме исследования: исследовательские умения, исследовательские компетенции, исследовательскую культуру. Использование этого понятия позволяет преодолеть наличие частичного дублирования, отсутствие ря-доположенности представленных характеристик исследовательской компетентности, исследовательской культуры школьников, наблюдаемость составленных из них разноуровневых ансамблей. Исследовательский потенциал школьника представлен автором как обусловленный задатками, способностями, опытом познания в обучении и жизнедеятельности динамичный личностный ресурс, представляющий интегративное единство направленности школьника на познание себя, других людей и мира; чувственно-наглядных образов и знаний о вселенной, живой природе, обществе и человеке; способов познания окружающего мира и обеспечивающий в ходе решения исследовательских задач личностное самоопределение, перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческое саморазвитие. Выявленные функции исследовательского потенциала школьника (коммуникативная, нравственная, креативная, научно-мировоззренческая, информационно-действенная, когнитивная, регулятивная) свидетельствуют о многообразии задач, которые могут возникнуть перед школьником в процессе познания в форме исследования, раскрывают различные аспекты содержания и варианты осуществляемого исследования.
Разработка дидактических оснований создания электронного учебного пособия была осуществлена автором на основе ведущих идей и теоретических положений развития исследовательского потенциала школьников. В соответствии с теоретическими положениями созданной в контексте антропологизма дидактической концепции в обучении на основе сопровождения творческого саморазвития школьников происходит достижение единства содержательной и процессуальной сторон
при движении школьников в познании от общего целостного к более конкретному, точному постижению себя, других и мира, от культуро-освоения к культуротворчеству [8].
Опора на теоретические положения развития исследовательского потенциала школьников при проектировании и использовании электронного учебного пособия должна обеспечить приобретение школьником опыта познания себя, других, мира на основе организации познания школьников не в форме усвоения, а в форме исследования. Познание школьника в форме усвоения реализуется при движении от восприятия и понимания информации к ее активной переработке в его сознании, а затем и к превращению знаний в личное достояние школьника. Познание школьника в форме исследования означает реализацию следующих этапов: выделение личностно значимого предмета познания в условиях «балансирования на грани знания-незнания» [11, с. 129], выяснение неизвестного, осознание нового шага в личностном развитии.
В ходе поиска ответа на вопрос о том, что представляют собой дидактические основания проектирования электронных учебных пособий, автором использовались такие методы, как теоретический анализ научно-педагогической литературы, в которой представлена культурологическая концепция содержания образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), пути реализации идеи предметной модальности (Л. Н. Николаева, Л. М. Перминова, Н. А. Шарай и др.), опыт изучения структуры и функций учебных пособий и учебников, в том числе электронных (Л. Х. Зайнутдинова, Д. Д. Зуев, И. В. Акимова А. В. Хуторской и др.); методы наблюдения и прогностические методы (моделирование и прогнозирование); анализ результатов внедрения дидактической концепции развития исследовательского потенциала школьников в практику обучения.
При проектировании электронного учебного пособия разработчикам необходимо понять, что представляют собой его структурные и функциональные компоненты, как они будут обеспечивать реализацию ведущих идей (целостности, культуротворчества, системогенеза) дидактической концепции развития исследовательского потенциала школьников. Для достижения идеи целостности при использовании электронного учебного пособия в нем должна быть представлена полнота культурологического состава содержания; достигнута открытость и интегративность предметного содержания; оно должно дать возможность школьникам
проявлять личностное отношение к познанию и жизненному опыту; в него должны быть включены жизненные аналогии, позволяющие осуществить видение школьниками части в контексте целого. Реализация этой идеи позволяет снимать существующие в содержании школьного обучения разрывы между интеграцией и дифференциацией, а также присутствующие в познавательной деятельности школьников разрывы между эмоциональностью и интеллектуальностью.
Для реализации идеи культуротворчества при использовании электронного учебного пособия в его заданиях и созданной из них определенной последовательности должна быть обеспечена содержательная преемственность между культурными смыслами в осуществляемых формах познания (культуроосвоении, культуропользовании, культу-роинтерпретаторстве, культуротворчестве); достигнута личностно значимая синхронность целенаправленного потока содержания обучения и опыта жизнедеятельности.
Следование идее системогенеза при использовании электронного учебного пособия должно быть обеспечено предлагаемыми в нем способами организации сопровождения творческого саморазвития школьников с помощью цифровых технологий и ресурсов, методами диагностики возникающих познавательных барьеров при освоении содержания обучения. Сопровождение процессов, входящих в структуру творческого саморазвития личности (самопознание, самоопределение, самоорганизация, самообразование, саморегулирование, самоконтроль, самореализация), должно быть обеспечено специальными рефлексивными заданиями, диагностика познавательных барьеров — средствами самоконтроля, критериями оценки и самооценки результатов познания.
Для проектирования электронного учебного пособия, обеспечивающего достижение выделенных идей, автором были определены его структурные компоненты и представлено содержание его функций. Структурные составляющие электронного учебного пособия отражают цели, содержание образования и методы организации их усвоения. К ним мы отнесли информативный, эмоционально-ценностный, дея-тельностный, интерактивный компоненты. Информативный компонент электронного учебного пособия предполагает включение вербального изложения, использование иллюстраций, мультимедийных объектов; эмоционально-ценностный компонент содержит элементы для выражения эмоциональной, личностной направленности, для организации
рефлексивных практик, элементы-обращения к жизненным проблемам и личному опыту учеников. Деятельностный компонент электронного учебного пособия состоит из заданий, алгоритмических предписаний, обеспечивающих информационно-коммуникационное сопровождение саморазвития личности обучающегося, выявление его познавательных барьеров. Интерактивный компонент электронного учебного пособия предполагает наличие элементов для быстрой связи, обмена мнениями, сохранения данных, результатов выполненных заданий, возможности их быстрого анализа и самооценки.
В соответствии с выделенными идеями исследовательского обучения, компонентами разрабатываемого электронного учебного пособия, известными в дидактике функциями учебника [2; 4] автором был определен ряд функций, которые должны быть реализованы электронным учебным пособием в исследовательском обучении. Так, проектирование такого рода учебного пособия должно обеспечить его информационную функцию, которая предполагает передачу познавательного опыта в соответствии с культурологической концепцией содержания образования [7], а также в соответствии с идеей предметной модальности Л. М. Перминовой, которая позволяет осмысливать и проектировать пути достижения культурологической полноты состава содержания образования с учетом принципа доступности [10].
Достижение систематизирующей функции создаваемого учебного пособия означает обеспечение логической последовательности изложения учебного материала, наличие структурно-логических схем при описании различных видов научного знания, а также материалов, позволяющих школьнику выстраивать собственные структурно-логические схемы при самостоятельной систематизации получаемого знания.
Мировоззренческая функция электронного учебного пособия реализуется при вооружении школьников методами познания собственного «Я», позволяющими учиться воспринимать себя в мире в контексте своих позиций. Для ее реализации электронное учебное пособие должно содержать специальные страницы, на которых находятся методические указания и рекомендации, диагностические материалы, позволяющие осмыслить проявление школьниками личностных характеристик в процессе познания.
Реализация ценностно-ориентационной функции электронного учебного пособия осуществляется с помощью обеспечения возможно-
стей демонстрации ценностей и смыслов процесса познания и процесса творческого саморазвития, построения ситуаций выбора стратегий и тактик познания и творческого саморазвития. Для осуществления этой функции электронное учебное пособие должно содержать истории из научной и личной жизни ученых, ссылки на их сайты; предоставлять дискуссионные вопросы, гипотетическое научное знание; предлагать для осмысления школьником ситуации, требующие выражения и обоснования собственной позиции; обеспечивать выбор значимых для школьников дискуссантов, диагностик собственных интересов и ценностей. Электронное учебное пособие должно также позволять расставлять условные знаки, которые определяют меру личностной значимости предлагаемого для изучения материала, учебных заданий, погружать в формулирование существующих и планируемых целей использования сети Интернет.
Личностно-ориентированная функция учебного пособия реализуется с помощью создания в нем возможностей для постановки школьниками вопросов на основе демонстрации сюжетов, изображений явлений, например при предоставлении полных и сокращенных вариантов научно-популярных текстов, художественных текстов, текстов, описывающих профессиональные ситуации, жизненные ситуации, а также видеоматериалов с подобным содержанием. Следование личностным интересам школьников осуществляется также при наличии возможностей выбора тематики исследования, исследовательских заданий, дискуссий, конкурсов, проектов, форм проведения исследования.
Координирующая функция электронного учебного пособия предполагает обеспечение разнообразной навигации школьников в представленном материале на основе понимания ими согласованности содержания, структурных и логических связей в изучаемом материале. Для реализации этой функции в учебном пособии наряду с использованием гипертекста должны быть даны рекомендации по использованию различных вариантов познавательного движения в представленном материале с учетом результатов диагностики и самодиагностики мотивации к познанию, установления определенных познавательных барьеров.
Культуротворческая функция электронного учебного пособия означает создание условий для развития мотивации школьников к процессу познания себя, других и мира; движения в познании от культуроосвоения к культуротворчеству на разных уровнях сложности. Порождение не-
насыщаемого поиска школьников, постановка ими новых задач должны быть основаны на предложении последовательности заданий, требующих проведения ими исследований, отражающих такие культурные формы познания, как культуроосвоение, культуропользование, культуроин-терпретаторство, культуротворчество.
Функция процессуальной направленности реализуется при рассмотрении школьником учебного пособия как совокупности различных по мере культуротворчества сценариев исследования и связанного с ним процесса творческого саморазвития. Такая функция обеспечивается наглядностью осуществляемой поисковой деятельности и сопровождением творческого саморазвития школьников с помощью содержащихся в учебном пособии комплексных заданий, моделей индивидуальных образовательных программ, листов построения индивидуальных траекторий познания.
Контролирующая функция электронного учебного пособия достигается с помощью предоставления возможностей ученику формулировать образовательные цели, проектировать результаты выполнения заданий, соотносить возможную и полученную результативность. Для реализации этой функции электронное учебное пособие должно представлять образцы формулирования личностно значимых целей познания, давать возможность осуществлять дискуссии по выработке критериев оценки качества результатов исследования на основе имеющихся в учебном пособии культурных образцов результатов познания; по оценке различных алгоритмов познавательной деятельности, а также содержать рекомендации для контрольно-оценочной деятельности.
Обсуждение
Информационно-коммуникационное сопровождение процессов, соответствующих содержанию творческого саморазвития школьников, осуществляется при использовании в электронном учебном пособии страниц, специальных мест, на которых школьники смогут отметить знание о себе, о своих познавательных возможностях, о своем познавательном опыте (например, расскажут об использовании ими понятия «индикатор» в самых разных сферах их жизни), выделят или сформулируют самостоятельно личностно значимые для них вопросы, покажут связь сформулированных вопросов с собственным жизненным опытом, способы организации поиска ответов на них, визуализируют
познавательное движение к ответам на вопросы, выберут предложенные в учебном пособии способы самоконтроля, критерии оценки результатов эксперимента.
Последовательность наращивания меры культуротворчества школьников при освоении содержания электронного учебного пособия должна проектироваться с помощью учебных заданий, которые обеспечивают создание учителем учебных ситуаций культуроосвоения, культурополь-зования, культуроинтерпретаторства, культуротворчества. Переход от одной учебной ситуации к другой связан с необходимостью развития освоенных действий в новых отношениях или необходимостью развития новых мотивов при выполнении исследовательских действий.
В ходе предыдущих исследований показано: последовательное движение школьников от культуроосвоения к культуротворчеству приводит к максимальной реализации всех составляющих их исследовательского потенциала. Так, в учебной ситуации культуроосвоения у школьников максимально проявляется мотивация к исследованию и творческая активность, в учебной ситуации культуропользования осуществляется наибольший рост технологической готовности к исследованию, в учебной ситуации культуроинтерпретаторства — научного стиля мышления, на этапе культуротворчества — творческой активности [8].
Чтобы проектировать задания для создания учителем учебных ситуаций, соответствующих этапам движения школьников в познании к культуротворчеству, следует также опираться на выделенные автором три уровня сложности процесса исследования, на понимание значимости обеспечения перехода школьников к последующей учебной ситуации на основе ведения их к новым вопросам и создания базиса для решения новых задач.
Задания, соответствующие первому уровню сложности процесса исследования, предполагают вначале освоение школьниками нового действия, т.е. приобретение умения, затем учителем предлагаются задания, требующие использования школьниками освоенного умения. После того как умение школьниками освоено и использовано, им даются задания, предполагающие интерпретацию ими полученного умения и появление у них новых идей по его совершенствованию. На этапе культуротворчества школьники выполняют задания по проектированию и творению нового действия, используя операции, входящие в структуру освоенных умений.
Выполнение школьниками заданий для следующего, второго, уровня сложности процесса исследования требует от школьников постановки и достижения одной цели. Выполнение заданий на этапе культуроос-воения приводит к получению школьниками нового знания в рамках определенной теории или к освоению конкретной деятельности с использованием имеющихся умений. Задания, соответствующие этапу культуропользования, предполагают применение школьниками нового знания или новой деятельности. Задания, соответствующие этапу интерпретации, требуют, чтобы школьники осуществили интерпретацию полученных знаний или новой деятельности, в результате чего пришли к новой идее. Задания, соответствующие этапу культуротворчества, направлены на обеспечение генерации школьниками новых знаний или на создание ими новых алгоритмов и технологий исследования.
Задания, относящиеся к проведению исследования на третьем уровне сложности, используются в учебных ситуациях, которые требуют постановки разнотипных и разноуровневых целей. Исходя из того, что цели могут оказаться конкурирующими между собой, существует высокая вероятность получения школьниками разнообразных результатов, в том числе незапланированных. Задания, соответствующие этому уровню сложности исследования, позволяют школьникам в соответствии с этапами культуротворчества осваивать новое методологическое знание, новую технологию исследования; использовать новое методологическое знание для достижения новых результатов, новую технологию исследования; интерпретировать новую технологию исследования с использованием методологических знаний; творить новую технологию исследования с использованием методологических знаний.
Рассмотрим на примере, как может быть использовано электронное учебное пособие в учебных ситуациях, в каждой из которых независимо от меры культуротворчества школьников реализуется смена процессов интеграции и дифференциации, обеспечивается сопровождение их творческого саморазвития с помощью цифровых средств. Так, в условиях внеурочных занятий, на которых осваивается научное понятие, учитель может обратить внимание школьников на иллюстративный материал электронного учебного пособия, отражающий знания, связанные с изучаемым понятием и с жизненным опытом школьников; организовать наблюдения учеников в ходе реализуемого эксперимента или в процессе использования видеоматериалов, на которые можно
выйти по ссылкам электронного учебного пособия, а затем подвести школьников к значимым для них вопросам и привести с помощью известных техник к формулированию самого изучаемого понятия. Чтобы школьники более глубоко осмыслили полученную формулировку понятия, учебное пособие может обеспечить возможность дискуссии, позволяющей школьнику сравнить полученное определение с формулировками других школьников, содержать предложения школьникам выразить свою позицию по поводу представленных в электронном учебном пособии разных вариантов его формулировок, содержать критерии отбора правильных ответов и рекомендации по их обоснованию. Наряду с результатом выполнения выполненного задания — полученной формулировки понятия — у школьников возникает вопрос, связанный с использованием понятия при изучении определенного явления. Он возникает при новых наблюдениях, призванных разрушить известные для школьников взаимосвязи. На них они выходят с помощью использования ссылок электронного учебного пособия.
Углубление, дальнейшая дифференциация знаний школьников происходит на основе использования освоенного понятия в учебной ситуации культуропользования. С помощью размещенных в учебном пособии рекомендаций школьники приходят к формулированию гипотезы, которая требует проверки, эксперимента. Если требуется проведение эксперимента, то подготовка к нему обеспечивается с помощью электронного моделирования. После подготовки к эксперименту школьники могут приступить к реализации эксперимента для проверки гипотезы с помощью имеющегося оборудования на учебном занятии, осуществить сценический эксперимент при решении художественной задачи. Если школьники используют электронное учебное пособие только дистанционно, то авторы учебного пособия могут предложить с помощью ссылок посмотреть видеофрагменты экспериментальных действий, поискать в них ошибочные действия, выбрать или составить из фрагментов иллюстраций, видеоматериалов верный порядок действий. Полученные результаты могут быть в дальнейшем обсуждены в живом или дистанционном общении в различных режимах.
Содержащиеся в электронном учебном пособии новые примеры реализации исследуемого явления в условиях жизнедеятельности школьников, в которых используется изучаемое понятие, призваны привести школьников к новым вопросам. Результатами поисков ответов на них
могут стать проекты эксперимента, результаты их реализации в условиях домашней работы или в условиях деятельности предметной секции ученического научного общества, тексты для социологического опроса, интернет-опроса своих сверстников, модели художественной задачи. Организованный с помощью заданий электронного учебного пособия анализ полученных результатов исследования призван привести к новым вопросам, а затем и к учебной ситуации культуроинтерпретаторства, в которой школьники получают интерпретативное знание.
Дальнейшее предложение об использовании полученного интерпре-тативного знания в новых обстоятельствах выведет школьников к ряду новых вопросов, к вопросам, ответы на которые они будут искать в учебной ситуации культуротворчества. Она может предполагать проведение исследования, связанного с более глубоким использованием изучаемого понятия, исследования, которое может оказаться междисциплинарным. Содержащиеся в учебном пособии ссылки на сайты научно-популярных журналов, на сайты, популяризующие научное знание, на сайты, организующие поисковую и проектную деятельность школьников, могут помочь реализовать дальнейшие исследования. Обращение школьников к новым учебным заданиям призвано обеспечить прохождение ими на следующем уровне сложности нового культуротворческого цикла.
Представленные в электронном учебном пособии задания должны помочь учителю в каждой из последовательности учебных ситуаций организовать смену движения в познании от целого к целому: от «зоны неясных знаний» при целостном восприятии исследуемого объекта к знанию о незнании, а затем от знания к новому незнанию, т.е. от вопроса к новым вопросам. Это движение школьника в познании принципиально отличается от его движения в познании в традиционной модели обучения, при реализации которой он движется от незнания к знанию.
Для проектирования развития исследовательского потенциала школьников с помощью заданий электронного учебного пособия, для оценки меры его реализации учителем в учебном процессе может быть использован созданный автором кодификатор. В созданном кодификаторе показатели исследовательского потенциала школьников соотнесены с универсальными учебными действиями, которые реализуются в осуществляемой познавательной деятельности [8].
Заключение
Таким образом, представленные дидактические основания создания в содружестве дидактов, методистов, учителей электронного учебного пособия для школьников предполагают движение мысли разработчиков не от познавательной деятельности школьника или от образовательной среды к характеристикам его исследовательского потенциала, а от более высокого «целого» — от школьника как человека, биопсихосоциокуль-турного существа, к его возможностям в познании нового, что отражает появление и реализацию новых идей в современной практике обучения. Автором показано, что результатом создания электронного учебного пособия для школьников должно стать наличие в нем возможностей для видения школьниками части в контексте целого, движения в познании от культуроосвоения к культуротворчеству, сопровождения их творческого саморазвития с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Литература
1. Акимова И. В., Губанова О. М., Леонова Т. Ю. и др. Спецкурс «Технология создания электронных учебных пособий» как средство обучения разработки учебных изданий // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29078 (дата обращения: 20.07.2020).
2. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
3. Елкина И. М. О новых дидактических концептах: ризомоподобное обучение // Философские науки. 2016. № 11. С. 82-95.
4. Зуев Д. Д. Школьный учебник: монография. М.: Педагогика: 1983. 240 с.
5. Иванова С. В. Кризис дидактики: отрицать или преодолевать? // Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 5-9.
6. Кашицин В. П. Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 52-65.
7. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
8. Макотрова Г. В. Дидактические основания развития исследовательского потенциала школьников: антропологический контекст: монография. Белгород: Белгород, 2019. 512 с.
9. Осмоловская И. М. Учебники нового поколения: поиски дидактических решений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. Т. 1, № 4 (9). С. 45-53.
10. ПерминоваЛ. М. Методологическое обеспечение взаимосвязи школьных образовательных стандартов в условиях преемственности общего среднего и высшего образования // Образовательные технологии. 2013. № 4. С. 39-49.
11. Селиверстова Е. Н. Познавательная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС: от усвоения к исследованию // Развитие педагогических представлений о сущности и результативности обучения в контексте процессов стандартизации образования: мат-лы Восьмой междунар. заоч. науч.-практ. конф., посвящ. памяти И. Я. Лернера. Владимир: ВИТ-принт, 2014. С.122-136.
12. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. № 6. С. 106-114.
13. Digital Textbooks: What's New? / Rodriguez J., Bruillard E., Horsley M. (Eds.). Santia-go de Compostela: IARTEM, 2015. P. 295 [Электронный ресурс]. URL: https://iartemblog.wordpress. com/2015/05/27/new-book-digital-textbooks-whats-new/ (дата обращения: 20.07.2020).
14. Digital Education at School in Europe: Eurydice Report // European Commission: Publications Office of the European Union [Электронный ресурс]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/ publication/d7834ad0-ddac-11e9-9c4e-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-105790537 (дата обращения: 20.07.2020).
15. Engbrecht J. R. Digital Textbooks Versus Print Textbooks // Culminating Projects in Teacher Development. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://repository.stcloudstate.edu/ed_etds/35/ (дата обращения: 20.07.2020).
16. Kaminski B. Teacher-Led Read Alouds and Electronic Books to Engage Students and Enhance Achievement in the Area of Comprehension // Culminating Projects in Teacher Development. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://repository.stcloudstate.edu/ed_etds/29/ (дата обращения: 20.07.2020).
17. Lokar M. The future of e-textbooks // International Journal for Technology in Mathematics Education. 2015. № 22 (3). P. 101-106 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/ publication/279845308_The_future_of_e-textbooks (дата обращения: 20.07.2020).
18. Lytvynova S. H. Electronic Textbook as a Component of Smart Kids Technology of Education of Elementary School Pupil // Physics Education. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www. semanticscholar.org/paper/Electronic-Textbook-as-a-Component-of-Smart-Kids-of-Lytvynova/606b2d 2c1586d99c3f849464a59cd8fb5aca058d (дата обращения: 20.07.2020).
19. Prasad D., Totaram R., Usagawa T. A framework for open textbooks analytics system // TechTrends: Linking Research & Practice to Improve Learning. 2016. № 60 (4). P. 344-349 [Электронный ресурс]. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1103200 (дата обращения: 20.07.2020).
DESIGNING E-LEARNING MANUALS FOR PUPILS RESEARCH TRAINING
The problem of designing electronic teaching manuals for schoolchildren is closely related to the processes of implementing didactic teaching models in accordance with the existing didactic concepts. The theoretical provisions of the didactic concept of the development of the research potential of schoolchildren provide the opportunity to create an electronic textbook from the context of anthropologism. The author considers e-learning manual as complex information model in which unity of research activity, research potential of a pupil and the electronic information-educational environment is reflected. The author allocates its components and functions. Besides the author considers requirements to its designing, paying special attention to necessity to ensure the dissemination of the innovative models of training within the joint activity of scientists-didactics, methodologists and teachers while designing. The presented by the author guidelines for the implementation of the ideas of integrity, culture creation, system genesis, the creation of educational tasks for the organization of research at different levels of complexity can be implemented when designing an electronic textbook. The result of the creation of an electronic textbook should be the presence in it of the opportunities for schoolchildren to see the part in the context of the whole, movement in cognition from cultural development to cultural creation, information and communication support for their creative self-development. The created electronic textbook can be used in the conditions of research teaching in the classroom, in the classroom of the student scientific society, in the study of elective courses. It can also be used to carry out distance learning for schoolchildren with disabilities and distance learning for schoolchildren when quarantine measures are introduced.
Keywords: research potential, education, schoolchildren, anthropological principle, structural components, functional components, e-learning manual for pupils, designing.
References
• Akimova I. V., Gubanova O. M., Leonova T. Yu. i dr. Speckurs «Tekhnologiya sozdaniya elektronnyh uchebnyh posobij» kak sredstvo obucheniya razrabotki uchebnyh izdanij // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 4 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=29078 (data obrashcheniya: 20.07.2020). [In Rus].
• Didaktika srednej shkoly. Nekotorye problemy sovremennoj didaktiki / pod red. M. N. Skatkina. M.: Prosveshchenie, 1982. 319 s. [In Rus].
• Digital Education at School in Europe: Eurydice Report // European Commission: Publications Office of the European Union [Elektronnyj resurs]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/pub-lication/d7834ad0-ddac-11e9-9c4e-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-105790537 (data obrashcheniya: 20.07.2020).
• Digital Textbooks: What's New? / Rodriguez J., Bruillard E., Horsley M. (Eds.). Santia-go de Compostela: IARTEM, 2015. P. 295 [Elektronnyj resurs]. URL: https://iartemblog.wordpress.com/2015/05/27/new-book-digital-textbooks-whats-new/ (data obrashcheniya: 20.07.2020).
• Elkina I. M. O novyh didakticheskih konceptah: rizomopodobnoe obuchenie // Filosofskie nauki. 2016. № 11. S. 82-95. [In Rus].
• Engbrecht J. R. Digital Textbooks Versus Print Textbooks // Culminating Projects in Teacher Development. 2018. № 5 [Elektronnyj resurs]. URL: https://repository.stcloudstate.edu/ed_etds/35/ (data obrashcheniya: 20.07.2020).
• Ivanova S. V. Krizis didaktiki: otricat' ili preodolevat'? // Obrazovanie i obshchestvo. 2017. № 4 (105). S. 5-9. [In Rus].
• Kaminski B. Teacher-Led Read Alouds and Electronic Books to Engage Students and Enhance Achievement in the Area of Comprehension // Culminating Projects in Teacher Development. 2018. № 5 [Elektronnyj resurs]. URL: https://repository.stcloudstate.edu/ed_etds/29/ (data obrashcheniya: 20.07.2020).
• Kashicin V. P. Issledovanie processa cifrovizacii v sisteme obshchego obrazovaniya Rossii // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 1, № 3 (68). S. 52-65. [In Rus].
• Kraevskij V. V., Hutorskoj A. V. Osnovy obucheniya. Didaktika i metodika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2007. 352 s. [In Rus].
• Lokar M. The future of e-textbooks // International Journal for Technology in Mathematics Education. 2015. № 22 (3). P. 101-106 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/279845308_The_future_of_e-textbooks (data obrashcheniya: 20.07.2020).
• Lytvynova S. H. Electronic Textbook as a Component of Smart Kids Technology of Education of Elementary School Pupil // Physics Education. 2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.seman-ticscholar.org/paper/Electronic-Textbook-as-a-Component-of-Smart-Kids-of-Lytvynova/606b2d2c1 586d99c3f849464a59cd8fb5aca058d (data obrashcheniya: 20.07.2020).
• Makotrova G. V. Didakticheskie osnovaniya razvitiya issledovatel'skogo potenciala shkol'nikov: antro-pologicheskij kontekst: monografiya. Belgorod: Belgorod, 2019. 512 s. [In Rus].
• Osmolovskaya I. M. Uchebniki novogo pokoleniya: poiski didakticheskih reshenij // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014. T. 1, № 4 (9). S. 45-53. [In Rus].
• Perminova L. M. Metodologicheskoe obespechenie vzaimosvyazi shkol'nyh obrazovatel'nyh standartov v usloviyah preemstvennosti obshchego srednego i vysshego obrazovaniya // Obrazovatel'nye tekh-nologii. 2013. № 4. S. 39-49. [In Rus].
• Prasad D., Totaram R., Usagawa T. A framework for open textbooks analytics system // TechTrends: Linking Research & Practice to Improve Learning. 2016. № 60 (4). P. 344-349 [Elektronnyj resurs]. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1103200 (data obrashcheniya: 20.07.2020).
• Seliverstova E. N. Poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS: ot usvoeniya k issledovaniyu // Razvitie pedagogicheskih predstavlenij o sushchnosti i rezul'tativnosti obucheniya v kontekste processov standartizacii obrazovaniya: mat-ly Vos'moj mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf., posvyashch. pamyati I. Ya. Lernera. Vladimir: VIT-print, 2014. S. 122-136. [In Rus].
• Tagunova I. A. Mirovye tendencii razvitiya shkol'nogo obrazovaniya // Pedagogika. 2019. № 6. S. 106114. [In Rus].
• ZuevD.D. Shkol'nyj uchebnik: monografiya. M.: Pedagogika: 1983. 240 s. [In Rus].