Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Электронная образовательная среда / коммуникативная компетенция / образовательные интернет-ресурсы / ИКТ-компетентность / цифровые технологии. / Еlectronic educational environment / communicative competence / educational Internet resources / ICT competence / digital technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина А. П.

В статье рассматривается применение электронной образовательной иноязычной среды в неязыковом вузе. Представлены современные цифровые технологии, рассмотрены преимущества электронных ресурсов в изучении иностранного языка в вузе, определена эффективность использования современных интерактивных средств онлайн-обучения для формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING AN ELECTRONIC EDUCATIONAL FOREIGN LANGUAGE ENVIRONMENT IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article discusses the use of electronic educational foreign language environment in a non-linguistic university. Modern digital technologies are represented, the advantages of electronic resources in learning a foreign language at a university are considered, the effectiveness of using modern interactive online learning tools for the formation of foreignlanguage professional communicative competence is determined.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 371.69:004.3

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© 2023 А. П. Белкина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: anna belkina 1977@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается применение электронной образовательной иноязычной среды в неязыковом вузе. Представлены современные цифровые технологии, рассмотрены преимущества электронных ресурсов в изучении иностранного языка в вузе, определена эффективность использования современных интерактивных средств онлайн-обучения для формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: электронная образовательная среда, коммуникативная компетенция, образовательные интернет-ресурсы, ИКТ-компетентность, цифровые технологии.

DESIGNING AN ELECTRONIC EDUCATIONAL FOREIGN LANGUAGE ENVIRONMENT IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

© 2023 A. P. Belkina

Candidate of Pedagogical Sciences (PhD in Education), Associate Professor, Foreign Language and Professional Communication Department e-mail: anna_belkina_1977@ mail. ru

Kursk State University

The article discusses the use of electronic educational foreign language environment in a non-linguistic university. Modern digital technologies are represented, the advantages of electronic resources in learning a foreign language at a university are considered, the effectiveness of using modern interactive online learning tools for the formation of foreign-language professional communicative competence is determined.

Keywords: electronic educational environment, communicative competence, educational Internet resources, ICT competence, digital technologies.

С каждым годом количество информации увеличивается, появляются новые требования к её систематизации, анализу и скорости обработки. Всё это происходит из-за глобальных процессов информатизации общества. Модернизация в сфере профессионального иноязычного образования обусловлена развитием информационных технологий, информатизацией и цифровизацией всех сфер человеческой деятельности, необходимостью подготовки специалистов, которые смогут работать в изменяющихся условиях, обусловленных переходом общества от индустриального к информационному, умеющих использовать цифровые технологии при профессиональном иноязычном общении, а также педагогической

целесообразностью использования электронно-образовательных ресурсов для формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

Одним из основных направлений образования становится создание таких электронно-образовательных ресурсов, которые могут в полной мере учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, а также стимулировать их к учебной деятельности. Несомненно, развитие компьютерных технологий и обширные возможности мультимедиа предполагают более продвинутое обучение с использованием современных методов и средств.

Многие учёные утверждают, что компьютерные технологии стали не только значимой частью целостного образовательного процесса, но и повысили его эффективность. В связи с этим перед современной лингводидактикой стоит ряд задач и вопросов, связанных «с разработкой теоретических основ и практических аспектов формирования и совершенствования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся на основе индивидуализации и дифференциации образовательной парадигмы» [8, с. 244]. При такой форме обучения наиболее полно раскрывает личностный потенциал студента, так как между ним и педагогом складываются партнёрские отношения. Центрированное на студенте обучение значительно отличается от традиционной формы обучения, когда педагог является главным действующим лицом в процессе учебной деятельности и обеспечивает усвоение пройденного материала: передаёт знания, участвует в процессе формирования навыков и умений и контролирует их при помощи опроса. В связи с этим перед современными педагогами стоит задача в создании «особой», а именно электронной образовательной среды, которая позволит ученику «ориентироваться в океане информации, адаптироваться к новшествам и инновациям, быть профессионально мобильным, гибким и конкурентоспособным» [6, с. 80]. Одна из задач современного образования заключается в том, чтобы обеспечить обучающемуся свободу выбора и разнообразия, комфортное пребывание в информационной среде. Поэтому в процесс обучения постепенно внедряются ресурсы, позволяющие облегчить его:

• информационные ресурсы (библиотеки, архивы, СМИ, базы данных и т.п.);

• образовательные ресурсы (электронные учебные издания, сценарии уроков, приложения, программы, курсы самообразования, дистанционное обучение и т.п.);

• коммуникативные услуги (мессенджеры, форумы, электронная почта/дневник, онлайн-конференции);

• поисковые услуги;

• мультимедийные средства.

Использование электронной почты, чатов или форумов для обсуждений, видео-и веб-конференций даёт возможность людям осуществлять общение с представителями других стран, обмениваться культурными ценностями и получать опыт в изучении иностранного языка и, несомненно, привлекает большое количество преподавателей и студентов.

Информационные образовательные ресурсы содержат необходимую информацию, помогающую обучающимся понять ту или иную тему, практиковать полученные знания или получать новые. Такие ресурсы могут включать в себя не только текстовые файлы, но также аудио- и видеоматериалы на разных языках мира. Анализируя разнообразные учебно-дидактические материалы ко множеству онлайн-занятий, полагаем, что комплексный ресурс «Deutsch-online» очень эффективен для самостоятельной работы студентов в изучении немецкого языка. Использование аудио- и видеороликов в изучении языка дает возможность не только познакомиться со сленговыми словами и речевыми оборотами, о которых не сказано в обычных

учебниках, но и обсудить на онлайн-форуме лингвистические нюансы и лингвокультурологические особенности немецкого языка.

Если говорить об иноязычном образовании, то сегодня использование цифровых технологий показывает высокую продуктивность, повышение качества изучения иностранного языка и создание персонифицированных маршрутов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Такой результат достигается за счёт их гибкости, яркости, многоуровневости, выразительности и информационной насыщенности. Благодаря цифровым технологиям у учеников повышается мотивация к обучению, появляется возможность погружения в языковую среду, развиваются коммуникативные способности [8, с. 247].

Современный преподаватель должен иметь опыт в использовании огромного количества новых информационных инструментов, таких как компьютер, интерактивные доски, проекторы, Бкуре, УоиТиЬе, а также уметь:

• грамотно подбирать цифровые образовательные ресурсы и использовать обучающие программы;

• создавать собственный электронный дидактический материал;

• применять Нити-методики (новые информационные технологии и Интернет);

• использовать информационные технологии для передачи информации обучающимся, родителям, коллегам;

• осуществлять проектную деятельность;

• формировать цифровое портфолио и др.

Все вышеперечисленные пункты необходимы для овладения Некомпетентностью, которую О.Б. Зайцева охарактеризовала как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [5, с. 8]. Это значит, что каждый будущий учитель должен уметь самостоятельно собирать, анализировать и обрабатывать информацию, полученную при помощи технических средств, то есть используя мультимедиатехнологии, «совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления)» [4, с. 216]. Как полагают ученые, «цифровая грамотность учителя как составляющая характеристики "мобильность обучения" может быть определена как способность педагога эффективно использовать цифровые технологии, коммуникационные и сетевые инструменты для доступа, управления, интеграции, оценки и создания учебной информации для функционирования полученных знаний в рамках разнообразного межкультурного общения» [2, с. 204]. Как мы видим, данная среда требует повышения информационной культуры и Некомпетентности преподавателей.

Современные интерактивные средства онлайн-обучения сегодня должны быть направлены на комплексное и систематическое формирование и развитие следующих профессиональных навыков и иноязычных речевых умений:

о использование лингвистических, социокультурных, межкультурных умений в профессиональной иноязычной коммуникации специалиста;

о исследовательские умения - поиск, отбор, обобщение, способность классифицировать и анализировать учебно-познавательную информацию;

о способность совершать профессиональную коммуникацию и осуществлять поиск и подбор ресурсов, удовлетворяющих информационным

интересам и потребностям будущего специалиста с учетом особенностей его профессиональной коммуникации [3, с. 93].

Не стоит забывать, что обучение с использованием электронных средств требует своих методов и технологий реализации, ведь на дистанционном или онлайн-обучении традиционные подходы не будут иметь должного эффекта. В процессе обучения иностранному языку нахождение правильных подходов представляет особый интерес. Использование электронных устройств помогает формировать и совершенствовать межкультурную иноязычную коммуникативную компетенцию обучающегося, его личностные качества и свойства, которые помогают в успешном использовании изучаемого языка. При изучении иностранного языка само электронное обучение является технологией, так как оно представляет собой обучение иностранному языку при помощи различных модульных технологий [1, с. 177]. Компьютерные технологии особенно эффективны на семинарских занятиях при изучении культурологических разделов. Во время дискуссии студенты делятся на подгруппы, выбирают вопросы, ответы на которые находят на сайтах, затем обсуждают выбранные вопросы по теме, пользуются материалами, найденными в Интернете. Используя электронно-образовательные ресурсы, обучающиеся разрабатывают туристические маршруты путешествия по городам Золотого кольца России или по землям Германии, готовят онлайн-викторины по достопримечательностям городов изучаемой страны, демонстрируют видеосюжеты по обсуждаемой теме. В ходе проведения круглого стола по теме «Высшее образование в Германии» студенты показывают презентации о высшем образовании в Германии, о популярных немецких вузах, представляют доклады о разных типах учебных заведений, проводят сравнение немецкой системы образования с другими европейскими странами. На немецких сайтах они ищут и обрабатывают информацию о стипендиях и грантах для иностранных студентов, о требованиях, предъявляемых к иностранцам при поступлении в вузы Германии. Обучение иностранному языку через компьютер подразумевает использование специальных обучающих и аналитических программ, позволяющих осуществлять сбор, обработку и передачу информации, доступность к информационным ресурсам, используя сеть Интернет. Среди наиболее популярных мобильных интерактивных сервисов, которые позволяют успешно организовывать аудиторную и самостоятельную учебную иноязычную деятельность будущего специалиста, можно выделить:

■ универсальные (Duolingo, Lingualeo, Semper, Busuu, Lingvist и др.), которые знакомят студентов с национальными реалиями страны изучаемого языка в игровой форме, имеют разноуровневые задания индивидуального и дифференцированного характера, позволяющие студентам изучать лингвистические и профессиональные аспекты;

■ приложения для формирования и развития лексических навыков (Easy ten, Upmind, Memrise, Quizlet и др.), которые позволяют расширять лексический кругозор и запас, необходимый для коммуникации;

■ приложения для совершенствования грамматических навыков (English Phrasal Verbs, Filp and Learn, Color Verbs и др.). Основная задача упражнений данного сервиса направлена на развитие и совершенствование иноязычной компетенции, которая является одной из основных для создания успешного общения;

■ приложения, предлагающие видеофрагменты и разработанные к ним задания в качестве основы изучения иностранного языка (FluentU, TED, YouTube и др.). Предложенные видеоматериалы позволяют расширить лингвокультурологический и социкультурный кругозор обучающихся;

■ приложения для формирования иноязычных коммуникативных умений (Urban Dictionary, Genius, Smigin Travel и др.). Данные платформы обеспечивают мотивированную коммуникацию будущего специалиста;

■ мобильные словари (ABBYY Lingvo Dictionaries, Hemingway App Multitran и др.) и автоматические переводчики (Word Lens, Google Translate и др.), которые дают возможность в ускоренном режиме знакомиться с терминами.

В процессе подготовки проектов студенты акцентируют внимание на основных моментах излагаемой информации, широко используя иллюстрации и схемы, что способствует повышению мотивации со стороны студентов и более качественному изучению материала. Одна из самых активно используемых программ среди обучающихся для создания презентаций - Microsoft Power Point, которая позволяет им в короткие сроки создавать собственные презентации. По сравнению с другими визуальными технологиями презентация Power Point выигрывает четкостью показа, размером, яркостью, так как используется комбинация: слайд, текст, анимационная картинка.

Среди студентов популярен и удобен сервис для графического дизайна Canva. Ресурс предлагает огромное количество возможностей для визуального оформления презентаций, постеров, буклетов, объявлений и многого другого. Преподаватели также используют этот инструмент, потому что он очень простой и позволяет не только создавать красивые, необычные презентации, но также прослушать аудио- или видеоматериалы. Так, например, на уроке иностранного языка одна презентация не только обеспечивает наглядность, но и позволяет эффективно проводить этапы урока, направленные на формирование навыков аудирования и говорения, благодаря возможности использования аудио- и видеоматериалов.

Интерактивные доски, имеющие больший функционал, позволяют учителю не только использовать их для традиционного письма, но и показывать презентации, использовать Интернет, запускать интерактивные приложения. Так, например, виртуальная доска Miro позволяет педагогу работать вместе с обучающимися в режиме реального времени. Здесь можно редактировать задания, добавлять заметки, стикеры, рисунки, файлы.

Эффективные упражнения для тренировки немецкого произношения и формирования фонетической компетенции предоставляет ресурс «Deutsche Welle», где каждый тренинг состоит из отдельных уроков и есть видео со словами и выражениями по заданной тематике, которое способствует улучшению произношения и восприятия речи на слух.

С помощью ресурса «Grammatiktraining.de» студентам предоставляется возможность тренировать свои грамматические навыки онлайн. Они сначала знакомятся с правилом и выполняют упражнения, а в завершение им предлагаются тесты, выполнив которые становится понятно, требует ли данное правило доработки или можно переходить к другой грамматической теме. Недостатком данного ресурса является то, что все объяснение изложено на немецком языке, а это вызывает сложности для начинающих изучать немецкий язык пользователей. Подобный интернет-ресурс «Grammatikdeutsch.de» с разнообразными онлайн-упражнениями помогает улучшить знания по грамматике и правописанию. Большую популярность среди пользователей имеет ресурс «Mein-deutschbuch.de». Онлайн-упражнения здесь разделены на уровни (А1-В2) и позволяют тренировать те аспекты, которые вызывают наибольшее количество ошибок.

С помощью образовательных сайтов можно получить знания о Германии, узнать об особенностях речевого этикета этого народа, его культуре, традициях. Например, на сайте www.studygerman.ru студенты получили полезные сведения о немецкой

системе образования, а на сайте www.de-web.ru нашли информацию о законах Германии, о последних событиях страны, о вопросах трудоустройства.

Но такое большое количество информации не всегда помогает в обучении. Порой обучающийся теряется в огромном количестве ссылок, вложений, файлов и не может продуктивно двигаться в нужном направлении. Именно поэтому сейчас появились учебные интернет-материалы. Они направлены исключительно на обучение и помощь в освоении предмета. Удобный интерфейс помогает обучающимся легко находить нужный материал, тему или задание. Такого рода интернет-ресурсы сочетают в себе как формы телекоммуникации, так и информационные ресурсы. Портал Edu-Station.ru (http://www.edu-station.ru/) представляет собой удобное и простое техническое средство для иноязычного профессионального образования, изучения английского, немецкого, французского, испанского и польского языков.

Многие из интернет-ресурсов имеют общие подходы к организации виртуального обучения. Во-первых, материал, используемый для обучения, чаще всего разделён на модули, которые, в свою очередь, разделены на темы в зависимости от лексики, грамматики, степени сложности, а также используются короткие видео-и аудиоматериалы, сопровождающиеся упражнениями. Во-вторых, помимо обычных заданий с закрытыми ответами, которые могут проверяться автоматически, показывая студенту его ошибки, правильные ответы и статистику, существуют задания с открытым ответом, которые обучающиеся могут проверить самостоятельно, используя технологию краудсорсинга. В-третьих, данные платформы анализируют деятельность пользователя, частоту посещения, активность на занятиях и могут подбирать самостоятельную траекторию в зависимости от интересов обучающегося. Такая интеграция цифровой среды в образовательное иноязычное пространство неязыкового вуза не только дает возможность профессиональной межкультурной коммуникативной подготовки будущего специалиста, но и позволяет формировать нравственно-личностные его качества, языковое сознание и создавать определенную картину мира [2, с. 140].

Цифровые технологии обучения иностранному языку для специальных целей предполагают самостоятельное выполнение заданий, которые проверяются преподавателем как при личной встрече с обучающимся, так и при помощи электронной почты. Основной характеристикой такого обучения является его опосредованный характер, то есть общение «преподаватель - студент». При проектировании электронной информационно-образовательной среды в процессе обучения иностранному языку педагог тщательно планирует учебную деятельность обучающегося, предоставляет ему все необходимые материалы, организует высокоэффективную обратную связь, а также максимально возможную интерактивность между учеником и преподавателем.

Для этого недостаточно только технического оснащения, но также и педагог должен быть готов к квалифицированному использованию средств ИКТ при решении профессиональных задач, а именно должен обладать ИКТ-компетенцией, чтобы дать возможность всем без исключения студентам проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал и т.п. [7, с. 179].

Таким образом, в современной системе профессионального иноязычного образования получение качественных знаний и навыков лидера XXI века уже невозможно без создания информационно-образовательной среды, которая значительно облегчает сам процесс обучения языку и культуре. Использование электронной образовательной иноязычной среды позволяет осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие на основе обратной связи, использовании интерактивного диалога, автоматизированного контроля. Кроме того,

применение электронно-образовательных ресурсов позволяет реализовать индивидуализацию обучения на более высоком уровне, изменять методы и формы обучения, а также создавать необходимые условия для формирования практических навыков и умений самостоятельной работы, для развития личности в целом.

Библиографический список

1. Белкина, А. П. Проблемно-модульная технология в обучении иностранному языку будущих юристов / А. П. Белкина // Гуманитарные чтения «Свободная стихия»: материалы III Международной научно-практической конференции, Севастополь, 13-15 сентября 2018 года / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»: под ред. Е.А. Барминой, О.А. Москаленко. - Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2018. - С. 176-180.

2. Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика: монография / Г. В. Сороковых, Т. И. Жаркова, А. С. Бобунова, А. М. Герасимова, А. Ф. Латыш, А. В. Зыкова, Е. Д. Карандасова, О. С. Кутепова, С. Г. Старицына ; под научной редакцией Г. В. Сороковых, Т. И. Жарковой. - Москва: УЦ «Перспектива», 2021. - 284 с.

3. Ефимова, Ю. А. Об особенностях процесса современного обучения иноязычному общению / Ю. А. Ефимова, А. П. Белкина // Современный ученый. -2017. - № 3. - С. 90-94.

4. Жаркова, Т. И. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку / Т. И. Жаркова, Г. В. Сороковых. - Москва: Флинта: Наука, 2017. - 320 с.

5. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О. Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 168 с.

6. Сороковых, Г. В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема / Г. В. Сороковых // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2013. - №4. - С. 79-82.

7. Сороковых, Г. В. Влияние иноязычной образовательной среды на формирование личности студента как лидера-профессионала / Г. В. Сороковых, И. Е. Баранова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. -№2-1. - С. 176-181.

8. Сороковых, Г. В. Персонификация обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Г. В. Сороковых // Лингвистика и лингводидактика: Сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции, Орехово-Зуево, 29 октября 2021 года / под редакцией А. В. Кирилловой, М. В. Шуруповой. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. - С. 243-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.