УДК 687
Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О. Г. Ивашкевич, Т. И. Сараева.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТКАНЕЙ РАЗЛИЧНОГО ХИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
Ключевые слова: детская одежда, требования к одежде, химические нити.
Рассматриваются требования, предъявляемые к проектированию детской одежды из тканей с волокнами различного химического происхождения.
Keywords: clothes, clothing, chemical requirements.
The problems of projecting and production of children’s clothes from textile with polymer covering are discussed in this article.
Расширение ассортимента одежды для детей, улучшение ее качества требуют применения новых технологий и техники, как при подготовке производства, так и в процессе изготовления изделий.
Особенности требований к детской одежде вытекают из своеобразия ее функций. Под требованиями понимается информация о том, каким свойствам одежды отдается предпочтение в данный момент [1]. Практически все существующие классификации требований к бытовой одежде делят на две группы требований: потребительские и технико-экономические. Среди потребительских требований к детской одежде значимой является группа эргономических требований [2]. Это обусловлено необходимостью обеспечения комфортного состояния организма ребенка.
Современная детская одежда строится на принципах согласования утилитарной и эстетической функций, одновременно удовлетворяя биологические и социальные потребности.
Утилитарная функция одежды для детей характеризуется требованиями соответствия одежды конкретному назначению (по композиционному строю модели, конструкции и материалу) возрастными особенностями телосложения, их облику и психологическому развитию. Кроме того, характер модели, отделка, цветовое решение должны отвечать не только вкусам детей, но и создавать эмоциональный настрой оптимизма.
Эргономические показатели характеризуют степень приспособления изделия к человеку и основаны на эргономических свойствах системы человек-изделие-среда. Они включают комплекс антропометрических, гигиенических, психофизиологических и эстетических требований [1,3,4,5,6].
Антропометрические требования заключаются в соответствии одежды размеру, форме тела, пропорциям, характеру выполняемых движений. Показатели соразмерности детской одежды относятся к одному из обязательных требований при сертификации ее на безопасность [7].
Гигиенические требования определяют теплозащитные функции одежды. Теплозащитность одежды зависит от ряда факторов: структуры используемых материалов, толщины одежды, т.е. количества слоев, из которых состоит одежда; количества и размеров воздушных прослоек, наличия ветрозащитного слоя, влажности и загрязняемости одежды (степени прилегания к телу человека). Отсюда требования к материалам, из которых изготавливается детская одежда: они должны иметь соответствующие значения толщины, объемной массы, воздухо- и паропроницаемости, гигроскопичности, влагоемкости, теплового сопротивления, электризуемости и др. [2].
Психофизиологические требования определяются свойствами, воспринимаемыми человеком в ощущениях [1]. Одежда не должна вызывать у детей отрицательную реакцию и неприятные симптомы.
Эстетические требования к детской одежде определяются совершенством композиции и цветового решения модели, гармонией, соразмерностью частей и целого, пластической выразительностью формы, ее тектоникой, стилистической связью с предметным миром, новизной модели и конструкции, товарным видом [3].
Функциональные требования к детской одежде характеризуются требованиями соответствия одежды конкретному назначению (по композиционному строю модели, конструкции, материалам, возрастным особенностям телосложения, облику ребенка, его психологическому развитию [1]). Композиционно-конструктивное решение модели, вид материалов, их отделка, цветовое решение должны отвечать вкусам детей, степени их восприятия в соответствии с уровнем их развития в каждом возрастном интервале. Здоровье ребенка зависит в значительной степени и от чистоты его одежды. Поэтому детская одежда должна быть простой и удобной, устойчивой к действию стирки и глажения, химической стирки в течение всего периода эксплуатации.
Социальные требования характеризуются соответствием изделий общественным потребностям, обеспечивающим целесообразность их производства и сбыта [1]. Социальные требования определяются, прежде всего, спросом покупателей на целесообразный ассортимент детской одежды (в том числе, размерно-ростовочный), отвечающий социальным основам общественного воспитания детей и выдерживавший конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках.
Технико-экономические требования, предъявляемые к детской одежде можно разделить на конструкторско-технологические и экономические. Конструкторско-технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели, а экономические требования - производственную экономичность (затраты на изготовление моделей одежды) и потребительские расходы на эксплуатацию изделия (химчистку, стирку и восстановление).
При проектировании одежды для детей различных возрастных групп одни требования имеет первостепенное значение, другие - второстепенное. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста первостепенное значение в силу причин, связанных, прежде всего, с физиологией, приобретают гигиенические, антропометрические, эксплуатационные и эстетические требования, а для подростков - функциональные, эстетические, эргономические. Таким образом, при создании новых моделей для одежды разного возраста необходим дифференцированный подход к разработке требований к изделию - в зависимости от вида одежды, ее назначения и применения.
Не менее важна роль одежды в воспитании ребенка, формировании морали и психологии. Этим факторам в настоящее время уделяется внимание как отечественной, так и в зарубежной литературе, но пока еще они почти не учитываются текстильной и швейной отраслями промышленности.
В связи с физиолого-гигиеническими особенностями организма детей детская одежда должна отвечать ряду специфических требований, которые необходимо учитывать при ее проектировании, выборе материалов и комплектовании их в пакет изделия. Конфекционирование материалов при изготовлении детской одежды в настоящее время производится только исходя из их субъективного восприятия без учета физиологических требований [7]. Известно, что на самочувствие человека в одежде оказывают влияние физиолого-гигиенические свойства материала: воздухопроницаемость, гигроскопичность, электризуемость. Значения показателей перечисленных свойств зависят от сырьевого состава материала.
Ассортиментные группы материалов для детской одежды в последние годы можно условно разделить на следующие [8]: ткани различных видов и структур, трикотажные и
нетканые полотна, искусственные кожи, натуральные кожи и меха, искусственные меха, комплексные и дублированные материалы. Разнообразие материалов достигается путем использования современных модифицированных химических нитей и волокон, различных фактур, структур, отделок и художественно-колористических решений (рис.1).
Материалы для одежды
Ткани Ассортиментные группы
Трикотажные полотна
Нетканые полотна
Искусственные кожи
Натуральные кожи и меха
Искусственные меха
Комплексные материалы
Дублированные материалы
ПЭ Полиэфирные Состав волокна и нити
ПА Полиамидные
Вис. Вискозные
ПУ Полиуретановые
ПАН Полиакрилонитрильные
Шерсть
Хлопок
Шелк
Лен
Коллаген, кератин
Рис. 1 - Структура ассортимента материалов, применяемых для детской одежды
Основные изменения в ассортименте текстильных материалов, применяемых для изготовления детской одежды (рис.1), обусловлены изменением сырьевого состава, модификаций волокон и нитей. Сырьевой состав и вид текстильного волокна - один из важнейших факторов, определяющий основные физико-механические и гигиенические свойства материала: прочность, износостойкость, гигроскопичность, электризуемость, устойчивость окраски к физико-химическим воздействиям, а также технологические свойства [8].
В период до 1917 г. для детской форменной одежды использовались чистошерстяные суконные ткана (от 500 до 600 г/м2), в довоенный период (до 1914 года) процентное содержание натуральной шерсти в сукнах было снижено до 50%. При этом вложении восстановленной шерсти - до 10% и хлопка - до 30%, вес снижен до 420-520 г/м2. В 50-х годах начали вкладывать до 10% капронового волокна, а в 60-х - разработаны ткани с 50% лавсана. При этом в целях санитарно-гигиенические правила и нормы вложения химических волокон в материалы для детской одежды в соответствии с их гигиеническими показателями.
При изготовлении материалов для одежды наибольшее применение получили химические волокна и нити: полиэфирные (ПЭ), полиамидные (ПА), целлюлозные (Вис), полиуретановые (ПУ), полиакрилонитрильные (ПАН). Синтетические ткани из ПЭ и ПА нитей и пряжи, имеющие несколько иные свойства за счет широкого использования микронитей, а также отделок, придающих тканям дополнительную мягкость,
грязеотталкивание, уменьшение электризуемости и увеличение гигроскопичности, используется в детских изделиях костюмного, платьевого и плащевого ассортимента [8,9].
Величина массы (веса) 1м2 ткани оказывает влияние на гигиенические свойства детской одежды. Поэтому используемые для детской одежды ткани должны быть легкими, в пределах 100-150 г/м2 [10].
Одежду для детей невозможно представить без материалов содержащих шерсть. Специфические свойства шерстяного волокна, такие как извитость, эластичность, валкоспособность, одновременно влагопоглощение и водоотталкивающие свойства, хорошая окрашиваемость обеспечивают необходимый уровень физико-механических и эксплуатационных свойств материалов, а также комфортность материалов для изготовления детской одежды. Шерсть при относительной влажности воздуха (65%) впитывает 13% влаги, а при 100% влажности воздуха 33% влаги. Полиакрилонитрильные при тех же условиях относительной влажности впитывает 3 и 7% влаги, полиэфирные - 1 и 2% [10]. Высокое содержание влаги препятствует накоплению статического электричества.
Перечисленные положительные свойства применения химических волокон позволяют сделать вывод, что при проектировании одежды для детей целесообразно использовать смешанные ткани, в составе которых должны входить не только волокна натурального происхождения, но и синтетические.
Литература
1. Коблякова, Е.Б. Конструирование одежды с элементами САПР: учебник / Е.Б. Коблякова, Г.С. Ивлева, В.Е. Романов и др.; под ред. Е.Б. Кобляковой. - М.: КДУ, 2007. - 464с.
2. Горшкова, Р.И., Пальянова, С.Г. - Гигиенические требования, предъявляемые к тканям, материалам, одежде и обуви для детей и подростков. // Швейная промышленность. - 1985, №2. - С.7-11.
3. Бескоровайная, Г.П. - Проектирование детской одежды / Г.П. Бескоровайная, С.В. Куренова. - М.: Академия, 2002. - 96с.
4. Дикунова, Е.А. Разработка рекомендаций по проектированию школьной формы (методика и практика). Дисс....канд.техн.наук. - М., 2002. - 195с.
5. Ларькина, Л.В. Разработка технологии проектирования детской одежды с учетом психофизиологического развития ребенка. Дисс....канд.техн.наук. - М., 2001. - 272с.
6. Суконцева, Н.Ю. Исследование и разработка технологии комплексного проектирования одежды для школьников. Дисс.. канд. техн. наук. - Шахты, 2003. - 251с.
7. Беляева, С.А. Особенности проектирования детских изделий. // Швейная промышленность. - 1995 .№2. - С.29.
8. Мартынова, Ю.А. Новое в ассортименте текстильных материалов для одежды. // Швейная промышленность. - 2000.- №5. - С.41-42.
9. Коваль, Е.В., Пищулина, Е.С., Шалыгина, З.И. О качестве текстильных материалов для одежды. // Швейная промышленность. - 2000.-№5. - С.37.
10. Орленко, Л.В. Конфекционирование материалов для одежды: учебное пособие / Орленко Л.В., Гаврилова НИ. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 288с.
© Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова - ст. препод. каф. конструирования одежды и обуви КГТУ, [email protected]; О. Г. Ивашкевич - ст. препод. каф. конструирования одежды и обуви КГТУ, Т. И. Сараева - ст. тпрепод. каф. конструирования одежды и обуви КГТУ.