Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ПЕРЕВОЗКА / ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / МОЛЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Куликов А. В., Барский Д. Н.

Статья посвящена проектированию автотранспортной системы доставки молочных продуктов на объекты г. Волгограда. В статье рассматривается совершенствование организации системы доставки молочных продуктов, включающее в себя: выбор оптимального подвижного состава, маршрутизацию перевозок, создание технологических схем и технологического проекта, анализ производительности автомобиля, расчет экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN, MOTOR OF THE DELIVERY SYSTEM OF DAIRY PRODUCTS

The article is devoted to the design of the motor transportation system for the delivery of dairy products to the facilities of Volgograd. The article examines the improvement of the organization of the delivery system for dairy products, which includes: the selection of the optimal rolling stock, the routing of transportation, the creation of technological schemes and technological design, the analysis of vehicle performance, the calculation of economic efficiency.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ»

УДК637.1:470.319

Куликов А.В., к.техн.н.

доцент

кафедра «Автомобильные перевозки»

Барский Д.Н. студент магистратуры 1 курса факультет автомобильного транспорта Волгоградский государственный технический университет

Россия, г. Волгоград ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Аннотация: Статья посвящена проектированию автотранспортной системы доставки молочных продуктов на объекты г. Волгограда. В статье рассматривается совершенствование организации системы доставки молочных продуктов , включающее в себя: выбор оптимального подвижного состава, маршрутизацию перевозок, создание технологических схем и технологического проекта, анализ производительности автомобиля, расчет экономической эффективности.

Ключевые слова: автотранспортная система, перевозка, выбор подвижного состава, молчные продукты, экономическая эффективность.

Kulikov A. V., candidate of technical Sciences, associate Professor

associate Professor of "road transport" Volgograd state technical University Russia, Volgograd Barsky, D. N. student

1 course of the faculty of automobile transport Volgograd state technical University Russia, Volgograd DESIGN, MOTOR OF THE DELIVERY SYSTEM OF DAIRY

PRODUCTS

Abstract: The article is devoted to the design of the motor transportation system for the delivery of dairy products to the facilities of Volgograd. The article examines the improvement of the organization of the delivery system for dairy products, which includes: the selection of the optimal rolling stock, the routing of transportation, the creation of technological schemes and technological design, the analysis of vehicle performance, the calculation of economic efficiency.

Keywords: motor transport system, transportation, choice of rolling stock, silk products, economic efficiency

Перевозка молочных продуктов представляет собой довольно сложный процесс последовательных, взаимосвязанных и взаимовытекающих операций, регламентирующих все действия по перемещению материалов от

места их производства до места потребления, в котором повышение общей эффективности редко можно достигнуть путем повышения какого-то одного или нескольких факторов без учета их взаимодействия.

Основными показателями работы транспорта при обслуживании систем доставок молочных продуктов являются себестоимость и своевременность доставки, безотказность работы транспорта, минимальные грузопотери в процессе доставки и т.д.

Целью работы является, совершенствование организации процесса перевозки молочной продукции от производителя до получателя.

Основными задачами являются:

1. Выбор подвижного состава

2. Анализ производительности автоцистерны

3. Создание технологических схем и технологического проекта

4. Маршрутизация перевозок

5. Расчет экономической эффективности

Молочная промышленность занимает особое место среди отраслей пищевой промышленности. Молоко является продуктом повышенной социальной значимости, особенно потому, что данный товар, входящий в «минимальную потребительскую корзину», способен обеспечить жизнедеятельность организма человека, снабжая его абсолютным большинством необходимых белков, жиров, минеральных веществ, углеводов и пр.

Специализированный подвижной состав для перевозки молока

Как известно, молоко - это один из основных продуктов питания. Для перевозки его с ферм на перерабатывающие предприятия, а также непосредственно к потребителям используется специальный вид автоцистерн - молоковозы. Молоковоз — тип специальной техники, разновидность вагона-цистерны, предназначенная для перевозки молока, также молоковоз может перевозить питьевую и минеральную воду, растительное масло. Термоизоляция цистерны молоковоза позволяет транспортировать молоко в течение 10 часов при температуре воздуха до +35 градусов. Кузов молоковоза выполнен в виде цистерны или бункера изготовленных из нержавеющей стали. В СССР из-за недостаточного уровня промышленного производства автоцистерны для перевозки молока изготавливались из алюминиевых сплавов. Проблема алюминиевых сплавов в том что они не отвечают санитарным требованиям предъявляемым к перевозке пищевых продуктов, основная причина - окисление. Единственный материал который при контакте с пищевыми продуктами не подвергается окислению - нержавеющая сталь.

Молоковоз - тип автомобилей с цистернами назван потому, что чаще всего в нем перевозят молочные продукты, но цистерны молоковозов также используют для перевозки кваса, пива, минеральной воды, виноматериалов или спиртосодержащих жидкостей, и даже живой рыбы.

Большинство молоковозов имеет ряд конструктивных особенностей,

позволяющих обеспечить удобство и эффективность их использования:

Молоковозы снабжаются встроенным насосом, на который устанавливается счетчик. Это дает возможность легко вести учет перевозимого груза.

Покрытие цистерны молоковоза отвечает всем гигиеническим требованиям, и в то же время легко подвергается очистке.

Анализ производства молока в 2016 году в РФ Производство молока в России в хозяйствах всех категорий в январе-сентябре 2016 года составило 24 031,9 тыс. тонн. По отношению к аналогичному периоду 2015 года надои молока снизились на 0,7% или на 163,0 тыс. тонн. К аналогичному периоду 2014 года - на 0,9% или на 224,4 тыс. тонн, к январю-сентябрю 2013 года - на 0,8% или на 203,8 тыс. тонн.

Прирост производства произошел в сельхозорганизациях и крестьянской - фермерских хозяйствах. Так, за 3 года (в январе-сентябре 2016 года, по отношению к январю-сентябрю 2013 года) в сельхозорганизациях производство молока выросло на 5,8% или на 632,2 тыс. тонн. В крестьянско-фермерских хозяйствах рост составил 15,0% или 210,4 тыс. тонн. В хозяйствах населения наблюдается снижение объемов производства на 8,8% или на 1 046,4 тыс. тонн.

| Сельхозорганизацни Крестьянско-фермерские хозяйства Хозяйства населения ♦ ВСЕГО

Рисунок 1 - Производство молока в России

В структуре производства молока в январе-сентябре 2016 года 48,0% пришлось на сельхозорганизации, 45,3% - на хозяйства населения, 6,7% - на крестьянско-фермерские хозяйства.

Фермерские хозяйства и молокозаводы Волгоградской области

Рисунок 2 - Фермерские хозяйства и молокозаводы Волгоградской

области

Использование логистического подхода в организации доставки молочной продукции населению г. Волгограда

Обеспечение населения молочной продукцией заслуживает особого внимания в виду высокой социальной значимости этих продуктов. Поэтому минимизация логистических издержек в цепи: снабжение - производство -сбыт, наряду с полным и своевременным удовлетворением спроса становится приоритетной задачей. Совершенствование перевозочного процесса необходимо проводить с учетом комплексного решения вопросов производства, заготовки, хранения, транспортирования и реализации, т.е. учитывать интересы поставщиков, потребителей и транспортных организаций.

Молочная продукция составляет 32% (290 кг) от общего объема потребительской корзины для трудоспособного населения, 30% (257,8 кг) для пенсионеров и 34% (320 кг) для детей.

Предлагаемые машруты перевозки молочных продуктов Таблица 1 - Характеристика маршрутов _

Показатели При существующем маршруте При предлагаемом маршруте

Транспортная работа, т.км 26,57 21,96

Коэффициент использования грузоподъемности 0,92 0,92

Коэффициент использования пробега 0,84 0,84

Пробег с грузом, км. 20,6 17,6

Производительность автомобиля, т/ч 1,1 1,2

Время ПРР, ч 0,42 0,42

предлагаемом маршруте, коэффициент использования пробега в данном варианте также самый высокий.

Технологические схемы перевозки груза

Грузовая перевозка молочной продукции, предназначенная для получателя груза, автотранспортным средством должна осуществляться в быстрые сроки, так как эта продукция является скоропортящейся. Молочная продукция, предназначенная для получателя груза путем грузовой перевозки автотранспортным средством, должна быть сертифицирована.

Характеристика автомобилей представлена в таблице 2 .

Таблица 2 - Характеристика подвижного ^ состава

Марка подвижного состава Грузоподъемность, т Себестоимость работы, руб./ч.

Фотон Ollin BJ1039 1,5 1100

PEUGEOT - BOXER JUMPER DUCATO 1,59 1150

MERCEDES-BENZ - Atego 816 1,7 1220

Рисунок 3 - Технологические схемы перевозки молочной продукции: 1-автомобилем Фотон Ollin BJ1039, 2-автомобилем PEUGEOT - BOXER JUMPER DUCATO, 3-автомобилем MERCEDES-BENZ - Atego 816

Таким образом, по критерию минимального времени транспортного цикла наиболее выгодным является технологическая схема 1 - доставка автомобилем Фотон Ollin BJ1039 (2,15 ч).

Использованные источники:

1. Грузовые автомобильные перевозки : учебник для вузов / А. В. Вельможин [и др.] - Москва : Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.

2. Фетюхина, М.В. Анализ и совершенствование перевозочного процесса ОАО "Компания Юнимилк" / М.В. Фетюхина, С.Ю. Фирсова, А.В. Куликов //

3. Вишневедский, Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: учеб./ Ю.Т. Вишневедский.- М.: Издательство- торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 380с.

4. Воркут, А.И. Грузовые автомобильные перевозки / Воркут А.И.-2-е изд., перераб. и доп. -К.:Вища шк. Головное изд-во, 1986.-447 с.

5. Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А. Э. Горев. -2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288 с.

6. Гудков, В.А. Основы логистики: учеб. для вузов / В.А.Гудков, Л.Б. Миротин, С.А. Ширяев, Д.В. Гудков; под ред. В.А. Гудкова. -М.: Горячая линия - Телеком, 2004.-351 с: ил.

7. Гудков, В.А. Управление техническими системами: учеб. пособие. / В.А. Гудков, С.А. Ширяев, А.А. Раюшкина; Волгогр. гос. техн. ун-т.- Волгоград, 2000.-64с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.