ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДК687
Л. М. Тухбатуллина, Л. А. Сафина, Д. М. Хасанова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ БРЮК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПА БЕЗОТХОДНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: легкая промышленность, безотходное производство, безотходный крой, экодизайн, окружающая среда.
В статье рассмотрены принципы экодизайна в легкой промышленности, разработана конструкция брюк на основе принципа безотходного производства «zero waste» и доказаны его преимущества.
Keywords: light industry, eco-design, «zerowaste», environment.
The article describes the principles of eco-design in light industry, particularly a way of designing clothes named «zero waste», its benefits are proven by the example of the created model ofpants.
Развитие экодизайна в XXвеке было обусловлено появлением множества глобальных проблем, в частности, экологических. На появление которых повлияло быстрое развитие техники, технологии, увеличение численности населения, рост городов.
Экологичное направление в дизайне появилось в ответ на усугубление экологических проблем в ККвеке. С развитием промышленности, одним из главных источников загрязнения окружающей среды становится легкая промышленность, в связи с этим, в настоящее время, идет постоянное развитие процессов, способных минимизировать вредное воздействие производства. Характерными чертами экодизайна являются:
- максимальна экономия природных ресурсов, используемых в производстве;
- стремление к использованию лишь восполняемых энергетических ресурсов в производстве;
- минимизация отходов произвосдвта на всех его этапах: подготовительном, производственном, эксплуатационном и утилизационном;
- стремление к созданию долговечного изделия
[1].
Модная индустрия все чаще обращается к экодизайну, который основан на принципах экологически чистого производства и характеризуется: рациональным использованием сырья и энергии на производстве;использованием нетоксичных сырьевых материалов;сведением к минимуму количества и степени токсичных выбросов;сокращением негативного воздействия производства на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукции [1, 2]. Принципы экодизайна справедливы для любого производства и представлены на рисунке 1.
Наибольший вред экологии, в процессе производства наносят не отравляющие химические вещества или количество используемой энергии, а обилие отходов, возникающих на всех этапах создания изделий легкой промышленности. Исследователи, работающие в области регулирования отходов, разработали иерархию
управления утильсырьем, которая справедлива и для легкой промышленности. Данная иерархия разработана в 1999 году компанией White, Franke&Hindle и представлена на рисунке 2 [3].
Рис. 1 - Принципы экодизайна
Как видно из рисунка, опции направленные на максимальное сокращение отходов в процессе производства являются наиболее значимыми. Наиболее эффективным признано сокращение отходов на ранних этапах производства, особенно на стадии проектирования продукции.
Именно поэтому одним из набирающих популярность направлений в экодизайне является принцип безотходного производства«zeшwaste». В легкой промышленности он характеризуется сокращением или полным отсутствием текстильных отходов при производстве изделий. Принципы
безотходного производства, представлены на рисунке 3.
Рис. 2 - Иерархия управления отходами
Рис. 3 - Принципы безотходного производства
Безотходный крой в дизайн-проектировании одежды существовал на протяжении многих веков, например, большая часть народных костюмов спроектирована подобным образом, сюда относятся рубахи, кимоно, сари, хитоны.
Новатором в применении технологии безотходного производства является ЗандраРодз (ZandramRhodes), создававшая изделия «косого кроя» еще в ХХвеке [4]. Тем не менее, сам термин «zerowaste» появился лишь в 2000-х годах. К дизайнерам, использующих принцип zerowaste относятся Maison Martin Margiela, Yeohlee Teng, Timo Rissanen, Holly McQuillan, Tara St James и большая часть японских дизайнеров.Также в настоящее время проводятся различные выставки, посвященные новым идеям по применению
безотходного производства. «YIELD: Making fashion without making waste» является одной из них и регулярно проводится в Нью-Йорке.Современные дизайнеры прибегают к принципу zerowaste^ только как к способу создания экологически чистой продукции, но и как к способу создания совершенно новой формы одежды и аксессуаров [5].
Технология производства по принципу «zero waste» отличается от стандартного метода проектирования изделий тем, что при последнем задумку дизайнера определяет раскрой полотна, а при первомконструкция изделия вписывается в определенный отрезок ткани. Такой принцип производства дает меньшую потерю ткани на начальном этапе производства и позволяет сократить количество межлекальных отходов или вовсе свести их к нулю. На рисунке 4 представлен эскиз брюк, спроектированныхна основе принципа безотходного кроя.
Рис. 4 - Технический рисунок брюк
«Zerowaste» в настоящее время является наиболее применяемым принципом экодизайна в легкой промышленности, так как решает наиболее насущные проблемы в области экологии. Среди них: истощение ресурсов и энергии и перенасыщение территории земли производственными отходами.
В ходе работы на основе принципа безотходного производства разработана конструкция брюк, раскладка лекал которыхпредставлена на рисунке 5.
Раскладка лекал производится на куске ткани шириной 140 см и длинной 100 см. Таким образом, площадь расходуемой ткани составляет14000 см2.
При раскрое брюк задействована вся площадь текстильного материала, следовательно, количество межлекальных выпадов составило 0%.
а - карман
Рис. 5 - Раскладка лекал деталей брюк
Тогда как при раскладке одного комплекта лекал классических брюк, представленных на рисунке 6, на куске ткани шириной 140 см и длинной 135 см, площадью 18900 см2 количество межлекальных выпадов составляет 7000 см2, то есть 37 % .
брюк
Использование принципа безотходного производства позволило свести к нулю количество отходов, получаемых в процессе раскроя изделия. Тем самым, подтверждая, что использование принципа «zerowaste» позволяет сэкономить коллосальное количество используемых ресурсов, не только в качестве сырья, но и в виде энергии, так как требует меньшее количество операций при раскрое и пошиве изделий.
Таким образом, принцип безотходного производства «zerowaste» является одним из перспективных направлений экодизайна. Его основная задача состоит в поэтапном улучшении состояния окружающей среды в связи с разработкой и внедрением экономически выгодных и экологически значимых проектов, основанных на бережном отношении к ресурсам.
Литература
1. Тухбатуллина Л.М. Влияние производства натурального и искусственного меха на окружающую среду / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, Д.М. Хасанова. - Вестник технологического университета. 2016. - T.19, №6. - С. 80-83.
2. Конык, О. А. Методология и практика чистого производства: учебное пособие / О. А. Конык, В.В. Жиделаева, В.С. Пунгина. - Сыкт. лесн. ин-т. -Сыктывкар: СЛИ, 2015. - 196 с.3. mnr.gov.ru Минприроды России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/. - свободный. -Проверено 11.03.16.
3. Grieg-Gran M. Analysis of Waste Management Options for Used paper / M. Grieg-Gran, V. Gadhvi. - Canada: Sub-Study Series, 1999. - 53 р.
4. Singer Amy de la Hay. Zandra Rhodes and the Art of Textiles: A Life Long Love Affair / Amy de la Hay. -London.: Antique Collectors Club Dist, 1955. - 160 p.
5. 3. Rissanen, T. Zero-waste fashion design: a study at the intersection of cloth, fashion design and pattern cutting / T.
Rissanen. - Sydney.: University of Technology, 2013. - 313 p.
6. ГОСТ 20521-75. Технология швейного производства. Термины и определения [Текст]. - Москва: ИПК Изд-во стандартов, 1992. - 75 с.
Рис. 6 - Раскладка лекал деталей классических
© Л. М.Тухбатуллина - к.п.н., доц. каф. дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. А.Сафина - к.п.н., доцент той же кафедры, [email protected]; Д. М. Хасанова - магистр той же кафедры, [email protected].
© L. M. Tukhbatoullina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; L. A. Safina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; D. M. Hasanova - Master of the Department of Design, KNRTU, [email protected].